Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на ноябрь 2018 (5779г.)...  Файлы:  Прославление и поклонение - 10.11.2018... 
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Пожертвования
Loading

КРОВАВЫЙ НАВЕТ В РОССИИ. ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ОЧЕРКИ

08/08/2008

Cемен Резник


 

Оп. в журнале "Вестник"в 1999-2000 гг. http://www.vestnik.com. См. антисемитизм.

Книжное издание: М.-Иерусалим: ДААТ/Знание, 2001. 193 с. 2 тыс. э.

О нем: http://belousenkolib.narod.ru/Publicism/reznik.html, тут и тексты.

 

Семен Резник (1938, Москва) — русский писатель, с 1982 года живущий в США. Окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ).
Печатается с 1960 года. Автор ряда научно-художественных книг об ученых и науке (биографии Н. И.Вавилова, И.И. Мечникова, В.О. Ковалевского, Г. С. Зайцева, В.В. Парина и др.), исторических романов («Хаим-да-Марья», «Кровавая карусель»), историко-публицистических книг («Красное и коричневое», «Нацификация России», «Растление ненавистью); редактор-составитель книги «Сахаровские слушания. Четвертая сессия», соредактор английского издания книги Н. И. Вавилова «Пять Континентов».
Семен Резник широко публикуется в русскоязычной, а также англоязычной печати. До эмиграции он десять лет работал редактором серии «Жизнь замечательных людей», затем был свободным художником. В США С. Резник в течение девяти лет работал редактором журнала «Америка», а в последние годы он является сотрудником русской службы «Голоса Америки». Его книги и статьи выходили на английской, немецком, венгерском языках.
В 1982 году Семен Резник был исключен из Союза писателей СССР.
В 1997 году восстановлен в Союзе писателей Москвы, являющегося правопреемником Московского отделения Союза Писателей СССР.

Его же: Вместе или врозь? Заметки на полях книги А. И. Солженицына. Издательство: Захаров, 2003 г. Твердый переплет, 432 стр. ISBN 5-8159-0332-9. Тираж: 5000 экз. Формат: 84x108/32

 

 

Многим это кажется диким, невероятным, невообразимым. Каким-то массовым помешательством, ввергающим общество в дремучее средневековье. Но факт остается фактом: средневековые обвинения евреев в ритуальных убийствах стали в современной России "бытовым явлением", по крылатому выражению В.Г.Короленко. Откуда эта напасть, чем вызвано такое наваждение? Предлагаемые очерки - попытка ответить на эти вопросы.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Миф о ритуальных убийствах уходит корнями в седую древность.
С распространением по просторам Римской империи раннего христианства внимание "ритуалистов" было отвлечено от иудеев в сторону адептов новой религии. Христиан обвиняли в том, что на своих тайных сборищах они предаются блуду, кровосмешению и - приносят в жертву своему распятому Богу маленьких детей, упиваясь их кровью и пожирая их раздираемое на куски тело. Под градом таких обвинений тысячи христиан подвергались страшным мучениям и лютой смерти.

Из христианских источников II-V веков видно, сколь частыми были такие обвинения и к каким последствиям они приводили. Об этом говорят многочисленные свидетельства отцов церкви - от казненного в 165 году Святого Иустина до Сальвиана, жившего в V веке.

Шельмование не помогло, "религия черни" охватывала все более широкие слои населения и в конце концов утвердилась как господствующая. Но еще долго среди молодого христианства царил разброд. Возникало множество сект, по-своему толковавших некоторые догматы вероучения. И тогда в борьбе с ними отцы церкви стали использовать те же клеветнические обвинения: в свальном грехе, кровосмешении и - ритуальных убийствах. Когда же прочное здание церкви было выстроено, в христианских странах чуть ли ни единственным религиозным меньшинством оказались евреи. И тогда христиане стали их обвинять в том, в чем раньше обвиняли самих христиан.

В работе "Святой Иоанн Хризостом (Златоуст) и христианский антисемитизм" ("Вестник" #14, 1996, сс.30-33), Борис Кушнер указывает, что "в начале V века в Антиохии разразились погромы и впервые были письменно зафиксированы клеветнические христианские обвинения евреев в ритуальных убийствах". Правда, в книге В.В.Скрипицына "Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их", написанной, по повелению императора Николая I (впервые издана в 1844 году), имеется указание на еще более ранние гонения такого рода: в 4-ом столетии, "при Кесаре Константине жиды были изгнаны из некоторых провинций [Римской империи] за то, что распяли христианского ребенка на кресте в Страстную пятницу" ("Сергиев посад", 1992, #9, с.11). Однако историки, изучающие Рим эпохи императора Константина, этого не подтверждают. Никаких сведений об изгнании евреев в годы царствования этого монарха они не находят. Так что первые, наиболее ранние гонения на евреев со стороны христиан, вызванные кровавым наветом, относятся именно к Антиохии V века.

В последующие века аналогичные обвинения распространялись по свету вместе с христианством. К тому времени, когда князь Владимир крестил Русь, они уже превратились в стойкое суеверие. Великий святой Русской православной церкви Феодосий Печерский, основатель Киевско-Печерского монастыря, проповедовал, что правоверным христианам надлежит прощать своих врагов, но "не врагов Божиих", к коим он относил "латынян", то есть католиков, магометан, представителей армянской церкви, но в особенности евреев. По всей видимости, он был убежден в том, что евреи совершают ритуальные убийства. Его вожделенной мечтой было "пострадать" ради Господа от их руки. "Более всех ненавидел Феодосий жидов, и жизнеописатель его говорит, что он ходил к жидам укорять их, досаждал им, называл безбожниками и отступниками и хотел быть от них убитым за Христа" (Н.Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - т.I, Спб., 1912, сс.19-20).

Стать "убитым за Христа от жидов" Феодосию не сподобилось, зато эта честь выпала его младшему современнику, иноку того же монастыря Евстратию. Если верить современному исследователю О.Платонову, то в Киевских пещерах до сих пор сохраняются мощи Святого Евстратия, "распятого на кресте иудеями в Великую пятницу при обряде поругания Иисуса Христа в 1096 году" (О.Платонов, Терновый венец России. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против христианской цивилизации. - Москва, 1998, с.109; далее в ссылках: Платонов-1).

В упомянутой работе В.В.Скрипицына приводится следующая справка:

"В Патерике находится житие его [Евстратия] и говорится, что святой угодник был киевлянин, взят в плен половцами при нашествии хана Боняка в 1096 году, продан в Корсунь [Херсонес] еврею, который подверг его разным мукам и, наконец, к празднику пасхи своей распял его на кресте, а потом бросил в море. Тут нашли его тело русские христиане и привезли в Киев" (цит. по: "Сергиев Посад", 1992, #9, с.11). Приведя эту справку, Олег Платонов счел ее недостаточной и обратился к самому Патерику (своду жизнеописаний святых). Из Жития великомученика Евстратия он узнал, что при нашествии половцев на Киев "многие были посечены мечами", тогда как Евстратий был захвачен в плен и продан "проклятому жидовину" в "греческую землю в числе 50 христиан". Имена остальных 49 пленников летописцу неизвестны, так же как и имя того, кто их купил. Но национальная и религиозная принадлежность купившего у него не вызывала сомнений.

Летописцу известно также, что "жидовин" приобрел пленников не для того, чтобы использовать их труд или перепродать их с выгодой на невольничьем рынке. "Жидовин" был одержим одной, но пламенной страстью: "побудить пленников своих отречься от Христа". В противном случае он угрожал уморить их голодом, так что некоторые заколебались. Но Евстратий стал стыдить товарищей по несчастью, укреплял их стойкость личным примером. В результате все они умерли от голода за 7-10 дней, но от веры христовой не отреклись. Евстратий же продержался дольше, так как был закален в монастыре длительными постами. Он оставался "жив и невредим" 14 дней. Как раз подошло время еврейской пасхи, и тогда "жидовин", сообразив с опозданием, кто сорвал его злодейский план, "ругался над Святым Евстратием так же, как отцы его - над Самим Господом нашим Иисусом Христом", то есть распял его на кресте.

Не трудно понять, что в отместку за это злодеяние Божья кара постигла не только самого преступника, но всех евреев Корсуни и остальной Греции, ибо "в тот же день пришло повеление от царя Греческого изгнать из области его всех жидов, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучения христиан". Главный же злодеянин был повешен на дереве, "и так злоба его обратилась на его голову и он воспринял участь Иудина удавления". Ну а нетленные мощи Евстратия были выловлены из моря и доставлены в Киев (Платонов-1, сс.139-141).

Как удалось опознать труп Евстратия, летописец не сообщает, а пересказывающий его творение Олег Платонов об этом не задумывается. Умалчивают оба и о том, как же было определено, что мертвое тело приплыло именно из греческой Корсуни (Херсонеса), и откуда стали известны подробности драмы, разыгравшейся в этом далеком городе, коль скоро никто из очевидцев не уцелел.

Автор "Жития" Евстратия, похоже, был ясновидцем. Его взор проник не только в греческую Корсунь, но и в само царствие небесное, где, по его словам, Евстратий "сподобился царствовать с Самим Победителем смерти Христом" (Платонов-1, сс.139-141).

Перед нами типичный средневековый миф - смесь фантастики с нравоучениями. Именно такие мифы и содержатся в литературных памятниках, называемых Патериками. Это "сб[орники] жизнеописаний, порой фантастических (курсив мой. - С.Р.), отцов церкви, монахов к[акого]-л[ибо] одного монастыря, обычно признанных церковью святыми" (Советский энциклопедический словарь. - Изд-во "Советская энциклопедия", Москва, 1980, с.986). Но современный исследователь со степенью доктора исторических наук опирается на этот литературный памятник как на исторический и даже юридический документ. Объясняется это тем, что у современных ритуалистов просто нет другого выхода. Житие Святого Евстратия - это единственное дошедшее до нас произведение древнерусской литературы, в котором нашел отражение кровавый навет на евреев. Обойти его или отнестись к нему критически - значит, оставить в повествовании зияющую пустоту. Продолжение статьи вы можете найти в разделе Файлы категория Книги

Прочтено: 2168