Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

ХАНУКА

30/09/2008



БАЙТ ПАТУАХ – 95 ПРАЗДНИК, УСТАНОВЛЕННЫЙ В ПАМЯТЬ О ВОССТАНИИ И О ЧУДЕ

"В тот же самый день, когда идолопоклонники осквернили Храм, в тот же день Храм был очищен - двадцать пятого числа месяца кислев... И по все­общему согласию установлен был для всего еврейского народа праздник, отмечать который надлежит из года в год в эти дни. Таковы были события, произошедшие в конце правления Антиоха, прозванного Эпифаном" (Вто­рая книга Маккавеев. 10: 8,9).

25 числа месяца кислев еврейский народ отмечает начало праздника Ханука. Праздник, центральное место в котором занимает зажигание свечей, продолжается восемь дней. Он был установлен в память об одном из важнейших событий в ис­тории нашего народа, которое произошло во II в. до н. э., - восстании против Антио­ха IV, правителя эллинистической империи, в состав которой входила тогда Страна Израиля. Восстание это вспыхнуло вследствие жестокого политического, экономи­ческого, культурного и религиозного гнета, которому подвергались евреи в Эрец-Исраэль. Восстание закончилось полной победой евреев над греками, был освобож­ден Иерусалим, возобновилась служба в Храме. Еврейский народ вновь обрел госу­дарственную независимость в своей стране.

Согласно традиции, в ходе освобождения и очищения Храма произошло чудо с кувшинчиком масла, в память о котором и был установлен праздник.

  ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

В священном здании Храма, построенного в Иерусалиме на горе Мория (Храмо­вой горе), хранился Ковчег завета. Храм был центром и средоточием духовной жиз­ни всего еврейского народа. Три раза в году - в праздники Песах, Шавуот и Сукот - народ совершал паломничество в Храм, чтобы совершить там жертвоприношения и вознести благодарственные молитвы Богу.

Существовало два Храма. Первый был построен царем Шломо (Соломоном). Его строительство продолжалось семь лет. Согласно еврейским источникам, Первый Храм простоял 410 лет и был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. Второй Храм был построен после возвращения из Вавилонского пленения. Вернувшиеся в Иудею изгнанники, воодушевленные призывами пророков Хагая и Зхарьи и получившие согласие персидского царя Кира, правившего тогда страной, начали строительство Храма. Завершилось оно спустя четыре года, ок. 515 г. до н. э. В конце I в. до н. э. царь Ирод значительно перестроил и расширил здание Храма, сделав его столь ве­ликолепным, что мудрецы Талмуда говорили: "Тот, кто не видел здания, построенно­го Иродом, в жизни своей не видел красивого здания". Согласно еврейским источни­кам, Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

Одним из главных достижений восстания Маккавеев было возобновление служ­бы в Храме. Сразу же после изгнания греков из Храма Иегуда Маккавей, вождь повстанческих войск, приказал удалить из Храма языческих идолов, установленных там греками, и возобновить службу, в том числе исполнение заповеди о Меноре - сделанном из золота храмовом светильнике. Примерно 2160 лет назад, 25-го числа месяца кислев Йегуда Маккавей при большом стечении народа заново освятил Храм. В ходе торжественной церемонии он зажег светильники на золотой Меноре, воскурил благовония на золотом жертвеннике и совершил жертвоприношения. Огонь Меноры должен был гореть постоянно, никогда не угасая. Но поиски чистого, не оскверненного греками масла не увенчались успехом. И все же после долгих поисков в Храме нашелся кувшинчик с маслом, на котором сохранилась печать первосвящен­ника. Печать эта свидетельствовала о том, что масло чисто и пригодно для зажига­ния огня в Меноре. Но масла в кувшинчике было столько, что его едва хватило бы на один день! И Всевышний совершил чудо: масло это горело целых восемь дней. В память об этом и был установлен праздник - горящие свечи призваны напо­минать о чуде.

ХАНА И СЕМЬ ЕЕ СЫНОВЕЙ

Рассказ о Хане и семерых ее сыновьях - одна из наиболее трагических страниц еврейской истории эпохи Хасмонеев. Рассказ этот приводится во Второй книге Маккавеев (гл. 7) и в Вавилонском Талмуде (трактат Гитин, 57). Хана и семь ее сыновей отказались поклониться языческому идолу и погибли, освятив имя Господа. Гречес­кие солдаты пытались заставить детей, всех по очереди, поклониться идолу и отве­дать свинины. И то, и другое еврейская религия строжайше запрещает делать ев­рею. Все сыновья, каждый в свою очередь, отказались выполнить требование сол­дат и были подвергнуты мучительной смерти на глазах у матери. Когда подошла очередь последнего, самого маленького сына, солдаты решили добиться своего об­маном. На землю как бы случайно уронили кольцо и попросили мальчика поднять его. Сделай он это, со стороны могло показаться, что он кланяется идолу. Но маль­чик разгадал хитрость солдат и отказался выполнить их приказ. Он тоже был каз­нен. Тогда Хана упросила солдат позволить ей поцеловать своих убитых детей, пос­ле чего покончила с собой, бросившись с крыши. Талмуд говорит, что Хана поддер­живала дух в своих сыновьях, просила их терпеливо переносить мучения и погиб­нуть, освятив имя Господа. А седьмому сыну сказала: «Сын мой, иди к праотцу на­шему Аврагаму и скажи ему: "Так говорит моя мать: Нечем тебе гордиться! Ты по­строил один жертвенник, а я - семь. Тебя Всевышний только испытал на готовность принести жертву, от меня Он потребовал самой жертвы"» (Гитин, 57).

История героизма и стойкости Ханы и ее сыновей, которая произошла в эпоху гонений Антиоха Эпифана, воодушевляла еврейский народ в тяжелые времена, за­каляла его дух, вселяла в него уверенность в высшей ценности его священных идеалов, ради которых стоит пренебречь указами властителей-злодеев и идти на смерть.

ВОИНА НЕМНОГИХ ПРОТИВ МНОГОЧИСЛЕННЫХ

Вначале силы повстанцев представляли собой мелкие партизанские отряды, но уже спустя короткое время небольшая еврейская армия, состоявшая из доброволь­цев, могла вступать в открытый бой с громадной профессиональной армией греков. Матитьягу умер в 166 г. до н. э., и руководство восстанием взял на себя третий его сын Иегуда Маккавей. Очень скоро выяснилось, что он обладает талантом гениаль­ного стратега и полководца. Иегуда умело использовал преимущества еврейских повстанцев, быстрых в передвижении по хорошо знакомой им местности. Он вступил в решающий бой с командиром греко-сирийского войска Аполлонием, наместником Антиоха в Самарии, и нанес ему сокрушительное поражение. Сам Аполлоний был убит. Иегуда взял меч Аполлония и сражался с ним в руках до конца своих дней. Маккавей вели военные операции в лучших традициях партизанской войны. Всту­пая в ту или иную деревню, они разрушали построенные митьявним языческие алтари и призывали верных своему народу евреев к оружию - к воине против греко-сирийского владычества и против их союзников-митьявним,  сосредоточившихся в Иерусалиме. Освобождению Иерусалима предшествовало еще три крупных сраже­ния: у Бейт-Хорона в 166 г., у Эммауса в 165 г. и у Бейт-Цура в 164 г. После этого последнего сражения, в том же 164 г. до н. э. Маккавей освободили Иерусалимский Храм. Иегуда Маккавей стоял во главе восстания на протяжении пяти лет, пока не погиб в сражении у Эльасы в 161 г. до н. э. Братья похоронили его в Модиине, рядом с могилой отца. С освобождением Иерусалима восстание не закончилось. Маккавей продолжали освободительную войну еще много лет, пока Иудея не обрела полную политическую независимость. Период независимости продолжался ок. 200 лет, вплоть до разрушения римлянами Второго Храма.

ГЕРОЙСКАЯ СМЕРТЬ ЭЛЬАЗАРА

Книга Макхавеев рассказывает о ги­бели Эльазара. одного из пяти братьев-Маккавеев, который поразил боевого слона, своего рода "танк" тогдашних времен.

То сражение было одним из наибо­лее важных во всей войне. Греко-си­рийская армия во главе с Антиохом Евпатором, молодым царем, унаследовав­шим престол Антиоха Эпифана. шла через земли Идумеи, направляясь к ру­бежам Иудеи. Йегуда Маккавей вы­нужден был снять осаду с крепости Акра, которая была построена в Иеру­салиме, к югу от Храмовой горы и в которой размещался сирийский гарни­зон, и отправиться навстречу врагу. Ре­шающая битва произошла возле го­рода Бейт-Зхарья.

Во время боя Эльазар заметил, что один из греческих боевых слонов укра­шен богаче других и решил, что на нем находится царь. Он бросился к слону, встал под его брюхом и вонзил в него свой меч. Рухнувший слон раздавил смельчака. В конце этого сражения Йегуда вынужден был отступить в гор­ный район Гуфна, где в свое время началась его карьера полководца.

ПОЧЕМУ ЙЕГУДУ ХАСМОНЕЯ НАЗЫВАЛИ МАККАВЕЕМ?

Йегуда, сын Матитьягу, получил прозвище Макаби (в русской традиции - Маккавей), точное значение которого неизвестно. Одни считают, что это аббревиатура слов из книги Шмот (15: 11), ставших девизом восставших, - ми хамоха баэлим гашем (досл. "кто, как Ты, среди сильных, Господь?"). По мнению других, "Макаби" это аббревиатура слов Матитьягу коген бен Иоханан ("Матитьягу - первосвященник, сын Йоханана"). Есть и еще одна версия: слово макаби происходит от макавет, "молот", потому что Йегуда, словно гигантский молот, громил своих врагов.

 Йегуде Маккавею удалось разгромить гораздо более сильную, чем его собствен­ная, греко-сирийскую армию, поскольку он удачно использовал быстроту передви­жения своих солдат по местности. Ему удавалось внезапно нападать на врага в узких горных ущельях, где у греков не было возможности маневрировать. Йегуда Маккавей заставлял противника вступать в сражения со своей армией там, где у еврейских воинов было преимущество.

МОИ СВЕЧИ

Слова: Моррис Розенфельд

Музыка: народная

Неротай газарурйм,

Ма рабу гасипурй,

Ли йильат гаор;

Аль дамим вехишлонот,

Аль труот шель ницхонот -

Аль кравот шель дрор.

ЗАЖИГАНИЕ ХАНУКАЛЬНЫХ СВЕЧЕЙ

"Было это в месяце кислев. И вошли они в Храм, и нашли один лишь кув­шинчик неоскверненного масла, которого могло хватить всего на один день. Но зажгли они это масло в лампадах, и горело оно восемь дней, пока не выжали они из маслин чистое масло. Поэтому и установили мудрецы того поколения, что восемь этих дней, начиная с 25-го кислева, будут днями радости и прославления Всевышнего, и в эти дни будут зажигать светильники у дверей домов каждую ночь - чтобы провозглашать о чуде" (Рамбам [р. Моше бен Маймон. 1138-1204], Законы Хануки. ч. 3).

ЗАЖИГАНИЕ ПЕРВОМ СВЕЧИ. Основная заповедь, которую мы исполняем в Хануку, это принесение благодарности Богу за чудо, которое Он для нас совершил. Мы провозглашаем об этом чуде, зажигая свечи. Для зажигания свечей использу­ется семиствольный подсвечник - ханукия. В первый день праздника мы зажигаем одну свечу и произносим три благословения:

Благословен Ты. Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальные свечи! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, совершивший чудеса для предков наших в те дни, в это время года! Благословен Ты, Господь. Бог наш, Владыка Вселенной. Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

ВОСЕМЬ СВЕЧЕЙ. В следующие семь дней праздника произносят только два пер­вых благословения. В первый день зажигают одну свечу, во второй - две, в третий - три и т. д. В восьмой, последний день зажигают восемь свечей. Свечи устанавли­вают на ханукие справа налево, но зажигают их в обратном порядке: слева направо. Лучше всего - зажигать светильник с оливковым маслом, но пригодны для этого лю­бые масла и любые фитили.

"За чудеса, и за избавление, и за могущество Твое, и за спасение, и за зна­мения, и за утешение, и за войны, которые Ты совершил для предков на­ших в те дни, в это время года, - в дни Матитьягу, сына Йоханана. перво­священника и его сыновей, когда выступило злодейское греческое царство против народа Твоего. Израиля, чтобы заставить их забыть Тору Твою и на­рушить законы, установленные по воле Твоей; но Ты, по великой милости Твоей, стоял за них, когда они были в беде, заступался за них, был судьей в их споре с врагами, мстил за них, отдал сильных в руки слабых, и много­численных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников, и злоумышленников в руки тех. кто изучает Тору Твою. И прославил Ты имя Твое, великое и святое, в мире Твоем, и народу Твоему, Израилю, даровал великое спасение в этот самый день. И затем пришли сыновья Твои в Святая святых Храма Твоего, и удалили идолов из дворца Твоего, и очистили святилище Твое. И зажгли светильники во дворах свя­тилища Твоего, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему".

ХАНУКАЛЬНЫЕ ДНИ

Слова: Аврагам Аврунин

Музыка: народная в обработке Менаше Равины

Йемей гаханука, ханукат микдашейну

Бегйль увесимха мемальим эт либейну,

Лайла вайом свивонейну ясов,

Суфганийот нохаль бам ларов.

Гайру, гадлику

Нерот ханука рабим

Аль ганисим веаль ганифлаот

Ашёр холелу гамакабим!

Ницхон гамакабим несапер незамера

Алей гасониим аз ядам ки гавера

Йерушалаим шава литхия,

Ам исраэль аса тушия.

ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА

Ханука - один из самых любимых праздников еврейского народа во всех странах рассеяния, и на протяжении веков возникло немало связанных с ним своеобразных обычаев.

ОЛАДЬИ И ПОНЧИКИ. Характерное для Хануки блюдо - картофельные оладьи и пончики, сваренные в масле. Пропитанные маслом оладьи и пончики напоминают нам о чуде с кувшинчиком масла.

"ХАНУКАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ". В Хануку принято доставлять радость детям. Объ­ясняется этот обычай тем, что Антиох запретил еврейским детям изучать Тору. А что может быть большей радостью для еврейского ребенка, чем изучение Торы? Каждый вечер, после зажигания свечей, детям дарят какие-нибудь подарки. Во мно­гих общинах принято давать детям монеты, которые называют "ханукальными день­гами" (дмей ханука или меот ханука на иврите, хануке гелт на идише).

ВОЛЧОК. Пока горят свечи и члены семьи поют ханукальные песни, едят оладьи и пончики, дети играют в волчок. Обычай этот очень древнего происхождения. На четырех гранях волчка изображены буквы "нун", "гимель", "гей" и "пей". Это пер­вые буквы слов нес гадоль гая по ("чудо великое произошло здесь") - в память о чуде, произошедшем в эти дни много веков назад. За пределами Эрец-Исраэль вмес­то буквы "пей" пишут на волчках букву "шин", и тогда фраза звучит иначе: нес гадоль гая шам, "чудо великое произошло там" - в Эрец-Исраэль.

ХАНУКИЯ В ЕВРЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ

В древности ханукальные свечи зажигали, ставя их в ряд, одна возле другой. Древние археологические находки донесли до нас мозаичные изображения Меноры, храмового подсвечника, имевшего семь стволов. Семиствольная Менора высечена и на т. н. "арке Тита" в Риме. На этой арке изображен победный марш римских вои­нов, возвращающихся (в 70 г. н. э.) домой после разрушения Иерусалимского Храма и ведущих с собою еврейских пленников. Пленники несут храмовую утварь и в том числе Менору. Специальные ханукальные подсвечники (ханукийот) начали изго­товлять лишь начиная с Х в. Лучшие еврейские мастера трудились над созданием ханукийот, отдавая этому ремеслу свой талант. Ханукийот делали из самых раз­ных материалов: камня, глины, мрамора, латуни, меди, бронзы, олова, фарфора, же­леза. Состоятельные люди делали себе ханукийот из серебра и золота.

На еврейских мастеров определенное влияние оказало искусство их соседей, мас­теров-неевреев, что привело к возникновению своеобразных стилей изготовления ханукийот. Так, в Голландии делали ханукийот, центральным декоративным мо­тивом которых было изображение лилий. Там же, в Голландии, в XVII в., была впер­вые изготовлена ханукия с надписью "ханукия".

ХАНУКА - ПРАЗДНИК РЕЛИГИОЗНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Мудрецы, установившие праздник, видели главное его значение в фиксации ис­торической памяти о чуде с кувшинчиком масла и о спасении, которое послал Все­вышний тем немногим, что сражались против многочисленных, слабым, что вы­ступили против сильных, праведникам, восставшим против злодеев. На протяжении многих веков Ханука сохраняла свой религиозный характер. В конце XIX в., с нача­лом нового заселения Страны Израиля евреями и возрождения страны праздник этот приобретает также характер национальный. Ханука становится символом ге­роизма, освобождения от чужеземных поработителей и обретения государственной независимости. Подчеркивая эти аспекты, праздновали Хануку, начиная с 1889 г., в первой ивритоязычной школе в Ришон-Леционе. Празднование, подчеркивавшее ге­роизм Хасмонеев. ввел здесь учитель Давид Юделевич, принадлежавший к движе­нию "Билу". Постепенно такая традиция празднования Хануки распространилась по всей стране, а затем и за ее пределами, в еврейских общинах стран рассеяния. На­ряду с зажиганием свечей, устраивались праздничные собрания и факельные шест­вия. В 1944 г. спортивное общество "Макаби" провело первый, ставший затем тра­диционным пробег, который начинается в Моднине. Возле могил Хасмонеев зажига­ют огонь в ханукие, составленной из факелов, и бегуны по эстафете доставляют его в разные уголки страны, в том числе в резиденцию президента в Иерусалиме и на гору Сион, где от него зажигают свечи в десятках ханукийот, привезенных из стран рассеяния.

ВОЙНА ХАСМОНЕЕВ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СИМВОЛ

Война еврейского народа за свою свободу и независимость под предводительст­вом Хасмонеев служила на протяжении веков источником вдохновения для целого ряда людей искусства, евреев и неевреев. Известный американский писатель Го­вард Фаст дает в своей книге "Мои прославленные братья" впечатляющее описа­ние героической борьбы Маккавеев. Немецкий композитор Георг Фридрих Гендель, один из крупнейших мастеров эпохи барокко, создал ораторию "Иуда Маккавей", которая считается одним из лучших его произведений. Оратория эта была заказана у композитора принцем Уэльским в честь герцога Камберлендского, генерала-побе­дителя, возвращавшегося в Лондон в 1746 г. Йегуда Маккавей служит символом героизма и во французской культуре. В надгробном слове, произнесенном над мо­гилой погибшего в 1675 г. в войне с Германией маршала Анри Тюренна, сказано:

"Подобно Иуде Маккавею, Тюренн был патриотом своего народа и вышел на битву во главе немногих против многочисленных. Подобно Иуде Маккавею. он был вели­ким стратегом и шел во главе своих солдат... Тюренн - ты Маккавей!"

Порядок зажигания Ханукальных свечей пока­зан на рисунках. В первый вечер, с правой сторо­ны подсвечника ставят и зажигают одну свечу. (См. первый рисунок).

На второй вечер ставят две свечи. Но вначале зажигают свечу номер 2 а потом свечу номер 1. (См. второй рисунок).

На третий вечер ставят три свечи, но вначале зажигают свечу номер 3, потом номер 2 а потом номер 1. (См. рисунок третий).

Прочтено: 3923