Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

Информационные войны

04/05/2007

В статье раскрывается суть информационной войны и цели ее ведения.

Информационная война: теория вопроса С середины 90-х гг. XX века, когда тема «информацион¬ной войны» оказалась в фокусе внимания военных теоре¬тиков и практических специалистов, в США появилось множество публикаций, авторы которых пытались подой¬ти по-новому к оценке сущности войны будущего, в кото¬рой решающую роль будут играть информационные ре¬сурсы. Среди тех, кто попытался подойти к этой проблеме с новых концептуальных позиций, был полковник ВВС США Ричард Сафрански из Колледжа ВВС (база ВВС США Максвелл, штат Алабама) опубликовал статью «Теория инфор¬мационной войны. Готовясь к 2020 г.». В своей работе ПОЛКОВНИК Сафрански прежде всего проводит различие между классическим пониманием тер¬мина «война», когда требуется выступить с объявлением войны и ввести состояние войны, и новым пониманием этого слова. Автор дает свое определение новому пони¬манию термина «война»: «Война — это комплекс смертоносных и не смертоносных действий, предпринимаемых с целью подавления враждебной воли неприятеля или противника... Война мо¬жет предприниматься группами или против групп, кото¬рые контролируются и спонсируются государством или не ассоциируют себя с государством. Война является враж¬дебной деятельностью, направленной против неприятеля или врага. Цель войны не обязательно заключается в убий¬стве противника. Цель войны заключается всего лишь в покорении (подчинении) противника». Достижение этой цели предполагает, по мнению Р. Са¬франски, подавление воли противника к сопротивлению и склонение его к прекращению военных действий на усло¬виях, которые ему необходимо навязать. Непосредствен¬ное физическое уничтожение противника в современных условиях вовсе не является целью войны. Ссылаясь на ав¬торитетных американских исследователей, Р. Сафрански подчеркивает: «Противник покорен, когда его поведение совпадает с тем представлением, которое мы — агрессоры или защитники — имеем в отношении его поведения». В своей работе полковник Р. Сафрански приходит к вы¬воду: «Целью информационной атаки на всех уровнях яв¬ляется передача противнику достаточно убедительного сигнала остановить военные действия. Что может заста¬вить противника остановить военные действия? Причин может быть множество: невозможность контроля над вой¬сками на поле боя; деморализация; осознание или убежде¬ние в том, что его военная мощь уничтожена; осознание того, что прекращение боевых действий предпочтительней их продолжения». Таким образом, войну, или, скорее, военные действия, могут вести как вооруженные силы и другие государст¬венные структуры (силовые ведомства), так и любые иные социальные группы, организации, структуры (партизаны-повстанцы, банды, этнические кланы и племена и т. д.). В любом случае главной целью воздействия в этой войне бу¬дет сознание лидеров, руководителей, непосредственно принимающих решения. Именно лидеры, как подчеркива¬ет полковник Р. Сафрански, принимают принципиальные решения — продолжать военные действия или прекратить их. Члены группы, организации, структуры (равно как и граждане государства) могут оказать лишь определенное влияние на процесс принятия решения лидером. Именно поэтому целью войны (военных действий) является поко¬рение (подчинение) воли лидеров противника, а достиже¬ние этой цели осуществляется в ходе информационной войны. Эту идею другими словами применительно к тактиче¬скому уровню ведения боевых действий выразил гене¬рал-майор Джон Стюарт в статье «Стратегия разведки для XXI века», опубликованной в бюллетене «Военное обозрение» в 1995 г.: «Теперь мы вступаем в информаци¬онную эпоху. Для того чтобы добиться успеха, боевые ко¬мандиры должны наносить удар по способности вражес¬ких командиров принимать решения и распространять информацию. Мы должны внедриться во вражеский цикл принятия решения и исполнения решений, чтобы в нужное время нарушить его» . «Информационная война, — как определяют ее амери¬канские теоретики Аркуилла и Ронфельдт, — это форма конфликта, в ходе которого непосредственные атаки на информационные системы противника являются средст¬вом подрыва его систем знаний и убеждений. Информаци¬онная война может представлять собой составную часть более широкого и всеобъемлющего понятия враждебных действий — сетевой войны или кибер-войны, а может представлять собой и форму ведения враждебных действии в чистом виде» . Идею американских авторов полковник Р. Сафрански развивает следующим образом: «Информационная война является враждебной деятельностью, направленной про¬тив любых компонентов систем знаний и убеждений про¬тивника. Противником являются все, не разделяющие цели лидера». Системы знаний и убеждений разных государств рази¬тельно отличаются друг от друга, неся в себе «налет» наци¬ональной специфики. Они лежат в основе национальных систем принятия решений. Именно эта сфера является главным объектом воздействия в ходе информационной войны. Р. Сафрански в связи с этим уточняет: «Так как целью войны является воздействие на поведе¬ние противника посредством воздействия на принимае¬мые противником решения, акции информационной вой¬ны должны быть направлены против систем знаний и убеждений противника». Другими словами, информаци¬онная война предполагает соответствующее информаци¬онно-психологическое воздействие на противника таким образом, что он перестает верить в то, во что всегда верил, и забывает то, что всегда знал. Главным оружием информационной войны являются слова, иллюстрации, символы, которые благодаря сего¬дняшним техническим средствам внедряются в сознание объектов воздействия самыми разнообразными и необыч¬ными способами. Информационная война, будучи абсолютно непохожей на классическую войну, требует новых кадров профессиона¬лов. Р. Сафрански пишет: «Информационная война требует включения в «оперативный штаб» философов, культуроло¬гов-антропологов, страноведов, лингвистов, специалистов в области семантики. Прошли те дни, когда военные колледжи или штабные колледжи могли игнорировать эти курсы».

Прочтено: 3576