Простой рассказ о технологии НЛП
Раздел: Общие документы Дата: 04/05/2007


Нейролингвистическое программирование


Сегодня на улицах наших городов, и особенно в ВУЗах, среди учащейся молодёжи, бур-но распространяются пригласительные билеты на весьма многообещающие семинары. Так, например, «Зимой 1995 года Московский „Рекаунт НЛП Центр“ приглашал на се-минар (3—5 февраля 1995 года стоимость обучения составляла для работающих — 70 тыс. руб., для студентов — 35 тыс. руб.), предлагая узнать, что:


„Каждый человек является гипнотизером и зомби одновременно;


Ваш мозг представляет собой компьютер, которым управляет кто угодно, только не Вы сами; каждый человек непрерывно программирует других, причем запрограммировать самого себя он не способен;


Вы сможете убрать зомбирующие Вас гипнотические воздействия с помощью техник, которым Вы научитесь на семинаре“ (из объявления)». [1].


В других пригласительных утверждается, что с помощью научных методов в вашей жиз-ни станет возможно


«„построение экологически чистых реальностей;


раскрытие творческого потенциала человека;


возвращение здоровья, энергии и силы;


прогнозирование развития гипнотических технологий“.


В рекламировании своей деятельности идеологи НЛП претендуют на то, что нейро-лингвистическое программирование (НЛП) дает:


„понимание структур бессознательных процессов мышления; навыки расшифровки ко-дов нашего языка;


способность „видеть“, как думает другой человек; возможность глубже продвинуться в эффективном общении;


знания о том, что такое стресс и методы самопсихотерапии; умение выявлять и обучаться эффективным стратегиям: публичных выступлений, принятия решения, убеждения парт-нера и др.“ (из рекламного объявления „Рекаунт НЛП Центра“).


В объявлениях также говорится: „Вы сможете по-другому смотреть и понять такие фильмы, как „Дикая орхидея“, „Девять с половиной недель“, „Молчание ягнят“». [1]. Итак, по мнению организаторов этих встреч, в корне изменить нашу жизнь сможет овла-дение методиками нейро-лингвистического программирования. Вот что об этом методе пишет доктор Ричард Бендлер, вначале ярый противник, а ныне один из ярых последова-телей этого метода. «Двадцать лет назад когда я был студентом старших курсов я изучил педагогику, психотерапию и другие методы управления развитием личности у Абрахама Маслоу. Через 10 лет я встретился с Францем Перслом и стал заниматься гештальт-терапией, которая казалась мне более эффективной чем остальные методы. Большинство методов обещают больше, чем могут осуществить, а большинство теорий имеют мало отношений к методам, которые они описывают. Когда я впервые познакомился с нейро-лингвистическим программированием, то был просто очарован, но, вместе с тем, настро-ен очень скептически. В то время я твердо верил, что личностное развитие осуществля-ется медленно, трудно и болезненно. Я с трудом мог поверить в то, что могу вылечить фобию, и другое подобное нарушение психики, за короткое время, меньше, чем за час, несмотря на то, что я проделывал это неоднократно и убедился в том, что результаты были устойчивыми. И это может быть легко проверено на вашем собственном опыте. Здесь нет никаких фокусов и от вас не требуется переходить в новую веру. От вас требу-ется одно — несколько отойти от собственных убеждений, отставив их на время, необ-ходимое для того, чтобы проверить понятие и процедуры НЛП на своем собственном сенсорном опыте (т. е. чувственном опыте — прим. А.О.). Это не займет много времени — большинство наших утверждений можно проверить за несколько минут или несколь-ко часов. Если вы настроены скептически, как я в свое время, то именно благодаря ва-шему скептицизму вы проверите наши утверждения, чтобы понять, что метод решает все те сложные задачи, для которых он предназначен. НЛП — это ясная и эффективная мо-дель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позво-ляет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей которые вы сможете научиться делать:


1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения меньше чем за час.


2. Помочь низко обучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие ограниче-ния — часто того меньше чем за час.


3. Устранять нежелательные привычки — курение, пьянство, переедание, бессонницу — за несколько сеансов.


4. Производить изменения в интеракциях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно.


5. Излечивать соматические заболевания (и не только те, которые принято считать „пси-хосоматическими“) за несколько сеансов» [2]. Итак, что же такое НЛП и как оно возник-ло? Его создателями являются Джон Гриндер и Ричард Бендлер, исследовавшие на про-тяжении ряда лет работы крупнейших психотерапевтов Ф. Перлза, В. Сатир, гипнотера-певта Милтона Эриксона, антрополога Г. Бэйтсона, и создавшие на их основе весной 1976 года особую методику психологического воздействия, названную ими нейро-лингвистическим программированием. [3]. «Часть „Нейро“ отражает ту фундаменталь-ную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем „смысл“ из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является от-ражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. „Лингвистическая“ часть названия показывает, что мы использу-ем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. „Программирование“ указывает на те способы, кото-рыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты. НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что полу-чаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем — намеренно или ненамеренно — чтобы получить результат». [4]. «Популяр-ность подхода Дж. Гриндера и Р. Бэндлера объяснялась достаточно простыми причина-ми: они писали о технологиях психологического воздействия и демонстрировали их во время своих семинаров. А ведь именно желание воздействовать на окружающих, добива-ясь превосходства над ними , является тайным желанием огромного количества социаль-но ориентированных личностей, особенно тех, кто стремится к славе, карьере, матери-альному благополучию». [5]. Вот, как сами создатели и идеологи НЛП дают определения его возможностей и задач. «НЛП — это искусство и наука о совершенстве, результат ис-следования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность. Описа-ны различные модели совершенства, которые НЛП построило в коммуникации, бизнесе, образовании и терапии. Наш подход является практическим, он приносит результаты и оказывает влияние в самых различных областях человеческой деятельности. НЛП про-должает расти и генерировать новые идеи. НЛП представляет определенную позицию миропонимания и способ существования в этом мире, которые не могут быть изложены в одной книге, но понятие о которых можно получить путем чтения между строк. Удо-вольствие от прекрасного музыкального произведения возникает от прослушивания это-го произведения, а не от того, что мы прочитаем ноты. НЛП — вещь практическая. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП — быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь луч-ше. Самыми важными вопросами о том, что вы нашли для себя в той книге, являются: „Полезно ли это? Это работает?“ Найдите то, что оказывается полезным, и то, что рабо-тает, испытав это на себе. Еще важнее обнаружить, где это НЕ работает, и изменять это до тех пор, пока оно не станет работать. В этом дух НЛП. НЛП — это искусство и наука о личном мастерстве. Искусство, потому что каждый вносит свою уникальную индиви-дуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах или техноло-гиях. Наука, потому что существует метод и процесс обнаружения паттернов, исполь-зуемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся ре-зультатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультирова-нии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивиду-ального развития и ускоренного обучения. Случалось ли вам сделать что-нибудь на-столько изящно и эффектно, что вы даже сами себе удивились? Было ли так, чтобы вы действительно восхищались тем, что сделали, и удивлялись тому, как вы это сделали? НЛП показывает вам, как понять и смоделировать ваш собственный успех с тем, чтобы вы смогли иметь значительно больше таких моментов. Это способ обнаружения и рас-крытия вашей индивидуальной гениальности, способ выявления того лучшего, что есть в вас и в других людях. НЛП — это практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы искренне стремимся в этом мире, создавая ценности для дру-гих людей. Это — исследование того, что создает различие между выдающимся и обыч-ным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии». [6]. «Мы постоянно ис-пользуем наши коммуникационные умения, чтобы оказывать влияние на людей. Тера-пия, менеджмент и образование включают в себя умение общаться и оказывать влияние на людей». [7]. НЛП, по мнению его последователей, — метод насильственного про-граммирования психики человека, могущий заставить его делать или покупать то, что ему не нужно. [8]. Об эффектах, причём, весьма, порой, зловещего действия НЛП, мы поговорим ниже, а пока рассмотрим, с помощью чего специалисты, владеющие данной методикой, достигают своих результатов. В её основе лежит комплексное воздействие на человека, с учётом условных рефлексов, психологической установки и с применением ряда психотерапевтических методов, и в первую очередь, гипноза. Гипноз — это погру-жение в подсознание пациента, вызывание каталепсии, анестезии, изменение сознания, что позволяет вскрывать и устранять внутренний невротический конфликт, а в глубоком гипнозе сфера воздействия простирается на тело, за пределы невротических расстройств, что позволяет оказывать влияние непосредственно на трофические процессы в органах и тканях. [9]. Для того, чтобы добиться эффективного влияния гипноза, длительности его воздействия, гипнотизёры «прежде всего вживаются во внутренний мир больного, гово-рят на его языке — вербальном, т. е. языке движений, сенсорном (чувств), эмоциональ-но-интонационном, мимическом, жестикуляционном». [10]. Интересно, что в научных трудах по психиатрии чётко фигурирует понятие магического гипноза, введённое ок-культистом XVIII—XIX вв. А. Месмером. «Гипноз у человека может быть достигнут… благодаря воздействию на магическое сознание пациента, предполагающее доминацию некоей внешней подавляющей агрессивной силы, от которой можно защититься лишь только посредством анестетического оцепенения, что приближается к гипнозу живот-ных». [11]. Так, не желая признавать присутствие злых сил, способных покорить себе че-рез определенных людей сознание человека при гипнозе, учёные все же констатируют сам факт подчинения психики одного человека другим через вживание во внутренний мир пациента. Именно механизмам этого вживания, умению говорить на языках другого человека, языке его движений, чувств, эмоций, мимики, жестикуляции, учит нейро-лингвистическое программирование. Оно учит доступу во внутренний мир человека, с последующим его покорением. «Большое внимание в НЛП уделяется так называемым глазным сигналам доступа… Это сигналы, которые помогают понять, как люди получа-ют доступ к информации. Например, визуализация прошлого опыта заставляет глаза че-ловека перемещаться вверх и влево по отношению к наблюдателю. Во время конструи-рования картинки из слов или при воображении того, чего человек никогда не видел, гла-за поднимаются вверх и вправо. Когда человек вспоминает или конструирует звуки, его глаза перемещаются по горизонтали вправо. При получении доступа к ощущениям ти-пичным является движение глаз вниз и вправо. При разговоре с самим собой глаза чело-века чаще всего находятся внизу слева». [12]. Для вхождения во внутренний мир другого человека в нейро-лингвистическом программировании разработаны целые системы под-стройки тембра своего голова под голос собеседника, при котором тот начинает воспри-нимать чужой голос, как свой собственный. Разработаны специальные системы жестику-ляции и мимики, последовательно и в такт повторяющие движения того человека, над кем пытаются получить полный контроль, благодаря которым тот начинает их воспри-нимать, как свои. «Важная часть НЛП — это тренинг сенсорной чувствительности: на что обратить свое внимание и как изменить и расширить свои фильтры, чтобы вы смогли заметить те вещи, которые прежде не замечали. Это сенсорное осознание настоящего момента. Во время общения с другими людьми это означает замечать слабые, но сущест-венные сигналы, которые дают вам понять, как люди реагируют. Когда вы думаете, то есть общаетесь сами с собой, это означает расширенное осознание своих внутренних об-разов, звуков и ощущений». [13]. НЛП это и умение «входить» в своё собственное под-сознание. Вот, что об этом пишут идеологи НЛП: «Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или кусков информации) в любой момент времени. Эта идея была подчерк-нута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье „Магическое число семь, плюс-минус два?“ Эти куски информации не имеют фиксиро-ванных размеров, они могут быть чем-то вроде управления автомобилем или наблюде-ния в зеркало заднего вида. Один из способов, которым мы учимся, состоит в сознатель-ной организации маленьких кусков поведения и в объединении их во все более и более значительные куски таким образом, чтобы они стали привычными и бессознательными. Мы формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать дру-гие вещи. Итак, наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей, либо из внешнего мира. Напротив, наше под-сознание — это все жизнеобеспечивающие процессы нашего организма, все то, чему мы уже научились, наш прошлый опыт и все то, что мы могли бы заметить, но не замечаем в настоящий момент. Подсознание является значительно более осведомленным, чем соз-нание. Идея постижения бесконечно сложного мира с помощью сознательного разума, который может охватить лишь около семи единиц информации, является очевидно сме-хотворной. Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рас-сматриваемой модели того, как мы учимся. В НЛП нечто считается сознательным, если это в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Не-осознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока вы не прочитали это предложение. Воспоминание о том, как вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится вне вашего сознания. Если вы когда-нибудь помогали ребен-ку учиться кататься на велосипеде, то вы поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно. И тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, — и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем не-осознанно. Традиционной точкой зрения является то, что обучение любому навыку со-держит в себе четыре стадии. Первая — неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не управляли машиной, вы понятия не имеете о том, на что это похоже. Итак, вы начали учиться водить машину. Вскоре вы обнаруживаете свои ограничения. Вы выполняете за-дания инструктора и сознательно следите за всеми рычагами, рулем управления, коорди-нируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой. Это захватывает все ваше внимание, вы еще некомпетентны и придерживаетесь улиц с неоживленным движением. Это стадия осознанного незнания (некомпетентности), когда вы разламываете шестерен-ки коробки передач, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на велосипедистов. И хотя эта стадия является беспокойной (в особенности для велосипедистов), именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого. Это приводит вас на стадию осоз-нанного знания (компетентности). Вы можете управлять машиной, но вы концентрируете на этом все свое внимание. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством. И, на-конец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, ко-торые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем, поддерживать беседу. Ва-ше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять по-ставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей. Если вы будете практи-ковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сфор-мируете привычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Однако некото-рые привычки могут оказаться не самыми эффективными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки. Предположим, вы снос-но играете в теннис и хотите совершенствоваться. Тренер, вероятно, будет наблюдать вашу игру, затем начнет изменять такие вещи, как движения ваших ног, вашу манеру держать ракетку и наносить ею удар. Другими словами, он возьмет то, что для вас явля-лось целым куском поведения, — плоский удар справа, — разобьет его на несколько со-ставных частей и затем перестроит их так, чтобы ваш плоский удар справа стал более со-вершенным. Вы вернетесь назад по стадиям научения к осознанному незнанию, и вам необходимо будет Разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина по-ступать таким образом заключается в том, чтобы встроить в ваше поведение новые при-вычки, расширяющие ваши возможности выбора того способа поведения, который ока-жется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи. То же самое про-исходит при обучении НЛП. У нас уже есть Умения общаться и учиться. НЛП предлага-ет рафинировать ваши Умения и дает вам больше выборов и больше гибкости в их ис-пользовании.


Четыре стадии научения:


1. Неосознанное незнание


2. Осознанное незнание


3. Осознанное знание


4. Неосознанное знание Процесс забывания — это переход от п. 4 к п. 2. Процесс переучивания — это переход от п. 2 обратно к п. 4, но уже с большим количеством выборов» [14]. С помощью специаль-ных методик учителя НЛП учат своих последователей более быстрому и более эффек-тивному овладеванию неосознанным знанием, методикам, изменяющим само сознание человека и напрямую граничащим с оккультной практикой, лишь облаченной в совре-менные «одежды». Нейро-лингвистическое программирование провозглашает неограни-ченные возможности человека, могущего достичь любых высот и результатов. При этом не нужно нисколько отягощаться морально-нравственными вопросами, хороша ли моя цель? не навредит ли она кому-либо? Главное — это поставить цель и идти к ней, моби-лизируя все свои ресурсы при помощи нейро-лингвистических прооккультных методик. Сила этих методик поистине огромна, и недаром сегодня на правительственных уровнях обсуждается проблема манипулирования сознанием людей с помощью нейро-лингвистического программирования. «Ниже процитирован отрывок из интервью глав-ного научного сотрудника ВНИИ МВД России Леонида Гримака газете „Рабочая трибу-на“ по поводу бесконтрольной деятельности различных структур, предлагающих свои услуги в области суггестии, психокоррекции и компьютерного программирования [15]: „Не так давно один из наших психотерапевтов был обвинен в изнасиловании двух несо-вершеннолетних. Следствием доказано, что преступление совершено, когда потерпевшие находились под гипнозом. Суд приговорил преступника к лишению свободы на длитель-ный срок. Солидный материал о сексуальных злоупотреблениях опубликовал пару лет назад журнал „Шпигель“. Подобного рода противоправные действия, отмечалось в нем, совершают не только гипнотерапевты, но и фрейдистски ориентированные психоанали-тики. Кстати, еще во время первого магнетического бума врачи и юристы опасались, что с помощью гипноза пациентам могут быть внушены установки на имущественные пре-ступления, подлоги, лжесвидетельства и даже самоубийства… Криминальные структуры давно проявляют интерес к исследованиям в области человеческого мозга, технологиям гипноза, методам долгосрочного программирования психики людей. А поскольку про-цент высоковнушаемых среди населения страны очень высок, это тем более опасно… В основе НЛП лежит манипуляция с образами, преимущественно зрительными, и вообра-жением. Формируя у пациента те или иные представления, побуждения или установки, гипнотерапевт как бы помогает обрести ему психическое равновесие. Метод получил на-звание „эриксоновского гипноза“ — по имени американского ученого М. Эриксона. Его последователь Р. Бэндлер разработал свою технологию коррекции психических дис-функций. Ему и принадлежит термин „нейролингвистическое программирование“ или, по другому, „кодирование образов“ в психической сфере человека. НЛП действительно может быстро разрушать навязчивые и неприятные воспоминания, гасить вредные при-вычки. Вместе с тем данная психотехника может использоваться в противоправных це-лях: изменять вкусы, формировать навязчивые потребности, установки, в том числе страхи, сомнения в прежних убеждениях, разрушать и, наоборот, вызывать симпатии и антипатии. Техника НЛП очень легко „переводится“ на изобразительный язык телевиде-ния и кино… В принципе техники НЛП способны формировать любые психические со-стояния, опыт переживания которых имеется у данного человека: алкогольное опьяне-ние, местное или общее обезболивание, усиление сексуальной отзывчивости и т.д. Но „бесплатных“ наслаждений, как известно, не бывает. И без наркотиков регулярная сти-муляция центров удовольствия повышает их порог возбудимости, начинает требовать все больших „доз“ раздражителя и приводит к развитию патологических состояний, име-нуемых еще со времен христианского подвижничества прелестью, то есть самостоятель-ной погоней за „кайфом“. Сначала это обстоятельство приводит к разрушению нормаль-ных социальных связей, вслед за этим и к дефектам умственной деятельности“. Вот ка-кие „советы“ дает автор пособия, выпущенного в 1994 году в Санкт-Петербурге одной из организаций, предлагающих услуги НЛП, „для отдыха“ [16]: „Выявив свою последова-тельность для конкретного наркотика, вы можете научить ей других и попросить других научить вас той последовательности, которую используют они сами. Вы можете исполь-зовать последовательность друг друга как „рецепт“ для входа в это состояние. Это пре-красный способ. Никому не надо ничего покупать или беспокоиться о соблюдении зако-на, или испытывать трудности, когда позднее надо вести машину домой. То, что названо „контактным кайфом“, является тому примером. Если вы действительно хорошо синхро-низируетесь с кем-либо, то и будете переживать те же субмодальности, что и они“».




CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=13