гл. Итро. Очередь к Мошэ. Исх.18:13-16 - (18.02.2017)
Раздел: Отрывок Торы Дата: 21/02/2017

И было: на следующий день воссел Моше судить (שפט (шафат) судить, рассуждать, решать) народ, и стоял народ пред Моше с утра до вечера.

И видел тесть Моше все, что он причиняет народу, и сказал он: Что это, что ты делаешь народу? Почему ты сидишь один, и весь народ стоит пред тобой с утра до вечера?

И сказал Моше своему тестю: Потому что приходит ко мне народ вопросить (דרש (дараш) заботиться, расспрашивать, разыскивать; искать) Б-га.

Когда есть у них дело, (тот) приходит ко мне; и я сужу между человеком и ближним его. И я возвещаю (ידע (яда) знать, узнавать, познавать) уставы Б-га и учения Его.





וַיְהִי מִמָּорыחֳרָת וַיֵּשֶׁב משֶׁה לִשְׁפֹּט אֶת הָעָם וַיַּעֲמֹד הָעָם עַל משֶׁה מִן הַבֹּקֶר עַד הָעָרֶב

וַיַּרְא חֹתֵן משֶׁה אֵת כָּל אֲשֶׁר הוּא עֹשֶׂה לָעָם וַיֹּאמֶר מָה הַדָּבָר הַזֶּה אֲשֶׁר אַתָּה עֹשֶׂה לָעָם מַדּוּעַ אַתָּה יוֹשֵׁב לְבַדֶּךָ וְכָל הָעָם נִצָּב עָלֶיךָ מִן בֹּקֶר עַד עָרֶב

וַיֹּאמֶר משֶׁה לְחֹתְנוֹ כִּי יָבֹא אֵלַי הָעָם לִדְרשׁ אֱלֹקִים

כִּי יִהְיֶה לָהֶם דָּבָר בָּא אֵלַי וְשָׁפַטְתִּי בֵּין אִישׁ וּבֵין רֵעֵהוּ וְהוֹדַעְתִּי אֶת חֻקֵּי הָאֱלֹקִים וְאֶת תּוֹרֹתָיו

 
 

Божий подарок – это суд.

В нашей культуре к очередям особое отношение. Еще многие люди помнят такое понятие, как «дефицит». Люди были готовы стоять часами, а порой днями ради возможности купить импорт или нечто дефицитное. Очередь, выстроившаяся в пустыне, была самой большой в истории человечества. В очереди стояли не тысячи и даже не десятки тысяч, а сотни тысяч человек. Что же продавал Мошэ? Ничего. Может, он что-то дарил? Да. Он дарил людям суд Божий. Народ жаждал справедливости от Господа. Они стремились научиться Божьей правде, чтобы созидать правильные взаимоотношения.

 

Духовное возрастание – исполнение Божьих судов.

Основой нашего научения и духовного возрастания является исполнение постановлений Божьих судов. Мошэ помогал людям увидеть Божий ответ на возникшие ситуации, но научиться правде они могли, только исполняя постановление Божьего суда.

 

Разрешая конфликты, мы взыскиваем Бога.

Разрешая конфликты, люди взыскивали Бога и познавали Его. Разрешая конфликты с людьми, мы в первую очередь разрешаем наш внутренний конфликт с Божьей истиной. Каждая ситуация – это возможность научиться Божьим законам. Мошэ учил народ Божьей правде через ситуации, возникавшие между людьми. Иешуа также учил Своих учеников на живых конфликтных ситуациях. Это была действенная и самая эффективная «ешива» жизни, в которой каждый обязан учиться. О похожей «ешиве» говорил пророк Исаия:

 

8 И на пути судов (מִשְפָט (мишпат) суд;  правосудие, справедливость, правда; закон, устав) Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.

9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

10 Если нечестивый (רָשָע (раша) -  беззаконный, нечестивый, неправедный; виновный) будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. (Ис.26:8-10)

 

Б-е присутствие открывается через разрешение конфликта.

Народ стремился исправить свое сердце, чтобы иметь возможность пребывать в Божьем присутствии. Тора повествует о серьезных трагедиях, возникавших в обществе из-за нежелания разрешать конфликт Божьим путем. Ряд людей начинали злодействовать в обществе, призывая вернуться в Египет или служить иным богам, блудить и тому подобное. Когда человек по-настоящему доверился Господу, тогда он стремится разрешать любой конфликт Божьим путем. Вспомним, как вели себя люди, осознавшие милость Мессии.

 

18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.

19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].

20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне. (Деян.19:18-20)

 

Опасность неразрешенного конфликта.

Часто мы не всегда осознаем опасности неразрешенного конфликта. Нет человека, который бы не испытал какую-либо конфликтную ситуацию: в школе, дома, на работе, в общине или где-либо. Конфликты окружают нас, поскольку мы живем в мире, проданном греху. В нем мы призваны быть посланниками Божьего шалома, т.е. миротворцами, чтобы иметь возможность узреть Господа. Для этого в каждой конфликтной ситуации мы должны сражаться не за себя, а за торжество Божьей правды. Только Божья правда поможет нам разрешить запутанные ситуации и послужить ближним.

 

Плоды неразрешенных конфликтов: препятствия в молитвах, обиды, горечь, осуждение, мучение, раздражение, сплетни, ненависть, болезни, разрушение семьи или дружеских отношений. Список можно было бы продолжать. Выйдя из Египта, народ начал чувствовать необходимость в исцелении взаимоотношений. Люди не могли скрыться в свои дома или уйти куда-то, обособившись. Возникла острая необходимость уживаться и разрешать болезненные ситуации. Стоит отдать честь нашим праотцам, они искали Божьего суда, а это в свою очередь служило к исцелению их взимоотношений.

 

Если не прийти к Богу за судом, то ты пойдешь к людям этого мира, а они тебя введут в эгоистическое мышление, удаляющееся от законов Царства Мессии.

Если не пойти Божьим путем в поиске ответа, то обязательно найдется с десяток безбожных. Стоит всегда помнить, что Божий путь разрешения конфликтов ведет к исцелению, утешению, радости и другим плодам Духа Святого.

 

Если не разрешить ситуации в Божьей общине, она обязательно выльется в болезни, нервозы, обвинения, сплетни, подозрения, попытки найти ответ где-либо. Об этом говорит Писание. В сердце каждого верующего должно жить стремление разрешить конфликт, ища помощи в Г-е.

 

А судьи кто?

Мошэ был таким же человеком, как и другие люди, но его посвящение Господу и служению народу давало ему авторитет в глазах людей. Мошэ поставил людей для служения народу, дав такое повеление:

 

16 И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

17 не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его. (Втор.1:16-17)

 

Услышать ближнего, а не только себя.

Когда возникает конфликт, мы чаще слышим себя. Писание вдохновляет нас выслушивать наших братьев, а когда это случилось, то судить справедливо. В данном случае важно хранить себя от предубеждений, особенно если с человеком уже был негативный опыт. Нашим основным мотивом должно быть стремление приобрести брата.

Обращаться за помощью к служителям, когда мы видим, что конфликт обостряется и у нас не хватает мудрости. Будем помнить, что враг нашей души (обвинитель братьев наших) ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.

Проблема говорить. Трудности возникают, когда участники конфликта не хотят говорить о проблеме. В своих глазах они выше возникшего конфликта и не хотят о нем говорить. Не говорят по ряду причин, возникших в мышлении:

- Общаться бесполезно. (Аввесалом  так и говорил людям, которые шли к Давиду за Божьим судом, и, таким образом, разделил народ, произведя ожесточенную внутреннюю борьбу в обществе)

- Зачем говорить? Все разрешится само собой. (В некоторых случаях так и бывает, но всё равно придет время, когда на твой больной мозоль опять нагло наступят, и сделать вид, что все в порядке, уже не получится).

- Мне не нужна третья сторона. Я сам справлюсь!

- Служитель – это человек, и он может использовать ситуацию против меня.

 

Разрешить ситуацию – это не всегда означает согласиться с другой стороной. Разрешить ситуацию – это значит найти правду Божью и начать в соответствии с ней жить и действовать.

Еще раз вспомним простые и действенные наставления Иешуа, которые помогут разрешить любой конфликт, если стремиться приобрести ближнего.

 

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи собранию; а если и собрания не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Матф.18:15-20)

 

Иешуа спас нас не для того, чтобы мы избегали друг друга, ожесточая свое сердце, живя в неразрешенных ситуациях. Он поселился в нас, чтобы мы послужили возвращению сердец детей к Отцу, чтобы они из сыновей и дочерей противления стали возлюбленными Божьими детьми. Помогая сегодня нашим друзьям разрешить житейские конфликты, мы служим созиданию Царства Божьего и спасаем людей от совершения многих грехов.

 

Вопросы для размышления:

    Почему люди стояли в очереди на прием к Мошэ?
    Почему конфликт необходимо разрешать?
    Что помогает разрешить конфликтную ситуацию?
 






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=1333