Легенда о кремлевских женах
Раздел: История Антисемитизма Дата: 26/06/2008

Для иллюстрации основного мифа о евреях в период 1930-1950-х годов было выработано еще несколько дополнительных, менее значимых, но достаточно часто используемых легенд.

Среди них - легенда о "кремлевских женах". Суть ее состояла в том, что хотя благодаря И. Сталину евреев в аппарате власти, особенно в высших эшелонах, не осталось (некоторые считали тех или иных высших чиновников "скрытыми евреями", но это уже воспринималось как аппаратный "экстремизм"), "сионисты" по-прежнему "проводят свою политику" через жен членов Политбюро (в первую очередь, Л. Брежнева). Поскольку по кремлевскому этикету информация о личной жизни вождей всячески скрывалась, "специалисты" строили догадки об этническом происхождении супруг руководителей страны на основе имени (как однозначно "еврейское" рассматривалось, например, имя супруги Л. Брежнева Виктории Петровны) или внешнего вида.

Именно легендой о "кремлевских женах" этнонационалисты объясняли непостижимое для них безразличие многих высших чиновников к идеям русского национализма. И именно поэтому "шовинист" (по утверждению А. Микояна) В.Молотов, женатый на известной государственной деятельнице еврейского происхождения П. Жемчужиной, в 1970-е годы считался в пантеоне этнонационалистов фигурой на порядок более уважаемой, чем Л. Брежнев или М. Суслов, еврейское происхождение жен которых обсуждалось, хотя никакими авторитетными источниками доказано не было.

Первое упоминание о существовании этой легенды относится к марту 1953 года. Согласно аннотированному каталогу "58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР:" от 7 марта 1953 года, некто Н. И. Слезкин (1909 г. р., русский, член КПСС, житель г. Смоленска и, что немаловажно, управляющий областным спиртовым трестом) записал в своем дневнике:

"всех евреев надо выселить из СССР", не любил Молотова "за то, что Жемчужная была женой его, она пыталась сделать покушение на тов. Сталина, что было разоблачено. Политика евреев сводится к тому, чтобы пролезть в правительство, путем даже выхода замуж за члена правительства, а затем совершать свои дела"".

Как видно, уже на исходе сталинской эры легенда о "кремлевских женах" была достаточно широко распространена, чтобы овладеть мыслями члена провинциальной элиты.

В книге И. Шевцова легенда о "кремлевских женах" (без использования этого термина) была использована трижды. Положительным героям предлагалось жениться на отрицательных персонажах - еврейках. И в тот единственный раз, когда это удалось, положительный, но слабовольный герой "испортился" и стал "проводить линию" своей жены и ее родственников. Если верно утверждение автора, что роман был написан около 1952 года, и если основные сюжетные линии действительно не изменялись при последующих переизданиях, то миф о "кремлевских женах", возможно, сформировался в 1940-х годах. Несомненно лишь, что И. Шевцов был с ним знаком. В своих воспоминаниях он упоминает о встрече с писателем С. Н. Сергеевым-Ценским в 1958 году, на которой обсуждалась эта тема. И. Шевцов произносил на ней такие речи: "Институт жен - это одна из стратегий сионистов. Такое положение не только в искусстве и литературе, но и высших сферах власти".

 Наиболее раннее из известных автору упоминание об использовании термина "кремлевские жены" содержится в воспоминаниях В. Ганичева, относящихся к его работе в журнале "Молодая гвардия" в середине 1960-х годов. Он признавал, что главный редактор этого журнала А. Никонов давал ему ознакомиться со списками "кремлевских жен". Это означает, что развитие легенды в это время зашло уже настолько далеко, что перешло с вербального на письменный уровень. Один из наиболее активных русских националистов С. Семанов занимался составлением списка "кремлевских жен" во второй половине 1960-х годов. Копия его списка (без даты) с фамилиями "кремлевских жен" и раскрытых псевдонимов руководителей РКП(б) - ВКП(б) 1920-1930-х годов имеется в архиве автора.

Идея о злокозненном влиянии жен-евреек (реальных или мифических) - а затем и зятьев-евреев, и невесток-евреек - на общественно-политические взгляды этнически чистых в глазах русских националистов людей использовалась достаточно широко и в дальнейшем.

Эта идея нашла свое преломление и в творчестве самих русских националистов. Практически во всех произведениях, написанных в 1950-х - начале 1980-х годов, присутствует тема либо русско-еврейского соперничества за русскую женщину, либо русской жены-жертвы у отрицательного персонажа-еврея. В романе И. Шевцова это соперничество составляет одну из центральных линий повествования. Аналогичные наблюдения делает и М. Каганская, описывая научно-фантастическую литературу русских националистов 1970-х - нач. 1980-х годов. Сексуальное соперничество между русскими и представителями других этносов вообще является постоянной темой работ русских националистов, начиная с В.Иванова, у которого этот сюжет был выражен настолько четко, что даже привлек внимание работников ЦК КПСС.






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=175