ШАБАТ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
Раздел: Еврейские праздники Дата: 18/02/2009

"Соблюдай день Шабата и храни его святым, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а седьмой день - Шабат, день Г-спода, Б-га твоего. Никакой работы не выполняй - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в доме твоем, - чтобы раб твой и рабыня твоя могли отдыхать, как и ты. Помни, что рабом был ты в земле египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя рукой могучей и мышцею простертой. Поэтому и заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний" (Дварим 5:12-15).



Каждую неделю Шабат напоминает нам о Сотворении мира Это происходит 52 раза в году. Как только мы заканчиваем празднование Субботы, мы начинаем путь через шесть будних дней к следующей. Это постоянный цикл, и он является основой еврейского календарного года. Куда бы ни забросила тебя судьба, ты всегда услышишь эти слова Суббота, Шабат. Ты уже знаешь о традиции зажигания субботних свечей, о произнесении кидуша над вином и о благословении над золотистыми, святыми нашими еврейскими халами под белой вышитой салфеткой, украшающими субботний стол.

И все же праздник Субботы часто представляется трудным и недоступным для понимания многим современным евреям.

В чем состоит эта трудность?

Во-первых, в отличие от других еврейских праздников, скажем, Песаха или Хануки, Шабат как бы не связан с историческими событиями Во-вторых, Шабат требует, чтобы мы полностью отказались от какой бы то ни было работы. Я думаю, что для того, чтобы преодолеть эти трудности, нужно познакомиться с традициями Субботы Проведя несколько раз Субботу у ваших знакомых, соблюдающих ее, вы почувствуете в Шабате не набор непонятных запретов, а возможность создать у себя в доме особую, ни с чем не сравнимую праздничную атмосферу, почувствовать, что такое онег Шабат - наслаждение субботним покоем и миром в доме.

Как вы видели из приведенного выше текста, традиции Субботы берут свое начало от двух основополагающих событий древнего еврейского опыта. Они идут от Сотворения мира и Исхода евреев из Египта. Давайте разберемся, как же именно связаны они с этими событиями.

Мы уже знаем, что Б-г создает мир за шесть дней. На седьмой день он отдыхает после совершения Своей творческой работы, после Сотворения мира Слово Шабат так и переводится - "передохнул", или "остановился" Б-г доводит процесс созидания до конца и создает седьмой день' это совершенно особый день, он сотворен специально для отдыха. Этот день является как бы вечным напоминанием нам о том, что в этот день Б-г закончил Свою работу и отдыхал; поэтому и мы, созданные по Его образу и подобию, не работаем в этот день. Он исполнен для нас особой значимости, святости, духовности, чтобы мы могли подумать о вечных и непреходящих ценностях, на что у нас, как правило, в будни не хватает времени.

Почему для нас так важен факт, что Творец создал мир за шесть дней и отдыхал в день седьмой? Это значит, что мир не полностью принадлежит нам, и поэтому мы не вольны делать в нем только то, что мы хотим. Это значит, что все сотворенное, в том числе и мы сами, и наша жизнь, не является случайностью. Жизнь земли, природа, а следовательно, и человеческая жизнь - святы и имеют вполне конкретную цель. Великий урок, который дает нам Всевышний, отдыхая после Творения на седьмой день, состоит в следующем: даже Всемогущий Б-г должен был остановиться на мгновение, чтобы оглянуться, понять и оценить то, что Он сделал.

Не напрашивается ли из этого урока такой вывод: если мы работаем без перерыва семь дней в неделю и так 52 недели в году, день за днем, - не значит ли это, что мы слишком уж самоуверенны, что этим мы как бы говорим: "Зачем мне нужно оценивать свою работу? Главное - это процесс работы". Но такое утверждение является ошибочным, а человек, даже очень творческий, утверждая подобное, неправ. Великий еврейский мыслитель Авраам Еошуа Гешель однажды сказал: "Труд - это ремесло, а отдых - искусство".

Вам, выходцам из бывшего Советского Союза, лучше, чем другим, понятно зло, заключающееся б мысли, что человек реализует свой потенциал только в работе.

В 20 столетии существовали два тоталитарных режима, имевшие целью уничтожить наш народ, - фашистский и советский. Оба эти режима провозгласили, что только работа приносит свободу и что человек выражает себя только в работе. Если бы тираны могли хоть на мгновение остановиться, и объективно оценить свою "работу" - то зло, которое они творят, а может быть, человеческая история не изобиловала бы напрасными кровопролитиями и бессмысленными жертвами...

А наша святая Суббота говорит нам, что раз в неделю мы должны остановиться, как сделал это Б-г, чтобы оглянуться назад и посмотреть на плоды наших усилий, чтобы оценить то, что мы сделали. И поскольку к седьмому дню Всевышний закончил Творение, нам запрещены все виды работ, так или иначе связанные с творчеством.

Я знаю, что многим моих современникам эти мысли покажутся слишком отвлеченными, и, честно говоря, опасаюсь, что, дойдя до этого места, вы не станете читать дальше. Поэтому мне снова хотелось бы напомнить вам, что я вам не чужой. Я - член вашей семьи. Отнеситесь к этому моему письму так, как вы отнеслись бы к письму от родственника, касающемуся истории вашей семьи, к письму о традициях вашей семьи, передающихся из поколения в поколение. Тора - это и ваша семейная реликвия. Поэтому, прошу вас, побудьте со мной еще немного и, по крайней мере, прочтите до конца это письмо.

Рассказ о Сотворении мира записан в Торе, и вера евреев в то, что мир был создан Б-гом, положила начало множеству важнейших мировоззренческих принципов. Поскольку мы верим в то, что наш Создатель - Б-г, мы верим и в то, что существует сотрудничество между нами и Б-гом в сотворенном Им мире. Веря в то, что Б-г - Создатель, мы верим и в то, что Он нам заповедал. А Он повелел нам работать шесть дней в неделю, продолжая Его созидательную миссию, а в седьмой день - отдыхать. Мы продолжаем начатую им работу Творения, выполняя его заповеди - мицвот, в том числе и важнейшую из них - заповедь рождения детей.

Только Всемогущий Б-г мог создать мир и гармонию в природе, и только человек - Б-жественное создание - может создать мир и гармонию в своем доме, в своем обществе. Вера в Б-жественное Сотворение мира обогатила наш мир заповедями о святости человеческой жизни.

Текст, приведенный выше, - одна из десяти заповедей, которые даны нам в одной из пяти книг Торы - Дварим. Эта книга - учение, данное Б-гом и переданное Моше-рабейну еврейскому народу на берегах Иордана, -перед тем, как мы вошли в обещанную нам Б-гом Землю. Сам Моше, согласно Б-жественному замыслу, не вошел в Эрец Исраэль. Моше передает эти заповеди новому поколению, потому что все те, кто были в рабстве у египтян, умерли за время странствий по пустыне. Этому новому поколению передает Моше и заповедь соблюдения Субботы.

Таким образом, Суббота связана не только с Сотворением мира, но также и с Исходом из Египта, когда вывел нас Всевышний "рукою могучей и мышцею простертой". Фараон хотел превратить еврейский народ в своих вечных рабов. Но когда кто-то называет человека своим рабом, это значит, что он устанавливает над ним свою власть. И если мы верим, что еврейский народ создан Б-гом, то мы понимаем, что только Б-г имеет власть над ним.

Поговорим подробнее о запрещении работать в Шабат и том, чего именно нельзя делать в Субботу. Мы знаем, что в седьмой день Б-г прекращает свою созидательную работу. Следовательно, и мы, созданные по Его образу и подобию, должны прекратить созидательный труд.

Наши мудрецы в Мишне называют тридцать девять видов работ, запрещенных в Шабат. Вот этот отрывок из Мишны.

"Основных работ сорок без одной: сажать, работать граблями и лопатой, срезать, связывать (в снопы), молотить, веять, выбирать (солому), молотить, просеивать, месить, печь, стричь (шерсть), отбеливать, вычесывать, красить, мотать, вытягивать, скручивать в нити, делать две петли, прясть, разделять две нити, связывать (в узлы) и развязывать, сшивать (прокалывать стежки), распарывать (чтобы сшивать), ловить оленя, закалывать и свежевать, засаливать, убирать останки, очищать его (от шерсти), нарезать, писать две буквы, вытирать две буквы (чтобы писать по стертому), строить, тянуть, тушить, разжигать, работать молот ком и переносить из одного помещения в другое а вот сорок без одной основных работ."

Теперь давайте разберем этот текст Мишны.

Очевидно, что виды работ выбраны не случайно. Условно их можно разбить на пять категорий. Попробуйте это сделать, а потом сравните ваши результаты с принятыми в еврейской традиции.

Итак, еврейская традиция выделяет пять категорий работ, которые запрещено производить в Субботу:

первая - работы, связанные с процессом приготовления еды, (запрещены многие виды работ - от обработки почвы, посадки зерен или растений до термической обработки - непосредственного приготовления еды);

вторая - работы, связанные с процессом изготовления одежды (запрещены все виды работ - от стрижки животных до отрывания нитки при пришивании к одежде рукавов);

третья- действия связанные с письмом;

четвертая - работы, связанные со строительством (запрещены все виды работ - от работы с молотком до изготовления укрытий);

пятая - действия, связанные с освоением пространства, (в частности, перенос предметов с места на место).

Ясно, что внутри каждой категории есть множество запрещенных видов работ, и каждый конкретный случай требует внимательного рассмотрения, пока вы не научитесь отличать запрещенные в Субботу действия от дозволенных

Антропологическое определение цивилизации включает в себя четыре компонента. Цивилизация определяется как возможность людей быть вовлеченными в следующие занятия: приготовление пищи, изготовление одежды, подготовку укрытия и освоение пространства (под освоением пространства мы имеем в виду выбор и организацию места в окружающей среде). Все они охватываются перечисленными в Мишне видами работ.

Теперь обратите внимание на интересный момент: для еврейского народа цивилизация немыслима без письменности - способа передачи информации из поколения в поколение.

Б-г создал мир и гармонию в природе. И Он же является постановщиком спектакля под названием "Цивилизация". Мы признаем и принимаем Его как Творца и хранителя гармонии в мире, Его ведущую роль в созданном Им театре жизни, а раз в неделю, в Субботу, мы демонстрируем Ему наше приятие и повиновение, отдавая Шабат, как Он повелел, Г-споду, Б-гу нашему. Ведь это Его театр, и все мы вовлечены в созданный Им сценарий жизни. Он - Самый Великий Режиссер, а мы -лишь статисты на Его сцене. Разве не естественно для статистов выполнять требования Режиссера?

Вот мы и выполняем Его требования, и если Он один день в неделю велит нам приостановить развитие цивилизации, мы это делаем. Напомним еще раз основные признаки цивилизации: еда, одежда, письменность, строительство и освоение пространства. Работы, связанные с развитием цивилизации, как раз и являются теми действиями, которые, по замыслу Творца, еврей не должен производить в Субботу.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I. Задачи обучения

Ученики должны:
1. Понять, что Шабат неизменно отмечают каждую неделю.
2. Осознать, что Шабат - особый день.
3. Понять роль Шабата в судьбе нашего народа.
4. Познакомиться с заповедями Субботы.
5. Выучить субботние песни.
6. Выучить новые слова, связанные с Шабатом.

II. Где впервые в Торе встречается текст, связанный с Шабатом?

Первое упоминание о Шабате мы находим в Торе , где описан седьмой день Творения:
"И благословил Б-г день седьмой и освятил его, ибо в этот день отдыхал Б-г от всей работы Своей, которую совершил Он, созидая". (Берешит 2:3)

III. Шабат - святой день.

Как было сказано ранее, этот день назван святым - Шабат а-кадош. Остальные дни недели называют - будний день (йом холь). Для того чтобы хранить святость этого дня, необходимо понимать значение слова кадош. Корень его на иврите означает выделять, потому что этот день выделен из других дней, т. е. не похож на остальные дни недели.

IV. Что должны знать ученики о Шабате?

Прежде всего нужно рассказать им о том, с чего начинается субботняя трапеза дома, - о кидуше. Очень важно подчеркнуть, что часть Субботы евреи проводят в синагоге. И дома, и в синагоге соблюдаются определенные заповеди (мицвот) и особые обычаи.
И наконец, очень важно научить детей тщательному выполнению субботних обычаев, а для этого нужно знать, как готовиться к Субботе, что такое кабапат Шабат - наступление Субботы, что делать вечером перед наступлением Субботы, утром и днем в Субботу, как проходят субботние молитвы.

V. Сложность обучения традициям Шабата

Шабат приходит к нам в конце каждой недели. Это основа основ нашей религии. Тем не менее соблюдают Субботу далеко не все евреи.
Сложность обучения традициям Шабата - в том, что необходимо создать у детей постоянное ощущение чего-то особенного, необычного, заложенного в еврейской неделе. Другими словами, возникает проблема, как сделать Шабат неотъемлемой частью жизни детей в течение всего года? Это - серьезная задача, с которой сталкиваются учителя еврейских школ в диаспоре. Перед ними стоит вопрос - как добиться того, чтобы в сознании детей жило постоянное ощущение радости по поводу наступления прекрасного праздника Субботы.

VI. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?

* Объяснить детям смысл понятия отдохновение - менуха.
* Привлечь семьи учеников к участию в проведении Шабата.
* Разъяснить необходимость соблюдения Шабата в семье.
* Передать особую атмосферу этого дня.

VII. План изучения темы

1. Помогите каждому ученику подготовить все необходимое для Шабата: вино или виноградный сок и халы, подсвечники и свечи, бокал для кидуша, вышитую салфетку для халы, а также приборы для авдалы. коробочку с ароматными специями, витую свечу, бокал, виноградный сок или вино. Позаботьтесь о том, чтобы родители тоже познакомились с назначением этих предметов.
2. Подготовьте рисунки или фотографии о различных субботних обычаях. Предложите детям расположить эти рисунки в правильной последовательности: зажигание субботних свечей - адлакат нерот, наступление Шабата - кабалат Шабат, молитвы, благословение детей, кидуш, омовение рук - нетилат ядаим, субботняя трапеза и т.д. - до авдалы.
3. Придумайте и изготовьте игру (например, лото на тему Шабата), которая помогла бы детям запомнить названия различных предметов и их назначение.
4. Испеките с детьми субботнюю халу и отделите от нее маленький кусочек.
5. Игра "Что здесь лишнее?" Используя рисунки, слова или предметы, предложите детям определить, что не относится к изучаемой теме
6. Спланируйте специальный курс о Шабате для родителей:
а) первое занятие можно провести для детей и родителей раздельно;
б) затем организуйте несколько совместных занятий;
в) соберите всех участников для совместного проведения Субботы - с зажиганием свечей, кидушем, благословением А-моци, субботними трапезами и пением субботних песен.
7. Организуйте выставку, посвященную Шабату. Ее можно назвать, например, так: "Шабат - Орам во времени": ребята могут сделать рисунки на тему Шабат а-кадош; изготовить все необходимое для Шабата - вышить салфетку для халы или субботнюю скатерть, сделать коробочку для благовоний - бесамим, подсвечник для авдалы, рисунки, лепные украшения, подсвечники и т.д.
Позаботьтесь о посетителях вашей выставки: это могут быть ребята из других школ, родители и друзья ваших учеников и т.д. Было бы очень хорошо, если бы на выставке звучали красивые субботние мелодии.

VIII. Пантомима

Предложите детям игру: пусть они изобразят различные субботние обычаи. Зрители должны догадаться, что означает та или иная пантомима.

IX. Словарь

Эрев шабат - вечер Субботы. Это понятие включает в себя время подготовки к Шабату в пятницу, а также - вечер пятницы. Оно передает нам ощущение ожидания праздника - Субботы.
Нерот - свечи. Обычно мы зажигаем две свечи, приглашая Шабат в дом примерно за сорок минут до захода солнца.
Кидуш - благословение над вином. Произносим благословение (браху) над вином в пятницу вечером и утром в Субботу перед второй трапезой (сеудой).
А-моци - благословение на хлеб. Произносим это благословение перед тем, как отведать халу за субботним столом. Оно заканчивается следующими словами: "... а-моци лехем мин а-арец" (дающий произрасти хлебу из земли).
Хала - особый хлеб, который едят в Субботу. На субботний стол кладут две халы - в память о том, что Б-г посылал двойную долю мана на Субботу во время странствий евреев по пустыне. Этого хватало на всю Субботу.
Онег шабат - наслаждение Субботой.
Семья и гости проводят Субботу вместе, наслаждаются вкусной едой, поют субботние песни (змирот), вместе учатся и отдыхают.
Шомер шабат - человек, соблюдающий законы Шабата.
Сидур - молитвенник, используемый в Шабат.
Авдала - буквально: "разделение". Шабат заканчивается особым ритуалом авдала, символизирующим отделение Субботы от будней.

X. Дома

Организуйте субботнюю трапезу для семей учеников вашего класса.
Создайте родительский совет, чтобы подготовиться к этому.
После сеуды проведите субботний урок на тему недельной главы (парашат а-шавуа).
Следует порекомендовать детям детскую литературу о Шабате, чтобы родители могли читать ее вместе с детьми по Субботам. Эта эмоциональная поддержка поможет родителям органично ввести Шабат в жизнь семьи.

ОБРАЗЦЫ УРОКОВ

На этих уроках мы рассмотрим несколько общих тем.
1. Кдуша - свойство еврейского народа и важнейшей заповеди Шабата.
2. Единственный путь знакомства с Шабатом - это соблюдение его.
3. Шабат объединяет евреев всего мира.

Урок 1. Основные темы этого урока - Время и Кдуша. Шабат - это день, который освящает всю неделю.
Часть урока будет посвящена традициям эрев Шабат и кабалат Шабат.
На этом уроке дети узнают, как встречают Царицу Субботу в еврейских домах во всем мире.

Урок 2. На уроке дети узнают, как происходит праздничная субботняя молитва в синагоге, и познакомятся с молитвой "Шма, Исраэль".

Урок 1

ШАБАТ

Ученики должны на этом уроке:
1. Узнать, что в неделе есть будни (йомей холь) и суббота (Шабат).
2. Узнать, как мы встречаем Субботу и как отделяем ее от остальных дней недели.
3. Познакомиться с понятием кдуша и Шабат а-кодеш.
4. Познакомиться с понятием онег Шабат.
5. Познакомиться со всем необходимым для проведения Субботы и выучить на иврите слова: свечи, подсвечники, бокал для кидуша, виноградный сок или вино, хала, салфетка для халы, белая скатерть.

Этапы урока

1. Вернитесь к первому разделу пособия. Предложите детям вместе рассмотреть страницу календаря. Спросите:
- Как называются дни недели на иврите?
- Что означают цифры в названиях дней?
- Что вы видите на этом календаре?
- Какие символы изображены здесь? Что они означают?
.- Как вы думаете, зачем они здесь?
В календаре указано время зажигания субботних свечей и о парашат а-шавуа. Спросите: Почему эта информация приведена в пятницу и субботу?
Существует особый день недели, который называется Шабат. Он начинается в пятницу вечером с адлакат нерот (зажигания свечей), продолжается в субботу, когда мы читаем парашат а-шавуа (недельную главу из Торы) и заканчивается в субботу вечером с наступлением темноты церемонией авдала.

2. Шабат - особый день недели. Как мы делаем этот день особенным?
Спросите:
- Какие еще особые дни есть в году?
Дни рождения, годовщины свадьбы родителей, праздники - каждый из них мы отмечаем по-особому. Это дни, когда мы собираемся за праздничным столом, получаем или дарим подарки. Таким образом, мы придаем особое значение этим дням. Вернитесь на страницу Шабата. Прочтите диалог Милы и Лени и рассмотрите с детьми картинки.
3. Шабат - это святой день для всех евреев. Существует традиция, выделяющая Субботу из обычных дней недели. Покажите ученикам подсвечники со свечами, бокал для кидуша, свечу для авдалы, салфетку для халы, сидур и белую праздничную скатерть.
А теперь давайте подготовим стол для Шабата и посмотрим, как вечер пятницы превратится в Шабат а-кодеш. Накройте стол.
4. Прочитайте рассказ "Самый сладкий звук". Можно предложить детям разыграть этот сюжет. Момент, когда женщина зажигает субботние свечи и произносит браху - это волшебный момент, во время которого шум и хаос внезапно превращаются в покой, потому что наступил Шабат.
Задайте ученикам следующие вопросы:
- Что подумал каждый из вас, когда услышал, что женщина зажгла субботние свечи?
- Чему учит нас эта история?
- Разве может тишина стать звуком?
Зажигание свечей - это знак того, что начинается Суббота. Существуют и другие ритуалы, выделяющие Шабат среди других дней недели.
Во время кидуша дети в классе по-настоящему почувствуют наступление Шабата, который они обычно проводят дома. После кидуша все делают нетилат ядаим и произносят соответствующую браху. После этого они должны произнести благословение а-моци - перед тем, как попробуют субботнюю халу.
5. Задайте ученикам вопрос:
- Кто знает, что означают слова кдуша или кадош.
Обсудите основные моменты прошлого урока: что такое свиток Торы, где он хранится, как выглядит, когда открывают арон а-кодеш, почему мы целуем свиток и т.д.
Тора свята для нас (кдоша) и Шабат - святой день (кадош). Существуют субботние обычаи, которые помогают выделить этот день из будничных, чтобы все почувствовали, что день этот свят.
Задайте вопрос:
- Что свидетельствует о святости Шабата?
Дети могут ответить: праздничная атмосфера дома, зажженные свечи, белая скатерть и халы на столе, накрытые красивой салфеткой, нарядная одежда, кидуш, праздничная молитва в синагоге, змирот во время праздничной трапезы
Разучите с детьми змирот.

Урок 2

УТРО ШАБАТА В СИНАГОГЕ

Цели

1. Повторить, что такое кабалат Шабат.
2. Познакомить учеников с тем, как проводят Шабат в синагоге.
3 Принять участие в утреннем кидуше в синагоге
Подготовьте все необходимое для субботнего стола. Если это возможно, принесите также свиток Торы.

Необходимые материалы

бумага, фломастеры или цветные карандаши.
Подготовьте большой лист бумаги и фломастеры - для работы над таблицей.
Первая графа таблицы будет называться Кабалат Шабат дома; вторая графа - Шахаритв синагоге; третья - Минха, четвертая - Маарив, пятая - Авдала

Этапы урока

1. На прошлой неделе мы провели вместе с вами Шабат. Вам понравилось? Вы почувствовали, что такое онег Шабат? Вы помните, как мы встретили Царицу Субботу!
Дети перечисляют: зажигали свечи, сделали кидуш, ели халы, пели змирот и т.д. Запишите все, что вспомнили дети, в таблице в графе "Вечер пятницы". Предложите детям поместить на стол эти предметы.

Задайте вопрос:
- Помните ли вы какие-нибудь змирот? Предложите детям еще раз спеть их.
2. Продолжение
В субботу утром Шабат продолжается.
Каким образом мы освящаем его утром?
Выслушайте предложения учеников и продолжайте:
- Как правило, мы проводим Шабат дома. Но Шабат - это праздник, объединяющий всех евреев, поэтому мы проводим его вместе с общиной. В синагоге в этот день тоже царит особенная, праздничная атмосфера. В этот день принято устраивать кидуш в синагоге по торжественным случаям - по случаю свадьбы, рождения детей, брит-мила, бар-мицва и т.д.
Покажите детям Сидур и передайте его по кругу, чтобы все могли его рассмотреть.
Сидур - это сборник молитв. В нем собраны все молитвы - будничные и субботние, а также молитвы на праздники, поминальные молитвы и т.д. Сидуром пользуются евреи во всем мире: в Америке, в Израиле, в России, во Франции, Индии и Италии - все они имеют такую книгу. Молитвы в ней написаны на иврите и переведены на другие языки, чтобы помочь людям лучше понять их.
В этой книге есть ежедневные молитвы и праздничные - для Шабата и других еврейских праздников.
Прочтите одну из субботних молитв и произнесите ее вместе с детьми.
3. Найдите в Сидуре молитву "Шма, Исраэль!". Напишите на доске слова этой молитвы и покажите детям, где она помещена в Сидуре. Произнесите молитву "Шма, Исраэль!" медленно, предложив детям повторять ее за вами слово в слово. Повторите ее несколько раз до тех пор, пока дети не запомнят слова "Шма". "Шма" - свидетельство того, что еврейский народ верит в Единого Б-га. Поскольку эта молитва очень важна, она произносится ежедневно, а не только в Субботу и праздники.
4. Покажите ученикам рисунки с изображением субботней молитвы в синагоге. Объясните, что в синагоге люди произносят молитвы и читают Тору.
Начните выполнение поделок к Шабату. Это может быть "Набор для Шабата". Учитель сам решит, с каким заданием могут справиться его ученики.
Набор для Шабата
Каждый ребенок начинает изготавливать необходимые предметы для проведения Шабата дома: подсвечники, салфетку для халы, бокал для кидуша. Пока ребята работают, дайте им послушать кассету с записью субботних песен.
5. Спойте с детьми Шабат шалом...
Затем предложите детям сделать то, что делают в синагоге все евреи: закрыть глаза и произнести Шма, Исраэль! Объясните им, что глаза закрывают, чтобы сконцентрировать внимание на словах молитвы и не думать ни о чем другом. После "Шма" расскажите ребятам недельную главу из Торы - парашат а-шавуа.
Каждая из историй, описанных в Торе, является частью истории еврейского народа, то есть нашей с вами общей истории. Закончив рассказ, дайте ребятам выпить виноградного сока из бокала для кидуша и угостите их печеньем.

Урок 3

АВДАЛА

Цели

1. Повторить обычаи, соблюдаемые в лейл-Шабат (вечером в пятницу) и в субботу утром.
2. Познакомить учеников с церемонией авдала - разделением между Субботой и буднями.
3. Изготовить предметы, используемые в Шабат и на исходе Субботы (моцаей Шабат), которые помогут ребятам закрепить в памяти пройденное.
Для проведения авдалы необходимо иметь: витую свечу, спички, бокал для кидуша, коробочку для ароматных специй (бесамим)

Этапы урока

1. Продолжайте работать над таблицей, которую вы начали заполнять Повторите с детьми все, что вы узнали о лейл-Шабат. Затем предложите детям догадаться, что должно быть внесено во вторую часть таблицы "Утро Субботы в синагоге. Шахарит". Повторите с детьми все относящееся к разделу о том, что происходит по Субботам в синагоге: евреи собираются в синагоге для молитв, для изучения Торы, для произнесения кидуша, для того, чтобы быть вместе со своей общиной.
2. В таблице есть еще две части, которые нужно заполнить:
- Как продолжается Шабат после утренней службы в синагоге?
Выслушайте ответы детей и обсудите их.

Вопросы:

- Установлены ли определенные часы для еды?
- Когда происходит вторая трапеза в Субботу?
- Как проводят время между молитвами и трапезами? (Шабат продолжается, и нельзя делать многое из того, что мы делаем в будни.)
Заполните графу из таблицы "Полдень Субботы. Минха".
3. Давайте еще раз рассмотрим страницу Шабата. О каких предметах мы еще не говорили (плетеная свеча, коробочка для специй, бокал)? Эти предметы используют для церемонии авдала.
Вспомните ваш день рождения. Что вы чувствовали после того, как отпраздновали его с семьей и друзьями? Хотелось ли вам немножко продлить этот день? Думали ли вы, ложась спать, о том, как продлить особое ощущение этого дня? Что можно сделать, чтобы это произошло?
Такое же ощущение возникает у людей во время Шабата. Когда Суббота подходит к концу, мы вспоминаем о начале новой недели. Родителей ждет работа, а дети должны возвращаться в школу. Хотим мы этого или нет, мы начинаем думать обо всем, что нам предстоит сделать в течение новой недели. Шабат - прекрасный день, день, так не похожий на все остальные дни. Нам хочется, чтобы он еще немного продлился! Но вот Суббота заканчивается, и мы хотели бы не просто сказать этому дню "До свидания!", а расстаться с ним как-то иначе, по-особому.
Шабат - день, который начинается с того, что мы зажигаем субботние свечи, произносим кидуш и А-моци на субботнюю халу. Этот день и заканчивается особенным образом. Вечером, когда становится темно, происходит церемония авдала - отделение Шабата от будней, и мы прощаемся с ним до следующей недели.
4. Напомните детям рассказ "Самый сладкий звук".
Если бы король Эйфо Ма-зе был с нами, он, вероятно, был бы удивлен тем, что существует и другой особый звук - звук окончания Шабата. Давайте попробуем услышать его.
Станьте в круг и не произносите ни слова. Достаньте плетеную свечу, бокал для кидуша и коробочку для благовоний. Выключите свет в комнате. Зажгите свечу и предложите одному из детей высоко поднять ее. Затем произнесите браху (благословение для авдалы) и передайте коробочку со специями по кругу, чтобы каждый ребенок мог вдохнуть аромат специй. Поднимите руки вверх, протягивая их к свету свечи. Научите детей, как произносить приветствие "Хорошей вам недели": "Шавуа тов.'" - на иврите и "Агутэ вох!" - на идиш. Теперь спойте вместе песню.
- Что бы сказал об этой традиции Эйфо Ма-зэ и его советники?
5. Заполните графу "Шабат заканчивается" в таблице так, как преложат дети. Повесьте таблицу в классе. В этой таблице должны быть слова на иврите и на русском. Если дети захотят, они могут украсить ее орнаментом или рисунками. захотят, они могут украсить ее орнаментом
6 Продолжайте работу над поделками. Эта работа должна помочь закрепить пройденное.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Леня: На прошлой неделе мы встречали гостей. К нам приехали из Израиля тетя с дядей.

Мила: И двоюродные братья - Илья и Игорь - приехали тоже.

Леня: Да. Но теперь их зовут Элияу и Ицхак. Это их еврейские имена.

Мила: Наверное, вам интересно, что они нам привезли.

Леня: Мы получили сразу два подарка: Сидур на иврите с русским переводом и бокал для кидуша.

Мила: В Шабат мы впервые воспользовались этими подарками. Элияу и Ицхак, показали нам благословения в сидуре, и мы вместе произнесли их. Потом я пила виноградный сок из бокала для кидуша.

Леня: Теперь мы всегда в Шабат будем пользоваться своими подарками. Бокал из Израиля очень красивый, и он очень нравится нам.

ЧТО ТАКОЕ ШАБАТ?

Шабат - это основа нашего национального наследия. Шабат мы отмечаем не в память о каком-то историческом событии, как, скажем, Песах. В этот день мы не празднуем победу над нашими врагами, как в Пурим или на Хануку. Это не такой праздник, который мы отмечаем раз в году с присущими ему особыми традициями.

Шабат приходит к нам в конце каждой недели. Он начинается в пятницу вечером и заканчивается в субботу вечером. Это происходит каждую неделю; пятьдесят два раза в году повторяются приготовления к этому замечательному дню. Разумеется, у этого дня есть присущие ему особые обычаи и ритуалы. Но тем не менее каждый Шабат приносит нам что-то свое. Это совершенно особенный, святой день. И каждый раз после проведенного по всем правилам Шабата мы чувствуем себя обновленными, замечательно отдохнувшими и с новыми силами возвращаемся к своим повседневным обязанностям в течение недели.

ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ В ШАБАТ?

Из Торы мы знаем, что Всевышний шесть дней творил мир, а на седьмой день отдыхал, т.е. на седьмой день был Шабат. Таким образом, Шабат связан с историей создания мира. Он напоминает нам о том, что Б-г дал Тору только еврейскому народу, и таким образом выделил наш народ и заповедал нам быть святым народом на все времена. И святость субботы напоминает нам об этом.

Перед наступлением Шабата женщины зажигают свечи и говорят благословение на них. А после того, как мужчины приходят из синагоги, вся семья собирается за празднично накрытым столом с белоснежной скатертью. Принято, чтобы родители перед трапезой благословляли своих детей. На столе - свежевыпеченные халы и виноградное вино для кидуша.

Мужчина наливает вино или виноградный сок в бокал для '

"Барух эта Адонай Элоэйну Мэлех а-олам борэ при а-гафэн"

"Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы"

Слово кидуш - ивритское слово, означающее "выделение", "освящение".

ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ ШАБАТА?

После кидуша мужчина поднимает халы, традиционно покрытые красивой вышитой салфеткой, и произносит благословение на хлеб. После этого все делают нетилат ядаим и приступают к праздничной трапезе. Это не простой ужин или обед, а освященная традицией трапеза, за которой не принято говорить о повседневных делах. Дети обычно рассказывают парашат а-шавуа, а глава семьи часто комментирует какой-нибудь отрывок из Торы. За столом принято петь субботние песни, змирот. Никто никуда не торопится, вся семья после трудной недели собралась вместе, и все наслаждаются покоем, вкусной едой, напитками и интересной беседой.

Таким образом, мы чувствуем, что этот день отличается от других дней недели. Есть много заповедей, которые говорят нам о том, как мы должны подготовиться к Шабату, то есть о том, что мы должны сделать. Есть также особые заповеди, которые говорят нам о том, какие действия в Шабат являются запрещенными. Все это отделяет Шабат от других дней недели, и делает его святым - Шабат а-кодеш. Существует много галахот - еврейских религиозных законов о том, что разрешено делать во время Шабата, а что запрещено.

СИНАГОГА

В пятницу вечером, в субботу утром и днем мужчины отправляются в синагогу. Субботние молитвы также отличаются от будничных. Во время шахарит - утренней молитвы из арон а-кодеш достают свиток Торы и читают парашат а-шавуа, недельную главу. Часть молитвы читает кантор, а часть - молящиеся вместе с кантором. Молитвы в синагоге являются неотъемлемой частью

Шабата. Вы только представьте себе - все евреи во всем мире в одно и то же время читают одни и те же молитвы! Таким образом, каждый человек чувствует себя частицей одного целого - нашего народа. Это уникальная возможность для каждого еврея почувствовать себя членом одной большой семьи - еврейской общины.

ОКОНЧАНИЕ ШАБАТА

Шабат заканчивается в субботу вечером церемонией, называемой авдала, что означает "разделение", то есть мы как бы отделяем Шабат от будней. Во время авдалы мужчина напивает вино в бокал для кидуша, а женщины или девочки держат зажженную плетеную свечу. Мужчина говорит особое благословение над вином, над ароматными травами и над огнем свечи. Мы прощаемся с чудесной субботой и снова возвращаемся к нашим будням И авдала облегчает нам этот переход.

Шабат - это праздник духа, и поэтому даже в бедной синагоге в этот день царит торжественность и святость. И это не удивительно, потому что Шабат является как бы частичкой олам а-ба, грядущего мира, когда все дни будут наполнены покоем и миром. Вот почему в Шабат мы приветствуем друг друга словами Шабат шалом!

Рассказ для чтения в классе

САМЫЙ СЛАДКИЙ ЗВУК

Жил-был на свете король, который очень любил задавать разные вопросы. Он задавал так много вопросов, что его прозвали за это король Эйфо Ма-зэ (Где и что это). Каждый день он начинал с того, что собирал всех своих советников и озадачивал их новым вопросом Потом они, естественно, очень долго обсуждали этот вопрос со всех точек зрения, потом принимались обдумывать ответ. Где-то в конце дня ответ был готов, и обычно король был удовлетворен.

Вопросы короля Эйфо Ма-зэ были самые разнообразные и, конечно, очень глубокомысленные, потому что королю положено размышлять о том, как устроен мир. Он спрашивал, например: "Где самый глубокий в мире снег? Какова высота самой высокой горы? Сколько различных видов рыб живет в океанах? Какая из специй самая ароматная?"

Как видите, на эти вопросы не так-то просто ответить Очень часто ответы на вопросы короля невозможно было найти даже в книгах.

И вот однажды король спросил своих советников' "Какой самый сладкий в мире звук?"

Глубоко задумались советники и в конце дня предложили ему сразу несколько ответов. Вот они: песня матери, когда она баюкает своего ребенка; голос птицы в лесу, мелодии флейты, звуки арфы.

Но на этот раз король Эйфо Ма-зэ был недоволен этими ответами. Поэтому он решил объявить конкурс на самый лучший ответ. Король даже издал специальный указ, в котором предлагал всем жителям королевства принять участие в этом конкурсе Победителю была обещана очень большая награда.

И вот вскоре на конкурс съехались музыканты со всех концов королевства Каких только музыкальных инструментов не привезли они с собой! Их вдохновляла надежда услышать похвалу из уст самого короля, а кроме того, они были очень не прочь получить обещанную награду. Съехалось также много певцов и сочинителей музыки, - все они подготовили чудесные мелодии и песни.

В день конкурса площадь перед дворцом заполнилась музыкантами и зрителями. Король Эйфо Ма-зэ сидел на троне, установленном на балконе дворца. Оттуда ему все было отлично видно и слышно. Он устроился поудобнее, оглядел собравшихся -и милостиво разрешил начинать конкурс.

Солнце только что проснулось и послало на площадь свои первые теплые лучи. И вместе с ними раздались первые звуки музыки. Это были звуки трубления в рог; мелодия была нежная и чистая и очень подходила этому чудесному утру. Король благосклонно внимал, но все же ему казалось, что это не совсем то, - может быть, есть звуки еще более сладкие. И как бы в ответ на его сомнения вступили скрипки. Ах, что это была за музыка! Невозможно передать словами ее прелесть и очарование! Казалось, что все вокруг поет и улыбается. Король Эйфо Ма-зэ тоже улыбался, но он еще не подал знака, что получил ответ на свой вопрос. Конкурс продолжался.

Концерт затянулся до вечера. Король и советники пощипывали бороды и покачивали головами в такт музыке. Они все ждали, что вот-вот раздастся самый сладкий в мире звук - и это будет ответ на вопрос короля, и тогда они смогут пойти пообедать. Но время шло и они стали уже сомневаться, что он вообще существует -самый сладкий в мире звук.

Тогда они предложили, чтобы все музыканты одновременно заиграли на всех своих инструментах, но, знаете, это было уже что-то невообразимое. У короля даже разболелась голова, но что он мог поделать? Ему так хотелось найти самый сладкий звук на свете! Но где же, где же он?

Уже стало темнеть, когда к балкону короля подошла женщина. Она махнула рукой, чтобы привлечь к себе внимание. Площадь была переполнена сладкими звуками, но, поскольку все они звучали одновременно, это была какая-то какофония. Король, заметив женщину, подал знак приостановить игру музыкантов и спросил:

- Чего ты хочешь, добрая женщина? Где твой инструмент? Как ты думаешь, где он - самый сладкий звук на звуке?

Женщина молча достала две свечи и поставила их перед собой на низкую каменную ограду. Все смотрели на нее с изумлением. Затем она зажгла свечи, прикрыла глаза ладонями и тихо произнесла: "Барух ата Адонай Элоэйну Мелех А-олам, ашер кидшану ве-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат." Когда она открыла глаза, удивительная тишина, мир и покой наполнили площадь перед дворцом.

Король Эйфо Ма-зэ взглянул на нее и сказал: "Добрая женщина, почему ты так долго не приходила? Как назвать то, что я слышу сейчас?"

Женщина ответила: "Простите меня, Ваше величество, но я не могла раньше зажечь свечи. Только что наступил Шабат, и Вы услышали его наступление".

Король Эйфо Ма-зэ в задумчивости оперся о трон. Прошла головная боль. Советники короля пощипывали бороды и улыбались. Каждый из них почувствовал, как сладкий звук тишины и покоя наполняет мир. Они поняли, что ответ найден. Какая же это была радость для всех!

Потому что и впрямь тишина и покой Шабата есть самый чистый и сладкий звук на свете. Шабат шалом! Амен!

Переложение рассказа "Самый сладкий звук" из книги Молли Кон "Кто знает, что такое десять?"






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=509