ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: НЕ ПРОИГРАННОЕ ВАТЕРЛОО
Раздел: Домашнее обучение Дата: 04/05/2007

В статье рассматривается проблема домашнего обучения в нашей стране и за рубежом.

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: НЕ ПРОИГРАННОЕ ВАТЕРЛОО

Наталья ВАРЕНИК

   Для большинства родителей образование детей является важнейшим делом в жизни, и они готовы вкладывать в него все силы и средства. Специалисты с удивлением констатируют, что таких людей в разных странах мира с каждым днем становится все больше. Необыкновенную популярность получает домашнее обучение! По оценкам Министерства образования США (Department of Education), в 1984 году дома училось всего 50 тыс. американских детей. В 1988 году их количество увеличилось до 300 тысяч, а в 1993-м домашнее обучение стало нормой на всей территории США. По официальным данным, в США в 1999 году число детей, получающих образование дома, выросло до 850 тыс., хотя специалисты считают, что в действительности число таких детей может достигать 2 млн., поскольку не во всех штатах требуется обязательное уведомление органов образования о том, что ребенок получает образование дома. По оценке Ассоциации защиты домашних школ США (Home School Legal Defense Association), ежегодно число таких учащихся увеличивается на 15%. В России количество детей, получающих образование дома, начало стремительно расти с принятием закона о домашнем обучении.

     В Украине, где дети могут учиться с помощью индивидуальной формы обучения (не путайте с домашней), такая тенденция тоже весьма заметна: в 2001/2002 учебном году таких было 22955 человек, а в 2004/2005 учебном году стало уже 31086! Украинские педагоги объясняют такую динамику ростом заболеваемости детей, закрывая глаза на желание родителей дать своему ребенку более качественное образование и защитить его от неблагополучной социальной среды… Идея обучения на дому — отнюдь не новая: в России издавна существовал институт гувернеров, с помощью которого состоятельные люди обучали своих детей французскому и другим «галантным» наукам. С помощью домашнего образования юные аристократы получали азы в разных сферах знания и успешно продолжали учебу за рубежом. Современный российский закон о домашнем обучении многие специалисты считают возвращением к институту гувернеров. Учитель Томаса Эдисона, впоследствии — известного изобретателя электрической лампочки, считал, что мальчик — слабоумный и не способен к учебе. Матери пришлось обучать сына (ставшего спустя годы всемирно известным) собственными силами на дому. Два выдающихся президента США — Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн — получили домашнее образование, что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной и юридической сферах… В 1850 году в США было введено обязательное обучение, и все дети определенного возраста обязаны были посещать государственные школы. Так продолжалось вплоть до начала 1980-х годов, когда движение сторонников индивидуальной учебы окрепло благодаря деятельности Джона Холта, имя которого стало символом домашнего обучения в США. После принятия нового закона об образовании в 1988 году формальная опека частных школ в США уже не требуется: семья может самостоятельно решить, где будут учиться дети — дома, в частной или в государственной школе. Сегодня в США существуют Национальная ассоциация домашнего образования и другие общественные организации, созданные по инициативе родителей. Эти организации издают книги и журналы, дают юридические и методические консультации. В Украине с 1984 года работало временное «Положение об индивидуальном обучении», а в 2001 году было разработано «Положение об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях», утвержденное указом Министерства образования и науки Украины № 732 от 10.09.2002 года. Талант — это отклонение от нормы? Новый закон украинские родители встретили радостно: вот она, заветная вольница! Однако детей — талантливых и неординарных — почему-то приравняли к детям-инвалидам и ребятишкам с отклонением от нормы в физическом и умственном развитии. Если сравнить наше «Положение об индивидуальном обучении» с российским законом о домашнем обучении и экстернате, то заметны расхождения в подходе к пониманию проблемы. В России этот процесс происходит более человечно: любой ребенок может совершенно спокойно не ходить в школу (это решают родители, а не дети). У нас индивидуальная форма обучения, несмотря на гуманность и необходимость, все же не считается полноценной. Это крайний выход, приемлемый только в том случае, если других вариантов нет. Отсюда и подразделение детей на ряд категорий: — Письмом Министерства образования и науки Украины 1/9-413 от 10.09.2003 г. даны разъяснения об организации обучения школьников в индивидуальной форме — комментирует главный специалист отдела взаимодействия с местными органами исполнительной власти и самоуправления Департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины Людмила Голубенко. — В нем говорится, что с помощью такой формы обучения учатся дети, которых в классе менее пяти человек. Это оговорено Законом «Об общем и среднем образовании», ведь демографическая ситуация у нас постоянно ухудшается, рождаемость снижается, и многие сельские школы остаются без учеников. Кроме того, пунктом 1.7. закона определено еще несколько категорий детей, которые имеют право на индивидуальную форму обучения. Это дети, которые пребывают на длительном лечении в лечебных заведениях (там им организует соответствующую учебу школа, на территории обслуживания которой находится лечебное учреждение), а также болезненные, ослабленные учащиеся, которым рекомендуется индивидуальное обучение на дому по выводам справки медкомиссии, и учащиеся школ 1-й ступени, которые на протяжении двух лет являются неуспевающими. Индивидуальная форма обучения предназначена для детей, нуждающихся в коррекции физического или умственного развития, родители которых отказываются от их обучения в специализированных школах-интернатах. Имеют на нее право и дети с высоким учебным потенциалом, ускоренно осваивающие учебный курс… Таким образом, если ваш ребенок не вундеркинд, не калека и не имеет отклонений в психике, если он не живет в глухом селе и не является катастрофически неуспевающим, шансов на индивидуальное обучение у вас нет. Но и для тех, кто подпадает под перечисленные категории, путь к заветной индивидуальной учебе отнюдь не легок. Кроме заявления родителей необходимо иметь решение органа управления образованием и подтвердительные документы. Для каждой категории детей они разные: для больных и ослабленных необходима справка лечебно-консультационной комиссии. Такие дети учатся дома. Для детей с высоким учебным потенциалом необходимо решение совета школы. Ребенок продолжает учиться в своем классе, но кроме этого самостоятельно осваивает материал за следующий класс и сдает экзамены досрочно — сразу за два года. Он не освобождается от второстепенных предметов, например уроков труда, и не защищен от негативных влияний социума, а дополнительно перегружен индивидуальной программой. Неудивительно, что среди занимающихся индивидуально отличников мало малышей — такую непосильную ношу родители взваливают только на плечи выпускников, выезжающих за рубеж и претендующих на получение медалей… Сексуальное зомбирование и оккультизм В США в последние годы наблюдается бегство учащихся из школы за счет использования закона, разрешающего home-schooling — домашнее обучение со сдачей экзаменов экстерном. Что же побуждает американских граждан бежать из классов? По мнению специалистов, американская школа не дает знаний. В Нью-Йорке был случай, когда юноша-негр, окончивший школу, пошел устраиваться на работу и не смог заполнить анкету, так как не умел писать. Мать подала на школу жалобу в суд, об этом писали в газетах. Многие родители убеждены, что в американских школах проводится целенаправленное моральное разложение учеников. Имеются в виду определенные «программы полового воспитания». Представителям различных сексуальных ориентаций разрешают приходить в школы, вербовать молодежь, оставляя свои телефоны. По мнению родителей, это совершенно сознательная широкомасштабная программа. Наркомания — еще один бич американской школы. Во всех классах учителя с утра до вечера твердят о вреде наркотиков, причем так настойчиво, что это вызывает к ним усиленный интерес у учащихся. К тому же около любой школы стоит человек, который продает наркотики. Идет наступление на духовность, которая планомерно вытесняется оккультизмом. Повсеместно пропагандируются различные культы, представляющие замаскированные формы сатанизма. В последние годы к этому перечню добавились случаи, когда дети попадали в заложники или становились жертвой террористов. Прогнозируется, что эта тенденция распространится и на Восточную Европу, а последствия будут худшими, чем в Америке, — там к новым программам привыкали лет двадцать, а на нас это обрушится как лавина. Россияне защитили своих граждан законом о домашнем обучении, маленьким же украинцам, похоже, придется вкусить все «прелести» западных веяний. — Все родители, которые хотят перевести своих детей на семейную форму обучения (т.е. учить их дома), сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны школьных структур — рассказывает Тамара С., мать шестиклассника. — Главное требование в школе — ты должен быть в классе, вокруг этого все и крутится. Наш ребенок способный, легко схватывает материал, но у него слабое здоровье. С ужасом вспоминаю, как его заставляли бегать раздетым по снегу на уроках физкультуры. В классе больше 30 человек, душно, зимой распахнуты настежь окна. Учительница постоянно усаживала сына под окно. Были случаи, когда агрессивные подростки избивали ребенка. Добиться, чтобы сын учился индивидуально, было трудно — гоняли по комиссиям за справками. Учителя ходили домой кое-как: педагогам это не выгодно. Официальная плата государства за эти часы мизерная, хороший специалист вместо этого займется репетиторством. Чтобы не вызывать недовольства учителей, приходилось мириться с приписками в журнале домашнего посещения и дарить подарки. Лучше бы разрешили учить ребенка самостоятельно, нанимая платных учителей… Домашнее сопротивление Сегодня в одном окопе — дети, многие из которых идут в школу как на каторгу, родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок получил приличное образование и не испытывал кошмарного психологического прессинга, и государство, недовольное тем, что созданная им система не справляется с решением стоящих перед ней задач. В другом окопе — армия чиновников от образования, которые успешно выигрывают битву. Что дает индивидуальная форма обучения маленькому украинцу? Министерство образования и науки в своем положении заложило нормы на одного ученика. Для учащихся первых-четвертых классов выделяется пять часов в неделю, для пятых-девятых классов — восемь часов, для 10—11 — соответственно 12 часов. В том же Положении есть пункт 4.3., в котором сказано, что школа оказывает платные услуги. Если родители хотят дополнительно обучать ребенка каким-то предметам, они должны официально обратиться в школу. Оплата зависит от категории учителя, его стажа и зарплаты. Существует и постановление Кабмина «Перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными учебными заведениями» № 38 от 20.01.1997 г. Однако этот факт малоизвестен большинству родителей. Не потому ли, что официальная оплата по сравнению с репетиторством, где счет идет на доллары, просто смехотворна? В России ситуация иная: родителям нужно написать заявление на имя директора и заключить с администрацией школы письменный договор. Они могут получить в школе на время домашнего обучения бесплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, методическую помощь и консультации учителей. Если в договоре будут оговорены сроки, программа, участие домашних учителей, оплата школьных, то трудностей не возникнет. Государство выплачивает родителям денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе. Пока что эти суммы невелики, а процедура их получения сложная. Зато вы вправе обучать своего ребенка сами или приглашать как частных, так и школьных преподавателей. Ребенок остается записанным в конкретную школу, при этом прав у него не меньше, чем у других учеников. «Домашние» дети в России проходят аттестацию в общеобразовательной школе, и по ее итогам по решению педсовета переводятся в следующий класс. Итоговая аттестация в форме устных и письменных экзаменов обязательна для всех учеников девятых и 11 (12) классов. Выдержавшие экзамены получают документ государственного образца о соответствующем образовании, могут быть награждены золотой или серебряной медалью. Администрация школы вправе расторгнуть договор, если, занимаясь дома, ученик не усваивает программу. В этом случае родителям могут предложить продолжить обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс. Но без согласия родителей вернуть ребенка в общеобразовательную школу нельзя. В Украине практикуется учеба экстерном. Она наиболее близка к российской и американской моделям домашнего образования. И хотя в законе сказано, что экстернат является разновидностью индивидуального обучения, на самом деле это самостоятельное овладение учебным материалом. Передав ученика в руки родителей, школа теряет к нему интерес: экстерн, согласно указу Министерства образования и науки, имеет право на консультации всего по 15 минут на один предмет и не более трех академических часов. Есть и еще один момент «дискриминации» подобных детей: они никогда не награждаются медалями.           

   Зависимы от системы образования и частные коммерческие школы — они связаны с государством лицензированием, без которого не могут выдавать документы государственного образца. И хотя все педагоги признают, что учеба на дому максимально раскрывает индивидуальные возможности каждого ребенка, отношение к ней остается настороженно-враждебным. Ученики «домашних школ» намного опережают обычных школьников: в 1998 году подобное исследование было проведено Мэрилендским университетом в США. Как показали тесты по базовым предметам, предложенные 20 тысячам детям школьного возраста результаты обычных учеников оказались существенно ниже результатов, продемонстрированных «домашними детьми». Домашнее обучение нашло своих последователей уже в 45 странах мира. В Японии выпускников негосударственных школ принимают в Токийский университет. Осваивает домашнее обучение и Швеция, где сейчас имеется девять подобных школ. У них возникают сложности с властями, поскольку в Скандинавии очень серьезно относятся к уровню социализации. В Латвии здоровый ребенок может обучаться дома с первого по четвертый класс. Эти дети записаны в списки школы, и в конце года школа проверяет знания и решает, может ли ребенок переводиться в следующий класс. А вот в Германии учиться дома не разрешено. Но в разных странах родители не сдаются — домашнее обучение находит все новых и новых приверженцев…






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=8