Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

ТВ + дебилизация

05/05/2007

Деструктивное влияние телевидения на душу человека.


ТВ + дебилизация "Советская Россия", 24.04.2003, Москва, n45, стр.6 Автор: О. Джигиль


Беседа у выключенного экрана


Дебильность (от лат. debil - слабый) - легкая степень олигофрении: задержка психического развития, слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения и т.д. "Советский энциклопедический словарь"


Чтобы оправдать заголовок нашей беседы, уважаемый читатель-телезритель, приведем доказательства того, что при неограниченном потреблении телевизионной продукции у индивида ослабевает способность к абстрактному мышлению.


Но прежде - что такое абстрактное мышление?


Абстракциями принято называть отвлеченные понятия и категории, такие, скажем, как "личность", "общество", "прогресс", а также теоретические обобщения типа "Бытие определяет сознание", "Семья - ячейка общества", "Алкоголизм разрушает личность" и пр. Абстрактное мышление относится к высшей сфере сознания человека - рациональной (от слова rationalis - разумный), в которой формируются понятия, суждения, умозаключения, в отличие от эмоциональной сферы (emotion - волнение), где протекают первичные психические реакции в форме восприятий, ощущений и разного рода подсознательных актов.


Так вот телевидение в силу своей природы имеет некие "ограничители", не позволяющие ему развивать у нас абстрактное мышление. В этом нетрудно убедиться, сравнив его с печатью. Средствами печати, с помощью письменного слова создаются и произведения искусства, и научные труды. Выразительными же средствами телевидения можно создать оригинальные творческие работы лишь в сфере искусства, художественного творчества. Научные теории на языке экрана досконально воспроизвести невозможно. Не случайно грандиозный замысел Сергея Эйзенштейна - экранизировать "Капитал" К.Маркса - так и остался неосуществленным. Экран оказался не в состоянии адекватно выразить мощь и глубину логических абстракций великого мыслителя.


Вы скажете, ну а если читать "Капитал" вслух перед камерой? Заверяю, эффект будет более чем скромный. Суть в том, что устное слово проигрывает письменному в передаче сложного содержания.


В свое время Ф.Энгельс, приводя в пример собаку и лошадь, которые до такой степени приручены человеком, что только говорить еще не научились, по этому же поводу заметил: "К сожалению, их голосовые органы настолько специализированы в определенном направлении, что этому горю уже ничем нельзя помочь". Вот так и горю ТВ, органически не переваривающему логические абстракции, тоже ничем не поможешь...


Вывод очевиден: если телевидение в силу своих природных ограничителей не способствует развитию у зрителей высшей формы психической деятельности - абстрактного мышления, то каждодневное созерцание программ, ставшее для большинства обитателей планеты излюбленной формой проведения досуга, приводит к постепенному ослаблению умственного потенциала. А "слабый" в переводе с русского на латинский означает "debilis". Что и требовалось доказать. + + +


Примеров и фактов сколько угодно. Обратимся к США - бесс*****му лидеру в производстве и потреблении телевизионной продукции. Здесь установлено, что уже два поколения американцев благодаря ТВ оказались фактически отлучены от чтения. И результат налицо. Точнее, на лицах самих американцев. "На многих из них лежит печать вырождения", - свидетельствует О.Арин, наш соотечественник, ученый, долгое время живший и работавший в США.


Согласно материалам опросов, 20 процентов взрослых жителей Соединенных Штатов не могут назвать ни одной из стран Европы. Среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет каждый седьмой не может найти на карте собственную страну, каждый четвертый - показать Тихий океан. Один из управленцев жалуется в печати: 95 процентов выпускников колледжей допускают ошибки в написании слов, половина не умеет составить простое предложение. В целом же, по данным культуролога Э.Химша, на сегодня средний уровень грамотности американцев уступает тому, что был в начале XX века. Наша Россия в этом плане уверенно догоняет США. Так, участвуя в одной из программ "Поля чудес", игроки-восьмиклассники не смогли вспомнить, кто написал "Руслана и Людмилу", не знали ни единой строчки из "Евгения Онегина", перепутали Пушкина с Тургеневым, а один мальчик, ничего не зная о Чехове, назвал его поэтом! Да что далеко ходить за примерами. Беседую недавно с одним абитуриентом гуманитарного вуза.


- "Тихий Дон" знаете, Шолохова? - "Тихий Дон"? - задумался. - "Тихий Дон"... А-а, знаю, знаю - это такой классный фильм! И право же, нет особого преувеличения в запальчивых словах Алексея Епифанцева из Перми, написавшего как-то в "Советскую Россию": "Через двадцать лет благодаря нашему активно действующему телевидению мы получим поколение с мозгами медузы". + + + Но вот вопрос. Только ли в "природных ограничителях" тут дело? Если только в них, то, надо полагать, что телевидение как таковое исполнено самых благих побуждений, но из-за своих ограниченных возможностей в передаче сложного содержания не может способствовать умственному развитию зрителей, ну а те, погружаясь в "сон с открытыми глазами", как бы сами по себе, потихоньку-полегоньку, от поколения к поколению вырождаются в дебилов. Или... или же природные ограничители ТВ еще и усугубляются сознательной установкой организаторов вещания на массовую дебилизацию?
Такой вот вопрос. Отвечу на него со всей определенностью, имея в виду наше отечественное телевидение и взяв в союзники его многочисленных критиков.
К великому сожалению, уважаемый читатель, процесс развивается именно по второму варианту. Страдая, как и всякое телевидение, врожденной интеллектуальной недостаточностью, наше новорусское ТВ к тому же целенаправленно подрывает рациональную сферу сознания своих зрителей, намеренно, по политическим мотивам (!) отучает их глубоко анализировать, масштабно мыслить.
Убедительное мнение на сей счет в свое время высказал писатель В.Г. Корнилов. Отметив, что человеческое сознание обретает силу и действенность, лишь когда охватывает явления жизни в их взаимосвязи, он следующим образом оценивает современную телевизионную практику:
- Любому думающему человеку очевидно, куда направлено острие всех или почти всех передач. Мелькающая смена кадров, сообщения короткой строкой, торопливо проговариваемые механическими голосами. Музыкальные мелодии, произвольно обрываемые... Все это - продуманная система разрушения человеческого сознания, стремление навязать дробное, лоскутное мышление.
Суть в том, чтобы навязывать "лоскутное мышление", не давать сосредоточиться на причинно-следственных связях общественных процессов. И такой подход не составляет тайны для здравомыслящих людей, о чем говорят многие выступления в печати.
"Обратим внимание: в потоке того, что называется по привычке новостями или событиями, все больше сообщений о бедствиях, скандалах, терроре и катастрофах во всех частях планеты, все больше светской, криминальной, спортивной, компроматной, погодной хроники - и все меньше того, что впрямую относится к государству, обществу и их состоянию", - пишет, например, Ю.Бялый в газете "Завтра".
Но разве новорусские электронные СМИ совсем не касаются насущных социальных проблем? Как же! Касаются. Естественно, они поневоле сообщают о закрытии предприятий, о забастовках, голодовках, самоубийствах отчаявшихся людей, о наркоманах, о беспризорниках. Но вот о главном умалчивают - о причинах. О глубинных корнях этих драматических событий. О тех, кто довел до такого состояния страну.
При этом, обратите внимание, все "говорящие головы" на центральных телеканалах у***** избегают называть обобщенные крупномасштабные показатели, отражающие пропасть, в которой очутилась Россия за годы антинародных реформ.
Правящий режим привлек к идеологическому обеспечению своего курса ряд соглашателей от науки типа П.Бунича, которые иногда выступают по телевизору, пытаясь обосновать политику реформаторов. Но кто из них взял на себя смелость сопоставить процессы в современной России с действием великих объективных законов, признанных самыми светлыми умами человечества, - Закона всеобщей связи и развития, Закона перехода количественных изменений в качественные, Закона единства и борьбы противоположностей, Закона отрицания отрицания?! Такого сопоставления никто не делает, и понятно почему. Экстраполяция, т.е. наложение этих законов на методы "капиталистического строительства" в России, сразу выявит полную научную несостоятельность дела "реформирования", его волюнтаристский характер.
Избегая показывать целостную картину и раскрывать причинно-следственные связи общественного бытия, навязывая людям дробное, лоскутное мышление, отечественное ТВ последовательно разрушает интеллектуальный ресурс России, ее ноосферу. Как-то в программе "Старый телевизор" ее ведущий Дмитрий Дибров обронил: "Телевизор - это идеальная фабрика по изготовлению человеков".
Браво, г-н Дибров! Спасибо за откровенность. Действительно, приватизаторам России, у которых вы состоите на службе, ой как нужна подобная генерация россиян! Оттого и установка советских времен на воспитание Человека сменилась новорусской ориентацией на изготовление человеков, как вы изволили точно заметить.
Вот и формируются при помощи телевидения этакие роботизированные человечки, тупо жующие "дирол с ксилитом" и часами поглощающие духовную жвачку с телеэкрана в виде пикантных и кровавых зрелищ.
Дебилизация налицо.
Дебилизация - на лицах... + + +


В подборке материалов об отупляющем воздействии ТВ откладываю большую статью Ю.Полищука "Убийца N1 и другие" ("Советская Россия", 02.11.97). Ее автор, доктор медицинских наук, профессиональный психолог, освещает целенаправленные усилия российских телеканалов по распространению антинаучных взглядов, насаждению невежества и мракобесия.
Автор исходит из прямой заинтересованности наших ведущих СМИ в "засорении" духовной жизни общества, ибо у невежественных людей слабее способность к самостоятельному и критическому мышлению, их сознанием и поведением легче управлять, манипулировать. Этому и служит система антинаучного телевещания, которое ведется по следующим направлениям.
Первое направление составляет активная разработка темы сверхъестественных явлений. Телевизионные каналы наперебой сообщают об НЛО, инопланетянах, ясновидящих, о "белой" и "черной" магии, что ведет к мистификации массового сознания.
Второе направление усматривается в стимулировании суеверий, веры в домовых, леших, вампиров, нечистую силу, привидения. Как считает Ю.Полищук, выдача в эфир подобной чернухи в немалой степени определяется заказами экстрасенсов и целителей, появляющихся на экранах телевизоров в респектабельном виде. Со всем этим смыкается широкий показ по телевидению американских фильмов ужасов (триллеров).
И третье направление в антинаучном вещании - культивирование астрологии, которая подается то как древняя наука, то как увлекательная игра. Между тем вера в астрологию снижает активность людей, делает их покорными предначертаниям звезд и планет, а на практике - послушными исполнителями воли и фантазии новоявленных астрологов.
В результате такой информационно-психологической обработки миллионы наших современников по уровню сознания и форм мышления искусственно отбрасываются на много веков. + + +


Мы будем несправедливы, если, говоря о дебилизации зрителей, не отметим вклад в это дело телевизионной рекламы. Волей дикого рынка и российской информационной буржуазии эта пестрая, крикливая, назойливая буффонада стала необходимым условием просмотра любых экранных материалов.
...Человеческое сознание как высшее творение природы и общества - очень хрупкая и уязвимая вещь. Нет ничего более высокого и более тонкого. Однако оно не только не ценится, не оберегается, а, напротив, всячески насилуется "ящиком для дураков" и в немалой степени - путем массированной, многократно повторяемой изо дня в день пропаганды одних и тех же товаров или услуг. Нашу психическую деятельность пытаются запрограммировать на обладание жвачками, зубными пастами, прокладками, презервативами и пр.
Под воздействием такой рекламы внимание людей отвлекается от высших потребностей и ценностей (труд, творчество, познания, духовность) и переключается на потребности и ценности более низкого уровня. И так - час за часом, день за днем.
Весьма неблагоприятно воздействие телерекламы и на психическое здоровье человека. Когда она бесцеремонно вторгается в процесс показа интересного фильма или серьезной передачи, это нарушает целенаправленный поток наших переживаний, разрушает его. Бестактная и назойливая, наглая и циничная, подчас агрессивная реклама вызывает раздражение, оскорбляет, угнетающе действует на психику. Это неизбежно расшатывает нервную систему. + + +


В самом начале нашей беседы было приведено научное определение дебильности, где, в частности, указывалось, что дебильность есть легкая степень олигофрении.
А что такое "олигофрения"? В том же энциклопедическом словаре находим: "Олигофрения - врожденное или приобретенное... недоразвитие психической деятельности. Различают три степени О.: дебильность, имбецильность, идиотия";.
Так. Дебильность мы уже прошли. А что значит "имбецильность"?
"Имбецильность, - невозмутимо разъясняет словарь, - средняя степень задержки психического развития - олигофрении: словарный запас скудный; больных не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки".
Ну, а... "Идиотия - наиболее глубокая степень задержки психического развития - олигофрении. При И. мышление и речь не развиваются, влечения и эмоции элементарны, не корригируются".
Итак, легкая, средняя, глубокая... Дебильность - имбецильность - идиотия. Вперед, читатель-телезритель! Включаем "ящик"?..
О. Джигиль, Краснодар.

Прочтено: 3850