Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

КТО НАПАДАЕТ НА ЕВРЕЕВ ВО ФРАНЦИИ?

25/07/2008

В последнее время число антисемитских акций во Франции умножилось. Кто же совершает их? Что ими движет? "Журнал L'Express" провел свое расследование

    
    
    

 

УСИЛЕННАЯ ОХРАНА

 

     Правительство решило мобилизовать более 1100 человек для защиты еврейских школ и культовых учреждений. Шесть рот республиканской безопасности и шесть эскадронов жандармерии были передислоцированы во Франции, в первую очередь в Страсбург и Марсель, а также несколько других крупных городов. Кроме того, министр юстиции, Марилиз Лебраншю, обратил особое внимание на эти случаи, направив на места "указания по принятию самых жестких уголовных мер в отношении всех агрессивных антисемитских действий либо расистских действий в отношении арабской и мусульманской общины". Министр внутренних дел Даниель Вайян подтвердил со своей стороны распоряжение о "полной мобилизации всех полицейских служб с целью выявления тех, кто совершает агрессивные действия, и передачи их в руки правосудия".
Так кто же во Франции стремится причинить вред синагогам и еврейскому имуществу? Какие-то подонки, пользующиеся ситуацией на Ближнем Востоке, чтобы проявить свои таланты погромщиков? Городская шпана, узревшая в антисемитских выходках и выражении солидарности с палестинцами способ привлечь к себе внимание? Как показывают проведенные опросы, две последние гипотезы представляются наиболее обоснованными, хотя, разумеется, каждый случай требует внимательного рассмотрения.
Городок Кремлен-Бисетр (департамент Валь-де-Марн). Ночь с 1 на 2 апреля. Звон разбитого стекла разбудил сторожа синагоги. У входа он нашел две бутылки с фитилями. Пожара не случилось только из-за крайней неопытности поджигателей... Кто-то из соседей видел из окна, как в темноте растворились мотороллер и какая-то машина. Полицейский патруль заметил "мерседес А-140" с погашенными огнями, возле которого суетились какие-то люди.
Во время преследования пассажир на заднем сидении выбросил предмет, похожий на бутылку. Вскоре машина остановилась. В ней оказалось пять молодых людей, старшему из которых был двадцать один год, а младшему - восемнадцать. На земле полицейские нашли пропитанную бензином перчатку, а в кустах - бутылку с горючей жидкостью, от которой пассажиры, вероятно, хотели избавиться.


"ФРАНЦУЗСКАЯ БОЛЕЗНЬ" ИЛИ СВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ МЕЖДУ ШАЙКАМИ?

    
Хотя случаи антисемитской агрессии отмечены и в других странах Европы, ни в одной из них они не приняли такого размаха, как во Франции, и парижская прокуратура поручила специальным службам провести предварительное расследование.
В полицейском участке пятеро искателей ночных приключений заявили, что ничего не знают о синагоге, а хотели поджечь машины на "вражеской" территории, чтобы отомстить другой шайке... Эти объяснения не убедили полицию, и подозреваемые были оставлены под арестом.
Кто же они такие? Один перебивается случайными работами, второй помогает отцу в семейном баре, остальные трое вообще ничем не заняты, но все уже хорошо известны полиции. Они уличены в обычных кражах и укрывании краденого, а также в краже со взломом и с применением оружия, которая на счету старшего. Младший, пока еще несовершеннолетний, имеет с 1998 года двадцать приводов за мелкое хулиганство... Его и младшую сестру воспитывает бабушка, которая живет одна в квартале бедняцких пятиэтажек, где надписи на стенах призывают не к священной войне с неверными, а к легализации марихуаны. "Мой внучек не имеет к этому никакого отношения!" - восклицает пожилая дама, вставшая стеной на пороге своей квартиры. Она боится, как бы "мальчик" не впутался в какую-то "бандитскую историю". Приятели его тоже утверждают, что никогда не слышали от него ничего антисемитского.
Полицейское расследование, во всяком случае, подтверждает их слова: никто из допрошенных не был связан с экстремистскими проарабскими кругами. "Их профиль, - как отмечено в деле, - дикие выходки и мелкие правонарушения безо всякой идеологической подоплеки". За несколько дней до попытки поджога синагоги полиция уже допросила другого подозреваемого, 31-летнего сантехника Йосефа, которого задержали на месте преступления, когда он бил окна синагоги в Витри. На допросе он отрицал антисемитские побуждения и рассказал в свою защиту, что один из его братьев женат на еврейке... Обследовав его окружение, полиция не обнаружила никаких признаков его связи с радикальными или пропалестинскими организациями. В ходе суда Йосеф не дал никакого объяснения своему поступку. Его приговорили к трем месяцам тюрьмы.
Остается случай в Бонди (департамент Сен-Сен-Дени), один из самых серьезных. 10 апреля, примерно в 21:20 с криками "Смерть евреям!" на пятнадцать игроков местного футбольного клуба "Маккаби" напала толпа из примерно тридцати молодчиков в масках с бейсбольными битами. Напавшие выхватили у футболистов спортивные сумки, мобильные телефоны и убежали. Дело, все еще находящееся в стадии расследования, вывело на соседний поселок, откуда отправилась эта орава. Опять таки мы имеем дело с трудными подростками, мотивом которых был грабеж, а не реакция на действия Израиля.
Если в районе Парижа большинство нападений объясняется "рефлексом пригородов", у других происшествий предполагали иные мотивы. Речь идет о случае в Монпелье, где 4 апреля в 4 часа утра, когда еврейская община префектуры Эрольт готовилась праздновать последний день Пасхи, поступило сообщение о пожаре на первом этаже Дома окружающей среды по соседству с синагогой "Мазл-Тов". Это место находилось под особым наблюдением полиции, и очень скоро бригада уголовного розыска задержала в черном BMW трех французов магрибского (североафриканского) происхождения в возрасте от 20 до 30 лет.
Сразу же возникла версия антисемитской акции, которую совершили исламисты. При обыске у них нашли молитвенники и несколько листовок с требованиями свободы народу Палестины. Вскоре, однако, было установлено, что Морад и Джамель - безработные, за которыми уже числились драки и кражи со взломом, - а также Хаким, рихтовщик, до тех пор дела с полицией не имевший, - отнюдь не являются приверженцами пятничных молитв, которым все трое предпочитали шмотки, шикарные тачки и крепкую выпивку.
В ночь поджога они хорошо нагрузились пивом, стали трепаться о "братьях-палестинцах", вспоминать передачу с трупами палестинских детей, которую смотрели накануне. Поехали на ту самую улицу, но бросили бутылки не в ту цель, потому что перепутали синагогу с Домом окружающей среды. Они не знали, что в связи со сложившейся ситуацией полиция усилила наблюдение в этом месте... Шайку схватили через несколько минут после "дела". Все они задержаны по обвинению в "причинении материального ущерба путем поджога", максимальное наказание по которому - десять лет лишения свободы.
С 29 марта по 15 апреля во Франции было совершено более 300 акций антисемитского характера, тогда как за весь 2001 год их было менее 200. 60% из них выражались в соответствующих надписях. Полиция расследует три случая поджога культовых учреждений и 12 попыток поджога. В связи с этим было допрошено 67 человек, 14 из которых задержаны. Число антисемитских акций возросло с 69 в 1999 году до 743 в 2000-м, который предшествовал второй интифаде. В 2001 оно увеличилось на 393, в числе которых 20 насильственных действий и 373 угрозы.



МОЛОДЕЖЬ В РАСТЕРЯННОСТИ

    
Многие молодые люди из пригородов, ведущие постоянную интифаду со всем, что воспринимается ими как мешающие им институты власти, могли для оправдания своих преступных действий воспользоваться и ближневосточными событиями. 2 апреля в синагогу Мерлан в северной части Марселя бросили две бутылки с зажигательной см есью - заметили двух убегающих подростков. В конце почти каждой недели совершаются акты вандализма в отношении общественных зданий и учебных заведений.
На другом конце Франции, в Кроненбурге, оживленном квартале Страсбурга, наблюдается схожее развитие событий. Маленький павильон с осыпающейся штукатуркой, стоявший рядом с тупиковой железнодорожной веткой у входа на кладбище, служил еврейской молельней. Большие черные пятна на земле - следы огня. Два деревянных обгорелых деревянных щита у кучи надгробных камней - все, что от нее осталось. С середины марта она подвергалась нападению уже три раза. 11 марта у двери в павильон обнаружили самодельную бомбу из автомобильного глушителя, набитого порошком хлористого натрия и сахаром. В ночь с 1 на 2 апреля подожгли стойки павильона, а 5 апреля охранники обнаружили новое взрывное устройство такого же типа. Фитиль был еще теплый. В тот же период были попытки поджога еще трех синагог в Страсбурге и его окрестностях, а на двадцать одном надгробном памятнике на еврейском кладбище были намалеваны свастики.
В Кроненбурге долго искать преступников полиции не пришлось: на полу молельни кто-то расписался "Лакеп" - это имя известной шайки из квартала в десяти минутах ходьбы. Незадолго до обнаружения бомбы один свидетель заснял компанию мальчишек, которая забавлялась огнетушителем прямо посреди улицы, полной народа. "Мы просто играли", - скажут они на допросе. Троих из этих оболтусов в возрасте от 19 до 21 года взяты на учет, а четвертого приговорили к лишению свободы. Один из них, Рашид, признался, что подвез двоих с огнетушителем на своем "Рено" до кладбища, а другой, Наим, имевший работу и единственный из группы, не сталкивавшийся до тех пор дела с полицией, признался, что помогал делать бомбу, по словам полиции, очень примитивную. Ни один из них, однако, не сознался в том, что поджег фитиль.
К какой же группе причислить этих осквернителей? К безработным шалопаям, проводящим целые дни на скамейках своего "ядерного" города, прозванного так, потому что улицы в нем носят имена физиков, и в котором постоянно жгут краденые машины? У них нет устремлений или религиозных убеждений, они не входят ни в какие общественные или культурные организации. "Я думал, что кладбище в Кроненбурге давно заброшено, там повсюду валяются бутылки и не видно ни одного человека, - говорит Мохамед на костылях, пострадавший в аварии с мотороллером. - Да, мы разговаривали о Палестине, но никто ничего не делал". "Почему туда не пошлют голубые каски? У Израиля танки, а у палестинцев - только камни", - говорит высокий негр в красном свитере.
Опрос, проведенный еще до последней волны антисемитских действий среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет по заказу Еврейского студенческого союза Франции, обнаружил, что 87% опрошенных считают нападения на синагоги "скандальными", а 95% - что человек имеет право носить киппу, не подвергая себя никакой опасности; 88% считают, что евреи имеют право соблюдать свои обычаи, не опасаясь, что их подвергнут оскорблениям. Напротив, 16% молодых людей, иммигрировавших из стран Магриба, считают, что антисемитских выступлений во Франции бы не было, "если бы евреи не поддерживали в такой степени Израиль".
Напротив, их представления о еврейской Катастрофе во второй мировой войне вызывают гораздо большую тревогу: большинство из них (51%) считают, что неправильно осуждать тех, кто утверждает, будто газовых камер не существовало, потому что "каждый имеет право думать, что ему хочется".
Они ненавидят Шарона, а телехроника о событиях на Ближнем Востоке "сводит их с ума". Смотрят они исключительно кувейтскую программу "Аль-Джазира" и не имеют понятия ни об ООП, ни о Шестидневной войне, ни о Войне Судного дня. "Мы знаем только то, что показывают по телевизору, - говорит другой. - Давят, чтобы мы здесь помнили, что мы тоже мусульмане". Нападения на евреев? "Все эти события могли ударить кому-то в голову. Те, кто это делал, поступали так в приступе гнева, хотели навредить", - добавляет его сосед. Разговор быстро скатывается на евреев. Все идет в ход: затасканные утверждения, что "евреи захватили все деньги и всю власть", и новейшие измышления, что "11 сентября евреи не вышли на работу, потому что знали, что должно случиться". Разговор постоянно перебивают возмущенные фразы о Франции, в которой "они (опрашиваемые) подыхают".
Какая же часть несовершеннолетних правонарушителей, совершивших антисемитские выходки в этих городах, солидаризируется с палестинцами? В ходе опроса об исламе в учебных заведениях, проведенном в 498 колледжах и лицеях, выяснилось, что в какой-то степени палестино-израильский конфликт, хотя и не понятый во всех деталях, является "составной частью культурного наследия" молодежи из стран Магриба. "Оказалось, что это - основной предмет их озабоченности, - рассказывает исследователь. - Он опережает даже тему защиты иммигрантов и религиозных свобод. Выражение "отказано в справедливости" то и дело срывается у них с языка". Не вызвал ли подъем исламизма, питаемый разгорающимся конфликтом на Ближнем Востоке, в молодых людях без какой-либо идеологии, но обнаруживающих подражательную солидарность со своими "братьями" в Палестине, всплеск "новой юдофобии" (как названа недавняя книга Пьера-Андре Тагифа) и неприятие не столько еврейской "расы", сколько сплава "Израиль - еврей - угнетатель"? "Нельзя рассматривать антиеврейские насильственные действия в одной плоскости с другими проявлениями подростковой преступности, - предупреждает этот философ. - Сегодня врагом считают не только израильтянина: им становится каждый еврей".
Другие же хотят "найти себя" в опасном приключении слияния со всемирной мусульманской общиной, насчитывающей миллиард человек. Как отмечает психоаналитик и антрополог Малек Шебель, мы имеем дело с неорганизованной молодежью, считающей себя свободной от необходимости уважать права других. Независимо от того, рассматривать ли данное явление как новый антисемитизм или как результат неудачной интеграции, его нужно принимать всерьез. Другой социолог, Франк Фергози, специализирующийся на теме ислама в пригородах, говорит что уже "перейден символический порог, отделяющий сожженную машину от оскверненного кладбища. Ошибочно превращая палестинский вопрос в вопрос религии, они посягают на личность других людей и на их свободу совести". Опасность достаточно очевидная.

     "L'Express"

     Перевел Самуил ЧЕРФАС

Прочтено: 4051