Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
Рождение надежды («Ха-Тиква»)
05/06/2020
Рождение надежды («Ха-Тиква»)
Сегодня невозможно представить Израиль без «Ха-Тиквы». Но было время, когда на роль гимна претендовали и другие песни. Только в период с 1898 по 1902 год проходило четыре конкурса на сочинение национального еврейского гимна. В то время «Ха-Тиква» уже существовала. В 1932 году Шмуэль Йосеф Агнон (израильский писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе) предложил сделать гимном псалом «Шир ха-Маалот». А после Шестидневной войны «Золотой Иерусалим» Наоми Шемер (израильская поэтесса и композитор) казалось, станет гимном.
Особый статус «Ха-Тиквы» определили два события. Первое: депутаты Сионистского конгресса 1903 года пением «Ха-Тиквы» выразили протест против идеи Герцля создать «национальный еврейский дом» в Уганде. А второе: в апреле 1945-го освобожденные узники Берген-Бельзена, полумертвые, дрожащими голосами пели «Ха-Тикву».
Авторство пяти из восьми строчек гимна, принадлежит поэту Нафтали Герцу Имберу. В 1878 году Имбер, находясь в Румынии, услышал о создании в Палестине поселения Петах-Тиква и отреагировал на эту весть созданием стихотворения «Тикватейну» («Наша надежда»), в котором было девять куплетов. Нуждавшийся в средствах к существованию поэт успешно продал это стихотворение еще восьми новообразованным поселениям. В каждом поселении Имбер убеждал поселенцев-первопроходцев, что «Тикватейну» написана специально для них. Сегодня в этих поселениях не сомневаются, что гимн происходит из их мест.
Текст песни Имбера намекает на слова пророка Йехезкеля (Иезекииля), описывавшего бедствия евреев в изгнании и напоминавшего об обещании Всевышнего вновь собрать их на родине.
Миф о том, что музыка «Ха-Тиквы» была взята у Фри́дриха Сме́таны (чешский композитор, пианист и дирижёр), придумали сами евреи еще до создания Израиля. Зачем? Правившие тогда в Эрец Исраэль британцы запрещали транслировать «Ха-Тикву» по радио, чтобы не спровоцировать рост еврейского национального самосознания. На радиостанции «Голос Иерусалима» нашли оригинальное решение — передавать «Молдаву» Сметаны. Слушателям-евреям музыка напоминала «Ха-Тикву», а англичане не могли придраться к признанному классику. Сам же Сметана признавался, что взял за основу народную мелодию.
Речь идет о мелодии молдавско-румынской песни «Карул ку бой» («Повозка и бык»), которую хорошо знали и репатрианты первой волны, прибывшие в Ришон-ле-Цион из Бессарабии в конце XIX века. Но не вся мелодия гимна имеет ашкеназские корни: первые ее такты напоминают еврейским музыковедам другие источники.
Примерно 600 лет назад в Испании еврейский мудрец рабби Ицхак Бар-Шешет сочинил пиют «Биркат ха-таль» («Благословление росы»). В синагогах Италии и Амстердама этот пиют исполняют до сих пор, и любой, кто его услышит, тут же признает в нем начало «Ха-Тиквы»! Сочинивший музыку будущего гимна Шмуэль Коэн (1870—1940), выходец из Унген (Бессарабская губерния), положил слова Имбера на два мотива, знакомых с детства, и, таким образом, свел воедино ашкеназскую и сефардскую традиции.
Официальная аранжировка теперешнего гимна появилась в 1946 году. Над ней поработал итальянский композитор и дирижер Бернардино Молинари. Он неожиданно прибыл в Эрец Исраэль после завершения Второй мировой войны. Многие недоумевали: что мог искать известный маэстро в глухой по музыкальным меркам провинции?
Ответ маэстро лишь добавил интриги. Молинари сообщил, что Дева Мария во сне приказала ему помогать евреям, что он и собирался сделать, например, возглавить Филармонический оркестр Эрец Исраэль. Через пару лет Молинари исчез. Никто не понял, куда он делся, как раньше никто не знал, откуда и почему он взялся.
Вскоре нашлась и разгадка исчезновения. Во время визита в Италию Молинари обвинили в пособничестве нацистам: выяснилось, что он сдавал немцам музыкантов-евреев из своего оркестра. Итальянские власти судили дирижера, посадили в тюрьму, где он и умер. В Израиле вспыхнула полемика, можно ли и дальше использовать плоды трудов того, кто оказался злодеем. Скорее всего, в Израиль его привела не Дева Мария, а угрызения совести. Леонард Бернстайн, сменивший итальянца на посту дирижера Израильской филармонии признал, что ничего лучше аранжировки Молинари не придумаешь.
«Ха-Тиква» выражает надежду еврейского народа о возвращении на землю своих предков, как было предсказано в ТаНаХе. В 70 году н. э., после разрушения Храма Титом, еврейский народ был изгнан из Израиля римской армией. На протяжении двух тысяч лет изгнания евреи упоминали о возвращении в Израиль во время ежедневной молитвы, повернувшись к востоку: по направлению к Иерусалиму.
Один из ранних вариантов гимна в ашкеназском произношении можно услышать в исполнении одного из пионеров американской эстрадной музыки Эл Джолсона. В апреле 1918 года, на благотворительном концерте в Народном доме в Петрограде, Ф. И. Шаляпин вместе с другими еврейскими песнями исполнил «Ха-Тикву».
Из-за «чужого» происхождения музыки делались попытки сочинить другой гимн, но популярность «Ха-Тиквы» неизменно перевешивала.
Существуют необычные переложения гимна, включая даже рэп. Недавно «Ха-Тиква» удостоилась рок-исполнения — в саундтреке к фильму «С кем бы побегать?» по роману Давида Гроссмана.
После образования государства Израиль «Ха-Тиква» де-факто стала гимном Израиля. Однако официальный статус гимна за ней был закреплён решением кнессета лишь 10 ноября 2004 г.