Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на февраль 2020 (5780г.)...  Файлы:  гл. Рье (Украшение для Лосяша) - 31.08.2019 ... 
Пожертвования
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Loading

История евреев Польши

08/08/2008

Даты, события

Введение

В период до разделов Польши ритм истории польских евреев совпадал с чередованием взлетов и падений в истории страны. В ходе исторического процесса они вошли в состав общественного организма Речи Посполитой (Rzecz Pospolita = res publica) обоих (польского и литовского) - или, скорее многих народов, в качестве специфического сословия.
Причинами этого являются ряд характерных для Польши правовых норм, дворянская (шляхетская) демократия, а также постепенное ослабление центральной (королевской) власти. Благодаря этим условиям в Польше развилась еврейская автономия. Следует подчеркнуть, что если взаимопомощь еврейских общин существовала в других странах диаспоры и раньше, то только польским евреям удалось создать многоступенчатую структуру самоуправления с центральными органами в виде своеобразных парламентов в Польше и Литве. При этом большое значение имело влияние примера шляхетской демократии. Следует также признать, что связанные с рассматриваемым вопросом проблемы имеют наибольшее значение в новейшей истории евреев в Польше.
Итак, историю польских евреев в период до разделов можно кратко представить в тесной связи с историей Польши.
В средневековье в Польше начинает расти еврейское население, главным образом благодаря иммиграционным волнам из Западной Европы. Этот процесс, продолжавшийся до первой половины XVII в., создал в Польше самое крупное в тогдашней истории еврейской диаспоры еврейское население. В некотором смысле этот процесс можно сравнить с историей освоения и заселения пустовавших польских земель. Такой взгляд упрощен, однако если оценить слабость мещанства и развития городов в Польше в средние века и в более близкую нам эпоху, то этот фактор окажется весьма существенным для понимания истории евреев в Речи Посполитой.
"Золотой век" в истории польских евреев приходится на осень польского средневековья и Ренессанс. Этот период является также временем расцвета Польши, которая занимает господствующее положение в Центральной и Восточной Европе.
Первые симптомы кризиса, как в истории польского еврейства, так и в истории страны в целом, проявляются почти одновременно в первой половине XVII в. Бедствия, принесенные войнами середины XVII столетия, стали катастрофой и для еврейского населения, и для польского государства. Наблюдавшийся во многих областях регресс, на короткое время приостановившийся во второй половине XVII в. - в период восстановления разрушенного войнами со Швецией и Россией в правление благожелательно настроенного по отношению к евреям Яна III Собеского, охватил всю страну, в том числе и еврейское общество. Польша теряет свои политические и военные позиции и переживает экономический и культурный упадок. В некоторых отношениях еще глубже этот кризис переживали польские евреи. В меньшей степени это касалось, однако, обширной сферы традиционной еврейской культуры, особенно талмудических исследований. Уничтожение многих ешив (центров талмудического образования), прежде всего, в восточных областях Речи Посполитой и эмиграция многих раввинов действительно привели к некоторому упадку в этой области, однако быстрее, чем возрождалась собственно польская культура, шло возрождение авторитета польской диаспоры как важнейшего в Европе центра теологии и традиции -позиция, сохранявшаяся за польским еврейством вплоть до Второй мировой войны, до Катастрофы. Тем не менее, кризисные явления ъ среде польских евреев имели более глубокий характер, нежели среди их нееврейского окружения. В сфере религиозной жизни к серьезному напряжению приводило появление выходивших за рамки традиционного раввинистического иудаизма мессианских движений: саббатианства, франкизма и хасидизма. Последний, однако, несмотря на первоначальные преследования, не превратился в сектантское движение, а наоборот, со временем начал играть роль мощнейшего течения, стремящегося наполнить иудаизм новым, живым со держанием, несущего пламенную духовность, мистицизм, горячую религиозность. Позднее, чем в польском обществе, появились в еврейской среде и симптомы политико-экономического возрождения. К этому привели разложение институтов автономии и их огромная задолженность.
Также позднее, т.е. только к концу XVIII в., коснулся евреев дух Просвещения (Таскала). В не меньшей степени вселяли в евреев надежду на коренные преобразования, способные привести к глубоким переменам в их положении, реформы "Великого сейма" и связанные с ними дискуссии. Однако этот процесс, к сожалению, успел лищь начаться и не привел к значительным результатам в связи с трагедией разделов, явившихся последним аккордом в истории упадка шляхетской Речи Посполитой.
Zydowski Instytut Historyczny. Warszawa.

Х- XI вв.
Еврейские купцы, путешествующие по торговому пути из арабской Испании через Германию, Чехию, Малую Польшу на Русь и далее в Хазарское государство (расположенное на Каспийском море), попадают на польские земли.
965 или 966
Еврейский купец Ибрахим ибн Якуб, выполнявший дипломатические задания Кордовского халифата, посещает среди прочих мест двор императора Отгона I и чешского князя в Праге. Его отчет, сохранившийся в позднейшей передаче арабского писателя аль-Бекри, является одним из древнейших источников по истории государства полян в правление Мешко (впоследствии - Мешко I, до 963-992).
Вторая половина X в.
После падения Хазарского государства растет миграция хазар в Восточную Европу. С этим фактом связана теория (в настоящее время отвергнутая большинством историков) о хазарском происхождении первых евреев, поселившихся на польских землях.
XI в.
Первые еврейские поселенцы в Польше. К первой половине XI в. относится упоминание о еврейской торговой фактории в Пшемысле. Многие историки оспаривают мнение о том, что информация источника о "городе Примут в Польше" действительно относится к Пшемыслю.
1096
Первый крестовый поход и связанные с ним преследования евреев в Западной Европе. В результате в Польше оказывается первая крупная группа еврейских переселенцев.
1147
Второй крестовый поход, который вызывает вторую волну еврейской иммиграции в Польшу.

Продолжение статьи вы можете найти в разделе Файлы категория Книги

Прочтено: 4259