Желающие оказать
благотворительную помощь детям из
детских домов и
интернатов могут связаться с нами по телефону:
+38(048)711-14-95
У нас Вы найдете сотни книг еврейских авторов по разнообразной тематике...
Скачать каталог книг одним файлом.
Справки по телефонам:
Люба: +38(093)1165203, 7026756
Олег: +38(098)4865894
ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ НА УКРАИНЕ В ОКТЯБРЕ 1905 ГОДА
22/09/2007Октябрьские погромы 1905 года - одна из кровавых страниц в истории еврейского народа. С 18 по 29 октября 1905 года в Российской империи произошло 690 погромов, в 660 городах, местеч-ках, деревнях и селах. Во время октябрьских погромов 1905 года было убито около 4-ех тысяч че-ловек и около 10 тысяч ранено. По данным Еврейской энциклопедии - 85,2% октябрьских погро-мов произошло на территории современной Украины. Многие еврейские семьи во время октябрь-ских погромов потеряли все свое имущество, и оказались без всяких средств к существованию.
Октябрьские погромы были вызваны общими политическими причинами и организованы для подавления революционного движения царским правительством. Они были направлены против евреев и интеллигенции как наиболее активных участников революционного движения.
Еврейское население во многих городах попыталось организовать самооборону. Но самообо-рона безжалостно истреблялась войсками и полицией. И там, где самооборона действовала актив-нее, было больше всего жертв. Наиболее кровавый погром в октябре 1905г. произошел в Одессе, там погибло около 500 человек. Большинство жертв одесского погрома составили расстрелянные войсками и полицией члены самообороны.
Погромы и грабежи в городах Украины происходили под руководством войск и полиции. С раннего утра 18 октября на городских улицах и площадях совершенно открыто велась полицией погромная агитация. Крокодиловыми слезами полицейские оплакивали перед темной, невежест-венной и обманутой чернью якобы гибель дорогого Отечества. "Бейте, режьте жидов, как в Ки-шиневе", - советовал толпе один полицейский в Симферополе. "Россия падает, - ораторствовал другой, - и жиды подымаются... Дождетесь вы того, что они будут вами царствовать". "Бейте, душите, режьте их", - кричали симферопольские полицейские чины 18 октября толпе, - "Не бой-тесь, полиция и войска будут за вас". В дни октябрьских погромов по улицам Киева, Одессы, Нежина и других городов и местечек Украины шествовали "патриотические" демонстрации черно-сотенцев под охраной войск и полиции. "Следовавшие за "патриотическими" демонстрациями громилы тут же продолжали грабить еврейские магазины, а уважение свое к демонстрациям выра-жали тем, что расстилали перед ними на мостовой награбленные куски сукна и других материй". Среди громил было много люмпен-пролетариата, хулиганов, лиц ранее судимых: воров, убийц. Им было не впервой грабить и убивать, а полная безнаказанность действий погромщиков окончатель-но развязывала им руки. Этим и объясняются ужасные зверства громил, выбрасывающих стариков с верхних этажей домов /Киев/ и разбивавшим младенцам головы о стену /Одесса/. А в Симферо-поле в день погрома из тюрьмы выпустили всех уголовников, которые приняли самое активное участие в погроме. Часто подстрекали к погромам купцы и лавочники, пытаясь таким способом устранить своих конкурентов-евреев. Крестьяне приезжали в города на второй день погрома за до-бычей и собирали разгромленное и выброшенное на улицы еврейское имущество.
Погромщиков было не так уж много, как правило, в каждом городе их набиралось от 100 до 200 человек. Гораздо больше было сочувствующих и безучастных зрителей погромов.
Почему же большинство населения проявляло полное равнодушие, когда на их глазах граби-ли и убивали евреев? Во-первых, в царской России убить или ограбить еврея во время погрома во-обще не считалось преступлением. Часто громил вообще но судили, а если и судили, то как за уличное хулиганство, и они отделывались очень легкими наказаниями. Видя покровительствен-ное отношение властей к погромщикам, большинство населения уже тогда понимало, что по-громы происходят по указу сверху, и боялось вмешиваться. Защищать евреев во время погро-мов было очень опасно. Официозная печать насаждала представление о евреях, как о внутреннем враге, тем самым превратить целый народ в "козла отпущения" за все беды России. Погром был объявлен царскими властями чуть ли не "патриотическим делом", а погромщики - героями и пат-риотами, ведь они защищали свое отечество от "внутреннего врага".
Недаром большинство погромов во время первой русской революции проходило под лозун-гом "Бей жидов, спасай Россию!"
Черносотенцы во время октябрьских погромов распространяли слухи об избиении евреями русских, об осквернении ими христианских святынь и царских портретов и т.д. Черносотенцы уме-ло использовали монархические настроения определенной части населения для натравливания ее на евреев и интеллигенцию, как на врагов царя. В Нежине черносотенцы и городские власти рас-пустили слухи, что евреи избрали своего царя. Возмущенные этим известием, в Нежин прибыли тысячи крестьян из окрестных сел и начали избиение евреев и интеллигенции. Погром в городе продолжался пять дней подряд и прекратился только после того, как все студенты и многие евреи уехали из Нежина.
"Киевская газета" писала: "Страшные картины представляли базарные площади через 2-3 часа после нашествия варваров. На протяжении целых кварталов, прилегающих к базарам, люди шли и ехали по рассыпанной муке, крупе, семечкам, гороху, разноцветной бумаге, разлитому маслу, ке-росину, краскам, разломанной мебели и магазинной обстановке, разбитой посуде ... Валялись во-ловьи туши, вытащенные из мясных лавок, а в 20 шагах от них лежал убитый патрулем человек ... А мимо все несли и везли плоды чужих трудов ...".
За три дня погрома в Киеве, по официальным данным, было убито 47 человек и ранено более 300. Было разграблено свыше 2000 еврейских домов, квартир, лавочек, магазинов и мастерских. Сенатор Турау писал: "Погром в Киеве прекратился только тогда, когда все или почти все еврей-ские магазины и множество квартир были разгромлены и разграблены". Число потерпевших было больше 7000 семейств. Во время погрома еврейское население Киева потеряло 90% всего своего имущества, что имело для него самые тяжелые экономические последствия.
Какими бы ни были причины погрома – политическими, экономическими или религиозными, каждый человек, участвовавший в них или безучастно наблюдающий за происходящим, делал свой выбор. Каждому – Бог судья. В нашей жизни мы тоже часто встаем перед выбором: поддерживать и допускать зависть, злобу, ненависть по отношению к человеку любой национальности или бо-роться с этим злом в нашей душе. Пусть в нашем сердце не будет места безразличию, злу и нена-висти, давайте помнить, что каждый человек сотворен Богом и уже поэтому достоин доброго от-ношения и уважения.