Российские показатели
смертности бьют рекорды. За семь месяцев с начала 2007 года разница между
смертностью и рождаемостью в России составила минус 330 тысяч человек. А к
2050 году, по данным ООН, население России
сократится на 30 млн. Эксперты убеждены: никакие вливания в
здравоохранение не смогут изменить ситуацию. Открытие новых лечебных центров
и покупка современного оборудования – дело, безусловно, нужное. Но это борьба
со следствием, а не с причинами. Россиян убивают не болезни, а алкоголь,
курение и неправильное питание. Адекватных мер, направленных на снижение
влияния этих факторов, в стране пока нет даже в проекте, пишут "Новые
известия".
"В России любят
говорить про низкую рождаемость, – рассказал консультант Открытого института
здоровья населения Кирилл Данишевский. – Однако как раз в этом мы мало
отличаемся от развитых современных европейских стран – и в Германии, и в
Испании, и в Италии она не выше. Гораздо интереснее, почему мы и наши соседи
– Украина и Белоруссия – государства, уникальные с точки зрения показателей
смертности. Российские мужчины в среднем умирают в 56–58 лет, в то время как
на Западе сильный пол в массе своей доживает до 78 лет".
По данным официальной
статистики, в России ежегодно умирает более 2 млн человек. Основная причина –
сердечно-сосудистые заболевания (инсульты, инфаркты), на которые приходится
более 1 млн смертей. На втором месте – травмы, по их вине умирает около 310
тысяч россиян в год. Сразу за ними идут онкологические заболевания, убивающие
до 300 тысяч человек. Столько же смертей приходится на инфекции, проблемы с
желудочно-кишечным трактом, респираторные заболевания, диабет и другие
причины.
Впрочем, по словам
независимых экспертов, за рамками официальной статистики остаются факторы,
которые привели к развитию этих заболеваний. Как минимум в половине случаев
из ста гибель человека обуславливается поведенческими факторами риска: злоупотреблением
алкоголем, курением, набором лишнего веса.
Сердечно-сосудистые
заболевания – самая распространенная причина смерти, прежде всего потому, что
этим диагнозом патологоанатомы маркируют все сложные случаи, когда нельзя
однозначно сказать, какой именно из комплекса факторов привел в гибели. По
оценкам медиков, не менее 500 тыс. "сердечников" в год умирает от
передозировки алкоголя, большая часть этих людей прежде на здоровье не
жаловалась. Речь не идет об отравлениях суррогатом – травятся качественными
спиртными напитками, потребленными сверх меры. К примеру, за 2006 год
отравилась одна тыс. человек, из них 100 умерло. Мало кто знает, что две
бутылки водки, выпитые менее чем за два часа, – для большинства россиян доза
смертельная. По словам экспертов, на праздниках и в выходные дни многие
выпивающие совсем чуть-чуть не добирают до смертельной дозы.
"В России не
публикуют официальных данных о количестве алкоголя в крови умерших, –
объяснил Кирилл Данишевский. – Между тем по результатам исследования
превышение у каждого второго. К слову, две трети молодых людей, скончавшиеся
с 18 до 40 лет в 2006 году, находились в состоянии сильного алкогольного
опьянения в момент смерти. Всем им ставят диагноз – инфаркт или инсульт.
Естественно, родственники платят врачу за такой диагноз. Да и самому медику
не хочется писать, что человек убил себя высокой дозой спиртного".
При этом, отмечают
эксперты, 160 тысяч погибающих от травм ежегодно – также жертвы
злоупотребления алкоголем. Порядка 80% всех убийств происходит на фоне
пьянки. Совершают их не маньяки и бандиты, а собутыльники. По словам главного
хирурга МВД Евгения Войновского, алкоголь провоцирует халатность, влекущую за
собой гибель.
"Пренебрегают и
Правилами дорожного движения, и правилами безопасности при строительстве и
производстве. Контролирующие же органы зачастую закрывают глаза на нарушения.
В результате мы имеем такие огромные и трагичные цифры", – объяснил
Евгений Войновский.
Второе место среди
причин, убивающих россиян, занимает курение. По оценкам экспертов, 65%
российских мужчин и 30% женщин заядлые курильщики. Из них примерно половина
умирает от заболеваний, вызванных этой пагубной привычкой.
"Сигареты убивают от
330 тысяч до 400 тысяч человек ежегодно, – рассказал Кирилл Данишевский. – За
диагнозом смерть от сердечно-сосудистого заболевания или от рака зачастую
стоит именно табак. При этом если алкоголь в малых дозах полезен, то курение
в любых дозах вредно. Две сигареты в день столь же вредны, как целая пачка.
Никотин очень сильный наркотик, вызывающий жесточайшую зависимость. По разным
оценкам, от 2 до 5% людей за год могут отказаться от героина и от курения.
Кроме никотина в сигаретах содержится около 300 вредных соединений. Табачный
дым выделя
ет угарный газ, канцерогены и 40 веществ, которые вызывают рак.
Курение убивает гораздо больше людей за счет ускорения развития
сердечно-сосудистых заболеваний, рак – далеко не главная причина смерти
курильщика".
Алкоголь и сигареты на
всем протяжении истории России были одним из важных средств пополнения
госбюджета. Впрочем, со второй половины XX века их оборот в стране достиг
невиданных доселе масштабов, превратившись в доходный бизнес не только для
производителей, но и для государства. "Алкоголь и сигареты в нашей
стране стоят копейки. Российский дворник может на зарплату купить 500 бутылок
водки – это абсурд", – возмущается Данишевский.
Так, на Западе человек
потребляет не более 5–6 литров чистого спирта в год. В России сейчас на
одного гражданина приходится в среднем около
15 литров. При этом
критическая норма, приводящая к тотальному алкоголизму, –
8 литров. Попытка
государства по примеру Западной Европы приучить граждан пить вместо крепких
напитков пиво привела к неожиданным последствиям: потребление водки осталось
прежним, зато потребление пива выросло за последние пять лет в три раза.
С распространением
курения ситуация еще сложнее. Россия до сих пор не приняла Рамочную конвенцию
по борьбе против табака для членов–участников Всемирной организации
здравоохранения. "Конвенция должна была серьезно ограничить продажу
сигарет, – рассказал доктор медицинских наук Геннадий Семикин. – Однако лобби
крупных табачных компаний в стране оказалось сильнее. Да и государству,
видимо, не хочется терять своей выгоды с продаж. Во всем мире – курение
признак недоразвитости, у нас же оно возведено в ранг моды. Реклама сигарет
встречается почти повсеместно: не на улице, так в метро или подземном
переходе".
Проблема лишнего веса
названа диетологами одним из главных факторов риска для россиян.
Представления о правильном питании сейчас почти нет ни у кого. По данным
экспертов, по количеству полных людей Россия уже догнала Америку. Дело в том,
что спустя почти двадцать лет после развала СССР у нас не сформировались
пищевые привычки. Фаст-фуд для многих стал чуть ли не единственным видом
питания. Еще не так давно в рекламе можно было услышать – "калорийная,
легкоусвояемая пища только у нас!"
"С 30 лет надо
менять образ жизни, особенно тем, кто склонен к полноте, – рассказал директор
Института питания РАМН Виктор Тутельян. – С этого возраста человек ежегодно
начинает набирать 1–2 кг. Между тем риск сердечно-сосудистых заболеваний,
диабета, рака возрастает в разы".
При всем этом у нас
практически отсутствует социальная реклама, которая пропагандировала бы
здоровый образ жизни среди населения. "Необходимо образовывать
население, учить правильно питаться с детства, – объяснил "НИ"
Виктор Тутельян. – Получается так, что мы любим телевизор, диван, пиво, но не
любим спорт, физкультуру, подвижный образ жизни".
Медики убеждены: развитие
здравоохранения – дело нужное и важное. Но это попытка бороться со
следствием, а не с причиной. "Надо не столько лечить, сколько ужесточать
государственный контроль над оборотом алкоголя и сигарет, которые приводят к
болезням, – объяснил Кирилл Данишевский. – Убедить человека изменить его
поведение почти невозможно. А то, что ограничительные меры не работают, –
полная чепуха. Повышение налогов на продажи спиртного и табака, и высокая
цена на них действуют во всем цивилизованном мире, это поможет и нам. О
запрете того и другого никто не говорит. Но легальные наркотики должны быть
очень дорогими. Ведь именно на них лежит основная вина за половину смертей в
России".
Опрос: половина российских мужчин
выпивают по 2 литра водки в месяц, богатые пьют ее чаще
Каждый второй российский
мужчина ежемесячно покупает и выпивает в среднем по 2 литра водки, женщина -
по 1,7 литра. Таковы результаты исследования социологов ROMIR,
проведенного среди взрослого населения России.
В ходе исследования
выяснилось, что более половины (55%) опрошенных не реже одного раза в месяц
покупает и (49%) потребляет водочную продукцию. 40% мужчин пьют водку 2-3
раза в месяц, среди женщин доля таковых составляет 27% (также 2-3 раза в
месяц покупают водку 38% мужчин и лишь 25% женщин).
Покупка и потребление
водки, как показало исследование, зависит от социального статуса и дохода
респондентов: работающие граждане и опрошенные с высоким доходом (свыше 15
тысяч рублей на члена семьи) водку покупают значительно чаще. Работающие
покупают продукт в объеме 2 литра в месяц против 1,9 литра, приобретаемых
неработающими гражданами.
Среднемесячный объем
покупки и потребления водки представителями самой высокодоходной группы
(свыше 15 тысяч рублей на человека) соответствует 2,2 литра.
Частота покупки и
потребления водки увеличивается с возрастом. Молодые люди от 18 до 35 лет,
как правило, покупают водку не чаще одного раза в месяц (65% от 18 до 24 лет
и 57% от 25 до 35 лет), тогда как покупающих водку раз в неделю и чаще
значимо больше среди граждан постарше: 12% в группе 36-45 лет, 15% в группе
46-55 лет против 5% в группе 18-24 лет и 8% в группе 25-35 лет, отмечают
социологи.
Большая часть опрошенных
покупают водку в бутылках объемом 0,5 литра (77%). В среднем за один месяц
приобретается 2,8 бутылок водки по 0,5 литра.
Менее трети опрошенных
раз в полгода покупают
водку в подарок (29%), четверть респондентов делают
это раз в 2-3 месяца (23%). Средний объем покупки водки в подарок за один раз
составляет 0,9 литра.
В опросе, проведенном в
период с марта по май текущего года, приняли участие 2716 человек в возрасте
от 18 до 55 лет, покупающих и потребляющих водку не реже 1 раза в месяц,
стоимостью от 115 рублей за пол-литра. Статическая погрешность опроса не
превышает 1,9%, отмечается в пресс-релизе ROMIR.