И говорил Господь Моше так:
Говори сынам Исраэля так: Если кто-нибудь согрешит неумышленно (против какой-либо) из всех заповедей Господних, чего делать не должно, и сделает (что-либо) от одной из них;
Если священнослужитель помазанный согрешит в вину народу, то принесет он за свой грех, который он совершил, молодого тельца, без порока, Господу в очистительную жертву.
וַיְדַבֵּר יְדֹוָד אֶל משֶׁה לֵּאמֹר
דַּבֵּר אֶל בְּנֵי יִשְׂרָאֵל לֵאמֹר נֶפֶשׁ כִּי תֶחֱטָא בִשְׁגָגָה מִכֹּל מִצְוֹת יְדֹוָד אֲשֶׁר לֹא תֵעָשֶׂינָה וְעָשָׂה מֵאַחַת מֵהֵנָּה
אִם הַכֹּהֵן הַמָּשִׁיחַ יֶחֱטָא לְאַשְׁמַת הָעָם וְהִקְרִיב עַל חַטָּאתוֹ אֲשֶׁר חָטָא פַּר בֶּן בָּקָר תָּמִים לַידֹוָד לְחַטָּאת
Главное в жизни и грех.
Грех (хата) ― промахнуться, не попасть в цель, т.е. не выполнять то главное в жизни, ради чего сотворен человек и ради чего ему дана жизнь от Всевышнего. Господь имеет для нас совершенный план и предназначение, ради которого мы удостоены жизни. Нежелание вникнуть в приготовленное Всевышним призвание ведет человеческую душу к разного рода неумышленным грехам. В таком случае, как бы ты не желал сделать лучше, получится все равно, как всегда, поскольку не выполняешь основной цели, для которой ты получил жизнь. Тогда понятно, почему многие пути могут казаться прямыми, но конец их ― путь к смерти. Не стремясь войти в Божью жизнь, человек начинает совершать всевозможные грехи, ведущие к смерти. Поэтому псалмопевец, а далее рав. Шауль говорят:
Пс.13:2-4 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
(Рим.3:10-12)
Не стремясь найти у Господа цели для своей жизни, человеческая душа обречена на совершение зла, непотребства и блуждания в лживых стремлениях. Поиск Господа выводит нас из ловушки лживых целей и стремлений. Но многие вроде бы ищут Бога и даже истязают себя, но почему-то не находят, а напротив еще больше страдают и запутываются в грехах, или одеваются в религиозные одежды, убивая всех инакомыслящих на своем пути.
Главное откровение ― завет с Богом Израиля через еврейского Мессию.
Как же искать Бога так, чтобы разуметь и найти Его? Как сделать так, чтобы наши пути все же были прямыми и их конец был путь к жизни?
Еще раз внимательно рассмотрим стих из книги Притч.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти. (Прит.16:25)
Надо что-нибудь сделать с тем, чтобы нам уже не казалось, а мы знали, что мы идем прямым, верным путем. Для этого необходимо определиться с главным в нашей жизни. В любом спорте, бизнесе, учебе, надо ясно понимать цель. Если этого понятия нет, то все усилия будут напрасны. Помните, рав. Шауль говорил, что он стремится к цели.
С главным лучше определиться как можно раньше, иначе любое действие будет грехом. Ведь все, что не по вере ― грех, т.е. Все, что сделано без Божьего откровения. Главное откровение в человеческой жизни ― это завет с Богом Израиля. Мессия пришел для обновления завета с домом Израиля и Иуды. Все действия, сделанные вне контекста завета, ведут не к укреплению взаимоотношений с Ним, а к отступлению от Всевышнего.
14 Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. (Пс.24:14,15)
Вера Божья утверждается на заповедях завета. Заповеди были живым словом (рема) для народа Израиля. Являются ли заповеди живым словом сейчас? Да! Конечно! Ведь заповеди ― это слово свидетельства заключения завета между Всевышним и народом Израиля.
Заповеди ― это слово свидетельства. (прим. Шаббат, отношение к родителям, женам)
Каждый раз исполняя ту или иную заповедь? мы доносим слово нашего свидетельства. Чудеса? подобные исцелению, воскрешению? обычно происходят не каждый день. Порой Всевышний готовит человеческое сердце десятки лет перед совершением служения? в котором будут проявляться великие силы и знамения.
Но каждый день у нас должен быть подвиг завета, через который совершается победа над делами плоти. Процесс подготовки происходит через веру, выраженную в практическом хождении в слове свидетельства о завете между Богом Израиля и твоей душой. Всевышний образовал наш народ для свидетельства о Его Царстве, поэтому Евангелие ― это насущный хлеб и основное предназначение еврейского народа. Поэтому, во-первых, иудею. Вот почему рав. Шауль так расстраивался из-за состояния избранного народа.
17 Но если ты называешься евреем и полагаешься на Тору, и хвалишься Богом,
18 и знаешь Его волю, и одобряешь праведное, потому что ты был научен Торой,
19 и если ты убеждён, что ты поводырь слепых, свет во тьме,
20 наставник духовных невежд и учитель детей, поскольку в Торе ты обладаешь воплощением познания и истины;
21 тогда, ты, учащий других, не учишь ли и себя? Проповедуя: Не кради, не крадёшь ли сам?
22 Говоря: Не прелюбодействуй, не прелюбодействуешь ли сам? Отвращая других от идолов, не совершаешь ли сам идолопоклонства?
23 Ты, так гордящийся Торой, не бесчестишь ли Бога тем, что нарушаешь Тору? -
24 как сказано в Танахе: Ибо из-за вас Божье имя хулится среди гоим.
(Н.З. Д.Штерн Рим.2:17-24)
Рав. Шауль показывает, как разрушается слово свидетельства нашего народа, - из-за неверности или, по-другому скажем, неверия Богу в завете. Практическая верность завету во времена испытаний приводит к силе Божьей. Здесь мы не говорим о религиозной форме. Вспомним, что Мессия был испытываем в контексте завета в пустыне во время искушения от дьявола, но после испытания Он вышел в силе Духа Святого. Слово свидетельства перед Богом и людьми
Жертва за неосознанный грех.
Жертва покрывала неосознанный грех, а осознанный покрывался через изменение образа жизни. Если человек делал умышленный грех, то его брали даже от жертвенника на смерть.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24)
Но порой Израиль бывал в ужасном состоянии, умышленно греша перед Всевышним, попирая завет. Что делать в таком случае? В таком случае прежде всего необходимо проявить решимость изменить свое сердце через дела, угодные Господу. К Йоханану приходили люди, чтобы совершить тшуву, т.е. вернуться к Господу. Вспомним, что, во-первых, пророк направлял их на изменение образа жизни, поскольку они должны были показать, что желают исправить свое сердце. В Божьем Царстве не будет людей с двоящимися мыслями и лукавым сердцем. Но мытари привыкли к взяткам, а воины - к грабежу, и потому, если они действительно хотели приготовить путь Господу в сердце своем, они должны были практически подготавливать себя к принятию Мессии. Каждый должен определиться с тем, кому он служит и за кем следует. Поэтому пророк Исаия говорил:
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. (Ис.1:16-18)
Через дела завета мы начинаем, во-первых, свидетельствовать для самих себя, что любим и ищем Бога. Когда в нас есть свидетельство, что мы угодили Всевышнему, то свидетельствовать другим легко. Поэтому Иешуа говорил, что если кто-либо научился у Отца, тот приходит к Мессии.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Иоан.6:45)
Почему приходит? Чтобы быть счастливым, что его грехи прощены и беззакония покрыты.
1 Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
(Пс.31:1,2)