По обычаям страны Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям страны Кенаан, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите.
Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте, чтобы ходить по ним. Я Бог, Всесильный ваш.
И соблюдайте установления Мои и законы Мои, исполняя которые человек обретет жизнь. Я Господь.
Никакой человек ни к кому близкому по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я Господь.
כְּמַעֲשֵׂה אֶרֶץ מִצְרַיִם אֲשֶׁר יְשַׁבְתֶּם בָּהּ לֹא תַעֲשׂוּ וּכְמַעֲשֵׂה אֶרֶץ כְּנַעַן אֲשֶׁר אֲנִי מֵבִיא אֶתְכֶם שָׁמָּה לֹא תַעֲשׂוּ וּבְחֻקֹּתֵיהֶם לֹא תֵלֵכוּ
אֶת מִשְׁפָּטַי תַּעֲשׂוּ וְאֶת חֻקֹּתַי תִּשְׁמְרוּ לָלֶכֶת בָּהֶם אֲנִי יְדֹוָד אֱלֹקֵיכֶם
וּשְׁמַרְתֶּם אֶת חֻקֹּתַי וְאֶת מִשְׁפָּטַי אֲשֶׁר יַעֲשֶׂה אֹתָם הָאָדָם וָחַי בָּהֶם אֲנִי יְדֹוָד
אִישׁ אִישׁ אֶל כָּל שְׁאֵר בְּשָׂרוֹ לֹא תִקְרְבוּ לְגַלּוֹת עֶרְוָה אֲנִי יְדֹוָד
Жизнь по обычаю Одесскому.
Перед нашими праотцами стояла серьезная и трудная задача — устоять под натиском обычаев, традиций и постановлений языческих народов. Израиль выходил из народа, не отвергшего познание Бога Израиля, в среде которого прожил 430 лет, и направлялся в землю, которую Всевышний осудил за разврат и беззакония. Сейчас мы видим, как для многих людей за месяцы изменяются ценности, приоритеты и идеалы, в которых они были когда-то воспитаны. В течение веков человек обычно теряет самоидентификацию, если не имеет твердого жизненного основания. Каждый устанавливает для жизни те идеалы, в которые искренно верит. Поэтому Всевышний дал Израилю заповеди, установления, которые воспитывали в народе принадлежность к Божьему Царству. Исполнение Божьих повелений делало евреев особенными, необычными, а порой и странными для языческих народов. Когда наших праотцов спрашивали: "Почему вы так строите, работаете, едите, относитесь друг к другу?" Они отвечали: "Всевышний повелел нам делать так."
Живя в Одессе, мы тоже подвергаемся давлению ценностей и установлений, принятых в этом обществе. Чаще всего эти ценности не имеют Божьего основания. Все знают термин — жить по-Одесски. Под этим понятием понимается ряд устоев и подходов, принятых в одесском сообществе и формирующих особый характер человека. Но, как бы ни был привлекателен Одесский способ жизни, он должен пройти через фильтр Божьих заповедей и постановлений. Нам важно помнить слова Торы: "По обычаям страны Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям страны Кенаан, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте, чтобы ходить по ним. Я Бог, Всесильный ваш. И соблюдайте установления Мои и законы Мои, исполняя которые человек обретет жизнь. Я Господь".
Популяризация идеи.
Каждый обычай возник из-за того, что кто-то популяризировал определенную идею, которую начали считать правильной и полезной. Так Адам и Ева популяризировали идею того, что более достоин познания не Бог, а человек. Эта идея оказалась очень заразительной. Большинство современных людей стремятся всеми силами преобрести новый опыт и познать себя, вместо того чтобы через все обстоятельства познавать Создателя своего.
В книге Судей описывается период жизни Израиля, когда каждый делал то, что считал правильным в своих глазах. Из-за этого многие занимались блудом, идолопоклонством, были жестоки. Колено Вениаминово настолько преуспело в сексуальной свободе, что поступало подобно жителям Содома. Попытки обуздать вениамитян были тщетны. Они были готовы с оружием в руках защищать свое беззаконие. Представители других колен, без всяких условностей, до крови сражались против греха. Погибло 55130 израильтян — население приличного города.
Как такое зло могло возникнуть в народе Израиля посреди земли обетованной?
Развратное беззаконие.
Чтобы сыны Израиля ясно понимали, каких народных обычаев они должны остерегаться, в разделе Ахарей и Кдошим приведены запрещающие постановления. В контексте современного психологического засилья многие могут подумать, что Всевышний поступил не совсем мудро: "Ему не надо было запрещать, поскольку тогда больше хочется. Запретный плод всегда сладок. Лучше перенаправить внимание людей на хорошее и позитивное, чтобы они увлеклись правильным." Как многие сегодня не хотят уже обличать в грехе, поскольку люди и так знают, что грешны. Да! Люди могут это знать и чувствовать обличение совести, но если они не знают, что через определенные действия и образ мышления ими делается беззаконие и совершается преступление перед Отцом Небесным, то они с легкостью оправдают свой разврат. Вот почему мы читаем об очень конкретных развратных делах, таких как открытие наготы родственников, гомосексуальные половые отношения или половые отношения с животными.
Сыны Вениамина в мыслях начали позволять себе нечто, что извратило их восприятие реальности. В погоне за новыми ощущениями они начали оправдывать преступные мысли, слова, дела. Божья заповедь "не пожелай" имеет очень широкий спектр. Практические постановления помогают осознать, что необходимо делать людям, не желающим пожелать. В книге Ваикра говорится:
7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее. (Лев.18:7-11)
Это значит, что в сердце будет возникать желание увидеть наготу определенных лиц. Обычно это желание не возникает в адрес увечных, больных, прокаженных. Желание возникает в адрес людей, которые тебе по определенным причинам нравятся. Когда тебе что-либо сильно нравится, то возникает желание иметь это. Понравилась машина — хочу! Ах, какая женщина — хочу ее! Почувствовал вкус денег — хочу, и побольше! Наша ветхая натура неусыпно будет искать способ удовлетворить возникшее желание, и потому Всевышний очень четко определяет недопустимые действия, чтобы отсечь недопустимые мысли. Однако многие из нас думают, что ни в коем случае не будут иметь таких развратных действий, которые описаны в Торе. Но Всевышний знает тайные мысли человеческой души, и потому заранее упреждает мыслительное безумие.
Если пробовал — знаешь.
Каждому из нас предлагается вкусить от плода познания. Как это происходит? Очень обыденно и естественно — под лозунгом познания жизни. Если пробовал, значит знаешь жизнь, и потому можешь быть авторитетом. Порой к убийцам, блудникам, преступникам относятся с большим уважением, чем к людям, жившим чистой, законопослушной жизнью. Образ человека, достигающего исполнения своих желаний, воспет через кинематограф, литературу, эстраду. Это не случайно. Ведь человеческой душе, отвергшей познание Господа, необходим пример и ободрение, поэтому все ищут единомышленников в контексте своих стремлений. Все хотят чувствовать себя нормально и думать, что с ними все в порядке.
Когда-то в Одессе не было видно курящих девушек. Это было не принято. Потом появилась группа курящих эмансипированных женщин, которые бросали вызов сложившимся устоям и своим поведением заявляли: "Мы свободны, и потому курим." Эта идея была подхвачена другими женщинами. Сегодня некурящая девушка — это редкость. Почему? Причина в том, что женщины начали совершать служение образу свободной женщины каждый раз, когда затягивали в свои легкие дым. На алтарь псевдосвободы они готовы положить: деньги, здоровье и многое другое.
Благословение на разврат.
Важно помнить, что стремясь удовлетворить свои желания, каждый хочет получить благословение и поддержку. Если не поддерживают родители, то найдем друзей, если не поддерживает муж, то найду подругу или другого мужа и т. д. Прихоти верующего человека готовы поддержать друзья и проповедники, льстящие слуху. Как пишется:
3 провозглашай Слово! Будь наготове в любое время, подходящим оно тебе кажется, или нет. Обличай, поправляй и вразумляй с неистощимым терпением и наставлением.
4 Ибо недалеко уже то время, когда люди не будут принимать здравого учения, а вместо этого станут угождать собственным желаниям и окружать себя такими учителями, которые будут говорить им то, что им хочется услышать.
5 Да, они перестанут прислушиваться к истине, и отвернутся от неё и обратятся к мифам. (Н.З. Д.Штерн 2Тим.4:2-4)
Когда рав Шауль говорит о провозглашении Слова, то речь идет о заповедях Божьего Царства, которые судят намерения и мысли сердечные. Все люди хотят испытывать удовольствие и наслаждение. Ради этого они пробуют разные средства, чтобы достичь исполненных заветных желаний. Многим кажется, что получение удовольствия — это основной смысл жизни. Что делать верующему с желаниями, восстающими на душу?
Мессия — мое желание.
Всем кто именует себя верующим, никто и ничто не поможет обуздать плотские желания. Ведь желание — это движущая сила в человеческой жизни. Большинство людей движимы желанием своего "Эго". Заповеди обрезают плотские желания, чтобы, ощутив пустоту, мы стремились заполнить ее живым общением с Мессией. Иешуа должен стать нашим основным желанием. Стремление быть похожим на Иешуа дает нам возможность иметь правильные приоритеты, не бегая за пустотой. О таком состоянии писал царь Давид.
Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое? (2Цар.23:5)
После серии болезненных уроков Давид приучился к желаниям, которые приходят от близкого общения с Господом. Без живого общения со Всевышним никогда не получится смирить плотские желания. Необходимо научиться желать через Господа. Потому-то Мессия и послал Духа Святого, производящего в нас Божьи желания. Заповеди призваны устремить нас к Законодателю, чтобы из наших душ уходил формальный, законнический подход к Всевышнему. Господь, живущий в нас, дает нам возможность узнать себя по-настоящему и приобрести душу, любящую думать и желать Божьего. Поэтому когда рав Шауль говорил: "Живу не я, а живет во мне Мессия," это значило, что Мессия стал смыслом и движущей силой в жизни Павла, т. е. его самым важным желанием.
8 И не только это, но и всё остальное я считаю недостатком в сравнении с величайшей ценностью познания Мессии Йешуа как своего Господа. Именно из-за него я отказался от всего и всё почитаю за сор ради того, чтобы приобрести Мессию
9 и оказаться в союзе с ним, будучи праведным не собственной праведностью, основанной на законничестве, но праведностью, приходящей благодаря верности Мессии, праведностью от Бога, основанной на вере.
10 Да, я от всего отказался, чтобы познать его, то есть познать силу его воскресения и участие в его страданиях, преобразуясь в его смерть,
11 чтобы достигнуть воскресения из мёртвых. (Н.З. Д.Штерн Фил.3:8-11)