И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем ее обитателям. Юбилеем будет это для вас, и возвратитесь каждый к своему владению, и каждый к своему семейству возвратитесь.
Юбилеем будет у вас этот пятидесятый год; не сейте и не жните того, что само вырастет на земле, и не снимайте винограда с охранявшихся вами лоз.
וְקִדַּשְׁתֶּם אֵת שְׁנַת הַחֲמִשִּׁים שָׁנָה וּקְרָאתֶם דְּרוֹר בָּאָרֶץ לְכָל ישְׁבֶיהָ יוֹבֵל הִוא תִּהְיֶה לָכֶם וְשַׁבְתֶּם אִישׁ אֶל אֲחֻזָּתוֹ וְאִישׁ אֶל מִשְׁפַּחְתּוֹ תָּשֻׁבוּ
יוֹבֵל הִוא שְׁנַת הַחֲמִשִּׁים שָׁנָה תִּהְיֶה לָכֶם לֹא תִזְרָעוּ וְלֹא תִקְצְרוּ אֶת סְפִיחֶיהָ וְלֹא תִבְצְרוּ אֶת נְזִרֶיהָ
Пятидесятый год в земле Израиля был особенный. После принесения жертв на Йом Киппур по всей стране объявлялась свобода от долгов, рабства и работы. Целый год вся страна должна была существовать за счет того, что Всевышний взрастит на полях. Людям возвращалась проданная за долги собственность. Те, кто был в рабстве или на вынужденных заработках из-за долгов, возвращались домой. В этот момент долги прощались и не вспоминались более. Пятидесятый год называют юбилейным годом.
Слово "юбилей" происходило от древнееврейского «йовель» или «ювель» и означало «бараний рог», позже — «год свободы». Так называли установленный через Моше год, когда после трубного звука шофара проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам, рабы получали свободу, прощались долги, Закон (Тора) читался народу, и земля отдыхала от полевых работ. Этот «год свободы» наступал каждые пятьдесят лет после семи седьмиц, то есть семи семилетий. Число семь в древних традициях считалось священным, а помноженное на семь — священным в квадрате, так что год, следующий за таким сочетанием лет, обязательно должен был не пройти даром и быть особенным.
Бытует мнение, что юбилейный год никогда не праздновался. Действительно, в Писании мы не встречаем даже одного упоминания о праздновании юбилейного года, но это не значит, что его не праздновали. Каждый год, изучая Тору, дети Израиля вспоминали о юбилейном годе. Народ Израиля состоял из людей, имевших разное посвящение Всевышнему. В книге Судей описывается время, когда каждый делал то, что было правильным в его глазах. Это значит, что во все времена в Израиле можно было встретить людей, соблюдавших юбилейный год, а также были те, кто пренебрегал Божьим постановлением, используя это время для обогащения.
Препятствия для празднования юбилейного года.
Для празднования юбилейного года есть несколько очень серьезных препятствий. Одно из них — потеря земной выгоды. Кому хочется простить неоплаченный долг? Кто хочет отдать жилье, купленное за долги? Кто с радостью отпустит раба, недоставившего ожидаемую прибыль? Все люди нацелены на получение земной выгоды, а в юбилейный год происходят существенные потери. В то же время человек, находившийся в рабстве или продавший за долги свое жилье, чувствовал серьезное препятствие, чтобы прийти к хозяину и требовать своего освобождения или возвращения проданного за долги жилища. Итак, есть две стороны и у каждой имеются препятствия для празднования юбилейного года.
Что же можно сделать, чтобы чудеса юбилейного года начали происходить? Ответ очевиден: каждая сторона может начать действовать в соответствии с условиями юбилейного года. К примеру, человек, которому должны денег, мог найти должника и простить ему долг в честь юбилейного года. Крайне важным было возвещать всем людям о том, что настал юбилейный год. За пятьдесят лет многие люди сживаются с определенными условиями жизни и не сильно стремятся их изменить, а если и стремятся, то не всегда видят, как это можно сделать.
Юбилейный год — царство Мессии.
Юбилейный год свидетельствовал о наступлении царства Мессии. Поэтому в начале земного служения Иешуа читал известную часть из книги пророка Исайи, которая провозглашала о начале действия законов юбилейного года, т. е. мессианского царства. Каждые пятьдесят лет весь Израиль вспоминал, что придет Мессия и наступит Его царство, когда все угнетенные будут отпущены на свободу и возвратятся к своим семьям. Когда Иешуа зачитал провозглашение о начале юбилейного года, то это значило, что Мессия посетил Израиль.
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето (юбилей) Господне благоприятное (благоволение, благосклонность, умилостивление) и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
(Йешайа 61:1-3)
Юбилейный год доступен для людей иного духа.
Не каждый человек сегодня может ощутить свободу и радость юбилейного года, поскольку для начала он должен поверить Иешуа настолько, чтобы быть способным осознать - Мессия уже царствует Духом Святым в нас. Юбилейный год Мессии доступен сегодня только для людей, рожденных свыше, у которых открылись духовные глаза, чтобы видеть невидимое Божье Царство. Рожденные свыше люди приобретают осознание того, что они имеют несоизмеримо больше на небесах, чем на земле, и потому способны поступать в этом мире, подражая Иешуа. Все земное время служения Мессия готовил Своих учеников к жизни во время юбилейной мессианской эры. Поэтому учение Мессии часто ставило в тупик многих людей, нерожденных свыше. Вспомним некоторые примеры учения Мессии.
29 Другими словами, не усердствуйте о том, что вам есть и что пить - не беспокойтесь.
30 Потому что язычники страстно желают всего этого. Ваш Отец также знает, что вы в этом нуждаетесь.
31 Но ищите его Царство, и всё это вы также получите.
32 Не бойся, маленькое стадо, твой Отец решил отдать тебе Царство!
33 Продайте всё, чем владеете и творите цдаку - приготовляйте себе кошельки, которые не изнашиваются, неисчерпаемые богатства на небесах, куда не приблизится вор и где их не съест моль.
34 Ибо там, где ваше богатство, там будет и ваше сердце. (Н.З. Д.Штерн Лук.12:29-34)
Юбилей — возвращение домой.
Один из основных предписаний юбилея — возвращение домой. Где наш настоящий дом? Для многих — это место рождения или дом, где были проведены лучшие годы жизни, или родительский дом. На самом деле мы еще по-настоящему никогда не были дома, а только шаг за шагом возвращаемся к нему через Мессию Иешуа. Тшува (покаяние) — начало возвращения в дом нашего Отца Небесного. Ради нашего прощения Мессия пострадал за нас, чтобы мы могли вернуться домой.
25 Он понёс наши грехи в своём теле на стойку [казни], чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности - его ранами мы исцелились.
26 Ибо вы блуждали, как овцы, но теперь вернулись к Пастырю, охраняющему вас.
(Н.З. Д.Штерн 1Пет.2:24,25)
Через Свою жертву Мессия подарил нам возможность вернуться к Отцу, приобщаясь к нетленной, вечной семье. Следует помнить важную часть: возвратиться в семью Божью возможно, если помогаешь другим возвратиться. Через посильную помощь ближним приобретается душа, способная возвращаться в вечный дом, из которого когда-то ушли наши прародители.
Отпуская ближнего — отпускаешь себя на юбилейный праздник.
В юбилейный год все возвращались в свои семьи, и начинали действовать законы царства Мессии. Ведь Господь никого не угнетает. Когда человек прощал долги, отпускал рабов, отдавал взятый за долги дом, то через это он приобретал характер Всевышнего. Мессия был вестником юбилейной эры, которую он провозглашал и утверждал в жизнях учеников. Поскольку большинство людей осуетились и не стремились созидать юбилейные отношения, то необходимы были посланники, возвещавшие начало действия законов юбилейного года.
23 Тогда Йешуа сказал талмидим: Да, говорю вам, очень трудно будет богатому человеку войти в Царство Небес.
24 И ещё говорю вам, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.
25 Когда талмидим услышали это, они пришли в изумление. Тогда кто же, спросили они, может спастись?
26 Йешуа взглянул на них и сказал: Людям это невозможно; но с Богом возможно всё.
(Н.З. Д.Штерн Матф.19:23-26)
Юбилейный год показывает характер Господа, Который желает помиловать каждую человеческую душу через совершенную жертву. Мессия оставил Свою славу на небесах, смирился, облекся в плоть человеческую, чтобы пострадать за наши преступления. Что оставляем мы ради того, чтобы приобщиться к Мессии и Его жизни в нас? Ученики были в изумлении, что для надеющихся на земное нет спасения. Но Бог силен обогатить нас Духом Мессии, чтобы, видя Невидимого, быть твердыми в провозглашении наступившей эры Мессии и совершить наше спасение, глядя на Начальника и Совершителя нашей веры!