И знай, что не за праведность твою Господь, Б-г твой, дает тебе эту добрую землю во владение ею; ибо народ жестоковыйный ты.
Помни, не забывай, как гневил ты Господа, Б-га твоего, в пустыне; со дня, когда вышел ты из земли Мицраима, до твоего прихода на это место непокорны были вы с Господом.
וְיָדַעְתָּ כִּי לֹא בְצִדְקָתְךָ יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ נֹתֵן לְךָ אֶת הָאָרֶץ הַטּוֹבָה הַזֹּאת לְרִשְׁתָּהּ כִּי עַם קְשֵׁה עֹרֶף אָתָּה
זְכֹר אַל תִּשְׁכַּח אֵת אֲשֶׁר הִקְצַפְתָּ אֶת יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ בַּמִּדְבָּר לְמִן הַיּוֹם אֲשֶׁר יָצָאתָ מֵאֶרֶץ מִצְרַיִם עַד בֹּאֲכֶם עַד הַמָּקוֹם הַזֶּה מַמְרִים הֱיִיתֶם עִם יְדֹוָד
Перед входом в землю обетованную Мошэ обращается к новому поколению Израиля. Книга Иисуса Навина свидетельствует о том, что это поколение было достаточно покорным и преданным Всевышнему, чтобы войти в землю обетованную и покорить ее. В новом поколении не было проявлений бунта или неверия ко Всевышнему. Поколение Иисуса Навина говорило: "Все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!" (Иис.Нав.1:16-18)
Состояние человеческой праведности.
Подобные слова говорят о преданности и верности пути Божьему. Да, на горьких уроках своих отцов, новое поколение было воспитано в доверии Всевышнему. Но Мошэ не впечатлен. Этим Он снова напоминает об истинном состоянии человеческого сердца и требует серьезного отношения к урокам прошлого. Он призывает народ к у*****й битве со своим внутренним противником — лукавым и изменчивым человеческим сердцем. Мошэ говорит о праведности, показывая ее плачевное состояние в человеческом исполнении. Каждый из нас оценивает себя в соответствии со своим стандартом праведности. Но каким бы высоким наш стандарт ни был, он никогда не достигнет праведности Божьей. В этой связи рав. Шауль цитировал ТаНаХ говоря:
Как говорит об этом Танах: Нет ни одного праведного, ни одного! — Никто не разумеет, никто не ищет Бога, все отвернулись и в это мгновенье стали бесполезными; нет ни одного, кто знает доброту, ни одного! (Н.З. Д.Штерн Рим.3:10-12)
Скорее всего, приведенные Шаулем слова взяты из книги Тегилим, где Давид поет:
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
(Пс.13:1-3)
Популярные песни древнего Израиля.
Не правда ли, странная песня? Сегодня мы не слышим таких песен в принципе. Во дни Давида — это было лирикой и популярной культурой Израиля. Эта песня показывает состояние всякого человеческого сердца. Она вдохновляет душу стремиться за праведностью Божьей. Каждая современная песня увлекает слушающих к различным мечтам и стремлениям естественных человеческих желаний. Псалом Давида увлекает к праведности Божьей.
Всевышний дает ясно понять Израилю, что вводит его в землю не из-за его праведности, а ради исполнения Его правды и обещаний. Понятие "праведность" означает, что есть верный стандарт правды, благодаря которому в человеческом сердце остается свидетельство того, что он поступил правильно и достойно. Поступая правильно в соответствии со своими представлениями, мы часто чувствуем внутреннее удовлетворение и радость, но пророк Исаия говорит, что все наши лучшие дела выглядят в глазах Божьих, как запачканная одежда. Это говорит о том, что человеческая праведность повреждена из-за бунта и ропота против Всевышнего, которые стали наследием для каждой души. Сердце потомков Адама лукаво и крайне испорчено, продано греху. Поэтому верующий может ожить для правды Божьей и жить ею только через праведность, обретенную в Мессии Иешуа. Только Иешуа дает возможность получить новое сердце, способное принимать и совершать правду Божью. Через Духа Святого Иешуа поместил внутрь нас источник Божьей праведности. В этой связи Мессия учил народ Израиля:
18 Не попадают под осуждение те, кто верят Ему. А те, кто не верят, уже осуждены тем, что не верят Божьему единственному и неповторимому Сыну.
19 Вот в чём заключается осуждение: свет пришёл в мир, но люди полюбили тьму, а не свет. Почему? Потому что их дела злы.
20 Так как всякий, творящий зло, ненавидит свет и избегает его, чтобы не обнаружились его дела.
21 Но всякий, творящий истинное, стремится к свету, чтобы все видели, что дела его исполняются в Боге (Н.З. Д.Штерн Иоан.3:18-21)
Все будут судимы по правде Божьей, а потому уже осуждены. Через Мессию Всевышний проявил исполнение Своей правды, и потому все, любящие праведность Божью, обязательно приходят к Иешуа. Ведь без Мессии невозможно получить доступ к великой милости для обретения праведности Божьей — плотяному сердцу, на котором Всевышний пишет заповеди вечного Царства посредством Духа Святого. Имеющий Божью праведность не хвалится собой и своими достижениями, а, как говорит пророк Иеремия:
24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. (Иер.9:24)
Праведные заслуги.
Этим словом пророк свидетельствует о том, что, исполняя заповеди правды Божьей, мы ничего не зарабатываем у Всевышнего. Если мы разумеем, как творить милость и правду, это является признаком того, что наше сердце угодно для Господа. В ответ на нашу веру в Его правду Он доверил нам поступки, достойные Его Царства. Также, через праведные поступки в соответствии с праведными заповедям мы приучаем наше сердце пребывать в отношениях с Отцом Небесным. Наша праведность строится на взаимоотношениях с живым Богом Израиля. Праведность Авраама была подтверждена не через убеждения и правильные выкладки, а возросла из взаимоотношений с Царем праведности (Адонай Цидкейну). Именно Всевышний сказал, что Авраам праведен. Многие люди называют себя великими и праведными, удостаивая себя различных титулов, но настоящая праведность подтверждается свидетельством Божьим и видна из дел, совершенных с приобретенным от Всевышнего сердцем.
Защита от праведности Божьей.
Большинство людей у***** защищаются от живой правды Божьей. Самоправедность — это один из худших грехов, удерживающий душу от истинной тшувы и искреннего доверия Ему. Устанавливая свой стандарт правоты, человек перестает стремиться к Божьей праведной заповеди. (Отрывок из скрипача на крыше). Люди подобного рода постоянно твердят, что их образ жизни более праведен, чем у других. Таким образом они защищают свои души от прикосновения Божьей правды. Об этом трагичном процессе очень ясно говорил рав. Шауль.
3 Поскольку они не знают Божьего способа оправдания людей, а вместо него изобретают свой собственный, они не подчинились Божьему способу оправдания людей.
4 Так как цель, на которую указывает Тора, - это Мессия, предлагающий праведность всякому, кто доверяет Богу. (Н.З. Д.Штерн Рим.10:3,4)
Глядя, как кто-либо не так ест или пьет, некоторые ревнители могут осудить и даже проклясть простодушного человека. Но подобные осуждения — это признак отсутствия Божьей праведности в душах таких людей. Будем помнить цель Торы — Мессию, живущего внутри нас. Ведь без законодателя нет правды, и наши убогие попытки установить свою правду по произволу своего мышления будут только мучать и терзать души. Ведь Мессия уже сказал нам, что мы должны научиться у Него и принять в свое сердце прекрасное иго и бремя Его Торы. Тогда в наших душах исполнятся прекрасные слова, сказанные пророком Малахией.
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. (Мал.3:17,18)
Ведь о чем говорят нечестивые люди? Они говорят о справедливости и торжестве человеческого гения. Они говорят о гуманных правилах жизни, укрывая и пряча свои души от Отца Небесного за оградой своей правды. Некоторые плоды этой праведности мы видим — это аборты, эвтаназия, гомосексуализм, разводы и т. д. Мы же не хотим скрываться от Господа, а всей душой желаем сблизиться с Ним, чтобы видеть настоящее благо. Через Его праведность мы начинаем видеть сокрытое от обычного, душевного человека, поскольку Мессия просветил глаза наших сердец через Свою праведность. Ему слава за все!