И сказал: Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего. Ибо теперь знаю, что боишься Б-га ты, - и не сокрыл ты сына твоего, единственного твоего от Меня.
И поднял Авраам глаза свои после (того) и увидел: и вот овен запутался в заросли рогами своими. И пошел Авраам и взял овна, и вознес он его во всесожжение вместо сына своего.
И нарек Авраам имя месту тому: Господь узрит! Как говорится (по) сей день: На горе Господней зрим будет.
И воззвал ангел Господень к Аврааму во второй раз с небес,
И сказал: Мною клянусь, - говорит Господь, - за то, что ты сделал такое и не сокрыл сына твоего, единственного твоего;
Я благословлю, благословлю тебя и умножу, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов.
И будут благословляться твоим потомством все племена земли, за то что ты послушал голоса Моего.
וַיֹּאמֶר אַל תִּשְׁלַח יָדְךָ אֶל הַנַּעַר וְאַל תַּעַשׂ לוֹ מְאוּמָה כִּי עַתָּה יָדַעְתִּי כִּי יְרֵא אֱלֹקִים אַתָּה וְלֹא חָשַׂכְתָּ אֶת בִּנְךָ אֶת יְחִידְךָ מִמֶּנִּי
וַיִּשָּׂא אַבְרָהָם אֶת עֵינָיו וַיַּרְא וְהִנֵּה אַיִל אַחַר נֶאֱחַז בַּסְּבַךְ בְּקַרְנָיו וַיֵּלֶךְ אַבְרָהָם וַיִּקַּח אֶת הָאַיִל וַיַּעֲלֵהוּ לְעֹלָה תַּחַת בְּנוֹ
וַיִּקְרָא אַבְרָהָם שֵׁם הַמָּקוֹם הַהוּא יְדֹוָד יִרְאֶה אֲשֶׁר יֵאָמֵר הַיּוֹם בְּהַר יְדֹוָד יֵרָאֶה
וַיִּקְרָא מַלְאַךְ יְדֹוָד אֶל אַבְרָהָם שֵׁנִית מִן הַשָּׁמָיִם
וַיֹּאמֶר בִּי נִשְׁבַּעְתִּי נְאֻם יְדֹוָד כִּי יַעַן אֲשֶׁר עָשִׂיתָ אֶת הַדָּבָר הַזֶּה וְלֹא חָשַׂכְתָּ אֶת בִּנְךָ אֶת יְחִידֶךָ
כִּי בָרֵךְ אֲבָרֶכְךָ וְהַרְבָּה אַרְבֶּה אֶת זַרְעֲךָ כְּכוֹכְבֵי הַשָּׁמַיִם וְכַחוֹל אֲשֶׁר עַל שְׂפַת הַיָּם וְיִרַשׁ זַרְעֲךָ אֵת שַׁעַר אֹיְבָיו
וְהִתְבָּרֲכוּ בְזַרְעֲךָ כֹּל גּוֹיֵי הָאָרֶץ עֵקֶב אֲשֶׁר שָׁמַעְתָּ בְּקֹלִי
В очередной раз Машиях проявляет Себя в жизни Авраама. Эта история становится одной из центральных тем иудаизма вплоть до прихода Мессии, давшего полное практическое истолкование событий, случившихся с Авраамом. Наверняка Авраам, идя к горе для принесения в жертву Исаака, тысячи раз задавал один и тот же вопрос: "Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя! Но неужели нельзя без этого? Почему проявить любовь к Тебе возможно только через жертву и отвержение себя и самого дорогого, обещанного и подаренного Тобой?"
Сегодня мы задаем те же вопросы: "Господи! Почему Твоя любовь открывается только через страдания и смерть Мессии Иешуа?"
Итак, Акеда — это прежде всего история признания в любви Господа к Аврааму и Авраама к Господу. Увидев овна, запутавшегося в кустарнике, Авраам понял, что как для Исаака Он усмотрел жертву, так усмотрит для каждого, стремящегося проявить настоящую любовь к Господу, совершенную жертву Божьей любви. Также через это Авраам понял, что речь в данном случае идет не только о нем, а о том, как Всевышний желает проявить Свою любовь и спасение для всего мира. Господу была важна проявленная любовь Авраама к Нему, чтобы проявить в Мессии Иешуа любовь для всех жаждущих.
Господь испытывает нас через подобные события. Авраам знал, что Господь говорит с ним, но просьба Отца Небесного была очень странной: принести в жертву сына обетования, о котором сказано, что в нем и только в нем будет продолжение спасительной линии жизни для народа Божьего. Но Авраам знает Господа, и потому идет к указанной горе. Похожее испытание произошло также с учениками Мессии. Вокруг Иешуа собрались ученики, поверившие, что Он — Мессия, и последовавшие за Ним. Но оказалось, что только верить в Мессию недостаточно, чтобы следовать за Ним. Слова Мессии прозвучали, как гром среди ясного неба:
51 Я живой хлеб, спустившийся с небес. Если кто-либо съест этот хлеб, он будет жить вечно. Более того, хлеб, который я вам дам - моя собственная плоть; и я отдам её ради жизни мира.
52 Услышав это, иудеяне стали спорить друг с другом, говоря: Как может этот человек дать есть свою плоть?
53 Тогда Йешуа сказал им: Да, именно! Говорю вам, что если вы не будете есть плоть Сына Человеческого и пить его кровь, вы не будете иметь в себе жизни.
54 Всякий, кто ест мою плоть и пьёт мою кровь, имеет вечную жизнь - то есть я воскрешу его в Последний День.
55 Ибо моя плоть - это истинная пища, а моя кровь - истинное питьё.
56 Всякий, кто ест мою плоть и пьёт мою кровь - живёт во мне, а я живу в нём.
57 Подобно тому, как живой Отец послал меня, и я живу через Отца, так и тот, кто ест меня, будет жить через меня.
58 Итак, вот он хлеб, сошедший с небес он не похож на тот хлеб, что ели отцы; они мертвы, но всякий, кто съест этот хлеб, будет жить вечно!
59 Это говорил он, когда учил в синагоге в Кфар-Нахуме.
60 Услышав это, многие из его талмидим сказали: Какие непонятные слова - кто способен понять такое?
61 Но Йешуа, зная, что его талмидим были этим недовольны, сказал им: Так это ли смущает вас?
62 Представьте, что вы увидели, как Сын Человеческий поднимается туда, где был раньше?
63 Именно Дух даёт жизнь, плоть в этом не помощник. Слова, которые я сказал вам, - Дух и жизнь,
64 и всё равно некоторые из вас не верят. (Так как Йешуа знал с самого начала, кто не поверит ему и кто предаст его.)
65 Поэтому, - сказал он, - я говорил вам, что никто не может прийти ко мне, если Отец не даст ему такую возможность.
66 С того времени, многие его талмидим оставили его и больше не ходили с ним.
67 Тогда Йешуа сказал Двенадцати: Вы тоже хотите уйти?
68 Шимон Кефа ответил ему: Господь, к кому мы пойдём? У тебя есть слово вечной жизни.
69 Мы поверили и знаем, что ты Святой Божий. (Н.З. Д.Штерн Иоан.6:51-69)
Петр говорит не только о вере, а о познании. Познание — это уже показатель любви, поскольку, испытав реальные последствия взаимоотношений, по прежнему желаешь быть с Господом и развивать взаимоотношения с Ним. Задумаемся об аналогии в повседневной жизни: порой парень верит, что, женившись на определенной девушке, он будет счастлив. Познание счастья в брачном завете приходит после медового месяца в течение семейной жизни. До семейной жизни ты верил, что любишь, а в процессе совместной жизни познал реальность своей веры, поскольку вера движима проявленными делами Божьей любви. Итак, слова Мессии испытали веру и любовь учеников к Нему, подобно как Авраам был испытан на горе Мория.
Почему Господь попросил принести Исаака во всесожжение?
Всевышний хотел испытать любовь Авраама, а также проявить Свою любовь к нему.
Также Он хотел, чтобы Авраам прошел путем послушания и жертвенной жизни Мессии, дабы заложить правильное основание для всех потомков. Итак, Господь желал проявить через жертву Авраама грядущую жертву Мессии Иешуа.
Почему Авраам соглашается совершить просьбу Всевышнего?
Совершить подобное невозможно без живых взаимоотношений в завете. За 25-ть лет Авраам приучился понимать и знать Божьи намерения. Когда люди живут душа в душу в семейном завете, они по взгляду понимают друг друга. Авраам знает Господа и серьезно относится к завету. Он испытал чудесное исполнение завета через рождение Исаака. Теперь он помнил Божье обещание: "В Исааке наречется тебе семя." (Быт.21:12) Господь не человек, чтобы изменяться или менять свои обещания, и потому Авраам уверен, что Он сохранит жизнь Исааку.
Итак, Иешуа показал нам пример того, как проявлять любовь к Отцу Небесному, став жертвой Его воли. Как прекрасно написал об этом рав. Шауль:
10 Да, я от всего отказался, чтобы познать Его, то есть познать силу его воскресения и участие в его страданиях, преобразуясь в его смерть,
11 чтобы достигнуть воскресения из мёртвых.
12 Говорю так не потому что я уже достиг его или приблизился к цели - нет, я по-прежнему стремлюсь к ней в надежде приобрести то, ради чего Мессия Йешуа приобрёл меня. (Н.З. Д.Штерн Фил.3:10-12)
Ради познания Господа Авраам готов отказаться от всего, даже от самого дорогого. Ведь Всевышний не заставлял его приносить Исаака в жертву, как не заставляет нас жить праведной жизнью, любить Мессию, отказываясь от греха в любых его проявлениях. Будем совершать показанные Господом жертвы, чтобы приучиться к Божьей любви.