И увидели братья Йосефа, что умер их отец, и сказали они: Что если возненавидит нас Йосеф и воздаст, воздаст нам за все то зло, что мы причинили ему!
И велели они сказать Йосефу: Твой отец заповедал перед смертью своей, говоря:
Так скажите Йосефу: О, прости же преступление братьев твоих и их грех, ибо зло причинили тебе! И ныне, прости же преступление рабов Б-га отца твоего! - И плакал Йосеф, когда говорили ему.
И пошли также братья его, и пали они пред ним, и сказали они: Вот мы тебе рабы!
И сказал им Йосеф: Не страшитесь! Ибо разве вместо Б-га я?
וַיִּרְאוּ אֲחֵי יוֹסֵף כִּי מֵת אֲבִיהֶם וַיֹּאמְרוּ לוּ יִשְׂטְמֵנוּ יוֹסֵף וְהָשֵׁב יָשִׁיב לָנוּ אֵת כָּל הָרָעָה אֲשֶׁר גָּמַלְנוּ אֹתוֹ
וַיְצַוּוּ אֶל יוֹסֵף לֵאמֹר אָבִיךָ צִוָּה לִפְנֵי מוֹתוֹ לֵאמֹר
כֹּה תֹאמְרוּ לְיוֹסֵף אָנָּא שָׂא נָא פֶּשַׁע אַחֶיךָ וְחַטָּאתָם כִּי רָעָה גְמָלוּךָ וְעַתָּה שָׂא נָא לְפֶשַׁע עַבְדֵי אֱלֹקֵי אָבִיךָ וַיֵּבְךְּ יוֹסֵף בְּדַבְּרָם אֵלָיו
וַיֵּלְכוּ גַּם אֶחָיו וַיִּפְּלוּ לְפָנָיו וַיֹּאמְרוּ הִנֶּנּוּ לְךָ לַעֲבָדִים
וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם יוֹסֵף אַל תִּירָאוּ כִּי הֲתַחַת אֱלֹקִים אָנִי
Сдерживающий фактор.
Происходит неизбежное — Иаков умирает. Часто авторитетные личности являются сдерживающим фактором плохих реакции среди общества. До смерти отца дети могли ладить и жить дружно, но как только отец покинул контекст земной жизни, сразу начинается борьба интересов, раздел собственности. Часто это сопровождается конфликтами, спорами, обидами. Вспомним, братья не решались избавиться от Иосифа в присутствии Иакова, но не могли удержаться от ненависти и злобы, когда отца не было рядом. Часто наши хорошие поступки — это не наша заслуга, а в большей степени - влияние авторитетных людей, удержавших нас от дурных стремлений. Реальность нашего духовного состояния обнаруживается, когда рядом с нами не оказывается человека или общества, перед которым ты не хочешь ударить в грязь лицом. Вот почему дети жаждут вырваться из общества родителей, чтобы не чувствовать давление родительского авторитета.
Что или кто в вашей жизни выполняет роль сдерживающего фактора?
Мыслительный багаж.
Каждый человек мыслит в контексте житейского багажа. Люди, пережившие голод, гонения или насилие мыслят кардинально отличающимся образом от тех, кто не испытавшие подобных лишений. Поэтому ввели понятие посттравматического синдрома, которому особенно подвержены люди, побывавшие в зонах боевых действий. Также известно, что мышление человека, совершавшего какое-либо преступление, повреждается, и необходим длительный процесс восстановления. Вот почему Писание обращает наше внимание, говоря: "Потому что все согрешили и лишены славы Божией." (Рим.3:23) Из-за греха наших праотцов мы уже родились с поврежденным мышлением, не воспринимающим Божью власть и правду. Только рождение от Мессии дает возможность непокорным возродить образ мыслей праведных. Иосиф не стремился мстить братьям, поскольку Господь воспитал в нем характер Мессии.
Убийственное домысливание. В чем опасность домысливания?
Братья не могли поверить, что Иосиф, переживший несправедливость и насилие, может сохранить к ним доброе отношение после смерти отца. Они хорошо помнили, как довели себя до крайней формы ненависти, выразившейся в виде убийства. Ведь убийство — это крайняя форма ненависти, возникшая из-за домысливания о той или иной личности определенных вещей. В этом случае часто может казаться, что ты точно понял сущность этой личности и потому можешь исполнить приговор совершенного в твоем сердце суда. Братьям казалось, что они поняли сущность Иосифа, а от таких людей необходимо избавляться. Всегда стоит помнить, что на земле нет человека, способного совершить объективный, на сто процентов праведный суд. Каждый из нас может судить отчасти в меру поврежденности своего мышления. Порой можно домысливать и о своей персоне, осуждая и угнетая себя, доводя душу до полного изнеможения, депрессии и даже суицида. Домысливание можно назвать внутренними сплетнями. А о сплетнях Тора говорит следующее:
16 Не ходи сплетником (торговцем с лотка) в народе твоем, не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. Я Господь.
17 Не питай с сердце твоем ненависти к брату твоему, увещевай (1. спорить, состязаться на суде; 2. оправдываться, быть оправданным) ближнего своего, и не понесешь за него греха.
18 Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя. Я Господь. (Лев.19:16-18)
Всякий человек, привыкший заниматься домысливанием неизбежно охладеет в любви, поскольку, питая в сердце ненависть, будет хранить в себе злобу на обидчика. Часто мы также храним злобу на себя, что также ведет к охладеванию в любви.
Как избавиться от домысливания?
Тора дает ясный выход из мышления, построенного на домысливаниях. Необходимо увещевать ближнего. Слово הוֹכֵחַ, переведенное как "увещевать", имеет значение — узнавать правду в процессе общения с другой стороной конфликта. Девяносто процентов домысливаний исчезнут, если узнавать истинное положение вещей в том, как отнеслись к нам или что-либо сказали или сделали. Если в нас начался процесс негативного домысливания, и мы не разобрали это с другой стороной, то мы - уже носители греха. Дальше мы его будем только распространять до того момента, пока не разрешим возникшую ситуацию. Вспомним трагичный пример Авесcалома — сына Давида. Не побеседовав с Давидом о своих домысливаниях, со временем Авесcалом начал ненавидеть своего отца и был готов убить его. Из-за последствий домысливаний Авесcалома погибли десятки тысяч сынов Израиля. Имя Авессалом переводится — отец мира, покоя. Из-за неразрешенных домысливаний он стал отцом гречи, ненависти и коварства. Подобная трансформация может произойти с каждым человеком, если он не будет смирять свои мысли под власть Божьей Торы, которая судит намерения и помышления сердечные. Потому пророк Захария вдохновляет нас:
16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.
17 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. (Зах.8:16,17)
Господь ненавидит домысливания в наших сердцах. Он желает, чтобы мы узнавали истину о себе и ближнем, а не говорили с огорчение: "Он такой же, как все. А я то думал..." Дело в том, что мы не должны искать истину в человеке, поскольку ее там нет. Мы должны искать истину в Мессии, поскольку поверивший Ему имеет шанс утвердиться в образе жизни и мыслей Иешуа. Рав. Шауль писал так в этой связи:
21 Если вы на самом деле слушали Его и получили знания о Нем, то должны были понять, что все в Йешуа - истина.
22 А потому, что касается прежнего образа жизни, вы должны избавится от своего старого естества, поскольку оно полностью разложилось из-за своих обманчивых похотей.
23 Ваш дух, ваш разум должны постоянно обновляться,
24 облекитесь в новое естество, которое сотворено для благочестия и проявляется в праведности и святости, проистекающих из истины.
25 Поэтому, отвергнув ложь, говорите правду, каждый ближнему своему, поскольку все мы тесно связаны друг с другом, словно органы одного тела.
26 Гневайтесь, но не грешите - постарайтесь устранить причину своего гнева до захода солнца;
27 чтобы не дать место Противнику. (Н.З. Д.Штерн Еф.4:21-27)
А что делать, если наш ближний не принял нашу позицию по поводу открытой нам истины или вообще решил утвердиться на греховном пути? В этом случае у нас есть шанс молиться за согрешающего грехом не к смерти и остеречься от пути разрушения. Поскольку писание ясно говорит:
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". (2Тим.2:19)