И ныне, да возвеличится мощь Господа, как Ты говорил:
Господь долготерпелив и безмерна любовь Его, прощает Он грех и непокорность, очищает раскаявшегося, но не очищает не раскаявшегося; поминает вину отцов сыновьям до третьего и до четвертого поколения.
Прости же вину народа сего по великой милости Твоей и как Ты терпел этот народ от Мицраима и до сих пор.
И сказал Господь: Я простил, по слову твоему
וְעַתָּה יִגְדַּל נָא כֹּחַ אֲדֹנָי כַּאֲשֶׁר דִּבַּרְתָּ לֵאמֹר
יְדֹוָד אֶרֶךְ אַפַּיִם וְרַב חֶסֶד נֹשֵׂא עָוֹן וָפָשַׁע וְנַקֵּה לֹא יְנַקֶּה פֹּקֵד עֲוֹן אָבוֹת עַל בָּנִים עַל שִׁלֵּשִׁים וְעַל רִבֵּעִים
סְלַח נָא לַעֲוֹן הָעָם הַזֶּה כְּגֹדֶל חַסְדֶּךָ וְכַאֲשֶׁר נָשָׂאתָה לָעָם הַזֶּה מִמִּצְרַיִם וְעַד הֵנָּה
וַיֹּאמֶר יְדֹוָד סָלַחְתִּי כִּדְבָרֶךָ
Израиль подошел к земле, обещанной еще Аврааму. Через поколение, вышедшее из Египта, Всевышний осуществлял ожидания многих сынов Израиля, живших надеждой и верой в исполнение обещанного. И вот она - действительно прекрасная земля. Были посланы разведчики. Они принесли противоречивые сведения. Плоды земли замечательны, но войти в нее вряд ли получится, поскольку она населена сильными народами и полна великолепных крепостей. В стане поднялся плач, ропот и возмущение. Единодушно народ устремился на Мошэ, намереваясь убить его, но вдруг явилась Божья слава. Непосредственное Божье вмешательство спасло жизнь Мошэ. Возникла критическая ситуация: народ не верил в Божью доброту и любовь. Все проявления Божьей заботы народ расценил как смертельную прелюдию, основным действием которой было вхождение в обещанную землю. Господь назвал это поколение злым и был готов стереть его с лица земли, начав созидание народа Израиля от Мошэ. Узнав намерения Божьи, Мошэ начал молиться, прося: «Да возвеличится мощь Господа, как Ты говорил: «Господь долготерпелив и безмерна любовь Его»…» Совсем недавно народ хотел убить Мошэ, а он просит Господа подобно Иешуа: «Прости им, ибо не ведают, что творят!» В этой молитве раскрывается характер Мошэ. Он не пытается отомстить за себя или наказать народ. Он взывает к Господу о явлении Его мощи и силы!
В чем же проявляется сила Господа?
В большинстве случаев мощь и сила у людей ассоциируется со способностями утвердить свою власть и авторитет. Часто мы думаем, что если ты сумел за себя постоять и наказать другого, то в этом проявление настоящей силы. Но Мошэ взывает к силе Господа, которая проявляется через выражение милости и любви. Господь мог бы в один миг уничтожить всех людей, препирающихся с Ним, но имеет достаточно силы, чтобы проявить милость, давая шансы к покаянию. Господь даровал еще сорок лет народу для покаяния, чтобы подготовить сердце следующего поколения к земле обетованной.
21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (Прит.5:21-23)
В течение сорока лет каждый согрешивший умирал за свое преступление, тем самым служа напоминанием о милости Божьей и Его силе. Мощь Господа была возвеличена тем, что всем была проявлена милость, и каждый умирал за свое преступление. Подобный характер необходим каждому из нас. Можно негодовать на человека из-за его реакций и нехрошего поведения, но всегда стоит проявлять милость, подобно Мессии, чтобы до человеческого сердца дошло, что проблема не в людях и обстоятельствах, а в его ожесточении и любви к греху и неправде. Но каждый должен быть научен Господом. Моисей не мог научить народ, он попросил милости для научения сынов Израиля от Господа. Все хотят, чтобы кто-либо за них верил, преодолевал трудности, смирялся и побеждал грех и дела плоти, распинал ветхую натуру, и при этом получать благословения. Но реальность была такова, что каждый, вышедший из Египта, должен был поверить Господу всем сердцем, а устами говорить правду Божью, чтобы совершать свое спасение. Десять человек, говоривших слова неверия и разочарования, смогли ввести в панику и страх почти весь Израиль. Нам необходимо избавляться от своих греховных мыслей, действий и чувств, поскольку каждая область нашей жизни будет испытана Господом, и если Иешуа не является Царем в ней, то там обязательно будет проявлен бунт, ропот и недовольство. Но важно, чтобы Господь очищал нас от греха. И мы знаем, что кровь Мессии очищает нас от всякого греха.
В каком случае Иешуа очищает нас от греха?
Текст Торы говорит: «Прощает Он грех и непокорность, очищает раскаявшегося, но не очищает не раскаявшегося». Один из ключевых компонентов очищения от греха – это правдивое признание в необходимости Божьей помощи и искреннее стремление, получив ее, сделать все, что показал Господь для полной победы правды Божьей. Рав. Йоханнан в этой связи говорил:
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины (правдивость, искренность) нет в нас.
9 Если исповедуем (1. соглашаться, признавать; 2. исповедывать, открыто признавать; 3. обещать; 4. прославлять, воздавать хвалу.) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1Иоан.1:8,9)
Ключевым в данном случае является исповедание (признание), имеющее около 4-ех аспектов, которые должны проявиться. Мы должны признать грех и проблему, соглашаясь с тем, что это ведет к неверному образу мышления и жизни. Далее важно открыто признавать грех не меняя своего внутреннего решения, поскольку, приняв верное духовное решение, многие потом изменяют свои мысли в пользу прежнего, плотского мышления (пример аварий). Также важно пообещать Господу, себе и людям, изменить образ мыслей и жизни и просить у них помощи. Важно помнить, что покаяние мы совершаем ради прославления Господа и восстановления отношений с Ним. В нашей жизни не оставлены те грехи, в которых мы не совсем хотим покаяться, и потому задерживаем их своей жизни. Каждый не оставленный грех в какой-то момент может спровоцировать «бунт на корабле». Саул оставил в себе ущемленное самолюбие и потом становился безумным. Большинство людей вышли из Египта, преследуя свои интересы, и потому во времена испытаний начали роптать на путь Божий. Господь томил Свой народ жаждой или голодом, чтобы каждый узнал себя по-настоящему и устремился к Божьему совершенству. Кульминацией Божьего водительства был выход к границе Ханаана и свидетельство 12-ти разведчиков. Состояние сердца народа было ужасным. Казалось, история Израиля закончилась, и выхода нет, но у Всевышнего нет тупиковых ситуаций. Он проявил силу, выраженную в милости, данной для совершения тшувы. Как и говорит Писание: Благость Божия ведет тебя к покаянию. (Рим.2:4) Божий хэсед дает тебе время, чтобы вернуться к Господу. Поэтому очень важно трезво посмотреть на те области жизни, где тебе нужно покаяние, не сожаление, вздохи или доводы и попытки убедить себя, что другие поступают хуже. Тшува (возвращение к Господу) характеризуется изменением нашего характера. Он становится похожим на характер Мессии. Божий хэсед (милость) дается нам в течение короткого времени земной жизни для обретения жизни Мессии и проявления Его характера через наши жизни.
В каких областях тебе необходимо проявление Божьей силы?
Каждый верующий остро нуждается в проявлении Божьей силы, но не все ее взыскивают. Порой мы оправдываем свои плотские поступки и реакции, которые лишают нас силы Божьей. Вспомним пример Самсона, который был исполнен Духа Божьего и потому думал, что если Господь избрал его, то можно игнорировать родителей, блудить и вести себя заносчиво, предаваясь плотскому характеру. Будем помнить, что плотские поступки и мысли – это не сила, это слабость, лишающая тебя силы Божьей.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим.2:1-4)
Когда мы осуждаем ближних, то наш грех - гордость, и у Шауля есть, что сказать: «Если ты находишь зло в других, это не значит, что ты сам избавлен от него». Шауль обвиняет тебя, делающего себя судьей, не столько за то, что ты судишь других, сколько за то, что ты не судишь настолько же строго самого себя. Нельзя отделяться от человечества, считая себя особенным: ты тоже должен отвернуться от своих грехов. Это единственная причина, по которой Бог по милости Своей до сих пор не излил на тебя Свой гнев.
Мошэ мог бы осудить своих ближних. Хотелось бы кому-либо из нас быть частью общины, которая не раз стремилась убить тебя. Многие обижаются, когда один верующий проявит плотскую реакцию, а у Мошэ это были сотни тысяч братьев и сестер, жаждущиих его смерти. Но Мошэ не только не осудил их, он проявил к ним силу Божьей милости. Наши грехи убили Мессию, но Он не осуждает нас, а дает милость и время для принесения плодов покаяния.
Раби Элиэзер сказал: «Покайтесь за день до смерти». Его ученики спросили: «[Как это возможно?] Кто может знать день своей кончины?» Он ответил им: «Тем более следует покаяться сегодня, потому что завтра вы можете умереть!» (Шабат 153а)
Сегодня твой день для проявления силы Божьей милости.