Важнейшая часть праздника Суккот — заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас созидать и улучшать наши отношения с окружающими, принося плод Мессии.
Еще раз вспомним, из чего состоит букет счастья:
Этрог — цитрон, фрукт, который внешне напоминает крупный лимон или грейпфрут;
Лулав — ветка финиковой пальмы;
hадаса — ветка мирта, имеющая приятный запах;
Арава — ветка плакучей ивы, которая, как известно, растет около воды.
Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, - символизируют единство народа и Мессии.
Благословение на лулав:
Барух ата адонай элоhэйну мэлэх hаолам ашер кидшану бэ мицвотав вэцивану ал нэтилат лулав.
Благословен ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам возносить лулав.
В чем состоит заповедь «арбаа миним»?
Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Левит 23:40).
Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым провозглашаем Царство Мессии над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей.
Рассмотрим значение растений, составляющих букет счастья.
Этрог в Торе назван как «плод великолепного дерева». Он обладает прекрасным запахом и вкусом. Этрог символизирует Мессию — основной плод, к которому должен стремиться каждый человек. Каждая душа создана для обретения плода в познании Мессии. Этрог находится в левой руке, а лулав, hадаса и арава - в правой. Стоит отметить, что этрог держат отдельно и соединяют с остальными тремя растениями после того, как они образуют один букет.
Три растения символизируют различных верующих:
Побег финиковой пальмы - лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут. Лулав символизирует верующих, которые немного исследуют Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей.
Ветвь дерева густолиственного - адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна. Адас символизирует верующих, прекрасно учащих Торе других, но не всегда исполняющих ее заповеди.
Ветвь речной ивы - арава — несъедобна и не имеет запаха. Арава символизирует верующих, которые не учат Тору и не исполняют заповедей.
Этих различных верующих, евреев и неевреев, Иешуа соеденяет вместе через Свою жертву, заповеди завета и Дух Святой, давая возможность принести Его плод. Мы не можем заслужить этот плод, но, пребывая в завете с Богом Израиля, через практическое исполнение заповедей в отношениях с ближними, Мессия приносит через нас Свой плод правды. Все три растения связаны вместе. В этой связи вспомним несколько мест Писания.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. (Иоан.15:16,17)
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан.15:4,5)
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Иак.3:17,18)
Вспомним, что для «сахах» (крыша сукки) используют ветви пальмы, ивы и мирта. Еще принято под крышей развешивать плоды этрога. Это очень выразительный символ. Покров Божьей милости хранит нас, если каждый верующий, независимо от его даров, способностей и знания Торы, стремится познать Мессию, принося Его плод. Стремление верующих принести плод Мессии вместе распростирает над нами шатер Божьей милости.