И пробудился Hoax от вина своего и узнал, что сделал с ним его меньший сын.
И сказал он: Проклят Кенаан! Рабом рабов будет он братьям своим.
И сказал: Благословен Господь, Б-г Шема! И будет Кенаан рабом ему.
וַיִּיקֶץ נֹחַ מִיֵּינוֹ וַיֵּדַע אֵת אֲשֶׁר עָשָׂה לוֹ בְּנוֹ הַקָּטָן
וַיֹּאמֶר אָרוּר כְּנָעַן עֶבֶד עֲבָדִים יִהְיֶה לְאֶחָיו
וַיֹּאמֶר בָּרוּךְ יְדֹוָד אֱלֹקֵי שֵׁם וִיהִי כְנַעַן עֶבֶד לָמוֹ
Почему Ной расстроился?
1. Для современного родителя реакция Ноя выглядит очень странной. Он не только осуждает действия своего ребенка, но также произносит проклятие в адрес внука Ханаана. Современные дедушки обычно так не действуют. Немного ситуацию объясняет тот факт, что речь идет не о детях, а о взрослых мужчинах. Хам был женат еще до потопа, а после чудесного спасения в ковчеге родил сынов и дочерей. Мы не встречаем в Писании каких-либо подробностей отношений в его семье. Случай с Хамом – это один из конфликтов в семье Ноя, о котором упоминает Писание. Этот случай показывает нам отношения отцов и детей около четырех тысяч лет назад. Как тогда, так и сейчас проблемы были те же, правда, многие считают, что во времена Ноя не было заповедей, и потому никто ни за что не отвечал. Однако подобные идеи беспочвенны, поскольку Ной праведно ходил перед Богом, а это значит, что он знал правду. Также целый мир был потоплен из-за злых мыслей и дел. Проклятие может прийти в жизнь человека только за нарушение завета, т.е. заповедей. Что же делает Хам на самом деле?
Грех Хама.
Говоря простым языком, Хам плюет в колодец, из которого пьет. Благодаря верности и посвящению Ноя Хам имеет возможность жить на земле. Каждый из нас – чей-то ребенок. У многих из нас есть свои дети. Хам унижает и насмехается над отцом, через которого получил жизнь и спасение. Подобные действия равноценны самоубийству, поэтому Писание предупреждает нас:
17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Прит.30:17)
Писание не упоминает об осознании и покаянии в жизни Хама, напротив, он рассказал всем родственникам и детям о проблеме отца. Реакция Ноя показывает, что Ханаан, один из детей Хама проявил особенное пренебрежение к отцу. Это в свою очередь привело к реакции Ноя. Верующие, проявляющие «хамские» реакции, ни в коем случае не знают Бога как своего Отца. К Богу такие люди относятся не лучше, чем к своим родителям. Подобные люди радостно принимают спасение и различную помощь от Всевышнего, но не имеют к Нему ни любви, ни трепета. Это сыны проклятия. Они служат другому богу. Нечто подобное сказал Ной, благословляя Господа Сима. Вот почему заповедь о почтении к родителям настолько важна. Она выражает наше настоящее отношение к Господу.
Чей Бог благословен?
Попытка унизить и выставить ближнего в невыгодном свете – это грех воровства доброго имени и уважения. Мы не знаем настоящую ценность жизни, и потому Господь учит нас ценить ближних, уважать их и быть к ним снисходительными, чтобы мы были сынами Отца Небесного. Насмешка, унижающая человека, – это свидетельство отсутствия реальности познания Господа. Неслучайно Ной, знавший Господа, говорит: Благословен Господь, Бог Сима. Будем помнить, что насмешка над ближним ведет к проклятию и рабству. Если мы почитаем ближнего выше самого себя, то не позволим себе какой-либо издевки, пренебрежения или шутки над ним. Но когда в нас возникают подобные проявления плоти, то это говорит о серьезном внутреннем поражении из-за городости, тщеславия и соперничества.
3. Не делайте ничего из соперничества или тщеславия, но в смирении считайте остальных лучше себя,
4. заботьтесь об интересах других, а не только о своих собственных.
5. В своих отношениях друг с другом руководствуйтесь тем, что вы находитесь в союзе с Мессией Йешуа:
6. Хотя он и был образом Бога, он не считал, что равенство Богу можно приобрести силой.
7. Наоборот, он уничижил себя, приняв образ раба, став подобным людям. И появившись как человек,
8. он смирил себя ещё больше, став послушным настолько, что принял смерть - смерть на стойке казни, словно преступник! (Фил.2:3-8)
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, и потому отношение к человеку свидетельствует о качестве взаимоотношений с Господом.
Порой мы видим грехи, проступки или несовершенства кого-то лучше, чем свои собственные. В таком случае возникает выбор – молиться за ближнего, помогая ему в необходимых изменениях, или всем рассказать о его проблемах. Если же у нас есть желание созидать ближнего, то мы воспримем наставления рав. Шауля в свой адрес.
23. При этом избегай бессмысленных и невежественных споров, которые, как ты знаешь, ведут к раздорам,
24. в чём раб Господа не должен участвовать. Напротив, он должен быть доброжелательным к окружающим, хорошим учителем, не отвечать злом за зло.
25. Он должен быть тактичным, вразумляя недоброжелателей, так как Бог вполне способен даровать им возможность отвернуться от грехов,
26. опомниться и избежать сетей Противника, в которые они попались, чтобы исполнять его волю. (2 Тимофею 2:23-26)
Раб Божий должен быть весел и приветлив – это включает в себя доброжелательность, скромность, тактичность, вежливость и ободрение в Духе Святом. Вспомним историю, приключившуюся с уважаемым раввином Шимоном бен Элазаром, который хорошо знал Тору, но не всегда мудро ее применял.
УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ
Рабби Шимон бен Элазар в молодости ушел из своего родного города и много лет изучал Тору в иешиве. Со временем он стал большим мудрецом и получил право обучать Закону других.
Решил однажды рабби Шимон Бен Элазар поехать в свой родной город навестить родителей. Купил он себе осла и отправился в дорогу.
Путь предстоял долгий. Осел медленно перебирал ногами, а рабби Шимон сидел на его спине и спокойно размышлял: "Как хорошо, что я постиг так много премудростей, заключенных в Торе! Когда я вернусь домой, многие захотят учиться у меня". Рабби радовался своим успехам и гордился собой.
Рабби Шимон продолжал свой путь и вдруг увидел: идет ему навстречу уродливый человек в грязной одежде. Лицо оборванца было на редкость безобразным, неприятными были его движения и жесты. Никогда в жизни не видел рабби такого отталкивающего человека.
Обратился тот к рабби Шимону:
- Мир тебе, рабби!
Подумал рабби Шимон: "Этот человек ведет себя невежливо и бесцеремонно. Разве к большим мудрецам так обращаются? Наверно, он хочет меня оскорбить. Я вижу, что безобразна не только его внешность, но и поведение!"
Не ответил рабби на приветствие, а вместо этого сказал:
- Невежа, как ты уродлив! Неужели все люди в твоем городе так безобразны?
Очень обиделся этот человек и ответил:
- Не знаю; но если я не нравлюсь тебе, то пойди к тому мастеру, который сотворил меня таким , и скажи ему: "Как уродлив сосуд, который ты создал!"
Подумал рабби Шимон: "Кто же тот мастер, который сотворил его? Да ведь это Всевышний! Он сотворил всех людей! Зачем же я сказал человеку такие обидные слова?"
Очень огорчился рабби Шимон и раскаялся в своих словах. Он слез с осла и поклонился путнику до земли, моля его о прощении:
- Пожалуйста, извини меня! Ты прав, мне не следовало говорить тебе такие обидные слова. Прошу тебя, не сердись больше!
Но тот и слушать не желал рабби Шимона.
- Не прощу тебя до тех пор, пока ты не пойдешь к Мастеру, Который сотворил меня, и не скажешь Ему: "Как безобразен сосуд, который ты создал!" - сказал он и отвернулся от рабби, не желая даже смотреть в его сторону.
Шел за ним рабби Шимон всю дорогу пешком, умоляя его о прощении, но тот ни за что не желал мириться. Наконец они дошли до города. Местные жители вышли встречать рабби и , завидя его издалека, бросились навстречу с приветствиями:
- Мир тебе, рабби, учитель наш!
Спросил некрасивый человек жителей города:
- Кому это вы кричите: "Рабби, учитель наш!"
Ответили ему:
- Человеку, идущему вслед за тобой. Разве ты не знаешь, что это рабби Шимон бен Элазар, знаменитый своей мудростью? Он возвращается в наш город после того, как посвятил много лет изучению Торы.
- Если таков ваш мудрец и учитель, - сказал он им, - пусть не рождаются подобные ему в Израиле!
Удивились горожане и попросили, чтобы он растолковал им смысл своих слов. Рассказал им этот человек о том, как рабби обидел его.
Сказали ему люди:
- Все-таки прости рабби из уважения к Торе, которую он учил!
- Только ради вас я прощаю его и надеюсь, что впредь такого с ним не случится.
Очень обрадовался рабби Шимон, что его простили. Он сразу же приступил к обучению жителей своего города Торе. И с чего же начал рабби?
"В отношениях с людьми нужно быть мягким и гибким, как тростник, а не твердым, как кедр. Будь добрым к каждому, разговаривай вежливо с любым и никогда не гордись собой. Не будь твердым, как дерево, чтобы люди,.. столкнувшись с тобой, не ушиблись", - говорил он.
С тех пор рабби Шимон бен Элазар постоянно следил за собой, чтобы кого-нибудь невзначай не обидеть.
Наше поведение и реакции – это служение Господу.
То, как мы отзываемся и реагируем в отношении ближних, – это показатель нашего служения. Здесь нет разницы, где ты находишься. Мы преуспеваем в том случае, если у себя дома будем говорить, реагировать и действовать так, будто мы находимся перед лицом Царя Славы. Служат ли мои реакции благословенному Господу или это служение богу, ведущему к проклятию? Ной увидел по реакции Сима, что он служит благословенному Господу. Сим не желал посмотреть на наготу отца своего. Он не соблазнился увидеть то, что раньше не видел, чтобы расширить пределы своего житейского опыта. Он доверял благословенному Господу и не стремился увидеть отца в его позоре и уничижении. Важно всегда осознавать, чего ты ищешь в ближнем: сучки и соринки или тебе твоих бревен хватает? Да, мы исследуем себя и стремимся быть вдохновением для всех, чтобы все вспоминали Мессию Иешуа и совершали свое спасение в радости. Итак, Сим стремится сохранить в своем сердце уважение и почтение к отцу и прилагает все старание, чтобы сделать это. В Писании есть множество примеров подобного рода.
Пример подобного поведения мы видим со стороны Давида в отношении царя Саула. В самых тяжелых ситуациях Давид выражает почтение и уважение к Саулу. Что же делать, когда ты таки увидел наготу или узнал о ней? Чтобы не потерять уважение к ближнему, необходимо молиться за него и помнить о примере Мессии. Как и вдохновляет Писание:
16. Если кто-либо видит, что брат его совершает грех, который не ведёт к смерти, пусть попросит, и Бог даст ему жизнь для того, чей грех не ведёт к смерти. Есть грех, ведущий к смерти, и я не говорю, что он должен молиться о нём. (1 Иоан 5:16)
Вопросы для размышления:
1. Что так сильно расстроило Ноя в поведении Хама?
2. На основании чего Ной узнал, какому Господу служит Сим?
3. Как верующий должен реагировать на грехи и проступки людей?