Вайехи. Обращаем зло в добро. Быт 50:16-20 - (14.01.2017)
Раздел: Отрывок Торы Дата: 21/01/2017

И послали к Йосефу сказать: Твой отец заповедал перед смертью своей, говоря:

Так скажите Йосефу: О, прости же преступление братьев твоих и их грех, ибо зло причинили тебе! И ныне, прости же преступление рабов Б-га отца твоего! - И плакал Йосеф, когда говорили ему.

И пошли также братья его, и пали они пред ним, и сказали они: Вот мы тебе рабы!

И сказал им Йосеф: Не страшитесь! Ибо разве вместо Б-га я?

И вы, вы замышляли против меня зло, Б-г замыслил то к добру, чтоб содеять как сего дня: сохранить жизнь народу многочисленному.



 

וַיְצַוּוּ אֶל יוֹסֵף לֵאמֹר אָבִיךָ צִוָּה לִפְנֵי מוֹתוֹ לֵאמֹר

כֹּה תֹאמְרוּ לְיוֹסֵף אָנָּא שָׂא נָא פֶּשַׁע אַחֶיךָ וְחַטָּאתָם כִּי רָעָה גְמָלוּךָ וְעַתָּה שָׂא נָא לְפֶשַׁע עַבְדֵי אֱלֹקֵי אָבִיךָ וַיֵּבְךְּ יוֹסֵף בְּדַבְּרָם אֵלָיו

וַיֵּלְכוּ גַּם אֶחָיו וַיִּפְּלוּ לְפָנָיו וַיֹּאמְרוּ הִנֶּנּוּ לְךָ לַעֲבָדִים

וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם יוֹסֵף אַל תִּירָאוּ כִּי הֲתַחַת אֱלֹקִים אָנִי

וְאַתֶּם חֲשַׁבְתֶּם עָלַי רָעָה אֱלֹקִים חֲשָׁבָהּ לְטֹבָה לְמַעַן עֲשׂה כַּיּוֹם הַזֶּה לְהַחֲיֹת עַם רָב

 

На каждое человеческое «добро» есть добро Божье.

Замечательное место из Торы показывает нам удивительную истину о помышлениях Божьих. В этом мире происходит много зла, но на каждое зло, действующее в сынах противления, у Господа есть добро, ведущее к спасению и исцелению. Вспомним великое спасение, дарованное Господом в ответ на коварный план Амана, замышлявшего зло против Мардохея и Израиля. Вспомним также амбициозные планы фараона, желавшего истребить Израиль, которые Господь обратил в план спасения через Мошэ. В каждой кризисной и тяжелой ситуации в нашей жизни мы можем быть уверены в доброте Божьей, которая будет торжествовать в любом случае. Мы знаем, что план врага направлен на увлечение человеческой души грехом, чтобы таким образом удалить ее от спасительных отношений завета и любви с Господом Израиля.

 

Битва доброты.

Итак, братья пришли к Иосифу, боясь за свои жизни. Иаков умер, и теперь они всецело зависят от Иосифа. Братья переживают, что сердце Иосифа, почувствовав безграничную власть и безнаказанность, начнет поражаться злом. Много лет назад братья проявили свое злое сердце, стремясь убить Иосифа. В той ситуации отец был далеко, и они поступили с Иосифом, руководствуясь своим пониманием добра. В результате они совершили величайшее преступление против брата. Братья поддались злой природе врага души человеческой. Но парадокс состоит в том, что, проявляя насилие и беззаконие по отношению к Иосифу, братья думали, что совершают справедливый суд. Анализируя текст Торы, мы можем заметить, что братья руководствовались своим пониманием добра, а не Божьим. В жизни всякого человека происходит борьба между двумя системами ценностей, двумя видами Торы – нашей (искаженной) и Божьей (истинной). Это говорит о том, что зло и добро – это не просто понятия, а природа соответствующих личностей, которые являются первоисточниками. Писание говорит: «Бог есть любовь» или «Никто не благ, как Господь». О враге Божьем сказано: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». (Иоан 10:10).

 

Добро и зло – это личности.

Зло вошло в мир, когда человек принял послание врага Божьего, начав действовать в его контексте. В эдемском саду сатан предложил человеку новый вид мышления, ценностей, т.е. искаженную тору, ведущую к греху и смерти: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Быт 3:4-5) Таким образом, человечество отвергло Божью истину, приняв ложь врага. В результате каждому человеку кажется естественным и обычным жить вне Божьего слова. Но когда кто-либо желает покориться Божьей доброй заповеди, то начинается серьезная борьба. Об этой борьбе писал рав. Шауль.

 

14. Ибо мы знаем, что Тора от Духа; но я привязан к старому естеству, продан в рабство греху.

15. Я не понимаю своего  собственного поведения - я не  делаю того, что хочу делать; вместо  этого я делаю именно то, что мне ненавистно!
16. Итак, если я поступаю так, как не хочу поступать, я соглашаюсь с тем, что Тора добра.
17. Но уже не "истинный я" поступаю так, но грех, поселившийся во мне.  
18. Ибо я знаю, что нет внутри меня ничего доброго - то есть в моём старом естестве. Я могу желать добра, но не могу исполнить!  
19. Ибо я не творю добро, как хочу того; вместо этого, не желая того, я творю зло!

20. Но если я делаю  то, чего не желает "истинный  я" уже не "истинный я" делает это, но грех, поселившийся во мне.  
21. Потому я наблюдаю действие правила, своего рода искажённой Торы, в том, что, несмотря на то, что мне хочется творить добро, зло всегда рядом со мной!  
22. Ибо внутри себя я полностью соглашаюсь с Божьей Торой',
23. но в разных своих частях я вижу другую "тору", которая противостоит Торе в моём уме и делает меня пленником "торы греха", действующей в разных моих частях.

24. Какое же я жалкое  существо! Кто спасёт меня от  этого тела, приговорённого к  смерти?

25. Благодарю Бога, Он спасёт! - через Мессию Йешуа, нашего Господа! Подводя итог: умом я раб Божьей Торы; но своим старым естеством я раб "торы" греха. (Рим.7:14-25 Е.Н.З. Д.Штерн)

 

Повод к заглушению Божьего добра.

Итак, братья, избавившись от Иосифа думали, что тем самым совершили добро, но эйфория продолжалась короткое время, далее они попали под осуждение Божье Торы. Совесть грызла их каждый день, когда они встречали своего скорбящего отца или видели друг друга. Порой люди заглушают голос Божьей Торы, если находят веские причины утвердить свою правду вместо Божьей. Подобным образом Валаам оправдывал свое желание заработать денег, проклиная Израиль. Он знал, что Израиль – благословенный народ, но увлечение желанием заработать хорошую сумму денег кардинально изменило шкалу ценностей Валаама. Поэтому для исполнения Божьей Торы необходимо отвергнуть свою тору. Это возможно сделать только через Иешуа Мессию, Который дает нам новое сердце и новый дух.

 

Мессия открылся нам с определенной целью.

Духовное рождение становится точкой отсчета для того, чтобы обратить зло, сделанное нами или против нас, в добро. Иосиф открылся братьям, таким образом, даровав братьям возможность обратить зло, сделанное ими, в добро. Тора повествует о покаянии братьев. Покаяние всегда обращает зло в добро. Поэтому на небесах больше радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти не имеющих нужды в покаянии.

 

Жизнь Мессии через нас – победа над злом.

Иешуа открылся нам с одной целью – дать каждому из нас возможность обратить зло, сделанное нами ранее, в добро. Также есть вторая сторона этого процесса, связанная с тем, чтобы мы поступали подобно Иосифу, побеждая человеческое зло Божьим добром. В таком случае мы начинаем служить подобно Мессии, имея в себе Его славный Дух. Рассмотрим ряд пунктов, помогающих исполнить Божий замысел для нашей жизни, обратив зло в добро:

 

    Это перерождение разрушает тору греха, созданную внутри нашего мышления. Итак, первое условие для того, чтобы совершать Божье добро – это принятие Мессии Иешуа. Все Писание говорит о Нем.
    Покаяние. Изменяет наше восприятие и мышление.
    Действия в соответствии с Божьей Торой через силу Духа Святого. Стремление исполнить Божью правду ведет к несправедливостям и страданиям. Не случайно Писание говорит, что всякий желающий жить благочестиво будет гоним. Чтобы делать Божье добро необходимо иметь веру в Господа, дающую способность сражаться до крови. Пример Мессии и апостолов в этой связи весьма показателен.
    Свидетельство спасительной Божьей милости. Слово нашего свидетельства разрушает дела дьявола в нашей жизни и вдохновляет многих к совершению спасения.
    Готовность страдать за добрые дела. Страдая за добрые дела, мы приучаемся ходить путем Мессии, оживая в Духе Святом для всякого доброго дела.

 

10. Поскольку: "Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро, стереги язык свой от зла и уста свои от лживых слов,
11. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему.
12. Ибо глаза Адоная устремлены на праведников, и уши Его - к их молитвам; но лицо Адоная против делающих зло”.
13. Кто навредит вам, если вы станете ревнителями добра?  
14. Но даже если вы страдаете из-за праведности, то вы благословенны! Более того, не бойтесь того, чего боятся [другие], и не страшитесь,
15. но в сердце своём относитесь к Мессии как к святому, как к Господу, и всегда будьте готовы дать обоснованный ответ любому, кто попросит вас объяснить ту надежду, которую вы имеете в себе. Только делайте это с кротостью и страхом,  
16. сохраняя в чистоте свою совесть, чтобы, когда о вас будут говорить плохо, те, кто порочат ваше доброе поведение, проистекающее из единства с Мессией, навлекли на себя позор.

17. И если Богу было угодно, чтобы вы страдали, то лучше вам страдать за добрые поступки, чем за злые.
18. Ибо Мессия умер за грехи, однажды и навеки, праведник за неправедных, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлён во плоти, но оживлён Духом; (1Пет.3:10-18 Е.Н.З. Д.Штерн)

 

16. Потому что Бог так  сильно возлюбил мир, что отдал Своего единственного и неповторимого Сына, чтобы всякий, верящий в него, не погиб, но приобрёл вечную жизнь.

17. Так как Бог послал  Сына в мир не судить мир, но чтобы через него мир спасся.

18. Не попадают под осуждение  те, кто верят ему. А те, кто  не верят, уже осуждены тем, что  не верят Божьему единственному  и неповторимому Сыну.

19. Вот в чём заключается  осуждение: свет пришёл в мир, но люди полюбили тьму, а не свет. Почему? Потому что их дела злы.
20. Так как всякий, творящий зло, ненавидит свет и избегает его, чтобы не обнаружились его дела.  
21. Но всякий, творящий истинное, стремится к свету, чтобы все видели, что дела его исполняются в Боге". (Иоан.3:16-21 Е.Н.З. Д.Штерн)

 

Вопросы для размышления:

1. Почему братья замышляли  зло против Иосифа?

2. Почему люди делают  много злого, хотя все желают только добра?

3. В каком случае Б-г  обращает зло, сделанное нами  или против нас, в добро?






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=1324