Ю. А. СОКОЛОВ ТРЕЗВОСТЬ.ПРОТИВОКУРЕНИЕ
Раздел: Реабилитационный центр Дата: 24/04/2008

Цикл лекций и бесед, используемых руководителем клуба «Оптималист» Ю.А.Соколовым в процессе занятий по избавлению людей от пьянства, алкоголизма, курения. Предназначено учебное пособие как для руководителей курсов по избавлению от вредных и позорных привычек, так и для массового читателя, который, выполнив рекомендации, данные в книге, может самостоятельно обрести трезвость и противокурение.

ЧИТАТЕЛЮ У вас в руках книга со скучным, но очень болевым названием. Не спешите отодвинуть или отложить ее. Вы имеете счастливую возможность, выполнив очень несложные требования, читая книгу, самостоятельно избавиться от нелепых и позорных привычек - курения табака, употребления спиртного. Больше того, с помощью этой книги вы можете, собрав группу людей, употребляющих алкоголь и курящих табак, помочь им избавиться от позорного рабства рюмки и сигареты. Вдумчиво читайте, очень серьезно отнеситесь к рекомендациям, не пытайтесь осилить книгу залпом, изучайте по разделам (каждый день по занятию, можно через день-два и даже два раза в неделю). Аккуратно и добросовестно, а главное полно ведите дневник, старайтесь подробно писать заданные сочинения, после завершения занятий (прочтения книги) в течение полугода ведите дневник по одному из предложенных графиков. О своих успехах в обретении трезвости и некурения, о своих неудачах сообщайте в клуб: Ленинград-Парголово, ул. Ломоносова, 90, «Оптималист», Руководитель клуба «Оптималист" Ю. А. Соколов. Я рад, что ты со мной, забота, И не спала во мне ни дня... Вот оступился рядом кто-то, А ты ударила меня. Д. Травников Спешите делать добро! Если не я, то кто же?! Выбрался сам из трясины дурмана - помоги другому! Привычка к употреблению алкоголя вредит человечеству больше, чем война, голод и чума вместе взятые. Чарльз Дарвин Алкоголизм - это порождение варварства - мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Джек Лондон Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят опоить весь мир, то пора и людям разумным понять, бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться! Л.Н. Толстой От автора Настоящее пособие может быть использовано как для проведения противокурительных и противоалкогольных занятий, так и для работы по самоизбавлению от позорных и многопланово вредных привычек — курения, пьянства, алкоголизма. Разработанные автором циклы бесед и лекций не являются догмой, хотя главные положения, разработанные основателем метода ленинградским ученым Г.А.Шичко, составляют как бы фундамент всего курса. Каждое занятие, каждый очередной курс обязательно отличаются от проводимых ранее. И дело здесь не только в том, что жизнь нашего общества бурно развивается, особенно в настоящее время, но и в тех анкетных и дневниковых записях, которые слушатели курса ведут в процессе занятий. Нет абсолютно одинаковых людей, так не может быть и одинакового подхода к личности каждого слушателя. Каждый из них индивидуален, несмотря даже на многие сходные моменты как в процессе приобщения к табакокурению или алкоголепитию, так в появлении зависимости от дурмана. Такой подход Г. А. Шичко называл принципом сингулизма (принцип выявления и учета индивидуальных особенностей слушателей). Руководитель курса или преподаватель, готовясь к очередному занятию, обязательно прорабатывает вначале анкетные, а затем дневниковые, позднее — данные карты обследования слушателя курса, заведя на каждого специальную карточку с тем, чтобы полнее наблюдать и чувствовать те изменения, которые происходят со слушателем в процессе занятий, а затем и в период самостоятельной работы. В предлагаемом пособии рассматриваются материалы одного из курсов, поэтому в качестве примеров взяты записи слушателей именно этого курса, представлены беседы и лекции, проводимые со слушателями данной группы. Фамилии и имена слушателей, несмотря па принцип анонимности, подлинные — авторы дневников, карт, анкет охотно согласились «раскрыться». Больше того, эти товарищи заявили о том, что с гордостью рассказывают своим товарищам, друзьям, знакомым, родственникам об «Оптималисте», в котором обрели трезвость, некурение, а многие заявляют о новом своем рождении или перерождении в процессе занятий. *** ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУШАТЕЛЯ КУРСА ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ПЬЯНСТВА, АЛКОГОЛИЗМА, КУРЕНИЯ Права: 1. Пользование псевдонимом. 2. Пользование материалами по изучаемой проблеме, имеющимися в наличии. 3. Получать консультации и индивидуальную помощь. 4. Вести конспект по проблеме пьянства, алкоголизма и курения, а также за проводимые мероприятия. 5. Письменно или устно высказывать свое мнение руководителю курса (по изучаемой проблеме). 6. Повторение прослушивания курса. Обязанности: 1. Считаю своей важнейшей задачей — обретение трезвости, некурения. 2. Регулярно посещать занятия и по возможности не опаздывать на них, поскольку пробел в знаниях не удаётся восполнить. 3. Подробно, объективно, разборчиво ответить на все вопросы анкет слушателя курса. Анкета должна быть написана в двух экземплярах (один хранится у слушателя, другой, первый экземпляр, сдается руководителю занятий). 4. Вести конспект по проблеме пьянства, алкоголизма у курения, куда вносить не только сведения, полученные на занятиях, и почерпнутые из других источников. 5. Стремиться глубже усвоить и осмыслить полученные сведения по проблеме пьянства, алкоголизма и курения, в их свете критически рассматривать (сопоставлять) свою жизнь. 6. Регулярно вести дневник, производя в нем четкие н понятные записи. Успех избавления от пьянства алкоголизма и курения во многом зависит от вдумчивого и серьезного отношения к ведению дневника. Слушатели, которые нерегулярно или формально ведут дневник, подлежат отчислению с курса. Пьяница - проалкогольно запрограммированный человек, имеющий привычку к употреблению спиртного. Так называемые «умеренно пьющие» на самом деле являются пьяницами. Алкоголик - проалкогольно запрограммированный человек, привыкший к спиртному и испытывающий потребность в нем. Курильщик - прокурительно запрограммированный человек, имеющий привычку к периодическому закуриванию испытывающий потребность в курении табака. ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте, дорогие соратники. Да, да, именно соратники, ибо уже тот факт, что вы пришли на занятия - одни по велению собственного сердца, другие под нажимом родных, близких и даже администрации - заставляет меня обращаться к вам, как к соратникам в священной борьбе за установление трезвости в нашем обществе. Нет, не в борьбе с пьянством, алкоголизмом, курением, к чему нас из года в год, изо дня в день призывают многие средства массовой информации, выступления различных должностных лиц, пропагандистов, кинофильмы, театральные постановки... Нельзя победить пьянство, курение, алкоголизм, не установив трезвость. Призывают к борьбе с пьянством и алкоголизмом обычно те, кто считает: надо пить умеренно, знать меру - и все будет в порядке. Почему они так говорят? Да потому, что трезвость их пугает, они убеждены в том, что рюмка-другая водки, бокал шампанского, кружка пива - необходимы людям, даже полезны в иных ситуациях... Должен сразу сказать: те, кто так думает и в то же время призывает к борьбе с пьянством и алкоголизмом, являются тем самым «механизмом торможения» на пути к трезвости, с помощью которого заинтересованные в массовом одурманивании народа люди делают свое черное дело. Обо всем этом пойдет речь на наших занятиях. Мы рассмотрим не только этот «механизм торможения», но и механизм медленного самосжигания человека посредством карманного крематория, который курильщики постоянно носят с собой; рассмотрим историю винопития, зададимся вопросом почему люди пьют явную отраву? (алкоголь - страшный нарко тический яд, поражающий все, абсолютно все клетки нашего организма, но в большей степени - клетки самого ценного субстрата - головного мозга); проанализируем свою зависимость от наркотиков (алкоголь и никотин - суть наркотики); наметим пути преодоления позорных явлений не только в нас самих и не только в самих, а среди окружающих нас людей. Именно поэтому я обращаюсь к вам, как к соратникам в борьбе за установление трезвости. Ибо, обретая знания на наших занятиях, вы не только сами откажетесь от потребления отравы, но и невольно, в ближайшие уже дни, будете стремиться помочь окружающим вас пьющим и курящим людям избавиться от этой заразы. Я вижу ваши недоверчивые ухмылки, откровенное неприятие моих слов: это вполне естественно. Многие из вас еще вчера пили, а сегодня еще не похмелялись; другие похмелились, теперь их мысли направлены на то, как бы еще добавить; у третьих неотступно сверлит голову мысль: скорей бы выйти отсюда и покурить. Так? То-то же. Но я абсолютно уверен, что стена, эта упруго-резиновая стена, которую вы воздвигли между собой и мной, очень быстро рухнет, да нет, не рухнет, а истончится и исчезнет совсем. Обещаю: через два занятия большинство из вас не только не хочет похмелиться или просто выпить, но и с негодованием пресечет всякую попытку вовлечь вас в выпивку или в очередную попойку. После третьего-четвертого занятия те, кто ставит себе задачу отказаться и от курешки (это выражение заимствовано от корреспондента «Литературной газеты» А.М.Никитина, и некурильщика), прекратят заниматься этим позорным делом. И мне будет очень обидно за тех, кто сегодня такой задачи себе не ставит, думая без особой надежды на успех: мол, от алкогольной бы заразы отстать, а курение как-нибудь потом, может, и сам брошу. Именно - брошу. А это, согласитесь, очень нелегко сделать, хотя, как вы, наверное, читали, Марк Твен утверждал: нет ничего легче, чем бросить курить - сам сто раз бросал. Вот именно - бросал. Большие усилия воли, внутренняя собранность необходимы для того, чтобы бросить курить. На наших занятиях не бросают пить и курить - отказываются от алкоголя и табака. Добровольно, без принуждений, с радостью и легко отказываются от этого вреднейшего и позорного занятия - употребления этанола и никотина. И, повторяю, мне очень обидно бывает за тех, кто с первых занятий не ставит перед собой задачу отказаться от курения. Как потом, через 3-4 занятия, таким людям будет завидно, когда большинство слушателей не будут курить. Конечно, и потом не поздно включиться в процесс избавления от курения, но сделать это будет гораздо труднее. Потому я и рекомендую избавляться и учиться избавлять других от двух зол сразу: от табакокурения и потребления алкоголя. Для того, чтобы наши занятия принесли вам ощутимую пользу, мало принять решение об избавлении от позорных и смертоносных привычек но и надо быть предельно откровенным, в первую очередь, перед самим собой, непредвзято осмыслять свою прошлую и настоящую жизнь, в которой на первом плане, а кое у кого и не на первом, стояли рюмка, сигарета. В этом вам поможет предлагаемая анкета, которую вы должны заполнить, стараясь как можно полнее ответить на поставленные вопросы. Вопросы переписывать не надо. Ставьте порядковые номера и сразу пишите ответ. Чем полнее и откровеннее будет написана анкета, тем легче нам будет работать. Нам здесь незачем стесняться друг друга, хотя это чувство естественное. Нас под этой крышей собрала одна беда - зависимость от спиртного и табака. Только коллективно, дружными усилиями доброжелательностью по отношению друг к другу, серьезной и вдумчивой самостоятельной работой мы сможем навсегда избавиться от кошмара, который преследовал вас. Теперь об откровенности. Не старайтесь, заполняя анкету, выглядеть лучше, чем вы есть. Ведь в процессе занятий, если даже кто-то попытается себя обелить, он же потом и сам над собой посмеется, перечитав свои первые записи. Почему - перечитав, если анкету вы сдаете? Да потому, что будете писать ее, как и в дальнейшем - вести дневник, в двух экземплярах, под копирку. Первый экземпляр вы будете сдавать преподавателю, второй - оставлять себе, чтобы в дальнейшем могли периодически возвращаться к своим записям, перечитывать их, сопоставлять с днем сегодняшним и видеть громадные изменения, которые будут с вами происходить. Не буду голословным, обращусь к одной из сотен записей в книге отзывов и пожеланий, в книге, в которой многие из вас после окончания курса захотят оставить и свою запись. «Я, мать одного из слушателей курса, сама посетила все занятия. Хотелось понять, в чем притягательность таких занятий, в чем их исцеляющая сила. Я видела собравшихся на занятия людей - жалких, трясущихся, посиневших и опухших от пьянства. Все они к тому же нещадно курили. И вижу их в последнее занятие: это совсем другие люди - веселые, жизнерадостные, помолодевшие, готовые на самые добрые дела. Произошло коренное, качественное изменение в личности каждого слушателя...». Это написала мать Валерия Головина, который, как и многие из вас, прошел все круги алкогольного ада: побывал в ЛТП, в тюрьме, неоднократно лечился от алкоголизма в различных клиниках страны. Сегодня Валерий является членом клуба «Оптималист», больше того - стал активным пропагандистом трезвого и некурящего образа жизни, в составе выездных клубных бригад принимает участие в проведении дискуссий по проблемам пьянства, алкоголизма, курения на предприятиях и в организациях города. Но это, дорогие соратники, наш завтрашний день. Нет, не красивая сказка, как считают многие, уверенные в том, что у Валерия не тот случай, а вот «у меня случай особый, тут уж никто не может помочь». Кстати, так считает большинство из вас. И это естественно. Я всегда исхожу из своего богатого питейного и курительного опыта. В свое время я, как и многие из вас, пил «напропалую», не считая, однако, себя пьяницей, а тем более алкоголиком. Курил до двух пачек «беломора» в день (наши клубисты метко окрестили эти папиросы «людомором»). Да, други-соратники, я был, оказывается, алкоголиком второй стадии. Это я вынужден был сам признать, получив сведения о стадиях алкоголизма. Хотя, повторяю, не считал себя даже пьяницей, укрывался за расхожей фразой, эдакой круговой порукой: мол, пью, как все. Ох, уж эта расхожая фраза! Столько бед от нее! Но об этом позже. Я был заядлым курильщиком. Сколько лет спалил я «людомором» из завтрашнего дня - подумать- страшно. 3абегая чуточку вперед, скажу: курильщик рискует от 10 до 15 лет не дожить до естественного конца, алкоголик - 15-20 лет. Сложите все вместе и посчитайте. Выводов пока не делайте. Они сами, эти выводы придут. Особенно, когда познакомимся с некоторыми данными, которые наша печать не очень охотно публиковала до недавнего времени. Например, с результатами обследования жителей Псковской области, которое проводила комиссия под председательством президента Академии наук СССР Марчука. Так вот, средний возраст жителей Псковской области в 1987 году составил 61,5 года. То есть гораздо ниже, чем средний показатель в целом по стране. Мужское население области имеет средний возраст 45,7 года. Вот и посчитайте: сколько лет прокурили я пропили мужики. То есть: сколько не дожили, недолюбила, не... Впрочем, думайте, думайте, А теперь вернемся к анкете. Давайте прочитаем ее вместе и выясним все, что непонятно. Перед написанием анкеты очень внимательно почитайте пояснения. То же самое относится и к ведению дневника. План написания анкеты слушателя курса по избавлению от пьянства и алкоголизма 1. Основные биографические данные (Ф.И.О.- псевдоним), дата рождения, занятия родителей, семейное положение, состав семьи, образование, специальность, должность, заработная плата, общий доход семьи). 2. Вредные привычки, от которых хотите избавиться, Вредные привычки ваших ближайших родственников, с которыми общаетесь. 3. Курение (сколько лет курите, суточная норма употребления табачных изделий, месячные затраты на их приобретение, число попыток бросить курить, стремление отказаться от вредной привычки). 4. Врожденные и приобретенные заболевания до того, как стали употреблять алкоголь. 5. Заболевания и расстройства, приобретенны е в результате: а) употребления спиртного; б) курения. 6. Лечебные учреждения, в которых состояли и состоите на учете. 7. Лекарства, которые принимаете в настоящее время: а) по рекомендации врача; б) по собственной инициативе. Цель их приема и лечебный эффект. 8. Возраст, когда начали употреблять спиртное. Как относились в то время к этому занятию? Как относитесь сейчас? Ваше отношение к пьющим (положительное, отрицательное). 9. Возраст, когда появилась привычка к употреблению алкоголя. 10. Возраст, когда появилась потребность в спиртном. 11. Ваше понимание терминов- «умеренно пьющий», «пьяница», «алкоголик», «трезвенник», «сухой закон». Оценка «сухого закона». 12. Примерные даты начала: а) употребления спиртного, б) пьянства, в) алкоголизма. 13. Особенности употребления спиртного (предпочитаемые изделия, частота употребления, обычные дозы, компании, места, самочувствие до, во время, и после выпивок). 14 Дозы алкоголя в периоды а) приобщения к спиртному, б) привыкания к нему, в) пьянства, г) алкоголизма, д) в настоящее время. 15. Периодичность употребления спиртного- ежедневно, еженедельно, запои. Длительность а) запоев, б) восстановления нормального самочувствия, в) возникновение следующего запоя. 16. Самочувствие во время запоев. Подробное описание особенно яркого запоя. 17. Способы прерывания запоев. 18. Употребление суррогатов (одеколон, политура и т. д), название суррогатов, частота приема, дозы, причины. 19. Поведение при опьянении: а) на улице, б) в общественных местах, в) на работе, г) дома. 20. Самочувствие и поведение при неудовлетворенности потребности в спиртном. 21. Ваше мнение об отрицательных последствиях употребления спиртного: а) для Вас, б) для Вашей семьи, в) для других родственников и близких, г) для Вашего предприятия или учреждения, д) для нашего общества. 22. Ваше мнение о положительных последствиях употребления спиртного: а) Вам, б) Вашей семье, в) другим родственникам и близким, г) Вашему предприятию или учреждению, д) нашему обществу. 23. Причина неудач самостоятельно отказаться от употребления спиртного. 24. Лечение от алкоголизма (время, продолжительность, лечебное учреждение, способы лечения, результаты). 25. Мотивы обращения за помощью к нам. 26. Программа Вашего отношения к спиртному в течение ближайшего года. Пояснение: Привычка к алкоголю - желание выпить, появляющееся в питейной ситуации (праздник, посещение друзей, случайный заработок и т. д.). Потребность в алкоголе - периодическое или постоянное желание принять спиртное, неудовлетворение которого вызывает страдание. Пьянство - систематическое употребление спиртного вследствие выработанной привычки. Алкоголизм - психологическое отклонение в результате воздействия на организм алкоголя. Характеризуется запрограммированностью, привычкой к употреблению спиртного, потребностью. ПЛАН написания анкеты курильщика Анкета курильщика - описание собственного приобщения к курению, последствий этого занятия и попыток отказа от него. Пишется в виде биографии, сведения должны быть точными, обязательно отразить нижеследующие вопросы: 1. Фамилия И.О. Дата рождения. 2. В каком возрасте и по каким мотивам решили курить? Как оправдывали и оправдываете в настоящее время это занятие? 3. Какие реакции вызвали первые затяжки дымом? Как скоро они исчезли и появилась потребность в табачном дыме? 4. Как чувствуете себя при длительном воздержании от курения? 5. Как отразилось курение на ваших эстетических и нравственных качествах, психике, здоровье, работоспособности и самочувствии по утрам? 6. Как сказалось Ваше курение на близких людях, особенно на детях? 7. Как близкие и дети относятся к Вашему курению? 8. В каком возрасте и по каким мотивам появилась первая мысль, а потом решение отказаться от курения? 9. Сколько раз пытались прекратить это вредное занятие? Продолжительность воздержания? 10. Что заставило возобновить курение? 11. Сколько раз лечились от курения? Результаты? Где, когда? 12. Почему до сих пор не могли прекратить курение? 1З. Какие табачные изделия употребляли в период привыкания к дыму? Какие употребляете в настоящее время? 14. Сколько раз в сутки курили в период привыкания к этому занятию? Сколько курите в настоящее время? 15. Как полно докуриваете сигарету (папиросу)? 16. Где курите в рабочее время? Сколько это отнимает время? Где курите в свободное время? Ночью? Дома? 17. Как глубоко затягиваетесь табачным дымом? 18. Как чувствуете себя в период воздержания, вызванного отсутствием возможности закурить (нет курева и т. д.) и намерением прекратить это вредное, позорное и нелепое занятие? 19. Как действовали на Вас первые затяжки после воздержания от курения? 20. Когда Вам доставлял удовольствие табачный дым? Влияние алкоголя на частоту курения и на действие дыма? 21. Что положительного получили в результате курения? Ваши близкие? Товарищи и друзья? На предприятии, в учреждении? В целом в обществе? 22. Что отрицательного Болезни? У Вас? Ваших близких? У Ваших товарищей и друзей? На работе? В окружающей среде? 23. Курите ли Вы в помещении, в присутствии детей и женщин? 24. Сколько времени расходуете на приобретение табачных изделий в течение суток, месяца, года? Сколько времени расходуете на курение, в указанные временные значения? 25. Сколько денег расходуете на табачные изделия в месяц? В год? За весь курительный период? 26. Как часто приходится употреблять непривычные изделия из табака? Как они влияют на Вас? 27. Ваше понимание терминов: курильщик, некурильщик, естественный некурильщик, воздержанник, противокурильщик, прокурительный программист, принужденник, пассивный курильщик? 28. Что побудило обратиться ко мне за помощью? 29. На какой результат рассчитываете: перейти на более легкие сорта табака, уменьшить частоту курения, полностью отказаться от курения, перейти на нюхание табака? 30, Дополнительные сведения о себе, которые, по Вашему мнению, представляют для меня интерес и помогут оказать Вам более эффективную помощь. Домашний адрес, телефон. Теперь, разобравшись с правилами написания анкеты, поговорим о дневнике. Хочу подчеркнуть: ведение дневника - одна из важнейших составляющих процесса избавления от губительных привычек. Многие из вас заметили: я ни разу не употребил слова: «болезнь», «лечить». Основатель метода Г.А.Шичко называл пьянство, алкоголизм, курение не болезнью, а психологическим страданием. Действительно, букет самых разнообразных болезней, причем букет, характерный для большинства из собравшихся здесь, приобретен в процессе употребления алкоголя и табака. Зависимость, на которую ссылаются медицинские работники, называя ее болезненным физическим состоянием, можно привязать и к другим явлениям: например, привычка пить чай перед едой (характерно для многих жителей глубинки Вологодской области, Сибири). Следовательно, все дело в привычке? Не совсем. Ибо, выработай привычку, у человека возникает уже потребность. А привычки могут быть самые неожиданные. Например, ковыряние пальцем в носу, обгрызание ногтей и т.д. Значит, алкоголепитие, курение - вредные привычки? В принципе, так оно и есть. Вредные, губительные для здоровья привычки переросли в мучительную потребность. Откуда эта привычка? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, очень прост: от искаженности сознания. Вначале копирование или подражание кому-то, затем уж привычка. Это можно сравнить с верующим в бога человеком. Ведь родившийся даже в самой религиозной семье человечек не является таким же верующим. В процессе развития и воспитания он усваивает веру и бога, приобретает привычку креститься в определенных ситуациях, которая постепенно перерастает в потребность. Не так ли и с приобретением привычки выпивать, закуривать? А? Поразмыслите на досуге. А подробнее на эту тему мы поговорим позже. Сейчас же вернемся к ведению дневника. Хочу подчеркнуть: в отличие от анкеты, в дневнике необходимо описывать все, касающееся сегодняшнего дня (периода). Например, отвечая на вопрос «отношение к спиртному», надо писать не вообще о своем отношении к спиртному до сегодняшнего дня, а именно о сегодняшнем отношении к спиртному. Или - «отношение к предложениям выпить, закурить». Тоже, не вообще: мол, с удовольствием принимаю или принимал такие предложения, а как отнесся сегодня, в тот период, за который ведется дневник. Если не было предложений или не был в питейной, курительной ситуациях, так и пишите: «не было», «не был». Различные состояния (физические, моральные, психические) также указывайте, сообразуясь с тем периодом, за который пишете дневник. Рекомендую писать дневник не насилуя себя, не как исполняя какую-ту обязанность, а как необходимое занятие. Поверьте опыту: это многократно легче и проще, нежели месяцами, а то и годами находиться на излечении. Кое-кто уже здесь, уже через несколько дней, а дома - недель, месяцев будет раздраженно мне говорить или писать: мол, для чего все это надо, мол, я и так уже убежденный трезвенник и некурильщик, мол, надоело писать почти одно и то же... Я хочу сказать таким товарищам: все срывы, а они у пас были, они у нас есть, они еще будут, абсолютно все срывы происходят только по одной причине - из-за неведения дневника или формального к нему отношения. Зато с полной ответственностью заявляю: те, кто ведет серьезно дневник, выполняет такие несложные обязанности слушателя курса, как по установленным форме и графику вести дневник, они становятся убежденными трезвенниками. Тут кстати вернуться к определениям типа: «бросивший пить, курить» и «отказавшийся от спиртного и табака». Бросают, это значит воздерживаются от употребления зелья в силу различных обстоятельств, например, в результате приема тетурама, подшивки эсперали, кодирования сознания. Такие люди, назовем их воздержанниками, не получают удовольствия от трезвости, они считают: другие умеют пить и им это можно, а вот в моем случае - это нельзя, ибо я становлюсь неуправляемым, способен на всякие дикие поступки и т.д. То есть, воздержанники чаще всего комплексуют. На наших занятиях вы обретете убежденную трезвость и некурение. Для нас, для оптималистов, существуют табак, алкоголь, но в нашем сознании они стоят в одном ряду с такими веществами, как, скажем, скипидар, синильная кислота, цианистый калий, мышьяк и т.д. Нормальному человеку (без патологических психических отклонений) не приходит в голову мысль: выпить рюмку или стопку скипидару или синильной кислоты, закурить сигарету с набивкой из мышьяка или цианистого калия. Так? То есть, мы с вами обязательно придем к выводу: употребление спиртного, курение табака это противоестественное действие природе вообще, тем более человеку - венцу природы. Ни одно живое существо не травит себя теми ядами, которые человек изобрел для собственного уничтожения, для сознательного, я подчеркиваю это, сознательного калеченая собственного потомства. Ведь в ста случаях из ста, согласно многочисленным медицинским исследованиям, у людей, потребляющих алкоголь, дети рождаются с различными отклонениями... В ста случаях из ста у нашего будущего ребенка, если мы не прекратим употреблять алкоголь и никотин, будет ослаблена иммунная (т.е. защитная) система... Возвращаемся к правилам ведения дневника Так же, как и перед написанием анкеты, очень внимательно прочтите пояснения и руководствуйтесь ими. «ОПТИМАЛИСТ» ПРАВИЛА ведения дневника слушателя курса по избавлению от пьянства, алкоголизма, курения. Описание событий прошедшего дня (периода) производится перед сном. Вести дневник необходимо в двух экземплярах (Под копирку), чтобы периодически самим перечитывать записи и нагляднее ощущать свое освобождение от нелепых, многопланово вредных, позорных и губительных привычек - алкоголепития и курения. Необходимо помнить: ведение дневники - это самостоятельная работа по очищению сознания от ложных представлений и установок по изучаемой проблеме. В дневнике необходимо отразить мысли, чувства, состояние Ё связи с отказом от алкоголепития и курения. На каждом занятии дневник сдается руководителю курса. ФОРМА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА 1. Фамилия, инициалы. 2. Дата заполнения дневника. 3. Отношение к спиртному. В случае срыва надлежит подробно описать все, связанное с ним: причина, побудившая выпить, название и количество выпитого спиртного, самочувствие до, во время и после выпивки, последствия, оценка своего поведения, реакция близких. 4. Количество курений (затяжек) в течение дня. Самочувствие до, во время и после курения. Оценка своего губительного занятия. 5. Пребывание в компании пьющих, самочувствие и поведение в ней. 6. Пребывание в накуренном помещении и среди курильщиков, самочувствие в такой обстановке. Количество пассивных курений. 7. Отношение к предложениям выпить, к соблазнителям и питейным заведениям. То же о курении. 8. Отношение к пьяницам, алкоголикам, курильщикам. 9. Мысли о спиртном, о курении. 10. Употребление алкоголя, курение табака во сне. 11. Настроенность на трезвость, на некурение. 12. Программа Дальнейшего отношения к спиртному и табачным изделиям. 13. Алкогольные, курительные и трезвенные, противокурительные убеждения. 14. Проясненность сознания. 15. Выраженность привычки к употреблению алкоголя, табака (угасание, всплески и т. п.). 16. Угасание потребности в алкоголе, в табачном дыме. 17. Абстинентные переживания и их содержание. 18. Отношение к пьяным, виду и запаху спиртного, к питейным заведениям. 19. Отношение к курящим. 20. Физическое самочувствие (недомогание, сои, аппетит и т.п.). 21. Психическое самочувствие (настроение, эмоции, мысли, желания). 22. Моральное самочувствие (отношение к собственным поступкам, удовлетворенность своим поведением, взаимоотношения с окружающими людьми, угрызения совести и т.п. 23. Взаимоотношения с родственниками, друзьями, товарищами по работе в связи с переходом к трезвому и некурящему образу жизни. 24. Впечатления от проведенного занятия (просьбы, неясные вопросы). 25. Самостоятельная работа, содействующая избавлению от алкогольной и курительной зависимости (чтение конспекта дневников, соответствующей литературы, просмотр телепередач, критическое осмысливание пьяного и курительного прошлого, проведение пропагандистской работы за трезвый некурящий образ жизни и т.п.). 26. Взаимоотношения с другими слушателями курсов. 27. Настроенность на трезвость и некурение на завтрашний день (предстоящий период). Примечания: в дневнике обязательно указывать порядковый номер, на который даются ответы. Писать дневники разборчиво, по возможности - печатать. В период занятий и после их окончания в течение полумесяца дневник ведется ежедневно, его дальнейшее ведение определяется графиком, который дается руководителем курсов каждому слушателю после окончания занятий. Таким образом, товарищи, послезавтра вы должны придти на очередное занятие с написанной анкетой и заполненным дневником, который вы начнете вести пока ежедневно. Дневник можете начинать писать уже с сегодняшнего дня. Не успеете? Завтра - обязательно. И подробно. Всего хорошего. До следующего занятия! ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте! Давайте сразу договоримся: слева от моего стола стоят три стула - это места для штрафников, то есть для тех, кто пришел на занятия, предварительно хлебнув сивушной отравы. Есть сегодня такие? Ага. Вот, вы... и вы, пожалуйста, садитесь сюда, слушайте меня внимательно и не мешайте остальным слушателям своим якобы искрометным остроумием... Ваши потуги на блестящую эрудицию и тонкий юмор по достоинству оценят все присутствующие в зале. Теперь я обращаюсь к почетному эксперту. Извините, товарищи родственники наших слушателей, я так теперь буду вас называть. При наличии свободных мест вам можно присутствовать на занятиях, для некоторых это даже обязательно надо. Потому что у нас бывают такие ситуации: возвращается наш слушатель домой, а там праздник, на столе рюмки, бутылки. И все хором предлагают ему уважить компанию, выпить рюмку-другую. На все его отказы вроде обижаются. А у нашего слушателя уже злость закипает, он готов все рюмки побить и алкогольную отраву выкинуть. Конечно, подобной ситуации не возникнет, если мать, жена, отец слушателя вместе с ним прослушают весь курс. Больше того, есть у нас случаи, когда жены и даже отцы и матери наших слушателей становятся активистами «Оптималиста», даже сами ведут занятия. А вот другой пример. Недавно ко мне приехала разъяренная жена одного из наших слушателей. - Что вы сделали с моим мужем? - грозно наступала она на меня. - В чем дело? Оказалось: ушел из дома муж. Не по-пьянке, а в трезвом рассудке и ясном уме. Начинаю разбираться в житейской ситуации. Выяснилось: эта женщина за время совместной жизни так настрадалась от мужа-алкоголика, что не поверила в его исцеление и в этот раз. Потому что уже было раз десять: лечился, неделю, месяц не пил, а потом все начиналось в более страшном исполнении. И вот приехал от нас ее муж, сказал жене: все завязано теперь навечно. Та, конечно с иронией: мол, сколько раз слышала такое, да хватало тебя до первой протянутой стопки. А наш слушатель стоит на своем: хоть под пистолетом заставляй меня теперь выпить не буду. Вот эти-то слова, про пистолет, и запали ей в голову. Что вы думаете она стала делать? Утром садится он завтракать: - она ему стопку водки под нос: выпей, мол. Тот на нее: ты что, мол, совсем того (и пальцем у виска крутит), за что отравить меня хочешь? Естественно, жене непонятны такие разговоры. Как это отравить? Он - с работы. А дома на столе - бутылка. - Может, выпьешь с устатку? - просит жена. И такое продолжалось не день и не два - почти месяц. Не выдержал мужик, хлопнул дверью и ушел. А она, жена его, ко мне с претензией. Долго пришлось ей объяснять суть наших занятий. На днях письмо получил: теплое, хорошее письмо - помирились они, теперь в доме даже рюмок и стопок не осталось, стеклянные выкинули, а хрусталь в комиссионку сдали, на вырученные деньги хорошую вазу там же купили. Так что для некоторых родственников, особенно жен слушателей, да и мужей наших слушательниц нелишне походить на занятия. Только, пожалуйста, одно условие: не мешать, не шуметь, не задавать провокационных вопросов, не срамить принародно своего подопечного. И не только принародно, но и пора прекратить постоянное торканье: мол, пить не умеешь; мол, другие-то, вон, уже курить бросили, а ты... Не надо этого делать. Ибо любое насилие над личностью вызывает всегда внутренний протест. Потому, кстати, мы - ярые сторонники именно ненасильственного метода. Очень верно написал об этом в знакомой нам книге отзывов и пожеланий Владимир Яковлев, прошедший занятия более полутора лет назад. Итак, кто же мы - «оптималисты"? Я предлагаю вам внимательно прослушать плод коллективного творчества вчерашних пьяниц, алкоголиков, курильщиков, обретших убежденную трезвость и некурение в нашем клубе. Мы подготовили брошюрку, которую хотели бы видеть если не в каждой семье, то в каждом общественном месте, чтобы желающие могли ее прочесть, ознакомиться с деятельностью оптималистов, в свете почерпнутых сведений как бы примерить на себе все прочитанное, и если это найдет какой-то отклик в душе, могли бы обратиться в клуб, где им обязательно помогут избавиться от вредоносных и позорнейших привычек - алкоголепотребления и табакокурения. Давайте прочтем эту брошюру вместе. Повторяю, написана она кровью сердец оптималистов, более трех месяцев каждый клубист не только внимательно читал, но и вносил коррективы в эту брошюру. Потому она и является плодом коллективного творчества. Больше того, перекликается с программой американских анонимных алкоголиков. Да ведь иначе и быть не может: у всех пьющих и курящих возникают, в общем-то, одни и те же проблемы. Только у нас, в отличие от общества «Эй-эй!» - так кратко обозначают себя анонимные алкоголики - проводятся специальные занятия, в результате которых мы становимся сознательными или убежденными трезвенниками и противокурильщиками. Мы себя так и называем - трезвенники. Чего, кстати, не могут сделать члены общества «Эй-эй!», потому что все они комплексуют, то есть являются воздержанниками и могут в любой момент запить. Но об этом, о воздержанниках, позже. А сейчас читаем брошюру «Клуб «Оптималист» предлагает избавление от пьянства, алкоголизма, курения...». «Путь, который я прошел, прежде чем попал в надежные руки, к сожалению, типичен для многих моих сверстников. Прекрасное образование, незаурядные способности, как считали многие, открывали неплохие перспективы. Около двух десятков изобретений, зарубежные патенты, разработка основ принципиально нового направления развитии спецмашиностроения, постоянный представитель нашей страны в двух авторитетных международных организациях - таков краткий итог, достигнутый до того, как от первой рюмки, выпитой вроде для снятия напряжения, дошел почти до непреодолимой зависимости от спиртного. Эти потери не так страшны. Страшно другое - потеря человеческого достоинства, на грани которой я оказался. Шел сюда без особой надежды на успех. Ведь до этого уже были три попытки избавиться от «болезни» с помощью самых мощных средств, применяемых самыми авторитетнейшими специалистами города. Результат нулевой. Воздержание на 1-2 недели и... опять все сначала. Не знаю, могу ли я уже считать себя бывшим алкоголиком, но твердо уверен в другом: возврата к прошлому не будет ни при каких обстоятельствах. Здесь не лечат «болезнь», не пугают и не воздействуют на психику. Здесь протягивают руку помощи любому нуждающемуся в ней и делают самое главное - возвращают человеку сознание трезвого человека. Занятия подошли к концу. Но прощаться не собираюсь и не благодарю, потому что знаю: лучшей благодарностью людям, спасшим меня, будет продолжение дела Г. А. Шичко». Загляните в себя и тщательно проанализируйте свои привычки. Задайтесь вопросом: насколько часто, в каких ситуациях вы употребляете спиртное, курите табак? Что движет Вами в момент, предшествующий выпивке или курению: а) принуждение (не хочу, но принято в такой ситуации выпивать, закуривать); б) привычка (в определенное время и ситуациях выпивать, курить. Например, перед обедом выпить рюмку алкоголя, посидеть с друзьями за бутылкой, отметить праздник с хмельным, закурить после обеда, после напряженной работы или во время ее выполнения и т .д.); в) потребность (сильная, иногда непреодолимая нужда в спиртном, табаке). Мы не призываем Вас задуматься о том, какой вред вы наносите питьем и курением себе, близким, обществу, полагая, что эти истины Вам известны еще со школьной скамьи. Мы предлагаем всем желающим ознакомиться с деятельностью нашего клуба, который стал широко известен в стране, создает свои филиалы, помогает всем желающим избавиться от пьянства, алкоголизма, курения. Возможно, прочитав эту брошюру, Вы решите, что наш клуб Вам не подходит. В таком случае советуем воспользоваться представленной здесь информацией и в свете того, что Вы здесь почерпнете, самостоятельно и объективно взглянуть на свою приверженность к спиртному и табаку. Членами клуба «Оптималист» состоят мужчины и женщины, которые расстались добровольно, легко и радостно с вреднейшими привычками, отказались от спиртного и табака на всю оставшуюся жизнь, ведут теперь оптимальный (наилучший) образ жизни. Да и что может быть лучше, когда Вы свободны? Человек не может считать себя свободным, пока зависит от винопития или курения, он является рабом своих привычек. Мы - оптималисты - в разное время обратились за помощью в клуб, когда убедились, что со своей тягой к спиртному или табаку нам не справиться, поняли, что если не освободимся от этих вреднейших привычек навсегда, то наша жизнь, жизнь близких нам людей превратится в кошмар. Некоторых заставили обратиться в клуб родственники, администрация предприятий, учреждений, кое-кто пришел, движимый любопытством. И никто из нас не пожалел об этом. Напротив, многие точкой отсчета настоящей полнокровной жизни считают день прихода в клуб. В клуб «Оптималист» входят люди самого разного возраста, с разным образованием, общественным положением. Среди нас есть рабочие и руководители различных рангов, студенты и научные сотрудники, ученые, техники и инженеры, учителя, журналисты, музыканты, продавцы, повара, писатели, композиторы, моряки, геологи, посудомойки, дворники, партийные и советские работники... Всех нас объединила одна беда - тяга к спиртному или табаку, которую мы успешно преодолели и теперь радуемся освобождению, эта радость сдружила нас, сблизила, заставила по-новому взглянуть на жизнь, у нас появилось вполне естественное желание помочь тем, кто находится во власти «зеленого змия» или никотина, преодолеть им эту зависимость, стать в ряды убежденных трезвенников и некурильщиков. Некоторые из нас пили и курили на протяжении многих лет, неоднократно лечились от алкоголизма и курения в различных клиниках. Другие, к счастью, поняли вредность алкоголепития и курения много раньше. Алкоголизм, пьянство, курение у каждого проявилось по-разному. Кто-то обратился в клуб, уже став законченным алкоголиком, кто-то потерял все, что имел, включая и чувство собственного достоинства; кто-то разбил семью, да не одну; кто-то опустился до бродяжничества... Некоторые из нас побывали на принудительном лечении и в тюрьме в результате пьянства и алкоголизма. Наше поведение было преступным по отношению к нашим семьям, к трудовым коллективам, к нам самим, обществу в целом. Но и те из нас, кто никогда не попадал ни в тюрьмы, ни на принудлечение, чье пьянство не приводило ни к потере работы, ни к развалу семьи, также в какой-то момент поняли, что употребление алкоголя и табака мешало нам нормально жить. Когда-то алкоголь и табак подчинили нас себе, теперь же мы не пьем, многие из нас не курят, и не испытываем желания, никакой потребности в приеме одурманивающих веществ. Мы, не считаем, что только наш подход к проблеме пьянства, алкоголизма и курения является единственно правильным. Мы радуемся любому сообщению об отрезвлении или излечении от курения страдающих людей. Но мы приверженцы своего клуба, потому что он помог нам стать свободными от дурных привычек. Благодаря клубу мы научились лучше разбираться в себе, природе пьянства, алкоголизму, курения, получили богатый научный багаж знаний о проблеме, которым стремимся делиться с окружающими. Трезвость и некурение стали нашим убеждением. Мы узнали об алкоголизме, что эта проблема является одной из старейших в истории человечества. Но еще никогда не стояла она так остро, как сейчас. К сожалению, медицина до сих пор не в состоянии предложить эффективные методы лечения от алкоголизма, хотя их познания значительно расширились, чем, скажем, были в начале века. Основатель нашего клуба Г.А.Шичко называл пьянство, алкоголизм, курение не болезнью, а психологическим страданием. Такое определение алкогольной и курительной зависимости принято в нашем клубе и, естественно, раз это не болезнь, значит и не лечат, а избавляют от алкогольной и курительной зависимости. Всех, кто приходит в клуб в первый, раз, мы называем не пациентами, а слушателями курса по избавлению от пьянства, алкоголизма и курения. В медицинской литературе о пьянстве, алкоголизме, курении пишется чересчур много, однако четкого определения. Каждого из них нет. Мы пользуемся определениями, разработанными Г.А.Шичко. ПЬЯНСТВО - систематическое употребление алкогольных изделий вследствие сформировавшейся привычки (например, употребление спиртного по праздникам, при встрече с друзьями, в дни зарплаты и т.д.). Отсюда и ПЬЯНИЦА - проалкогольно запрограммированный человек, имеющий привычку к употреблению спиртного и поглощающий его. Так называемый «умереннопьющий» на самом деле является пьяницей. АЛКОГОЛИЗМ - психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нем и поглощение его (например, алкоголик не может совладать с собой, если ему предлагают выпить, он очень неравнодушно проходит мимо пивного ларька или винного магазина, часто у него возникает такая неодолимая тяга к спиртному, что готов на все, лишь бы выпить). Следовательно, АЛКОГОЛИК - проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нем и поглощающий его. КУРЕНИЕ - психологическое расстройство, основными признаками которого являются: курительная запрограммированность, привычка к периодическому закуриванию в определенных ситуациях, потребность в курении и само курение табака. Следовательно, КУРИЛЬЩИК - прокурительно запрограммированный человек, привыкший к табаку, испытывающий потребность в курении и курящий табак. Раньше - до прихода в клуб, у нас не только возникало патологическое желание пить или курить, но мы поддавались этим желаниям часто в самое неподходящее время. Мы не знали, ни как остановиться, ни когда остановиться. Подчас у нас не хватало здравого смысла (какой может быть здравый смысл у отравленного алкоголем или никотином человека!?) вообще не начинать пить. Став пьяницами или алкоголиками, мы на собственном опыте убедились, что если мы даже и были людьми волевыми, то когда дело касалось воздержания от алкоголя, нашей силы воли оказывалось недостаточно. Мы давали зарок какое-то время не пить, давали клятвенные обещания близким, администрации, коллективу, переходили от одних алкоголя к другому, пытались пить только в определенные дни и часы, но ничего не помогало. В результате, мы напивались даже тогда, когда не хотели пить или это шло вразрез с нашими планами. В пашей жизни наступали периоды полного отчаяния, беспросветности, когда мы были уверены, что сходим с ума, часто ловили себя на мысли о самоубийстве. Мы ненавидели себя за то, что по нашей вине страдали родные и близкие нам люди; за то, что мы загубили свои способности и таланты, потеряли в жизни все, скатились на самое дно. Мы даже начинали иногда себя жалеть и заявляли, что нам уже ничто не поможет. Сейчас, при воспоминании об этих периодах нашей жизни, мы даже иногда не верим было ли все это. Но это действительно было. Просто сейчас об этом вспоминать не хочется - страшно... ПЬЯНСТВО, АЛКОГОЛИЗМ, КУРЕНИЕ,- которые мы испытывали на себе, признаем - это действительно не болезнь, а психологическое страдание. «Букета самых разных болезней мы получили в процессе употребления алкоголя и табака, еще больше могли бы получить. Мы считаем: ничего постыдного нет в этом психологическом страдании, потому что никто не виноват в том, что он пьет и курит. Это результат психологической запрограммированности человеческого сознания (примеры взрослых, обычаи, традиции, навязывание нам оправданных картин винопития и курения). Такая запрограммированность или искажение сознания, толкала нас на выпивки, привела к курению. Мы убедились: у пьющего особого выбора нет. Если он не прекращает пить, рано или поздно он станет алкоголиком, «упадет» на самое дно, пройдет сквозь ЛТП, тюрьму, или, на худой конец, «свалится» в могилу. Аналогично и с курящим. Мало того, что он приобретает сотни всяких болячек, но и укорачивает себе жизнь не менее чем на 10-15 лет. Единственное спасение - полностью избавиться от позорнейших привычек. И если пьющие и курящие соглашаются последовать этому совету и воспользоваться предложенной помощью, то у них начинается совершенно новая жизнь. Когда-то, когда мы еще пили, мы были уверены, что для того, чтобы «знать меру» следовательно просто выпивать не более какого-то определенного количества спиртного. Потребовалось немало времени, чтобы мы поняли: дело не во вторых, пятых, восьмых рюмках, а в самой первой. Если бы не эта первая - все было бы хорошо. Но достаточно было ее выпить - и начиналась «цепная» реакция: рюмка шла за рюмкой, и было уже не остановиться. Многие из нас еще до того, как мы отказались от спиртного и табака, на собственном опыте убедились: принудительная трезвость и некурение - состояние малоприятное. Некоторым из нам удавалось не пить и не курить несколько дней, недель, даже месяцев. Но мы чувствовали себя мучениками, радости от такого воздержания не получали. У нас появились в этот момент несвойственная нам раздражительность, грубость, апатия, и мы с нетерпением ждали, когда же можно будет выпить, покурить... Теперь-то мы понимаем - это был результат наркотической зависимости от алкоголя и никотина. Ведь этанол, лежащий в основе любого алкогольного изделия, никотин - страшные протоплазматические наркотические яды... Обретя трезвость и некурение и став членами клуба «Оптималист», мы наслаждаемся о бретенной свободой: кончилась наша зависимость от алкоголя и табака, не тянет нас к этим проклятым ядам. Первое время, когда мы только услышали или прочитали в газетах о клубе, нам казалось невероятным, что люди, бывшие когда-то хрониками и заядлыми курильщиками, действительно смогли избавиться от этого и ведут трезвый и некурящий образ жизни. Кое-кому из нас казалось: мы и пьем, и курим как-то, «по-другому», что у нас «особый случай», что если клуб помог другим, то уж нам-то никак помочь не сможет. Были среди нас и такие, кто еще не испытал на себе все ужасы алкоголизма, не захлебнулся и не задыхался по утрам собственной мокротой от курения: они считали, что смогут справиться со своей зависимостью самостоятельно... И не справились. Пришли в клуб. Теперь наш опыт в клубе научил нас двум очень важным моментам. Во-первых, мы поняли: все пьющие и курящие сталкиваются с одними и теми же основными проблемами, независимо от того, каков их уровень интеллектуального развития, занимают ли они ответственные посты на предприятиях и учреждениях, или же дошли до того, что побираются на кружку пива. Во-вторых, мы убедились в том, что программа избавления от пьянства, алкоголизма и курения оказывается успешной практически во всех тех случаях, когда пьющие и курящие - независимо от своего общественного или социального положения или «специфики» пьянства и курения - искренне хотят избавиться от вредных и позорных привычек. ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ научиться вести трезвый образ жизни, мы должны честно и непредвзято взглянуть на себя и зависимость от спиртного и табака, расписаться в собственном бессилии и отдать себе отчет в том, что «зеленый змий» и табак оказались сильнее нас. Для некоторых из нас это оказалось делом предельно сложным. Мы имели самое туманное представление о том, что означает само понятие алкоголизм, пьянство, курение, пассивное курение, а алкоголики ассоциировались у нас с пропойцами, дегенератами, людьми слабыми и безвольными. Потому-то некоторые из нас никак не могли признать, что являются пьяницами или алкоголиками. Или признавали это с оговорками. К счастью, для большинства из нас было огромным облегчением узнать, что мы не виноваты в своем пьянстве, алкоголизме, курении, как считали наши близкие и родственники, руководители, милиционеры и другие. Узнали, что это не болезнь, а психологическое страдание, т.е. искаженность сознания, а проще - расстройство нашего сознания, с которым просто бороться. Не лечить, ибо лечат обычно болезни, а избавлять сознание от ложных представлений о проблеме пьянства, алкоголизма и курения. Самим, однако, нам с этим было не справиться, а когда мы это усвоили, то перестал обманываться на этот счет и обманывать (программировать) других. В клубе нам сразу сказали: нас никто не должен убеждать, что мы пьяницы или алкоголики - ни наши близкие, ни руководители, ни врачи. Убедиться в своем пьянстве или алкоголизме мы должны были сами путем самостоятельного анализа известных лишь нам фактов из собственной жизни. А получив сведения о пьянстве, стадиях алкоголизма, каждый из нас самостоятельно поставил себе нечто вроде диагноза, т. е. отнес себя к той или иной категории пьющих. Вполне естественно, что перспектива жизни без спиртного или табака, представлялась безотрадной. Мы боялись, что члены клуба окажутся занудами или эдакими бодренькими культработниками, организаторами дежурных безалкогольных вечеров, либо похожими на религиозных фанатиков. Оказалось, они такие же люди, как и мы, облагающие к тому же особым даром - относиться к нашим проблемам не с осуждением, а с пониманием. А главное, большинство оптималистов являют собой воплощение доброты. Они с готовностью протянули нам руку помощи. Негласными заповедями членов клуба являются: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же!», «Выбрался сам из трясины дурмана - помоги нуждающемуся в этом». Очень скоро мы поняли, что организационная структура клуба состоит из совета клуба, который периодически переизбирается, так что в клубе, по сути, никакого начальства нет. Проведением встреч занимаются представители из совета клуба. Мы стараемся регулярно ходить на такие встреча. Никакой обязательности в их посещении нет Объяснить, чем и как эти встречи и выступления членов клуба, их рассказы о себе и выводы, к которым мы приходим, поднимают наш тонус - довольно сложно. Тем не менее, большинство: из нас считает, что посещение встреч и поддержание отношений с членами клуба в свободное время крайне необходимо, если мы хотим не только сами вести трезвый образ жизни, но и помогать другим встать на светлую противоалкогольную и некурительную дорогу. Каждый из нас старается оказать посильную помощь новым членам клуба, тем самым мы укрепляемся в своих трезвенном и некурительном убеждениях. Помогают в избавлении от пьянства, алкоголизма и курения выступления «старых» клубистов, которые, несмотря на принцип анонимности, открыто называют себя, рассказывают без прикрас о своей прошлой жизни и с гордостью повествуют о настоящей - без вина и табака. Все мы принимаем участие в обсуждении животрепещущих вопросов, которые волнуют наше общество, имеем на этот счет свои суждения - трезвые и ясные. По-сути, клуб «Оптималист» не столько организация, сколько определенный образ жизни, поэтому мало кому из нас удается с абсолютной точностью указать: как и в чем конкретно нам помогли различные элементы занятий по избавлению от пьянства, алкоголизма и курения. ПРОГРАММА КЛУБА по избавлению от пьянства, алкоголизма и курения помогает практически всем, кто хочет бросить это многопланово вредное занятие. Это относится и к тем, кого уговорили придти на занятия в клуб. Многих из нас натолкнул на мысль обратиться в клуб сложности, возникшие в отношениях с окружающими, неприятности на работе. Некоторые из нас долго не могли решиться всерьез следовать предписаниям «слушателя курса». Однако в дальнейшем наш собственный опыт показал, что клуб для всех пьющих и курящих предлагает реальный выход из лабиринта собственных губительных привычек. Большинству из нас это понятие далось без труда. На момент прихода в клуб у многих из нас были серьезные проблемы: долги, неприятности на работе, дома, собственный тяжелый характер... Очень скоро мы убедились, что в центре всех наших проблем были пьянство, алкоголизм и курение, и что решение всех прочих проблем невозможно без решения этой основной проблемы. Это вовсе не означает, что как только мы переставали пить и курить, все проблемы решались сами собой. Но на трезвую голову решать их становилось легче. ЖИТЬ ПОЛНОКРОВНО, считали многие из нас, это только с алкоголем и табаком, иначе жизнь была бы просто невыносимой. Мы и представить себе не могли, что существует жизнь без вина и табака. Сегодня, благодаря клубу, мы отнюдь не считаем себя обделенными. Напротив, мы стали свободными от нелепых позорных привычек, наша жизнь стала полнее, насыщенней полноценней. У нас появились новые друзья, настоящие, без «ты меня уважаешь?», новые мысли стремления, взгляды. После многих лет отчаяния и безысходности многие из нас впервые почувствовали, что только теперь и начали жить Мы радуемся помолодевшим лицам наших товарищей по группе, курсу, клубу, их становлению как личности, обретению чувства собственного достоинства. Мы с готовностью приобщаем к этой новой жизни всех тех, кто еще страдает от пьянства, алкоголизма и курения, стремимся вырваться из мрака к свету. Подсчитано: только в нашей стране бесславно сгорают ежедневно сотни тысяч человеческих жизней только из-за употребления алкоголя. Огромны наши потери и от курения. Миллионы мужчин и женщин, юношей и девушек страдают от губительной зависимости и не видят выхода. А выход есть. Члены клуба «Оптималист» рады поделиться своим опытом с теми, кто нуждается в помощи. Однако мы знаем, что бы мы ни говорили, ничего не изменится, пока человек сам не признает, как сделали когда-то и мы, что алкоголь и табак подмяли его под себя и что ему необходима помощь... ВСЕГДА ПОМОЖЕТ клуб нуждающимся в помощи. Филиалы его имеются во многих регионах нашей страны, постоянно возникают новые, потому что вы создаете их сами. Обращаясь в клуб, Вы можете быть совершенно спокойны: об этом никто и никогда не узнает (без Вашего на то разрешения), Вы можете называться любым именем, в клубе не требуют документы для удостоверения личности. Если Вы считаете, что курение и алкоголизм мешают Вам, обратитесь в клуб «Оптималист», он обязательно поможет, как помог и продолжает помогать многим людям. Любой из нас подтвердит Вам, что это - реальная помощь. КЛУБ «ОПТИМАЛИСТ" является самодеятельной организацией населения, объединяющей убежденных трезвенников, независимо от их возрасти, национальности, общественного, социального и семейного положения. Клуб пользуется всеми правами, которые Конституция СССР представляет общественным организациям. Я рад, что ты со мной, забота, И не спала во мне ни дня. Вот рядом оступился кто-то, А ты ударила меня... Я надеюсь, большинство из вас правильно отнеслось к написанному и вы уловили нечто знакомое, что нашло душевный отклик. А это уже первый шаг к победе над своим пристрастием. *** А сейчас мы выполним комплекс психологических упражнений. Цель - это опять-таки выявление индивидуальных особенностей слушателей. Да вам и самим будет небезынтересно проверить свои способности. Упражнения мы будем проводить дважды: сегодня и на заключительном занятии. Для чего это надо? Посредством таких упражнений вы наглядно сможете убедиться, как за эти полторы-две недели, то есть за 10 занятий, у вас резко улучшится памятливость, умение сосредотачиваться на чем-либо, курильщики, отказавшись от карманного крематория, имеют возможность почувствовать улучшение дыхания. Но прежде чем раздать карточки, нам необходимо избрать старосту курса, который возьмет на себя функции моего технического помощника: ему в конце каждого занятия вы будете сдавать дневники, через старосту вы сможете решите массу организационных и культурно-массовых вопросов. Я полагаю, вы достаточно уже освоились между собой, завели знакомства и можете на демократических началах путем открытого голосования избрать старосту. Пожалуйста, предлагайте кандидатуру из состава слушателей, а не почетного эскорта. Можете сами себя предлагать, а мы обсудим. *** Вообще, товарищи, занятия у пас очень демократичные. Вы сами себе будете ставить нечто вроде диагноза. И те, например, кто не считал себя даже пьяницей, не то что алкоголиком, с ужасом обнаружат в себе симптомы первой, второй и даже третьей стадии алкоголизма. Вы сами себе будете выставлять оценки по пятибалльной системе за выполнение упражнений на заключительном занятии. Больше того, в своих дневниках вы можете критиковать действия преподавателя, высказывать свои мнения о проводимых занятиях, вносить предложения) пожелания, которые будут рассматриваться принародно. Товарищ староста, возьмите, пожалуйста, карточки раздайте их слушателям: Ф. И. О. Запоминание чисел: 3-зн. 6-зн, 9-зн. 12-зн. 15-зн. 2. Обратное чтение слов в воображении: а) прочитанное слово б) Время чтения в) прочитанное слово г) время чтения 3. Подсчет в воображении числа букв в словах: а) число букв б) время в) число букв г) время 4. Растягивание рук: а) б) средняя 5. Максимальный счет неслышным шепотом с максимальной скоростью: а) б) средняя 6. Задержка дыхания: а) б) средняя Прошу очень серьезно отнестись к выполнению упражнений. Пояснения преподавателю: Для успешного выполнения упражнений предложите слушателям устроиться удобно, чтобы ничто им не мешало, не отвлекало. Выполняя первое упражнение, числа произносить четко и достаточно громко, в среднем ритме. Не позволяйте слушателям делать исправления, объяснив им, что любое исправление считается невыполнением упражнения. Без всякой паузы переходите к выполнению следующего упражнения. Рекомендуйте слушателям выполнять упражнение с закрытыми глазами, чтобы мысленно могли представить названное слово и прочесть его наоборот. В это время вы четко отсчитываете секунды: пять, десять, пятнадцать, двадцать и т.д. Написав слово наоборот, слушатель должен проставить время, за которое он прочел это слово. С закрытыми глазами выполняется и третье упражнение - подсчет количества букв в предлагаемых словах. Естественно, каждый преподаватель волен выбирать слова по своему усмотрению. Однако настоятельно рекомендую подбирать слова на первое упражнение, которые ассоциируются с теплом, экзотикой южных стран. Предложив слово, также отсчитывайте секунды, как и в предыдущем упражнении. Четвертое упражнение - выявление вникаемости. Предлагаете слушателям руки сложить замком, вывернуть ладонями наружу, закрыть глаза и по вашему счету начинать размыкать руки. Например. Полностью расслабить мышцы тела! Руки сложили в замок! Глаза закрыли! Все внимание на мой голос! Вы слышите только мой голос! Постороннее вас не отвлекает, вы ни о чем не думаете, все внимание на мой голос! Ваша задача - развести руки во время моего счета. При счете «раз» вы должны пытаться растянуть руки. Это будет очень трудно сделать, ибо пальцы обеих рук как бы склещатся, вам очень трудно будет их разжать. При счете «тридцать» ваши руки сами разожмутся. Все внимание на мой голос! Вы слышите только мой голос! Я начну сейчас считать, а вы будете пытаться разводить руки. Раз, два, три, четыре... и т.д. Некоторые слушатели, наиболее вникаемые, при счете «тридцать» не могут развести руки. Преподавателю необходимо подойти, коснуться своей рукой сцепленных рук слушателя, легко их поглаживая, говорите: ваши руки свободно расцепляются, очень свободно... Расцепились... Спокойно... Спокойно. Все остальные слушатели, разведя руки, должны сидеть с закрытыми глазами. Глаза открывают по вашей команде. Выполняя упражнение «счет неслышным Шепотом с максимальной скоростью», необходимо пояснить слушателям о четкости проговаривания каждого числа. Вы засекаете время и по команде «начали!» все начинают выполнять упражнение. Выполнять его рекомендуется тоже с закрытыми глазами. Последнее упражнение (вновь с закрытыми глазами) - задержка дыхания. Вы даете команды: «Приготовились!», «Начали!». Все делают вдох и задерживают дыхание. Вы в это время четко отсчитываете секунды: пять, десять, пятнадцать и т.д. По окончании упражнений староста собирает карточки и сдает их преподавателю. Наше сегодняшнее занятие подходит к концу. И вот что я хочу вам еще сказать. Каждый из вас до сегодняшнего дня был убежден в том, что его пьянство, алкоголизм, курение - это собственная вина, результат распущенности, неумения держать себя, отсутствие силы воли. Позвольте разуверить вас в этом: вы не виноваты в том, что пьете, курите. Не ви-но-ва-ты! Это беда ваша, а не вина. Я сразу почувствовал по вашим недоверчивым и откровенно ироничным взглядам: мол, что это за чушь порет преподаватель. Разве кто-нибудь заставляет нас пить, курить? Повторяю: ваши пьянство, алкоголизм, курение - беда ваша, а не вина. И не слушайте тех «борцов» с пьянством и алкоголизмом, которые в соответствии со своим служебным положением участвуют в различных разборах нарушений дисциплины и общественного порядка, гневно клеймят и позорят проштрафившегося. Встанет такой вот «борец» и ну давай поливать: мол, ты, имярек, такой-сякой, вчера вон какие дела вытворял - нажрался, как свинья, по твоей спине люди ходили, ноги вытирали, а тебе хоть бы что! Но мы не отправили тебя в вытрезвитель, трешку дали, в такси посадили... А ты что сделал? Эту трешку на пиво просадил. Потом у дворничихи всю брагу выжрал. Дома - парфюмерию выпил, за женой с топором гонялся, пока соседи милицию не вызвали. И вот теперь мы вынуждены тут сидеть и обсуждать твое поведение. А чего тут и обсуждать-то: пить не умеешь! И стукнет, войдя в раж, такой деятель кулаком по столу, внутренне уверенный в том, что он-то до такого состояния не дойдет никогда, ибо, считает он, знает, когда остановиться, сумеет себя сдерживать. И невдомек такому вот горе-борцу, что позволяя себе даже втайне от всех иногда рюмку-другую сивушной отравы, он не имеет морального права осуждать человека, который не умеет, по его мнению, «держать» себя. Такой «борец» приносит огромный вред обществу, ибо ратует за «умеренное» питие. Увы, не может быть даже такого тер мина: слова «умеренно» и «культурно» не могут сочетаться с отрицательными явлениями. Не бывает умеренного воровства, культурного грабежа, умеренного садизма, культурного убийства, не может быть и умеренного, тем более культурного пьянства, алкоголизма, морфинизма... Призывы к такой вот умеренности - это разложение нашего сознания, это - патологии, если хотите, нашего сознания. Такие призывы вербуют легионы потенциальных алкоголиков. Ибо не рождаются алкоголиками люди, ими становятся, взрастают на почве так называемого «умеренного» или «культурного» потребления алкоголя. Кстати, я опросил тысячи людей, проходивших у нас занятия, как они сами понимают термины «культурное» или «умеренное» питие. Ответы почти повторяют друг друга. Уверен, что и в ваших анкетах об этом сказано так же: мол, «культурно» или «умеренно» употреблять алкоголь - это по рюмке перед обедом или ужином; отмечать, не напиваясь, торжественно в ресторане; выпить по бокалу шампанского в кафе при встрече с другом, подругой... А вот дословная выписка из дневника одной из слушательниц курса Валентины Ш., очень уважаемой женщины, названной лучшим директором столовой в своей области, которая до прихода на занятия в этой же столовой работала посудомойкой: была направлена административной комиссией на так




CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=135