Пурим 22.03.2008 г.
Раздел: Слово в субботу, проповеди Дата: 24/04/2008



Я сегодня проповедовать не буду. Мне дали немного времени что-то сказать о Пуриме. Когда мы говорим о Пуриме, какой обычно возникает образ, основной и связанный с Пуримом? Эстер. Книга называется Есфирь. Центральная фигура всего этого повествования - это Эстер. Кто такая была Эстер? Кто знает? Она была еврейкой. Ее настоящее имя, Гадасса, переводится как мир. А назвали ее в честь богини Эштар. Но я хочу сегодня обратить наше внимание на другую личность, которая является не менее важной во всей этой истории. Кто это? Мардехай. Кто он был по отношению к Эстер? Он ей не был дядей, он был ее братом. Но воспитывал он ее как отец. Итак, Мардехай - это человек, который воспитывал свою двоюродную сестру, как свою дочь. Это была еврейская семья со своими пониманиями о жизни, пониманиями о Боге, традициями. Вот, представьте себе эту ситуацию – они были в изгнании, жили в языческой империи, и вот этот языческий царь, совершено аморальный, с точки зрения евреев, человек, у Мардехая забирает его дочь к себе в гарем. Мы привыкли, что это было что-то позитивное в жизни Эстер. Но если мы посмотрим повнимательнее, то это была ее личная трагедия, для нее, для еврейской девушки, воспитанной в еврейской семье с представлениями о жизни. То, что языческий царь забрал ее себе в гарем, для нее было личной трагедией. И это было трагедией для того человека, который ее воспитывал. У меня есть дети, есть какие-то планы на их жизнь. Ты воспитываешь ребенка, как-то представляешь, какая у него будет семья. И вдруг этого ребенка от тебя забирают. Если посмотреть на судьбу тех девушек, которых забирали в гарем то, говоря современным языком, это было сексуальное рабство. Женщины в той империи были существа бесправные, мы это видим на судьбе жены царя, которую он выгнал из-за того, что она не захотела появляться перед толпой пьяных мужчин. И вот Эстер попала в такую ситуацию - ей грозило пожизненное заключение в гареме, потому что правила там были такие: царь проводил какое-то время с женщиной и, если она его не устраивала, то он отправлял ее в гарем, и она сидела там всю свою оставшуюся жизнь. И Мардехай, конечно, очень сильно волновался из-за всего, что происходило с его дочерью, и это было причиной того, что он стал часто появляться возле дворца. Основной причиной того, что он начал сидеть у ворот, я думаю, было то, что он волновался за судьбу Эстер. В Есфирь 2:11 хорошо это показано «И всякий день Мардохей приходил ко двору женского дома, чтобы наведываться о здоровье Есфири и о том, что делается с нею». То, что он был при дворе царя, думаю, это не были политические причины, что он играл какую-то политическую роль. Основным его мотивом были волнение и страх за то, что же там происходит с Эстер. И, в конце концов, то, что он там находился, закончилось раскрытием заговора против царя. Но в результате раскрытия этого заговора что-то драматически поменялось? Это вопрос. Т.е. царь сразу сказал: «Мардехай, вот ты такой хороший гражданин давай я тебя возвышу»? В его жизни ничего не поменялось и в жизни Эстер тоже. И царь, мне кажется, вообще никак не связывал Эстер с Мардехаем. Да, вот кто-то доложил, раскрыли заговор, он воспринял это, как простое рядовое явление. Не придал этому значения, и он никак не связывал еще какую-то девушку, готовящуюся к его гарему с личностью Мардехая. Но если мы посмотрим дальше, то увидим, что ключевой фигурой в этой истории является Мардехай. Почему? Потому что не Эстер, а Мардехай спровоцировал эти события, которые были дальше. Что же послужило причиной желания Амана истребить весь народ? Что послужило причиной? Его недовольство, что вот какой-то жалкий Мардехай не поклонился. Но если мы внимательно посмотрим на эту историю, то увидим, что Аман тоже никогда не знал никакого Мардехая и не обращал на него внимание. Есфирь 3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;….т.е. был какой-то Аман при дворе, царь его возвысил, сказал, что это важный человек ….. 3:2 и все служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц… И тут нигде не написано, что Аман стал возмущаться: что это такое, почему мне не кланяются. Он вообще не обращал внимания. Не кланяется, так не кланяется…. 3:3 И говорили служащие при царе, которые у царских ворот ….т.е. там были какие-то чиновники, которые находились при царских воротах…. Мардохею: зачем ты преступаешь повеление царское? И как они говорили ему каждый день, а он не слушал их, …т.е. это было достаточно длительный промежуток времени… то они донесли Аману, чтобы посмотреть, устоит ли в слове своем Мардохей, ибо он сообщил им, что он Иудеянин… Т.е. причина, почему Аман вообще обратил внимание на Мардехая в том, что окружающие люди, видя поведение Мардехая, стали этим очень сильно не довольны. Т.е. их очень сильно, грубо говоря, заело: вот мы кланяемся, а он не кланяется, он, что считает себя выше нас, самый независимый, самый умный. Кроме того, Мардехай, наверное, аргументировал свое поведение тем, что он иудей, что он не имеет права поклоняться человеку. И тут еще подключилась религиозная вражда: вот ты поклоняешься какому-то Богу, Которого ты ставишь выше повелений царя. И эта ненависть, эта зависть послужила причиной того, что люди, окружающие его, они обратили уже внимание Амана, что: вот есть такой нехороший человек, Мардехай, не кланяется тебе. И уже в пятом стихе: Есф.3:5-6 И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман. И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые [были] во всем царстве Артаксеркса, [как] народ Мардохеев… Когда мы с такой стороны посмотрим на всю эту историю, то мы увидим, что всю кашу заварил именно Мардехай. Эстер была одной из девушек, которую готовили к гарему и потом царь ее все-таки избрал, но это все происходило на фоне всех событий с Мардехаем. И основное недовольство людей, основное возражение против Мардехая и его народа это было то, что Мардехай не вел себя так, как все остальные люди. У него были свои какие-то принципы, убеждения, отличавшиеся от принципов окружающих людей, и они были этим страшно не довольны - вплоть до того, что царь издал указ уничтожить весь народ. Т.е., говоря современным языком, Мардехай вел себя не политкорректно. Обратил на себя внимание власть имущих, и последовало такое наказание. И к чему я это все говорю? Каждый из нас может оказаться в подобной ситуации, как и Мардехай, потому что мир - эта система, которая отвергает Бога, отвергает Божьи принципы - ненавидит тех людей, которые любят Бога и любят Божьи принципы. Мардехай был человеком, который любит Бога и для которого Божьи принципы были важнее даже, чем его личная безопасность и безопасность его народа. Мардехай понимал, чем это все может для него обернутся, но он упрямо сидел там и продолжал игнорировать Амана. И перед каждым из нас когда-нибудь в жизни станет этот выбор. То, кто мы есть, кем мы являемся, наши убеждения, наши отношения с Богом - это просто, что мы говорим или то, кем мы на самом деле являемся. И, конечно, Бог проявил Свою милость. Бог помиловал Свой народ. И Эстер тоже сыграла свою роль. Но Мардехай правильно сказал: Есф.4:14 Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского? Т.е. Бог Он силен сделать то, что Он хочет так, как Он это выбирает. И в нашей жизни Он тоже будет давать такие ситуации, где наша вера, наши отношения с Ним будут проверяться. Где будут люди, которые будут нами недовольны, и, возможно, все общество ополчится против нас, как это было когда-то при советской власти, когда верующих просто напросто сажали в тюрьмы. И Иисус об этом ясно предупреждает в Иоанна 15:17-22 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. n Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Иисус ясно предупредил людей, которые будут за Ним следовать, что: мир будет вас ненавидеть. Почему? Потому что мир возненавидел самого Иисуса. Мир – это не природа, это не Вселенная. Это безбожная система ценностей, которая господствует в обществе, отвергающем Бога. И, конечно же, эта система ценностей, отвергая Бога, автоматически противится тем людям, которые Бога любят. Этот праздник Пурим - еще одно напоминание о том, какую цену мы можем заплатить. Точно каждый из нас когда-нибудь заплатит и будет испытан за то, что мы являемся детьми Божьими и любим Бога. Пурим - это праздник не только о том, как девушка, бедная еврейская со своими амбициями, попала на конкурс красоты, стала царицей; произошли определенные проблемы с народом, и вот она каблуком на царя надавила: что ж ты такое делаешь, муж, и все сразу стало красивым. Нет. Это история о том, как человек, в данном случае Мардехай, который любил Бога, который отвергал языческую систему ценностей (и выражалось это в том, что он не хотел поклоняться человеку) пожал это даже таким страшным образом, что произошла угроза истребления его народа; и это история о том, как Бог их действительно спас. Конечно, Эстер тоже сыграла свою определенную роль, но я все-таки считаю, что ключевой фигурой является Мардехай. И сейчас в христианском мире существует такая теория, что мы должны быть приняты этим миром, что мы должны дать людям достойную альтернативу, что нас все должны любить. Мы должны быть максимально толерантными, добрыми, но это не Божий путь мыслей. Я не думаю, что можно дать какую-то альтернативу святости. Грех не является альтернативой святости. Альтернатива – это что-то равноценное, что-то, чем можно равноценно заменить. Т.е. я ношу черные ботинки, альтернативой являются светлые ботинки. Но в данном случае мы не можем найти альтернативу тому образу жизни, который Бог от нас требует. И если мы начинаем в Божье Царство тянуть принципы, какие-то даже хорошие вещи из этого мира, то мы автоматически теряем ту Божью благодать, благодаря которой мы пришли в это Царство Божье. И рано или поздно перед каждым из нас станет выбор, какому действительно (не на словах, а глубоко сердцем) царству мы принадлежим. И когда перед Мардехаем встал такой выбор, он не стал идти на компромисс, он поступил, как человек до конца любящий Бога. И времена становятся хуже. Мы видим это. Мораль в обществе падает все ниже и ниже. Люди становятся все более корыстными. Они всегда были корыстными. Они всегда были аморальными. Но сейчас это все еще больше концентрируется. Сейчас это - благодаря средствам массовой информации, различным технологиям - еще больше имеет возможность распространяться среди людей и навязываться. И наша задача как писал апостол Павел, проверять в вере ли мы каждый день. Действительно ли мы любим Бога, знаем Его или же пытаемся найти какую-то альтернативу. Я не буду приводить никаких конкретных примеров, рассказывать историй. Просто каждый из нас может задать себе этот вопрос. И перед каждым из нас настанет этот критический момент, когда наша вера будет проверяться, как это случилось в жизни Мардехая и практически всего народа в то время. И смирение перед Богом их спасло.




CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=137