А народу скажи: Готовьтесь к завтрашнему дню есть мясо, ибо плакали вы во услышание Господа, говоря: Кто накормил бы нас мясом, ведь лучше нам (было) в Мицраиме (Египте). И даст Господь вам мяса, и будете есть.
Не один день будете есть и не два дня, и не пять дней, и не десять дней, и не двадцать дней;
Но целый месяц, пока не выйдет оно из ваших ноздрей и не станет вам противным; за то, что вы отвергали Господа, Который в вашей среде, и плакали пред Ним, говоря: Для чего это вышли мы из Мицраима (Египта)!
וְאֶל הָעָם תֹּאמַר הִתְקַדְּשׁוּ לְמָחָר וַאֲכַלְתֶּם בָּשָׂר כִּי בְּכִיתֶם בְּאָזְנֵי יְדֹוָד לֵאמֹר מִי יַאֲכִלֵנוּ בָּשָׂר כִּי טוֹב לָנוּ בְּמִצְרָיִם וְנָתַן יְדֹוָד לָכֶם בָּשָׂר וַאֲכַלְתֶּם
לֹא יוֹם אֶחָד תֹּאכְלוּן וְלֹא יוֹמָיִם וְלֹא חֲמִשָּׁה יָמִים וְלֹא עֲשָׂרָה יָמִים וְלֹא עֶשְׂרִים יוֹם
עַד חֹדֶשׁ יָמִים עַד אֲשֶׁר יֵצֵא מֵאַפְּכֶם וְהָיָה לָכֶם לְזָרָא יַעַן כִּי מְאַסְתֶּם אֶת יְדֹוָד אֲשֶׁר בְּקִרְבְּכֶם וַתִּבְכּוּ לְפָנָיו לֵאמֹר לָמָּה זֶּה יָצָאנוּ מִמִּצְרָיִם
Причины расстройства.
Когда наш ребенок просит еды, мы радуемся, восклицая: «Слава Богу! Он хочет кушать!» Мы радуемся, когда дети хорошо питаются. Почему же Господь расстроился из-за желания Его детей поесть мяса? Мы кушаем мясо довольно часто и не чувствуем Божье недовольство на этот счет.
Радость от насущного хлеба.
Всевышний – Отец всех живущих. Он питает всех и заботится о каждом. Он есть любовь и милость. Он знает нашу внутреннюю природу греха, и потому питает нас тем, что способно исцелить наше сердце. Ограничивая нас в чем-либо, Господь дает возможность познать Себя. Агур делился следующим наставлением:
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным חק (законным) хлебом,
9 дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. (Прит.30:7-9)
Агур просит Всевышнего, чтобы Он питал его насущным хлебом. Слово «насущный» на иврите חק (хок) переводится как: 1. участок, предел, удел, доля; 2. обязательство, долг; 3. срок; 4. закон, устав, постановление, определение. Итак, слово «хок» означает законную долю, дарованную от Господа, которой имеет право и должен пользоваться человек. Агур понимает, что любой человек может впадать в крайности из-за неверного отношения к законной доле (насущному хлебу). Агур просит Всевышнего помочь ему радоваться, пользуясь законной долей (насущным хлебом).
Ненависть к насущному.
По определенным причинам сыны Израиля возненавидели насущный хлеб, дарованный от Господа в виде манны. Они не были голодны, но мысли о том, что в Египте они могли себе позволить больше, чем в пустыне, производили ропот и возмущение против пути Божьего. В Эдемском саду произошло нечто подобное. Адам и Ева не бедствовали, живя в Эдеме, но осознание того, что они чего-то не знают и что-то не могут себе позволить вводили их в возмущение и ропот. Порой стремление к чему-то хорошему может произвести в добрых людях бунт и раздражение. В книге Притч говорится:
12 Надежда תוֹחֶלֶת (тохелет), долго не сбывающаяся, томит חלה (хала) сердце, а исполнившееся желание - древо жизни. (Прит.13:12)
На иврите слово «надежда» תוֹחֶלֶת (тохелет) обозначает также ожидание. Таким образом, в стихе Прит. 13:12 речь идет о замедлении исполнения Божьих желаний. Один из ярких примеров подобного замедления – ожидание рождения Исаака. Господь обещал Аврааму рождение сына в течение 20-ти лет. Сердца Авраама и Сарры томились, ослабевали, болели. Слово «томление», примененное в Прит. 13:12 на иврите - חלה (хала), означает - 1. слабеть, ослабевать; 2. болеть, заболевать; 3. (со)жалеть. быть изнурённым, становиться бессильным. умилостивлять, заискивать, льстить. быть ослабленным. делать больным, быть тяжело раненым. Но ведь Господь сказал! Он же всесильный! Почему же необходимо так долго ждать обещанного? Господь призвал нас не для того, чтобы исполнить все желания и разбаловать, а для воспитания в нас доверия и верности Его слову и характеру. Когда в нас есть доверие Господу, то история нашего ожидания служит свидетельством и спасением для многих людей. Поэтому в завершении стиха сказано: «Исполнившееся желание – древо жизни». Мы знаем, что древо жизни – это Тора. Когда Авраам дождался исполнения Божьего обещания, то его жизнь стала древом жизни, частью спасительной Торы для всех, кто сегодня ее читает. Тора – это путь применения закона.
Рождение ропота.
Каждый из живущих людей имеет определенные надежды и ожидания, любое из них может стать основанием для ропота. Порой через желания, которые производит в нас Господь, может произойти ропот. Ведь желание вкусно и разнообразно поесть производит Господь. Он так устроил, что в нас каждый день рождается желание кушать. Однако мы попадаем в обольщение из-за своих желаний и стремлений, когда говорим в своем сердце: «Но ведь это нормально. Что плохого в том, что я хочу поесть мясо? Я что не человек? Все люди как люди, а я… Почему Бог благословляет других, а меня нет?»
Ропот - недовольство своим положением, восстание против обстоятельств (Деян 6:1), против людей (Чис 16:11; Нав 9:18), против водительства Божьего (Исх 15:24; 17:3), против Мессии (Лк 15:2; Ин 6:41,43,61). Ропща, люди пытались "вынудить" Бога оказать им помощь чудесным вмешательством (Исх 16:2-4; ср. Евр 3:9). Если человек лицемерно соблюдает Божьи заповеди и повеления, т.е. следует им лишь внешне и формально, то этим он показывает, что внутренне противится им и восстает против них - ропщет (Флп 2:14; 1Петр 4:9).
Побеждаем ропот.
Одним из ярких примеров победы над ропотом является Анна. Она очень, очень сильно хотела родить ребенка, но из года в год не рождала. Жизнь была ей не мила, поскольку вторая жена Елканы стабильно рожала детей, а она нет. Анна приходила на служения Господу, приносила жертвы, но плакала, поскольку уходила без Божьего ответа. И вот однажды она пошла помолиться перед Господом. Она излила свое сердце, посвятив свои желания Ему. Да, она желала ребенка - мальчика. В этот раз она не просто желала. Она посвятила свое желание Господу. Она пообещала перед Господом, что если Он даст силы родить мальчика, тогда он будет служить Всевышнему. Что особенного сделала Анна? Что привлекло Б-е благоволение и ответ? Она пообещала исполнить слово Божье, известное всем израильтянам – все первенцы Мои! После того, как Анна совершила посвящение, она получила уверенность в ответе Всевышнего и больше не плакала. Ее желание перешло из сферы человеческого стремления в разряд Божьих обещаний. А есть ли что невозможное для Господа? Анна сумела перенаправить свое желание в исполнение Божьей воли.
Праздник доверия.
Также крайне важно не только посвятить свое желание Г-у, но и не роптать, не унывать далее в ожидании ответа. Проявление радости о Господе – это признак доверия Ему. Анна ждала Божий ответ еще некоторое время, но это ожидание не изнуряло. Ее сердце больше не болело и не унывало. Она обновлялась и укреплялась в Господе. Рав. Шауль вдохновлял верующих посвящать свои желания через Мессию Иешуа, чтобы сохранить свой разум и сердце от томления и болезненного состояния.
4. Всегда радуйтесь в союзе с Господом! И вновь скажу: радуйтесь!
5. Пусть все увидят, насколько вы благоразумны и кротки. Господь близко!
6. Ни о чём не беспокойтесь, но с благодарением открывайте свои нужды в молитве и прошении перед Богом.
7. Тогда Божий шалом, превосходящий разумение, сохранит ваши сердца и умы в союзе с Мессией Йешуа. (Фил.4:4-7)
В своем отчаянии будем приходить к Господу Иешуа, посвящая все свои желания Ему. Он даст силы и утешение, чтобы увидеть Божий ответ и принять его в радости.
Будем помнить, что ропот настигает тех, кто не нашел утешение в Боге и прободрствовал в молитве, потеряв радость о пути Мессии.
Вопросы для размышления:
Почему Господь расстроился из-за желания народа поесть мяса?
Что такое ропот?
Как побеждать ропот в своем сердце?