И спасет община убийцу из рук кровомстителя, и возвратит его община в город его укрытия, куда он бежал, чтобы оставался там до смерти первосвященника, который при нем был помазан священным елеем.
А если выйдет убийца за пределы своего города укрытия, куда он бежал,
И найдет его кровомститель за пределами города укрытия его, то может убить кровомститель убийцу, нет за него кровной (вины). (Числ 35: 25 - 27).
וְהִצִּילוּ הָעֵדָה אֶת הָרֹצֵחַ מִיַּד גֹּאֵל הַדָּם וְהֵשִׁיבוּ אֹתוֹ הָעֵדָה אֶל עִיר מִקְלָטוֹ אֲשֶׁר נָס שָׁמָּה וְיָשַׁב בָּהּ עַד מוֹת הַכֹּהֵן הַגָּדֹל אֲשֶׁר מָשַׁח אֹתוֹ בְּשֶׁמֶן הַקֹּדֶשׁ
וְאִם יָצֹא יֵצֵא הָרֹצֵחַ אֶת גְּבוּל עִיר מִקְלָטוֹ אֲשֶׁר יָנוּס שָׁמָּה
וּמָצָא אֹתוֹ גֹּאֵל הַדָּם מִחוּץ לִגְבוּל עִיר מִקְלָטוֹ וְרָצַח גֹּאֵל הַדָּם אֶת הָרֹצֵחַ אֵין לוֹ דָּם
Города для перевоспитания.
Господь повелел отделить в земле Израиля шесть городов для сохранения жизни неумышленных убийц. Они располагались на вершинах гор и были хорошо видны на десятки километров. Из всех мест Израиля к этим городам стекалось множество дорог, которые содержались в хорошем состоянии. Каждый Израильтянин видел, куда бежать, если не дай Бог, случалось несчастье. Прибежав в город, преступник жил за счет левитов и коэнов (священников). Он не мог вернуться к своему прежнему образу жизни. Оказавшись в обществе слуг Всевышнего, согрешивший удалялся от суеты и томления духа, прилепляясь к Божьему служению.
Город-убежище был антиподом современной тюрьме. В Израиле не было тюрем, плодящих преступность и ожесточение. Убегая в город священников, преступник освящался, получая соответствующее служение и помощь. Таким образом, левиты и священники сохраняли Израиль в святости Божьей.
Город-убежище – область Божьей милости.
Если убийца выходил за пределы милости Божьей, то мститель за кровь мог убить его. Царь Соломон использовал принцип города-убежища в отношении Семея, злословившего царя Давида. Соломон даровал Семею милость и жизнь только в черте города. Неизбежная смерть ждала Семея вне города Божьей милости. Будем помнить, что только в Царстве Мессии и в городе Его милости мы можем жить вне действия гнева Божьего за наши преступления. Если же мы выходим из такого города, тогда нас ожидают семь злейших, которым дается доступ в нашу жизнь, чтобы привести нас к покаянию.
Зачем Господь повелел строить города-убежища?
Господь не желает смерти грешника. Каждый человек – это грешник, преступивший Божью истину. Все люди нуждаются в городе-убежище, поскольку, в определенном смысле, совершили неумышленное убийство. Рассмотрим один из примеров: когда мы становимся участниками дорожного движения, то порой бывает, что наша неосторожность или забывчивость может стоить кому-то жизни. Ну, подумаешь, не показал поворот, уснул за рулем или проехал на красный сигнал светофора. Каждое такое действие потенциально грозит смертью для кого-то. Когда кто-либо погибает из-за чьих-то неумышленных действий, то обязательно стремятся найти виновных, создавших ситуацию, приведшую к смерти. Города-убежища давали возможность избежать поспешного суда, даруя возможность согрешившему пройти процесс осознания, покаяния в неверном мышлении, приведшем к смерти.
Реклама убийственного образа жизни.
Так или иначе, если человек стал причиной смерти кого-то, то его место в городе-убежище. Некоторые люди осознают свою вину, а другие - нет. Например, больше людей губит не наркоман, лежащий под забором, а владелец ночного клуба, где предоставляется возможность купить все запретное, или актеры, герои фильмов, показывающие пример вседозволенности и безнаказанности. Реклама насилия, праздности, вседозволенности, блуда, гордости более убийственна, поскольку из-за ее влияния на свет появляются насильники и преступники. Когда люди начинают искать виноватых, то обычно стремятся найти зачинщиков, спровоцировавших насилие и смерть. Осознание того, что своим образом жизни или необдуманными действиями ты послужил причиной боли или даже смерти кого-то, вызывает необходимость бежать в город-убежище. Итак, кому необходимы города-убежища? Каждому, кто сеет соблазны, служа преткновением или рекламой греха. Также, порой преткновением бывают верующие люди, которые, борясь со своим грехом, показывают ближним безбожное поведение, сея соблазны. (Примеры) Поэтому рав. Йоханнан учил: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна». (1Иоан.2:10) Это значит, что тот, кто не любит барата Божьей любовью, в том неизбежно проявится соблазн. Например, Ионадав – друг Амнона: так любил, что научил своего друга лгать и блудить. Мессия предупреждал, что ангелы уберут из Его Царства всех, кто производит соблазны и преткновения.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны (скандалон - преткновение, ловушка, капкан, петля) и всех тех кто отдалился от Торы,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.13:40-43)
Смерть первосвященника.
Преступник находился в городе до дня смерти первосвященника. Смерть первосвященника была важным событием, после которого согрешивший мог вернуться в свой удел или мог остаться в Божьем городе. Также смерть первосвященника служила прообразом грядущей смерти Мессии. Первосвященник, подобно Мессии, нес на себе недостатки служения сынов Израиля. Его смерть служила восполнением недостатка жертв народа. Ни один человек не может принести совершенную жертву, поскольку каждая осквернена примесью нечистых мотивов. Всевышний доводит наши жертвы до совершенства через смерть Мессии. В определенном смысле, смерть первосвященника была прообразом жертвы великого Первосвященника Мессии. Об этом свидетельствует Тора:
29 И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом.
30 На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.
(Исх.28:29,30)
מִשְפָט (мишпат) 1. суд; 2. правосудие, справедливость, правда; 3. закон, устав;
приговор, постановление (суда), осуждение.
Итак, смерть первосвященника свидетельствовала о смерти Мессии, Который носит наш суд, т.е. наш приговор, осуждение перед Всевышним. Через Свою смерть Он дает нам возможность выйти из города осознания своего греха, где мы приучаемся любить так, чтобы уничтожался соблазн. Выйти в призвание быть царями и священниками Богу нашему, проявляя характер и силу Мессии, служа для спасения ближних.
Подобно рав. Шауль говорил: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало». (2Тим.4:6)
Каждый верующий, верно исполняющий Божье призвание, может вторить словам рав. Шауля. Будем помнить, что мы имеем благодать выходить из города Божьей милости ради жертвенной жизни, для спасения тех, кто пребывает в смерти. Мы приводим в город спасения (Мессианскую синагогу) всякую душу, которая осознала свою поврежденность грехом и неизбежность Божьего суда.
Иешуа - великий Первосвященник, понесший наше осуждение, умерший за наши грехи и воскресший для нашего оправдания. С одной стороны, наш грех убил Его, и мы достойны гнева Божьего. Но если мы осознали свое преступление и вбежали в город-убежище, в среду священников, расставаясь со своими грехами, то смерть Великого Священника возвращает нас в Божий удел в качестве сына Божьего. Оставшуюся часть жизни бывший убийца понимал, что живет через умершего за него первосвященника. Будем помнить, что мы живем через Великого Первосвященника, Который умер за нас и через Свою смерть освободил нас от рабства страху смерти.
Вопросы для размышления:
Зачем Господь повелел строить города убежища?
Кого можно считать неумышленным убийцей?
Почему после смерти первосвященника виновный в неумышленном убийстве мог покинуть город убежище?