Если будет найден убитый на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе для владения ею, павший в поле, не известно, кто убил его;
То выйдут твои старейшины и твои судьи и измерят (расстояние) до городов, которые вокруг убитого.
И будет город, ближайший к убитому, — и возьмут старейшины того города телицу крупного скота, на которой еще не работали, которая еще не ходила в ярме.
כִּי יִמָּצֵא חָלָל בָּאֲדָמָה אֲשֶׁר יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ נֹתֵן לְךָ לְרִשְׁתָּהּ נֹפֵל בַּשָּׂדֶה לֹא נוֹדַע מִי הִכָּהוּ
וְיָצְאוּ זְקֵנֶיךָ וְשֹׁפְטֶיךָ וּמָדֲדוּ אֶל הֶעָרִים אֲשֶׁר סְבִיבֹת הֶחָלָל
וְהָיָה הָעִיר הַקְּרֹבָה אֶל הֶחָלָל וְלָקְחוּ זִקְנֵי הָעִיר הַהִוא עֶגְלַת בָּקָר אֲשֶׁר לֹא עֻבַּד בָּהּ אֲשֶׁר לֹא מָשְׁכָה בְּעֹל
נכה (наха) быть поражённым, быть убитым. быть побитым, быть разрушенным. 1. ударять, бить
На границе двух районов Одесской области был найден труп. Тело было найдено с одной стороны разделительной лесополосы. Узнав о неприятной находке, работники милиции перетащили труп на другую сторону лесополосы и таким образом сняли с себя ответственность. Милиция другого района тоже не растерялась и проделала подобную процедуру. Никто не желал взять ответственность за мертвое тело. Это очень хлопотное дело, требующее расследования, идентификации, оповещения родственников, захоронения и других формальных процедур.
Тора описывает еще один важный аспект, связанный с нахождением тела убитого. Старейшины города должны были пригласить левитов, совершить принесение жертвы и омыть над ней свои руки, исповедуя свою невиновность и непричастность к убийству.
6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине,
7 и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели;
8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови.
9 [Так] должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа. (Втор.21:6-9)
Ответственность за узнанную проблему.
Сегодняшний отрывок Торы показывает нам, как относиться к проблеме, которая возникла не по нашей вине. Люди города не были виновными в смерти убитого. Убитый был совершенно им неизвестен, но это не могло освободить их от ответственности сделать что-то перед Господом, чтобы смыть с себя вину. Вина падала на город, находившийся ближе всего к телу. Основным критерием для принятия ответственности служило более близкое положение города к убитому. В нашей жизни мы часто сталкиваемся с проблемами, которые, якобы, нас не касаются. Когда мы слышим или видим какую-либо проблему в общине, часто первая реакция – «это меня не касается». Но давайте подумаем, что было бы с Израилем, если бы Давид подумал, что Голиаф – это не его проблема. Ведь братья, царь Саул и многие другие убеждали его, что он не способен и не готов послужить для победы Израиля. Вспомним также притчу о добром Самарянине. Почему мы считаем самарянина добрым? Вспомним притчу и посмотрим, какое качество сделало самарянина ближним.
30. Услышав вопрос, Йешуа сказал: "Один человек спускался из Йерушалаима в Йерихо, и внезапно на него напали грабители. Они раздели его донага, избили, затем ушли, оставив его едва живого.
31. Случилось так, что той дорогой шёл коген, но заметив его, перешёл на другую сторону дороги и прошёл мимо.
32. Также и Леви, приблизившись к тому месту и увидев его, прошёл мимо.
33. А житель Шомрона, находившийся в пути, заметил его, и увидев его, пожалел.
34. Он подошёл к нему, помазал маслом и вином его раны и перевязал их. Затем посадил его на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём.
35. На следующий день он взял двухдневную заработную плату, отдал её хозяину гостиницы и сказал: 'Присмотри за ним; а если истратишь больше, я рассчитаюсь с тобой, когда вернусь'.
36. Кто из этих трёх, по твоему мнению, стал 'ближним' человеку, попавшему в руки грабителей?"
37. Он ответил: "Тот, кто проявил к нему сострадание". Йешуа сказал ему: "Иди и поступай также". (Лук.10:30-37)
Притча о добром самарянине показывает мотив сердца, позволяющий стать ближним. Самарянин сжалился над пострадавшим - это мотив сердца, дающий способность оказать милость и сделать то, чего человек не обязан делать.
Находясь в общине, мы оказываемся на очень близком расстоянии друг к другу. Мы имеем возможность видеть не только сильные стороны ближних, но также их слабости, грехи, нечистоту, проблемы характера. Также мы можем видеть недостатки и слабые стороны в служении нашей общины. В подобных ситуациях важно понять, какую роль ты будешь играть: стороннего наблюдателя или ближнего. Давид, будучи юношей, не абстрагировался от проблемы, но стремился восполнить недостаток и снять поношение с народа Божьего. Если твое сердце неравнодушно к успеху Божьего дела, то твои таланты, способности, идеи должны возвысить имя Мессии через служение Мессианской синагоги. Итак, осознание какой-либо проблемы ведет нас к ответственности перед Господом за восполнение узнанной нужды. Знание воли Божьей производит ответственность. Также будем помнить о проклятии, которое сопровождает тех, кто делает свое дело небрежно. Если ты осознал важность празднования Шаббата, то стремись праздновать его перед Господом и не находи повода, чтобы пренебрегать им. Если ты участвуешь в каком-либо служении, важно делать это от всего сердца, достигая совершенства, чтобы успех был для всех очевиден.
Вопросы для размышления:
Как в Израиле определяли ответственность за погребение убитого без свидетелей?
Когда мы становимся ответственными за разрешение какой-либо проблемы?
В каком случае мы становимся способными разрешать проблемные ситуации?