гл. Ваишлах Добрые дела Иакова. Быт.32:9-13 (02.12.2017 )
Раздел: Отрывок Торы Дата: 04/12/2017


И сказал Йааков: Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака, Господь, Кто сказал мне: Возвратись на землю твою и на родину твою, и Я благотворить буду тебе!

Мал я против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим; ибо с моим посохом перешел я этот Йарден, а ныне стал я двумя станами.

Спаси же меня от руки брата моего, от руки Эсава! Ибо страшусь я его, как бы он не пришел и не разбил меня - мать с сыновьями.

Ты же сказал: Благотворить, благотворить буду тебе; и сделаю Я потомство твое как песок морской, который не счесть от множества.

И ночевал он там в ту ночь. И взял он из имевшегося в его руке дар для Эсава, брата своего:





וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב אֱלֹקֵי אָבִי אַבְרָהָם וֵאלֹהֵי אָבִי יִצְחָק יְדֹוָד הָאֹמֵר אֵלַי שׁוּב לְאַרְצְךָ וּלְמוֹלַדְתְּךָ וְאֵיטִיבָה עִמָּךְ

קָטֹנְתִּי מִכֹּל הַחֲסָדִים וּמִכָּל הָאֱמֶת אֲשֶׁר עָשִׂיתָ אֶת עַבְדֶּךָ כִּי בְמַקְלִי עָבַרְתִּי אֶת הַיַּרְדֵּן הַזֶּה וְעַתָּה הָיִיתִי לִשְׁנֵי מַחֲנוֹת

הַצִּילֵנִי נָא מִיַּד אָחִי מִיַּד עֵשָׂו כִּי יָרֵא אָנֹכִי אֹתוֹ פֶּן יָבוֹא וְהִכַּנִי אֵם עַל בָּנִים

וְאַתָּה אָמַרְתָּ הֵיטֵב אֵיטִיב עִמָּךְ וְשַׂמְתִּי אֶת זַרְעֲךָ כְּחוֹל הַיָּם אֲשֶׁר לֹא יִסָּפֵר מֵרֹב

וַיָּלֶן שָׁם בַּלַּיְלָה הַהוּא וַיִּקַּח מִן הַבָּא בְיָדוֹ מִנְחָה לְעֵשָׂו אָחִיו

 

 
Большое добро – сохранить доброе сердце.

Иаков сохранят доброе отношение к Господу в самые кризисные моменты жизни.

Он не ропщет и не жалуется, а благодарит Господа за все Его милости, доброту и смиренно просит о помощи. Он говорит: «Мал (не достоин) я против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим», т.е. «Ты поступил со мной лучше, чем я того заслуживаю». Такое отношение к Господу спасает сердце Иакова от неверия и ожесточения. Ведь тучи сгущались, и казалось, что мирного выхода из ситуации не предвидится. Иаков решил сохранить доброе сердце перед Господом и потому отделил подарок для Исава – на иврите מִנְחָה (минха), что также означает приношение, жертва (без крови). Чтобы не быть захваченным ожесточением и худыми мыслями, Иаков отделяет мирную жертву перед Господом для Исава и посылает ее прежде, чем увидит лицо Исава. Подобные жертвы – это не признак слабости. Это признак силы духа и доверия Господу. В таких ситуациях проще надеяться на проверенные человеческие методы: аргументы оружия и хитрости. Но Иаков не желает использовать человеческий арсенал, а смиряется в доверии перед Господом, совершая доброе дело перед Его лицом. Итак, одно из важнейших добрых дел, которые мы можем совершить, – это сохранить доброе, верное сердце перед Господом. Подобные действия дают возможность пребывать в Божьем присутствии, принося плод Мессии. Из доброго сердца исходят соответствующие дела (плоды). Иаков делает добро Исаву из того, что Господь дал ему. Господь дал также тебе что-то доброе, чем ты можешь послужить, чтобы разрушать ожесточение сердца. Пусть Божье добро, проявленное к тебе Всевышним, послужит добром, прославляющим Его имя, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного. (Матфея 5:16) К большому сожалению, многие верующие считают себя уже спасенными в Мессии или в Аврааме, перестают уделять пристальное внимание добрым делам, считая, что благодаря праведности Иешуа мы уже оправданы, и лучше Его мы сделать не сможем, так зачем вообще утруждать себя этим занятием?

 

Спасение через дела?

Отчасти можно согласиться, что глобальное спасение - не по нашим добрым делам, а по милости Божьей. Мы не можем сделать что-либо лучше и больше, чем Иешуа для того, чтобы принести жертву за свои грехи. Единственное добро, которое мы можем сделать – это верой принять Его жертву, получив прощение, Дух Святой и кредит Божьей милости. Но далее жизнь продолжается и перед нами стоит каждодневный выбор о том, какие мы будем совершать и как.

Что было бы, если бы Иаков вместо того, чтобы послать дары Исаву, собрал вооруженных людей и организовал засаду для отряда Исава? Таким действием патриарх ожесточил бы свое сердце, подливая масло в огонь раздора и ненависти. Такое действие закрыло бы ему путь шалома. Можно сколько угодно внушать себе, что ты спасен, но если дела не достигают Божьей правды и доброты, то спасение потеряно. Принять спасение – это значит также принять все те добрые дела, ради исполнения которых Господь предназначил и приготовил тебя, и с радостью их исполнить.

 

8 Ибо благодатью вы спасены  через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не  хвалился.

10 Ибо мы - Его творение (греч.поэма - произведение, изделие), созданы в Мессии Иешуа на добрые дела, которые Бог предназначил (заблаговременно подготавливать, приготовиться прежде) нам исполнять. (Еф.2:8-10)

 

Мы спасены не от наших дел, а для совершения добрых дел Мессии. Он должен отобразиться в нас через образ жизни, прославляющий Его. Если бы Иаков начал сеять в плотское мышление, он пожал бы дела неверия, о чем говорит рав. Шауль:

 

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем  не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8 сеющий в плоть свою от  плоти пожнет тление, а сеющий  в дух от духа пожнет жизнь  вечную.

9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10 Итак, доколе есть время, будем  делать добро всем, а наипаче  своим по вере.

(Гал.6:7-10)

 

Принимая решение делать Божье добро, мы сеем в свою жизнь и жизнь ближних семена правды и истины, преображающие нас по воле Призвавшего нас в чудный Свой свет.

 

Божьи дела преображают нас по воле Призвавшего.

Мы не можем заслужить спасение и заработать его, поскольку все проданы греху. Но, когда мы принимаем от Него спасение, нам с ним также даруются благословенные возможности действовать по воле Того, Кто купил нас дорогой ценой. В каждом деле есть чья-то воля. Наша задача совершать дела воли Всевышнего, чтобы люди видели Его творящим. Добрые дела показывают, что Дух Святой пребывает в нас, и мы сознательно соглашаемся с Его действием.

 

Через добрые дела Иаков победил озлобление Исава и избавил свое сердце от страха и мучения. Когда делаем добро, то нет смысла унывать и печалиться. Господь даст нам награду. Исследование Писаний, молитва подготавливают нас к совершению очередного добра перед лицом Божьим.

 

16 Все Писание богодухновенно  и полезно для научения, для  обличения, для исправления, для  наставления в праведности,

17 да будет совершен (артиос - совершенный, полностью подготовленный, способный удовлетворить все требования) Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:16,17)

 

Важно только не путать свое добро с добром Всевышнего, чтобы не получилось, как говорится в анекдоте:

 

— Папа, а ты мог бы обойтись в своей жизни без сигарет, пива, компьютера и футбола? — Доченька, почему ты такая жестокая?! Я ведь тебя с детства только доброму учил.

Есть добро человеческое (наркоману дают бесплатный наркотик, блуднику доступный дом терпимости, взяточнику – умеренные взятки, алкоголику – доступный алкоголь). Отношение обычных людей к Божьему добру очевидно: «Много я добрых дел я сделал. За какое вы хотите побить меня камнями?» (Иоанна 10:32) Кульминацией отношения человечества к Божьему добру является стойка казни. Божью доброту, милость, служение пригвоздили к орудию смерти в надежде, что Он нас не достанет, не обличит и не будет бороться с нашей совестью. Не случайно в одной из шуток есть очень нешуточный контекст:

 

Я самый добрый человек на свете, а если найдется кто—то добрее, я убью его и снова стану самым добрым человеком на свете!
Человечество желает быть добрым без Божьего вмешательства, а если Он - таки вмешивается, то Его пытаются как можно быстрее убить в надежде, что Он не воскреснет. Но Мессия воскрес из мертвых, оживляя нас Своим духом, чтобы мы преуспевали в деле Божьем и радовались радостью неизреченной!

 

20 Бог же мира, воздвигший из  мертвых Пастыря овец великого  Кровию завета вечного, Господа  нашего Иешуа Мессию,

21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иешуа Мессию. Ему слава во веки веков! Аминь.

(Евр.13:20,21)

 

Итак, доброе дело найдется для каждого человека, призванного Господом. Важно только начать правильно, не гордясь и не выпячивая свои дела перед людьми, а делая Божье добро тайно, чтобы получить похвалу и награду от Всевышнего. Вспомним, что порой великие чудеса и силы Божьи проявлялись через обычных людей, и даже детей. (пленная израильская девочка, женщина, разбившая алебастровый сосуд, мальчик с двумя рыбками). Когда мы находимся в общине, - это уже свидетельство того, что каждому есть возможность совершать добрые дела в контексте Божьего призвания.

 

 

Вопросы для размышления:

    Зачем Иаков совершал добрые дела?
    Почему для верующего важно учиться совершать добрые дела?
    Какие добрые дела помогают нам совершать свое спасение?
 






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=1452