И священнослужитель, великий из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания и кого уполномочили облачаться в одеяния, головных волос своих не отпустит и одежд своих не разорвет.
И ни к какому умершему не должен он подходить, из-за отца своего и из-за матери своей не должен он оскверняться.
И из Святилища нельзя ему выходить, чтобы не осквернять Святилище Всесильного Своего, ибо венец елея помазания от Б-га его на нем. Я Господь.
וְהַכֹּהֵן הַגָּדוֹל מֵאֶחָיו אֲשֶׁר יוּצַק עַל רֹאשׁוֹ שֶׁמֶן הַמִּשְׁחָה וּמִלֵּא אֶת יָדוֹ לִלְבּשׁ אֶת הַבְּגָדִים אֶת רֹאשׁוֹ לֹא יִפְרָע וּבְגָדָיו לֹא יִפְרֹם
וְעַל כָּל נַפְשֹׁת מֵת לֹא יָבֹא לְאָבִיו וּלְאִמּוֹ לֹא יִטַּמָּא
וּמִן הַמִּקְדָּשׁ לֹא יֵצֵא וְלֹא יְחַלֵּל אֵת מִקְדַּשׁ אֱלֹקָיו כִּי נֵזֶר שֶׁמֶן מִשְׁחַת אֱלֹקָיו עָלָיו אֲנִי יְדֹוָד
Коганим не должны были прикасаться к умершим, поскольку их уделом было постоянное соприкосновение с живым, нетленным Господом! Господь - Бог не мертвых, но живых. Израиль вышел из Египта, где культ мертвых был одной из основ общества. Эта ложная религия вызывала в людях страх смерти, вводя их в поклонение тленным вещам.
Служение мертвым.
Египтеский культ мертвых возник на основании суетного мышления, удалившегося от правды Божьей в поклонение творению вместо Творца. Египетское общество служило мертвым, прилагая к этому титанические усилия. Пирамиды, величественные храмы – это только некоторые из проявлений этого служения. Современное общество тоже недалеко ушло от характера служения Египтян. В частности, на постсоветском пространстве все еще возвышается пирамида, прославляющая мертвого вождя. Множество народов считали за честь приехать в Москву и соприкоснуться с мертвецом. Это тоже одна из форм служения мертвым. Служение мертвым строится на сохранении материального объекта, ради приобщения к его идеям и ценностям. Не случайно в Египте мертвых мумифицировали, поскольку в таком случае была возможность визуализировать личность и возродить ее идеи.
Коганим – свидетели нетленного.
Коганим были призваны соприкасаться с нетленным Божьим Царством и быть живыми свидетелями, Мессии, Который воскрес из мертвых, победив тление и смерть. Очень расстраивают культы служения костям или попытки совершать служения на кладбищах. Вспомним, что когда Мессию искали в гробу, Его там не нашли. Иешуа не оставил Своих мощей или чего-либо для поклонения.
3 И, войдя, не нашли тела Господа Иешуа.
4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
5 И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. (Лук.24:3-7)
Всем своим образом жизни коганим должны были показывать нетленного первосвященника – воскресшего Мессию Иешуа. Наш первосвященник воскрес, и нет его костей. Вспомним также, что мы вошли в Его служение для того, чтобы носить образ Мессии, а не тленного Адама. Об этом замечательно говорил рав. Шауль:
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (1Кор.15:47-50)
Учение зависит от прикосновения.
От того, к кому ты прикасаешься, зависит твоя вера и учение. Прикасаешься к нечистому или тленному, то и учение будет оправдывать нечистоту. Коганим были призваны свидетельствовать о вечном, нетленном Господе Израиля, Который владеет смертью и тлением. Он создал жизнь, и Он предусмотрел тление, чтобы все живущие, видя, как стареют и умирают их земные тела, узнав о воскресшем Мессии, избрали Его жизнь с избытком. Далее рав. Шауль продолжает:
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:53,54)
Мышление воскресения.
Мы призваны жить в победе над безысходностью и тлением. Ведь Машиях воскрес! Поэтому истинно верующий отличается тем, что его мышление сфокусировано на воскресшем, нетленном первосвященнике, Который дает ему живое упование. Ведь от мышления зависит восприятие реальности. Когда в человеке пребывает мертвое мышление, в котором нет уверенности в воскресшем Мессии, то он совершает мертвые дела, тем самым служа тлению. Мертвые дела (дела тления) – это дела, не приводящие нас к познанию Мессии. Писание вдохновляет делать все, как для Господа, прославляя Мессию в телах наших и душах наших (т.е. в наших мыслях)… Итак, если в нас пребывает мертвое мышление, в котором нет реальности познания Мессии, то все дела проявляют и прославляют тление и смерть. Писание вдохновляет нас:
1. Вы некогда были мертвы из-за своих грехов и непослушания.
2. Вы ходили путями олам газе и повиновались Повелителю Сил Воздуха, который по сей день действует в среде непослушных.
3. Действительно, все мы некогда жили так - мы следовали страстям нашего старого естества, повиновались желаниям старого естества и собственным мыслям. В таком естественном состоянии нас неминуемо ожидал Божий гнев, как и всех остальных.
4. Однако Бог настолько богат милостью и любит нас такой безграничной любовью,
5. что, хотя мы и были мертвы из-за своего непослушания, Он оживил нас вместе с Мессией - именно благодатью вы были спасены.
6. То есть Бог воскресил нас вместе с Мессией Йешуа и посадил на небесах вместе с ним,
7. чтобы показать в грядущих веках, как безгранично обильна Его благодать, как велика Его доброта к нам, находящимся в союзе с Мессией Йешуа. (Еф.2:1-6)
Обычный земной человек мыслит так: «Спеши взять от жизни все, ибо завтра умрем». Верующий в нетленного Мессию говорит так: «Господь приведет все дела на суд». От нашего мышления зависит вид служения и его плоды.
Кого прославляют плоды нашего служения?
Как узнать, что человек делает мертвые дела? Его жизнь не приносит плод, прославляющий Мессию. Видя жизнь подобного человека, люди не могут прославить Бога, а входят в определенное недоразумение и противоречие. Нарушение Божьих заповедей – это мертвые дела, поскольку в них нет любви к Мессии и к ближнему. А во всем, где не проявлена Божья любовь, там неизбежна смерть. Совершая мертвые дела, человек пребывает в страхе смерти. Он постоянно переживает за свою жизнь или им овладевает фатализм или безумное «бесстрашие». У подобных людей нет уверенности в спасении. Они не могут сказать подобно рав. Шаулю: «Я течение совершил, веру сохранил и теперь готовится мне венец» …
Избавление от страха смерти.
Одним из важнейших аспектов избавления от страха смерти является рождение Свыше, помогающее нам насытиться страхом Божьим и победить формальную (законническую, человеческую) форму служения, которая имеет вид благочестия, но не несет в себе силы Божьей, способной изменить лукавое и крайне испорченное человеческое сердце.
Живые отношения с Мессией помогают обрести страх Божий, который очищает нас от всякого греха. Важно любить проявления Духа Святого, которые оживляют нас. Необходимо знать Мессию, Который освобождает нас от формального служения, не дающего уверенность в угождении Господу. Когда ученики исполнились Духа Святого, они потеряли страх человеческий, а потому говорили Божье слово с дерзновением. Именно исполнение Духом Божьим дает нам возможность пребывать в Божьих чувствах и помышлениях и ведет к исполнению Его совершенной воли. Потому всегда важно помнить о том, где и в ком мы ищем ответы жизни. В этой связи стоит вспомнить слова пророка Исайи:
19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
20 [Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. (Ис.8:19-21)
Сейчас есть много популярных людей и мнений, но крайне мало призывов обращаться к закону и откровению. Через обращение к закону и откровению Израиль может познать Мессию, возлюбив чистое словесное молоко, возрастая в Его спасении. Будем помнить -
Мессия жив! Он воскрес! У нас есть возможность спрашивать живого и хранить себя от мертвого. Он дает нам ум к уразумению Писаний. Он - начальник и совершитель нашей веры. Он учит нас жить полноценной жизнью, в которой нет места тлению и смерти.
Вопросы для размышления:
1. Почему первосвященник не должен был прикасаться к умершим?
2. Чем отличается служение воскресшему Мессии от служения тленным вещам?
3. Как избавиться от страха смерти?