И сказал Бил'ам Б-гу: Балак, сын Ципора, царь Моава, послал ко мне:
Вот народ, вышедший из Мицраима, и покрыл он, (сколько) видна земля; ныне пойди, прокляни мне его, - быть может, сумею сразиться с ним, и изгоню я его.
И сказал Б-г Бил'аму: Не ходи с ними! Не кляни народ, ибо благословен он.
וַיֹּאמֶר בִּלְעָם אֶל הָאֱלֹקִים בָּלָק בֶּן צִפֹּר מֶלֶךְ מוֹאָב שָׁלַח אֵלָי
הִנֵּה הָעָם הַיֹּצֵא מִמִּצְרַיִם וַיְכַס אֶת עֵין הָאָרֶץ עַתָּה לְכָה קָבָה לִּי אֹתוֹ אוּלַי אוּכַל לְהִלָּחֶם בּוֹ וְגֵרַשְׁתִּיו
וַיֹּאמֶר אֱלֹקִים אֶל בִּלְעָם לֹא תֵלֵךְ עִמָּהֶם לֹא תָאֹר אֶת הָעָם כִּי בָרוּךְ הוּא
Вайомэр бильам эль аэлохим балак бэн ципор мэлэх моав шалах элаи
Хинэ аам айоцэ мимицраим ваихас эт эйн аарэц ата лэха кава ли ото улай ухаль лэилахэм бо вэгэраштив
Вайомэр элохим эль бильам ло тэлэх имаэм ло таор эт аам ки барух у
כָּסָה - kâsâh - [ kaw-saw' ] "A(qal): 1. покрывать; 2. скрывать, утаивать. B(ni): быть покрытым.
עַ֫יִן - ‛ayin - [ ah'-yin ] "1. глаз, око; 2. вид, внешность;
קָבַב - qâbab - [ kaw-bab' ] A(qal): проклинать, клясть.
גָּרַשׁ - gârash - [ gaw-rash' ] A(qal): изгонять, выгонять. B(ni): быть выброшенным.
אָרַר - 'ârar - [ aw-rar' ] A(qal): проклинать, заклинать. B(ni): быть проклятым.
Как известно, история повторяется. В современном мире дают о себе знать Халевы, Вараки, Валаамы и Валаки. Каждая личность в Библии описывает определенный характер, который можно распознать и сегодня. Рассмотрим две знаменательные личности – Валак и Валаам.
Современный Валак (Балак).
Валак – это моавитский царь. Имя Валак (ивр. בָּלָק Балак – «пустой», «праздный») указывает на его характер, не имеющий Божьего призвания. Где нет познания Бога Израиля, там пустота и праздность. Моавитяне являлись потомками племянника Авраама – Лота и старшей дочери последнего. Нежелание Лота укрепляться в Божьем призвании привело к тому, что его потомки в лице Валака стали нападать на своих родственников Израильтян. Царь любой страны – это представитель воли народа. Глядя на Валака, можно понять, чем живут Моавитяне. Они боятся евреев и всего еврейского. Израиль они воспринимают как угрозу и проблему для жизни моавитского царства. Валак не ищет истинного Господа, а культивирует свое представление о божестве. Поскольку Еврейский народ проявлял царство Мессии, Который Избавляет из рабства, утверждает завет, дает заповеди, то перед разными народами стоял выбор, как отнестись к такому Господу. Израиль был носителем благоухания доброй вести о Царстве Божьем, но для некоторых это был запах смерти. Валак решил не познавать Бога Израиля, а укрепиться против народа завета, заручившись поддержкой авторитетов того времени. Современный Валак – это человек влияния, проявляющий себя на разных уровнях религиозной и общественной жизни. Валак не против того, чтобы призвать Бога, строя жертвенники, слушая слова пророков. Однако слова пророков должны вторить его идеям о Боге. И поэтому он очень расстраивается, когда послание пророков не согласуется с его целями и намерениями, поскольку он использует их как инструмент для продвижения своих идей и желаний.
Образ современного Валаама.
Валаам בִּלְעָם [евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа"]. Он похож на глубоко духовного человека, который имеет общение с Господом. Используя опыт своего общения с Богом, Валаам приобретает авторитет среди людей. Свое благочестие современный Валаам использует для прибытка, считая, что если есть дар, то почему бы на нем не заработать. Современный Валаам знает о важности Израиля, но, тем не менее, не желает каким-либо образом приобщатся к нему. Ему не важен Господь Израиля, поскольку Валаам ищет определенный духовный опыт, который будет полезен для улучшения его благосостояния. Поэтому Валаам не вникает в Божье откровение, данное через Израиль, а ищет и развивает свои понятия о боге. Таким образом, он формирует свою философскую систему и учит все народы этой системе.
Учение Валаама.
В ряде посланий указываются основные тезисы учения Валаама.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. (2Пет.2:15-19)
Люди, подобные Валааму, оставляют прямой путь Письменной Торы и изобретают свое учение, иносказательно толкуя некоторые слова из Библии. Так возникла теория замещения, замещающая Израиль Церковью или новым Израилем. Подобное учение становится надутым пустословием, поскольку, заменив Израиль, эти люди заменяют и Бога Израилева на бога церкви или на бога нового Израиля. Господь пообещал, что никогда не заменит Израиль, поэтому, заменяя Божий план спасения своей идеей спасения, подобные люди лишают себя возможности возлюбить чистое словесное молоко, чтобы возрасти во спасение. Другие последователи Валаама заменяют Мессию Иешуа понятием Израиль. Заменяя верное пророческое слово о Мессии, современные Валаамы лишают себя и других возможности читать Писание в его истинном контексте. Из-за этого многие не могут увидеть путь спасения через Иешуа.
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. (Иуд.1:11-13)
Люди, увлекающиеся учениями Валаама, носимы различными ветрами мнений человеческих, не понимая, что за каждым подобным учением где-то припрятана мзда. Валаам готов был учить о том, что Израиль - проклятый народ, только если бы ему Господь это позволил. Господь не разрешил ему сделать это, тогда Валаам нашел способ преподать учение, вводящее Израиль в грех.
Суть учения Валаама приводится в книге Откровение:
14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн (преткновение, ловушка, капкан, петля) сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (вели развратную жизнь). (Откр.2:14)
Учение Валаама нацелено на то, чтобы лишить Израиль Божьего избрания и призвания. Валаам научил Моавитян, как ввести Израиль в грех против Божьего завета. Это говорит о том, что учение Валаама отвергает Божьи заповеди, подрывая таким образом основу святости. Многие израильтяне начали поклоняться и служить Ваал Фегору. Народ завета начал превращаться в блудников и лицемеров.
Рука руку моет.
Тандем «Валак и Валаам» встречается достаточно часто. Люди власти с удовольствием используют сотрудничающих с ними «пророков».
Сегодня из разных народов звучат проклятия в адрес Израиля. В основе всех гонений на Израиль стоит определенный Валаам своего времени, который тем или иным способом обесценил роль и предназначение Израиля, тем самым дав моральное право уничтожать народ завета. Всемирная история помнит множество тому примеров.
Пророк Захария Зах.12:3 свидетельствует о том, что все народы будут воевать против Израиля. Сегодня ООН ищет своего Валаама, чтобы получить право для атаки на Израиль. Тем временем в Тель-Авив и Иерусалим завозят гей парады для «улучшения» экономической и культурной ситуации. То, что происходит - с родни поклонению Ваал Фегору. В парадах равенства участвуют люди из разных стран, поддерживающие Хамас и голосующие против Израиля. Но они не прочь подорвать духовный стержень народа завета при помощи таких «культурных акций».
Но у Израиля есть защита, на которую не обращают внимание, поскольку не верят в Божье слово. Писание ясно свидетельствует о неспособности воли человеческой превозмочь волю Всевышнего.
9 Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас;
10 но Я не хотел послушать Валаама, - и он благословил вас, и Я избавил вас из рук его.
(Иис.Нав.24:9,10)
Небольшое отступление: Постпред США при ООН Никки Хейли и госсекретарь Майк Помпео во вторник, 19 июня, объявили о том, что Соединенные Штаты выходят из Совета ООН по правам человека.
"США официально выходят из Совета ООН по правам человека. При этом я хочу прояснить, что этот шаг не является отступлением от обязательств в области прав человека", - сказала Хейли.
Она пояснила, что СПЧ ООН превратился в "кладезь политических предубеждений" и обвинила орган в лицемерии и предвзятости, которая, в частности, выражается в "хроническом антиизраильском уклоне".
Как спастись от влияния учения Валаама?
1. Вникать в священные еврейские Писания. Когда мы вникаем в Библию, важно всегда помнить, через кого и как Господь дал этот величайший дар.
2. Сохранять контекст Библии (Она говорит о всемирной истории в контексте еврейской.) Теряя контекст Писаний, всякий человек будет подвержен искушению восставать против Израиля.
3. Приобщаться к Мессианскому служению. (Это практическое противоядие. Практическое служение спасению еврейского народа – это лучшее исцеление для сердца.) Рав. Шауль показывает, как происходит это пробщение.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Мессии, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Мессии Иешуа вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Мессии.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. (Еф.2:11-14)
Вот пример того, как верующие из разных народов должны говорить:
5 Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля. (Ис.44:5)
Обратим внимание на то, что они не заменяют Израиль, а приобщаются к нему.
4. Хранить себя от тех, кто тем или иным способом пытается заменить собой Израиль или подменить завет Господа с Израилем, или обесценить роль Израиля. Теория замещения проявляет себя в разных формах, но суть ее все та же.
8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, -
9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":
10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину.
(Ис.41:8-15)
Вопросы для размышления:
1. Как выглядит современный Валак (Балак)? (Он боится всего еврейского. В Израиле он видит угрозу и проблему для своей жизни. Он стремится уничтожить еврейский народ. Балак проявляет себя на разных уровнях религиозной и общественной жизни. Он хочет призвать Бога, готов строить жертвенники, слушает слова пророков. Он очень расстраивается, когда слова пророков не согласуются с его целями и намерениями, поскольку он использует их как инструмент для продвижения своих идей и желаний.)
2. Как выглядит современный Валаам (Билеам)? (Современный Валаам похож на глубоко духовного человека, который имеет общение с Господом. Свое благочестие современный Валаам использует для прибытка, считая, что если есть дар, то почему бы на нем не заработать. Хотя современный Валаам знает о важности Израиля, но тем не менее не желает каким-либо образом приобщатся к нему. Ему не важен Господь Израиля, поскольку он ищет определенный духовный опыт, который будет полезен для улучшения его благосостояния. Современный Валаам ищет своего бога
3. Как сохранить себя от влияния сегодняшних Валаков и Валаамов? (1. Вникать в священные еврейские Писания. 2. Сохранять контекст Библии (Она говорит о всемирной истории в контексте еврейской.) 3. Приобщаться к Мессианскому служению. (Это практическое противоядие. Практическое служение спасению еврейского народа – это лучшее исцеление для сердца. Будут питателями вашими). 4. Хранить себя от тех, кто тем или иным способом пытается заменить собой Израиль или обесценить роль Израиля.