Но только к месту, которое изберет Господь, Б-г ваш, из всех колен ваших, чтобы утвердить там Имя Свое, к Его обиталищу устремляйтесь (דרש), и приходи туда;
И приносите туда ваши всесожжения и ваши жертвы, и ваши десятины, и возношение вашей руки, и обетованное вами, и доброхотные ваши дары, и первородных вашего скота крупного и мелкого;
И ешьте там пред Господом, Б-гом вашим, и радуйтесь всему, к чему приложена ваша рука, вы и семейства ваши, чем благословил тебя Господь, Б-г твой.
Не делайте всего, что мы делаем здесь сегодня, - каждый, что прямо в его глазах;
כִּי אִם אֶל הַמָּקוֹם אֲשֶׁר יִבְחַר יְדֹוָד אֱלֹקֵיכֶם מִכָּל שִׁבְטֵיכֶם לָשׂוּם אֶת שְׁמוֹ שָׁם לְשִׁכְנוֹ תִדְרְשׁוּ וּבָאתָ שָּׁמָּה
וַהֲבֵאתֶם שָׁמָּה עֹלֹתֵיכֶם וְזִבְחֵיכֶם וְאֵת מַעְשְׂרֹתֵיכֶם וְאֵת תְּרוּמַת יֶדְכֶם וְנִדְרֵיכֶם וְנִדְבֹתֵיכֶם וּבְכֹרֹת בְּקַרְכֶם וְצֹאנְכֶם
וַאֲכַלְתֶּם שָׁם לִפְנֵי יְדֹוָד אֱלֹקֵיכֶם וּשְׂמַחְתֶּם בְּכֹל מִשְׁלַח יֶדְכֶם אַתֶּם וּבָתֵּיכֶם אֲשֶׁר בֵּרַכְךָ יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ
לֹא תַעֲשׂוּן כְּכֹל אֲשֶׁר אֲנַחְנוּ עֹשִׂים פֹּה הַיּוֹם אִישׁ כָּל הַיָּשָׁר בְּעֵינָיו
Служение маасер.
Сегодня в ортодоксальной синагоге вы не услышите призыв совершать служение десятин מַעֲשֵר (маасер). Почему так произошло? Всевышний в Торе дает ясные повеления о необходимости приносить десятины. Более того, патриархи Израиля, Авраам и Иаков познав Мессию, обязательно начинали практиковать это служение. Два ярких примера: Авраам дал Мелхиседеку (Царю Шалома) (Евреям 7:1 - 4). Также Иаков после встречи с Мессией в Бейт Эле (Вефиле) начал отделять десятину. Он заключил завет с Господом Авраама, пообещав отделять Всевышнему 10-ю часть из всех прибытков своих. Итак, десятина была одним из знаковых элементов заключения завета после встречи с Господом Израиля в лице Мессии.
Мессия определяет место приношения десятин.
Там, где пребывает Мессия, там присутствие Всевышнего. Мессия определяет место, которое Всевышний избрал для совершения служения маасер (десятин). Израиль приносил десятины в различных местах, куда их вел Машиях. Иерушалаим был утвержден в качестве места, угодного Всевышнему во время царства Соломона. Этот факт свидетельствует о том, что Израиль в течении около 500 лет совершал служение маасер (десятин) в различных местах, которые им указывал дух Мессии. Иешуа напоминает самарянке о том, что Дух Мессии и Его Тора определяет правильное место поклонения:
21 Иешуа говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:21-24)
Почему прекратили совершать служение десятин в традиционных синагогах?
Это случилось по нескольким причинам:
1. Храм разрушен.
Традиционно считается, что избранным местом для служения десятин являлся храм в Иерушалаиме. Разрушение храма подорвало физическую возможность совершать служение десятин, поскольку место, избранное Всевышним, было недоступно.
2. Священство потеряло свою легитимность, поскольку не было возможности приносить законные жертвы.
Десятины, в первую очередь, предназначались для поддержания левитов и коэнов (священников). После разрушения храма потомки левитов не смогли далее исполнять свое предназначение и, соответственно, не могли принимать десятины для совершения служения.
3. Израиль находился под управлением язычников.
До 1948-го года евреи не имели возможности управлять на земле Израиля. Даже до наших дней Израиль еще не имеет возможности управлять всем Иерусалимом. Это парадокс, но храмовая гора остается недоступной для израильтян. На храмовой горе еще не восстановленно еврейское служение.
Трансформация Маасер в Цдаку.
Когда был разрушен храм, то евреи, не признавшие Мессию Иешуа, лишились, избранного Господом места, на котором пребывало Его Имя. Служение маасер (десятины) стало невозможным, поэтому средства, предназначенные для левитов, начали приносить в синагоги. В контексте Торы эти приношения уже не имели статуса десятины. Поэтому слово «десятина» (маасер) было заменено на благотворительность (ивр. צְדָקָה «цдака» — «благотворительность»). «Цдака» стала, в определенном смысле, заменой «Маасер». «Цдака» стала одним из способов обретения праведности, заменив собой храмовые жертвы. Соломон, желая угодить Господу, принес тысячу жертвенных всесожжений в Гаваоне. Сейчас многие думают, что угодить Господу можно, принеся большую «цдаку». Обычно имена жертвователей пишут золотыми буквами на мраморных плитах. Для них предусматриваются особые места в синагогах.
Маасер (десятина) – не для наших домов, а для тела Мессии.
Господь предупреждает нас о том, что мы не имеем права держать десятины у себя дома или употреблять их по своему усмотрению. Десятина предназначена для развития служения в Теле Мессии.
17 Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих;
18 но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, - ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, [и пришелец], который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими.
19 Смотри, не оставляй левита во все дни, [которые будешь жить] на земле твоей.
(Втор.12:17-19)
Почему все так серьезно?
Дело в том, что Тело Божье (Божья мессианская община) – это столп и утверждение истины. Если мы не поддерживаем свою общину практически, то это значит, что фактически в нас нет заинтересованности, чтобы община преуспевала в исполнении Божьего задания, поскольку десятина служит для утверждения и исполнения Божьих заповедей (истины).
Десятина – это одно из важнейших оснований для исполнения заповедей.
Совершая служение Ма‘асер (десятин), мы исполняем две ключевых заповеди, на которых держится (утверждается) закон и пророки: возлюби Бога и ближнего, как самого себя. Если мы любим Всевышнего, то мы обязательно поддержим служение Его Тела. Практическая поддержка общества Божьего служит тому, что город и страна освящается и преображается.
Итак, служение маасер является практическим выражением наших отношений с Мессией. Сложно представить любовь мужа к жене, если муж не заботится о том, чтобы накормить, одеть и обустроить свою семью. Также сложно понять, как может верующий говорить о любви к Богу и ближнему, когда не заботится о практическом созидании своей общины. Будем подражать Аврааму, Иакову, Моше и другим верным Господу людям, считавшим для себя великой наградой возможность совершать служение «Маасер».
Вопросы для размышления:
1. Почему в ортодоксальных синагогах не совершают служение десятин (маасер)?
2. Какую заповедь мы исполняем, когда совершаем служение десятин?
3. Какое место избрал Бог Израиля, чтобы там пребывало имя Его?