И отпустил он братьев своих, и они пошли. И сказал он им: Не гневитесь (ссорьтесь) в пути.
И взошли они из Мицраима, и пришли они на землю Кенаана к Йаакову, отцу своему.
(Быт.45:24,25)
וַיְשַׁלַּח אֶת אֶחָיו וַיֵּלֵכוּ וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם אַל תִּרְגְּזוּ בַּדָּרֶךְ
וַיַּעֲלוּ מִמִּצְרָיִם וַיָּבֹאוּ אֶרֶץ כְּנַעַן אֶל יַעֲקֹב אֲבִיהֶם
רגז (рагаз) 1. трястись, дрожать, трепетать (от гнева, страха или радости), колебаться;
2. гневаться, раздражаться. трясти, колебать; гневить, раздражать, возбуждать, поднимать. возбуждаться, раздражаться, гневаться, негодовать;
Божье видение – основа возрождения.
После встречи с Иосифом братья возродились для исполнения Божьего видения. Через Иосифа их жизнь вновь обрела Божий смысл и цель. Теперь они могли избавиться от лицемерия и лжи. Они могли признать свои грехи и получить милость отца.
Каждому человеку очень важно иметь Божий смысл и цель для своей жизни. Порой мы используем слово «видение» для описания смысла и цели своей жизни. «Видение» помогает мечты воплотить в жизнь. Например, Господь дал Аврааму видение, сказав: «Я избрал тебя и произведу из тебя великий народ, и благословятся в семени (потомстве) твоем все народы земли». Это прекрасное видение, но для его осуществления Господь далее говорил Аврааму: «Ходи передо Мной и будь непорочен, обрежь своего сына, отпусти Агарь, послушай Сарру» и многое другое, что позволило осуществить (совершить) обещанное Всевышним. Также Ною Всевышний давал прекрасное видение о спасении, но для его воплощения необходимо было хорошо потрудиться и построить ковчег.
Итак, чтобы человеческая душа не жила в состоянии внутреннего конфликта, ей необходимо принять Божье видение. Самое ужасное, что только может быть, – это бесцельная жизнь. Если у жизни нет цели, то она пуста и ужасна. Божья цель дает возможность прилагать необходимые усилия для совершения спасения. Уход от бесцельной жизни непосредственно связан с встречей со страдающим Мессией, Который избавляет нас от служения греху и дарует нам силу для исполнения Божьего предназначения.
17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной (бесцельный, безуспешный, бесплодный) жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Мессии, как непорочного и чистого Агнца (1Пет.1:17-19)
До встречи с Иосифом братья блуждали, отец Иаков потерял надежду. Через Иосифа, который является прообразом страдающего Мессии, возрождается видение Божье для всего Израиля. Дух Иакова ожил, когда он услышал, что Иосиф жив. Дух Израиля оживает, когда он слышит о Мессии Иешуа, Который умер за наши грехи, но ожил из мёртвых, чтобы возродить в нас доверие ко Всевышнему.
Не ссориться на пути.
Итак, братья ожили для Божьего предназначения, но теперь надо возвращаться к отцу. Придется все Ему рассказать. Как же оправдаться? Братьям предстоит дорога в Ханаан. За это время можно о многом подумать и основательно переругаться. Иосиф понимал, что, несмотря на радость встречи с ним, братьям еще предстоит общение с отцом. Неизбежно они будут искать виноватых. Но ведь каждый из них был виновен в той или иной степени в том, что случилось с Иосифом. Каждый теперь должен был предстать перед отцом и признать свою вину, чтобы уповать на милость Божью. Подобно этому примеру, каждый из нас согрешил против Мессии, совершив тот или иной грех, из-за которого Он должен был пострадать и пролить Свою кровь, очищающую нашу душу.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Рим.11:32)
Не искать виноватых, а очищать свои грехи.
Поэтому Иосиф говорит им: «Не вы меня послали, а Бог». Он стремится вдохновить братьев не искать виноватых в своих грехах, а научиться признавать свою вину, чтобы радостно вернуться к отцу. Можно иметь прекрасные мотивы и цели, но ссоры с братьями убивают все. Сколько создавалось замечательных семей, которые имели прекрасное видение будущего: хорошие отношения, успешные дети и т.д. Но очень часто ссоры, возникающие на пути жизни, убивают хорошие семьи, и Божье видение не реализуется.
Вместе прийти к Отцу.
Братья получили прекрасное откровение об Иосифе, как и мы сегодня имеем познание о Мессии, но теперь нам нужно вместе дойти домой к Отцу. Будем ли мы во время этого пути искать виноватых или, осознавая свою часть, будем сохранять единство духа в союзе шалома. Мы должны дойти вместе. Во время пути Всевышний испытывает наши сердца. Ценность возвращения к Отцу состоит в том, чтобы прийти к Нему вместе.
Кто же мне мешает жить?
Мы склонны считать, что кто-то мешает нам жить и достигать успеха. Но такое мышление противоречит мыслям Иосифа. Он не воспринимает поступок братьев как основание для мести или господства над ними. Иосиф не хочет реванша, поскольку он имел Божье видение и видел путь спасения для всей семьи. Именно видение Божье давало ему способность служить братьям и вдохновить их не ссориться. Рав. Иаков также вдохновляет нас следующими словами:
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. (Иак.5:9-11)
Не будем ссориться с теми, кто, как и мы, идет к Отцу. Может быть, они идут не совсем так, как мы. Бог покажет, кто лучше идет к Нему, а кто - хуже. Наше дело - радоваться, что у нас есть возможность возвращаться домой, в объятия Отца, Который и так все знает.
Вопросы для размышления:
1. Почему Иосиф не идет к отцу вместе с братьями?
2. Из-за чего братья могли ссориться в пути?
3. В чем опасность конфликтов и ссор для верующего человека?