И сказал Господь Моше: Также и это слово, которое ты говорил, Я исполню, ибо ты обрел милость מָצָא חֵן в Моих глазах, и Я знаю тебя по имени.
И сказал он: Дай узреть мне славу Твою.
И сказал Он: Я проведу все благо Мое пред лицом твоим и возглашу Имя Господа пред тобою, и помилую, (кого сделаю милостивым) когда Мне миловать, и умилосержусь, когда (сделаю милосердным) умилосердиться.
וַיֹּאמֶר יְדֹוָד אֶל משֶׁה גַּם אֶת הַדָּבָר הַזֶּה אֲשֶׁר דִּבַּרְתָּ אֶעֱשֶׂה כִּי מָצָאתָ חֵן בְּעֵינַי וָאֵדָעֲךָ בְּשֵׁם
וַיֹּאמַר הַרְאֵנִי נָא אֶת כְּבֹדֶךָ
וַיֹּאמֶר אֲנִי אַעֲבִיר כָּל טוּבִי עַל פָּנֶיךָ וְקָרָאתִי בְשֵׁם יְדֹוָד לְפָנֶיךָ וְחַנֹּתִי אֶת אֲשֶׁר אָחֹן וְרִחַמְתִּי אֶת אֲשֶׁר אֲרַחֵם
מצא (маца) 1. достигать, доставать; 2. быть достаточным, удовлетворять;
3. случайно встречать; 4. находить; 5. приобретать.
חֵן (хэн) 1. очарование, миловидность, элегантность, приятность; 2. благодать, благоволение, (благо)расположение;
טוּב (тув) 1. благо, добро; 2. благополучие, благоденствие; 3. имущество;
4. благость, доброта.
חנן (ханан) 1. делать милым, нежным или очаровательным; 2. жалеть, миловать, щадить. быть помилованным, получать благодать или пощаду.
רחם (рахам) любить. 1. миловать, быть милостивым, сжалиться, щадить.
быть помилованным, быть предметом сострадания.
Все заинтересованы в приобретении Божьей милости. На иврите выражение «приобрести милость» מָצָא חֵן (маца хэн) означает – достигать расположения, приобретать благодать (благоволение). Порой מָצָא חֵן (маца хэн) переводят одним словом – понравиться.
Осознание греховности движет людей к поиску прощения. Человечество придумало много всевозможных вариантов приобретения оправдания перед совестью и Господом. Индульгенция, священные войны, самоистязания, различные религиозные практики – разные пути обретения «Божьей милости». Как понравиться Всевышнему и обрести Его милость? Сегодняшний отрывок Торы показывает, как приобрести Божью милость без человеческих подделок и манипуляций.
Если прочесть буквальный перевод Исх 33:19, то мы сделаем удивительное открытие:
«И сказал Он: Я проведу все благо Мое пред лицом твоим и возглашу Имя Господа пред тобою, и помилую тех кого сделаю милостивым, и умилосержусь над теми кого сделаю милосердным» (Исх 33:19).
На суде стремятся оказать милость тем, кто поступил милостиво.
Господь милует тех, кто покоряется Его милости, выраженной в Жертве, Торе, Руах ХаКодеш. Божья милость выражается по-разному. Человек не всегда способен принять и понять ее. Самое яркое выражение Божьей милости – это заповедь о жертве. Без этой заповеди все остальные не работают, поскольку закон без жертвы ведет к осуждению. Через жертву закон учит нас проявлять Божью святость и милость к нашим ближним. Этот мир ожесточен от множества беззаконий. Он отчаянно нуждается в проявлении милости Божьей.
Иешуа начав свое учение, сказал удивительные слова:
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф.5:7)
Также мы знаем призыв Торы: «Будьте святы, потому что Я свят». (Левит 11:45)
Господь призывает нас к Себе, чтобы преобразить по образу и подобию Мессии. Тогда мы начинаем поступать в этом мире, как Он поступал.
Притча о должнике и царе (Матф.18:21-35) является ярким тому свидетельством. Получив освобождение от долга, раб так и не научился милости своего господина. Далее освобожденный раб не мог поступить милостиво со своим должником. Он проявил жестокость к своему ближнему и потому был осужден.
Каким образом Моше приобрел милость Божью для всего народа?
Господь был готов стереть весь Израиль, а от Моше произвести Себе народ. Но Моше начал просить за народ, сказав: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». (Исх.32:32) Моше готов стать жертвой служения за исполнение воли Божьей, чтобы исполнились все слова Всевышнего об Израиле. Такое отношение нравится Господу. Моше не обиделся на своих братьев, которые роптали, возмущались и поддавались различным грехам.
Машиях – раб Господень, Который обрел милость Всевышнего, поскольку готов положить душу свою за учеников.
Итак важно помнить, что милость Божья приобретается для исполнения Божьей воли и служения Его народу.
Например, если жених понравился (приобрел милость) в глазах невесты, это дает ему возможность иметь близкие взаимоотношения со своей возлюбленной, чтобы теперь лучшим образом послужить ей. Завет дает основание для близких взаимоотношений, чтобы иметь возможность служить своему ближнему каждый день. Жених стремится понравиться, приобрести милость, чтобы служить своей будущей жене. Также жена стремится нравиться мужу, чтобы послужить ему. Для чего мы стремимся понравиться Господу? Какой результат мы ожидаем?
Вспомним притчу, изложенную Матф.25:31-46. В ней звучит очень важный вопрос: «Когда мы видели Тебя?» Верующие, приобретшие Божью милость, были способны видеть Господа в различных жизненных обстоятельствах. Они были готовы видеть возможности для служения Ему. Отвергнув воспитание Божьей милости, человек становится ожесточенным и не видит возможностей для служения Всевышнему. Поэтому важно молиться и ходатайствовать за себя и людей, чтобы сохраниться для действия Божьей милости.
Ходатайство и Божий ответ.
Мы просим о милости, а Всевышний дает нам возможности служить тем, кто нуждается в Его благоволении, чтобы подготовить их к Божьей работе.
От нас зависит быть верным Божьему видению, чтобы пребывать в благости Божьей. Нет Божьей милости вне Его пути спасения.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Рим.11:32)
Моше был способен ходатайствовать, т.к пребывал в воле Божьей.
Ходатайство начинается с молитвы, а дальше выражается через наш повседневный образ жизни. Божий служитель должен быть тверд в исполнении Божьего видения. Рав. Шауль учил Тимофея:
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16)
Тимофей должен был утверждаться в том, что нравится Господу. Подобно Иисусу Навину он должен был исследовать свои мотивы, сверить их с Божьей Торой и жить так, чтобы прославлялось учение Всевышнего. Мы должны жить так, чтобы характер Мессии проявлялся через нас. В этом проявляется лучшее ходатайство за людей, когда они могут опереться на хороший пример следования за Богом Израиля.
Ведь милость исходит от Всевышнего. Она действует на основании Божьего желания.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. (Рим.9:15,16)
Вопросы для размышления:
1. Как переводится выражение מָצָא חֵן (маца хен)?
2. Каким образом Моше приобрел милость Всевышнего для Израиля?
3. В чем состоит наше ходатайство за людей?