И пришёл беглец и известил Аврама – иври, – а он обитал на (равнине) Элоне Мамре-эмори, брата Эшкола и брата Анера, а они союзники Аврама.
И услышал Аврам, что взят в плен его брат, и снарядил он питомцев своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана.
И разделился против них ночью, он и слуги его, и бил их и преследовал их до Ховы, что по левую сторону от Дамесека.
И возвратил он всё имущество, и также Лота, брата своего, и его имущество возвратил, также и жён и народ. (Быт.14:13-16)
וַיָּבֹא הַפָּלִיט וַיַּגֵּד לְאַבְרָם הָעִבְרִי וְהוּא שֹׁכֵן בְּאֵלֹנֵי מַמְרֵא הָאֱמֹרִי אֲחִי אֶשְׁכֹּל וַאֲחִי עָנֵר וְהֵם בַּעֲלֵי בְרִית אַבְרָם
וַיִּשְׁמַע אַבְרָם כִּי נִשְׁבָּה אָחִיו וַיָּרֶק אֶת חֲנִיכָיו יְלִידֵי בֵיתוֹ שְׁמֹנָה עָשָׂר וּשְׁלשׁ מֵאוֹת וַיִּרְדֹּף עַד דָּן
וַיֵּחָלֵק עֲלֵיהֶם לַיְלָה הוּא וַעֲבָדָיו וַיַּכֵּם וַיִּרְדְּפֵם עַד חוֹבָה אֲשֶׁר מִשְּׂמֹאל לְדַמָּשֶׂק
וַיָּשֶׁב אֵת כָּל הָרְכֻשׁ וְגַם אֶת לוֹט אָחִיו וּרְכֻשׁוֹ הֵשִׁיב וְגַם אֶת הַנָּשִׁים וְאֶת הָעָם
Ваяво апалит ваягэд лэаврам аиври вэу шохэн бээлонэй мамрэ аэмори ахи эшколь ваахи анэр вээм баалэй бэрит аврам
Ваишма аврам ки нишба ахив ваярэк эт ханихайв йэлидэй бэйто шмона асар ушлош мэот вйирдоф ад дан
Вайэхалэк алэхэм лайла у ваавадайв ваякэм вайирдэфэм ад хова ашэр мисмол лэдамасэк
Ваяшэв эт коль арэхуш вэгам эт лот ахив урхушо эшив вэгам эт анашим вээт аам
בַעַל (бааль) 1. владелец, господин, хозяин;
Владельцы завета – лучшие друзья.
Не сразу понятно, с какими царями рискнул сразиться Авраам. Более пристальное исследование текста показывает, что Авраам атаковал царей, победивших народы великанов, одним из потомков которых был Голиаф. Мы помним какой ужас наводил Голиаф на весь Израиль, а здесь таких воинов были тысячи, но тем не менее Кедрлаомер и его союзники победили четыре царства великанов, а после этого поразили амаликитян, аморреев, царя Содомского, царя Гоморрского, царя Адмы, царя Севоима и царя Беллы (Быт.14:5-8). Как Авраам, не имевший даже кусочка своей земли или укрепленного города смог с небольшим отрядом поразить самую сильную армию того времени? Оказывается, у Авраама были союзники из народов, которых Писание называет בַּעֲלֵי בְרִית אַבְרָם (баалэй бэрит аврам).
Союзники Аврама בַּעֲלֵי בְרִית אַבְרָם (баалэй бэрит аврам) – так назывались люди из других народов помогавших Аврааму в сражении за освобождение Лота. Дословный перевод говорит о том, что эти люди стали обладателями завета Авраама. Божий завет стал частью их жизни. Этот факт объясняет, почему они рисковали своей жизнью ради спасения Лота. Заветы в то время заключались через жертву чистых животных. Завет Авраама был утвержден через кровь чистых жертв, что побуждало участников проявлять верность и посвящение.
Основой победы Авраама была община, утвержденная в завете, в которой объединились все искавшие истинного Господа.
Мамре или Мемра – это слово было у Бога.
Краткая справка, взятая из энциклопедии, указывает на имя одного из ключевых союзников Авраама: Мамре (возм., от арам. "слово"): 1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе со своими братьями Анером и Эшколом, Мамре помогал Аврааму одолеть четырех восточных (месопотамских) царей (Быт. 14:13, 24).
Опасность разрушающая семью.
Завет Мессии, утверждённый через Его жертву, ведёт к познанию Бога Израиля и созиданию общины способной побеждать любую силу вражью. Нет силы в этом мире способной победить общину, утвержденную на жертвенной любви Мессии. Но есть одна опасность, о которой предупреждал Машиах.
Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет. (Лук. 11:17)
Раздробленная община не проживет долго и не сможет устоять в испытаниях. Разрушительное мышление в теле Мессии звучит так: «Я делаю своё служение, а все остальное меня не касается. Я пришёл на служение, а всё остальное – это не моё дело». Попробуйте так сказать свое жене или мужу. Где в семье кончается твое служение? Если жена заболела, не успела убраться по дому, ты будешь мыть посуду, готовить еду и собирать детей в садик. Да, у каждого есть свои непосредственные обязанности, но никто не отменял посильную помощь во всём. Если ты видишь, что какое-то служение страдает, или твои братья несут тяжёлое бремя служения в Божьей семье, что им нужна помощь, но ты игнорируешь и ничего не делаешь с этим, то таким образом ты отрекаешься от любви Мессии.
Авраам не остался в стороне. Узнав о трагедии Лота, он, не вспоминая прошлых обид, бросился к нему на помощь, рискуя своей жизнью. Он не записал себя в разряд наблюдателей, говоря в своем сердце: «А теперь посмотрим, как ты выживешь в этой ситуации…» Нет. Авраам так не думал. Он призвал всех своих друзей, приложил всё старание и душу, чтобы спасти Лота. Вокруг Авраама собрались люди чтущие завет, способные защищать каждого стремящегося к познанию Божьему.
Посмотрим поучительные видео.
Это видео показывает нам, как маленькие муравьи сообща одолевают муравьеда. Почему? Они обратили внимание на слабеющего собрата, и пришли к нему на помощь. Защитив его, они спасли себя. Сохранив его, они сберегли себя.
Машиах соединил нас различными взаимно скрепляющими связями. Это соединение происходит, когда мы укореняемся в способности говорить с людьми в Божьей любви.
15. Напротив, говоря истину в любви, мы во всех отношениях будем возрастать в Того, Кто является главою, Мессией.
16. Под Его руководством всё тело составляется и скрепляется посредством поддерживающих суставов, при этом каждый орган исполняет свою функцию; именно так тело возрастает и созидается в любви. (Еф. 4:15, 16)
Нам есть в Кого расти. В общине мотивация служения не устремлена к достижению своего успеха. Мы прекрасно понимаем, что когда каждое служение общины будет процветать в Господе, тогда каждый в ней будет преуспевать, исполняя свою уникальную часть.
Успешные служения во всех сферах жизни общины.
Каждый член общины призван укреплять ближнего. Не может быть работоспособного тела без хорошо работающего сердца или печени. В теле могут быть крепкие кости, но если слабы связки, то сила костей не сможет реализоваться.
Наша задача созидать успешные служения во всех сферах жизни общины. Нам крайне необходимы успешные попечители, евангелисты, молитвенники, операторы, ашеры, музыканты и многие другие.
22. Напротив, те части тела, которые кажутся не столь важными, оказываются гораздо нужнее;
23. те части тела, которые мы считаем менее благородными, мы наделяем большим достоинством; те части тела, которые непривлекательны, мы стараемся сделать более привлекательными,
24. в то время как привлекательные части тела не нуждаются в подобном обращении. Действительно, Бог собрал тело в единое целое таким образом, что большим достоинством наделяются те части тела, которым его недостаёт,
25. чтобы внутри тела не было никаких разногласий, но чтобы все части тела одинаково заботились друг о друге.
26. Таким образом, если одна часть тела страдает, все остальные части тела страдают вместе с ней; если же одна часть тела прославляется, все остальные части тела радуются вместе с ней.
27. Вы же все вместе составляете тело Мессии, а по отдельности вы части этого тела. (1Кор. 12:22-27)
Авраам бросился на помощь Лоту, поскольку страдала часть Божьей общины. Лот не усвоил урок. Он так и остался жить в Содоме. Но Авраам радовался о том, что не остался равнодушным. Да! Лот не вернулся в общину, но Авраам сохранил правильное сердце в себе и во всей общине. Мы призваны помогать ослабевшим служениям. Это важно для нашего сердца перед Мессией. Почему важно заботиться о сиротах и вдовах? Поскольку это сохраняет сердце от ожесточения, приучая его к состраданию и любви Мессии.
Вопросы для размышления:
Почему Авраам смог освободить Лота из плена? (К нему собрались единомышленники, которые были в завете с ним)
Какой менталитет разрушает общину? (Я делаю своё служение, а всё остальное меня не касается. Попробуйте так сказать своей жене или мужу. Да, у каждого есть свои непосредственные обязанности, но никто не отменял посильную помощь во всём)
Когда община становится успешной? (когда каждое служение процветает из-за посильной помощи каждого. Когда нет только моего служения, а есть наше и тебе важно состояние всей общины)
5 В четырнадцатом году пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме,
6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне.
7 И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре.
8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим.
(Быт. 14:5-8)