ИНКВИЗИЦИЯ
Раздел: История Антисемитизма Дата: 26/06/2008

Доктор Майкл Браун

Инквизиция (часть-1)

Испанская инквизиция. Времена Кристофора Колумба, короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Католическая церковь преследовала тех, кого она считала еретиками. Тысячи людей были брошены в тюрьмы, замучены и сожжены на кострах. Все это общедоступные исторические сведения. Но многие ли из нас знают, что была одна «особенная ересь», которую пыталась раскрыть и уничтожить испанская инквизиция? Это была «охота на ведьм», развязанная против крещеных евреев, которые сохраняли или поддерживали хоть какие-нибудь остатки иудейства! За этими «католическими евреями», которых называли марранами и которых усиленно старались обратить в первую очередь, вели особенно пристальное наблюдение — не совершают ли они какой-нибудь «ереси». «Еретические деяния» включали: отказ от употребления в пищу свинины, отказ работать в субботу, отказ надевать лучшую одежду по воскресеньям, соблюдение любых еврейских обрядов, чтение еврейских молитв, приготовление пищи по еврейскому обычаю, общение с некрещеными евреями и брачные связи детей из семей марранов с детьми из семей других марранов. У нарушителей (или нередко тех, кого только обвиняли в нарушениях) конфисковывали имущество. Их бросали в тюрьмы, подвергали ужасным пыткам, за которыми следовали позорные судебные процессы, наказания и часто — смерть на костре. Если приговоренные к смерти признавали свои «ереси» и публично исповедовали веру, то церковь могла оказать им «милость»: их могли повесить и затем предать огню, то есть сжечь мертвыми, а не живыми!

Грехи Испании против еврейского народа очень велики. Хотя церковные инквизиции существовали по всей Западной и Центральной Европе с двенадцатого по девятнадцатое столетие, инквизиция в Испании была необыкновенно жестокой и широкомасштабной. По некоторым оценкам, 30 тысяч марранов были сожжены на кострах испанской инквизиции с 15-го столетия по 1808 год. Вдобавок к этому в 1492 году все некрещеные евреи были изгнаны из страны. Они были лишены всего своего имущества и не имели никаких средств самозащиты, поэтому приговор о массовой высылке из страны был для них фактически смертным приговором.

Те, кто «обращался», заслуживали ненамного лучшего — другие католики обращались с ними, как с людьми второго сорта, и одно неверное движение могло привести их на костер. Крещеные евреи, которые какое-то время колебались, но затем хотели примириться с церковью, подвергались наказанию, которое называлось verguenza («позор»). «Их прогоняли по улицам, всех вместе — мужчин и женщин, с непокрытыми головами, босыми и обнаженными по пояс». Процессия возглавлялась группой монахов, за которыми следовали «...полуобнаженные кающиеся грешники. К их моральному дискомфорту добавлялись физические мучения, потому что погода была настолько сырой и холодной, что было решено выдать им сандалии, — в противном случае они просто не могли бы идти. Они держали в руках зажженные свечи (которые символизировали то, что они все еще находятся в духовной тьме), и их вели по городу до тех пор, пока они не доходили до собора. Священник осенял их крестом, и затем читал такие слова: «Примите символ креста, который вы отвергали и порицали, о погибшие». После этого читалась проповедь и объявлялся приговор: «Их должны были проводить по улицам в каждую из шести последующих пятниц: обнаженными по пояс, с непокрытыми головами и босых, Они должны были поститься в каждую из тех шести пятниц, и им запрещалось до конца жизни содержать конторы, приходы или работать на престижных должностях, а также использовать золото, серебро, драгоценные камни или дорогие ткани». Когда их шестинедельное наказание заканчивалось, они должны были отдать в виде милостыни «до одной пятой от всей их собственности». Так церковь обращалась с теми, кто возвращался в отчий дом! Некоторые из евреев, которых арестовывали и пытали, все же отказывались от обращения. Во время ужасных мучений еврею говорили, что «...пытки закончатся, если он от всего сердца примет христианство».

Как вы думаете — на чьей стороне был Бог? Возможно ли, чтобы Он одобрял методы и догмы отступнической церкви тех дней? Конечно же нет! Испанские евреи (вместе со многими другими евреями, жившими в других странах и в разные века) постоянно находились «между молотом и наковальней». Бог хотел, чтобы они услышали Благую весть и были спасены. Однако церковь не проповедовала Евангелие! Церковь говорила: «Или вы следуете за Иисусом, или вы остаетесь евреями» Бог хотел, чтобы они жили, как евреи, знавшие Мессию. Но церковь делала это невозможным. Если еврей хотел жить и умереть, как еврей, он должен был отвергнуть Мессию. Если же он хотел познать Мессию (или хотя бы того Мессию, которого «представляла» церковь), то он не мог более оставаться евреем.

Иудаизм тех дней не признавал Иисуса Мессией. Церковь тех дней не открывала Его. Что было делать еврею? Его будущее было мрачным и унылым. Он мог ждать от жизни только изгнания, пыток, унижений, рабства или обращения в мертвую религию. Церковь, по крайней мере та организация, которая называла себя церковью, была погружена во тьму. И ее мрачная тень покрывала евреев.

Что касается истории — инквизиция закончилась более сотни лет назад. Но дух инквизиции продолжает жить. По-прежнему существует страстное желание избавить церковь, особенно еврейских верующих, от всего, что связано с иудаизмом, и это несмотря на тот акт, что Мессия — Сам является евреем! Некоторые верующие хотели бы лишить Иешуа Его еврейства. «Теологи» времен Гитлера пытались сделать именно это, отстаивая в своих книгах, что Иисус был на самом деле не евреем, а арийцем. Даже такой известный немецкий исследователь Нового Завета, как Вальтер Грюндман, который продолжал свои исследования и влиял на общественное мнение еще многие годы после падения гитлеровского режима, написал в 1940 г. книгу, в которой «пытался доказать, что Иисус, имея совершенно не еврейский умственный и психологический склад, должно быть, не был евреем также и с физической, или биологической, точки зрения». Некоторые люди более склонны представлять себе светловолосого, голубоглазого Иисуса-европейца, чем Иешуа — еврея с Ближнего Востока.

Инквизиция (часть-2)

 Я верю, что в Господе все верующие, как евреи, так и неевреи, свободны от рабства Закона. Иисус — наше оправдание, наша праведность и совершитель нашей веры. Мы должны все начинать и продолжать в Духе Божием. И мы ничего не можем добавить к этому. Но какие требования накладывает это на образ жизни библейских евреев? Где в Слове Божьем еврейским верующим сказано, что, мол, «если вы хотите следовать за Господом, то вы должны покинуть свой народ и отказаться от своего Закона»? Является ли такая позиция действительно библейской?

Давайте вернемся к Евангелиям. Иисус пришел не для того, чтобы отменить Закон и Пророков, но для того, чтобы исполнить их (Мат. 5:17-20). Он не отбросил Иудейские Писания, но дополнил (исполнил, совершил) их, Образы Закона были как бы «тенью» сущего Иисуса. Но тень похожа на своего хозяина! Знаете ли вы, что это — один из самых больших аргументов против Евангелия, которым располагают религиозные евреи? Если Иисус действительно был Мессией, то почему Он отменил Закон? Историк Джулс Айзек отмечает: «Отрицание евреями Христа является результатом того, что христиане отрицают Закон... Отрицания Закона было достаточно: когда евреям предложили отвергнуть Закон... — это было все равно, что предложить им вырвать свое сердце. История не знает примеров такого коллективного самоубийства».

Многие христиане верят в то, что Иисус аннулировал Закон и вместо него дал нам Новый Завет. Но это не то, чему учит Писание. Согласно Новому Завету, Бог говорит: «...Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его...» (Иер. 31:33, Евр. 8:10). Вместо того, чтобы отменить Закон для Израиля, Бог обещает вложить его в их сердца. Новый Завет не отбрасывает Закон Божий. Вместо этого он делает его более уместным и ж ивым. Это действительно было бы привлекательным для евреев! Конечно, соблюдение Закона не делает нас более праведными, более любвеобильными или более духовными. Наши грехи прощены благодаря совершенному Искуплению на кресте, и Дух Святой ведет нас по тропинкам жизни. Но где написано, что верующим, и особенно верующим евреям, запрещено соблюдать Закон? Неужели мы вольны нарушать Закон и не имеем права соблюдать его? Где это написано, что Дух всегда уводит нас в сторону от Закона и направляет нас против Закона? Давайте будем более конкретными: в каком месте Святое Писание четко и определенно заменяет субботу на воскресенье? (Я не говорю о традициях церкви. Что Библия говорит по этому поводу?) Тогда почему верующие евреи, которые соблюдают субботу, рассматриваются как раскольники? Где Бог говорит о том, что нужно забыть библейские праздники? Почему еврейские верующие, которые отмечают их вместо придуманных людьми праздников, обвиняются в том, что они идут назад, под власть Закона? Где Слово Божие учит тому, что евреи должны стать неевреями для того, чтобы обрести спасение?

Мы действительно забыли свои корни! Но давайте вернемся к Книге Деяний Апостолов. Ранняя церковь была исключительно еврейской. Прошло почти десять лет, прежде чем большая группа язычников приняла Евангелие, и это потрясло весь Иерусалим. Некоторые люди начали учить этих новых верующих: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись», Они утверждали, что «должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (Деян. 15:1,5). Конечно, их позиция была ошибочной. Но есть в этом кое-что такое, на что нужно обратить внимание. Вопрос заключается не в том — можно или нет позволять евреям, следующим за Иисусом, исполнять Закон. Никому даже и в голову не приходил такой вопрос! Иисус соблюдал Закон, и Его ученики старались исполнять его тоже.

 

Посмотрите — как сильно изменился наш образ мышления. В Книге Деяний верующие пытались выяснить — должны ли были язычники стать евреями, чтобы спастись. Сегодняшняя церковь ставит вопрос иначе: могут ли евреи получить спасение, не оставив своего еврейства? Мы говорим, что нет ни евреев, ни неевреев в Теле Господнем. Это правда. Но мы сделали всю церковь нееврейской! Мы активно стремимся обнаружить и искоренить проявления законничества в церкви, и это хорошо. Скатывание к букве Закона — это опасная тенденция, которой мы должны избегать. Но не просматриваем ли мы склонности к уклонению в нееврейство? Знаете ли вы, что многим верующим евреям предлагали бутерброды с ветчиной на церковных торжественных обедах, для того чтобы убедиться в том, что они «свободны» от Закона (от иудаизма)?

Слава Богу, нас не сжигают на кострах. Но нам неплохо было бы иметь больше понимания. Все мы согласны со словами Петра: «...мы (евреи) веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (язычники)» (Деян. 15:11). Делами Закона нельзя спастись — никогда. Но отрицанием Закона — также нельзя спастись. Где написано, что враждебный Закону дух является добродетелью? Как Павел описывает Ананию, одного из учеников, который возложил на него руки после его встречи с Господом по дороге в Дамаск? «Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске...» (Деян. 22:12). Какой потрясающий комплимент! И Павел говорил такие слова до конца своей жизни. Конечно, Павел понимал доктрину о благодати. Иаков, брат Господа, делится с Павлом радостной вестью о том, что «...сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они — ревнители закона» (Деян. 21:20). Павел сам даже публично демонстрировал, что он не учил «...всех Иудеев, живущих между язычниками... отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям». Ничего подобного. Он сам жил, «продолжая соблюдать закон» (Деян. 21:21-25). В своих посланиях Павел также учил об этом довольно ясно. В Послании к Римлянам он поднимает важный вопрос: «Итак мы уничтожаем закон верою?» И вот его категорический ответ: «Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Фактически, по Павлу: «...закон свят, и заповедь свята и праведна и добра... закон духовен...» (Рим. 7:12, 14). В Первом Послании к Коринфянам он очень конкретно творит: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19). То же самое он говорит Галатам: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь... Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 6:15. 5:6). Поскольку рассматриваются такие понятия, как спасение и отношение к Богу, обрезание не имеет никакого значения. Но Павел должен был сказать еще и следующее: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся, призван ли кто необрезанным, не обрезывайся... Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Еф. 7:18,20). Это также довольно ясно! Еврей, который обретает спасение, должен продолжать вести образ жизни еврея, точно так же, как мужчина, получивший спасение, продолжает оставаться мужчиной, и спасенная женщина также остается женщиной. Еврей, который рождается свыше, должен отбросить все мертвые («несущие смерть») традиции. Он должен отложить все свои представления о превосходстве. Он должен войти в новую жизнь в Духе Божием. Он должен хвалиться только Иисусом и Голгофским крестом. Но он должен продолжать жить как еврей — во всех остальных областях — там, где это не противоречит Слову Божию. Павел совершенно прямо говорит о том, что это правильно.

И как же насчет верующих евреев, специально призванных на служение своему собственному народу? Послушаем снова, что говорит Павел: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобресть чуждых закона» (1 Кор. 9:19-21). Он соблюдал иудейские обряды и подчинялся всевозможным традициям, для того, чтобы приобрести для Христа своих собратьев — евреев. Еврейские верующие могут следовать его примеру, поскольку мы следуем его призыву, проповедуя без искажений и компромиссов Благую Весть, со знамениями, чудесами и проявлениями силы Божьей. Что касается верующих-неевреев в Коринфе, Павел увещевал их: «...Христос заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7-8). Каждый верующий может соблюдать праздники данные Израилю Самим Богом. Иисус открыл нам эту дверь. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым (евреям) и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:19-20). Дикие ветви смоковницы (язычники) были привиты к материнскому дереву (израильтяне). Таким образом: «...не превозносись пред (материнскими) ветвями, если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя» (Рим. 11:17-18). Церковь должна благодарить Бога за этот корень! Возрожденная Церковь должна решительно порвать с грешными предрассудками инквизиции.






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=173