Важнейшая часть праздника Суккот — заповедь об «арбаа миним» (четырёх видах растений). Она призывает нас созидать и улучшать наши отношения с окружающими, принося плод Мессии.
Вспомним, из чего состоит букет счастья:
Этрог — цитрон, фрукт, который внешне напоминает крупный лимон или грейпфрут;
Лулав — ветка финиковой пальмы;
hадаса — ветка мирта, имеющая приятный запах;
Арава — ветка плакучей ивы, которая, как известно, растёт около воды.
Четыре вида растений — этрог, лулав, hадаса, арава, над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, - символизируют единство народа и Мессии.
В чём состоит заповедь «арбаа миним»?
Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней». (Ваикра / Левит 23:40
Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырём сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым провозглашаем Царство Мессии над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землёй.
Рассмотрим значение растений, составляющих букет счастья.
Тора называет этрог «плодом великолепного дерева». Он обладает прекрасным запахом и вкусом. Этрог символизирует Мессию — основной плод, к которому должен стремиться каждый человек. Каждая душа создана для обретения плода в познании Мессии. Этрог находится в левой руке, а лулав, hадаса и арава - в правой. Стоит отметить, что этрог держат отдельно и соединяют в один букет с остальными тремя растениями для совершения обряда потрясания в направлении четырёх сторон света.
Традиционно три растения символизируют различные категории верующих:
Побег финиковой пальмы - лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут. Лулав символизирует верующих, которые немного исследуют Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей.
Ветвь дерева густолиственного - hадаса (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна. hадаса символизирует верующих, прекрасно учащих Торе других, но не всегда исполняющих её заповеди.
Ветвь речной ивы - арава — несъедобна и не имеет запаха. Арава символизирует верующих, которые не учат Тору и не исполняют заповедей.
Верующих разных категорий, евреев и неевреев, Иешуа соединяет вместе через Свою Жертву, заповеди завета и Духа Святого. Таким образом Он даёт нам способность вместе принести плод Его Царства в этот мир. Мы не можем заслужить этот плод или вырастить его сами по себе. Этот плод доступен только в случае нашего совместного служения. Благодаря 25-ти годам совместного служения мы можем видеть замечательный плод познания Мессии в жизнях многих людей.
В этой связи вспомним несколько мест Писания:
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. (Йоханан / Иоанн 15:16,17)
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Йоханан / Иоанн 15:4,5)
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. 18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Яакова / Иакова 3:17,18) «АРБАА МИНИМ» или букет счастья
Вспомним, что для «сахах» (крыши сукки) используют ветви пальмы, ивы и мирта. Под такой крышей принято развешивать плоды этрога. Это очень выразительный символ. Покров Божьей милости хранит нас, если каждый верующий, независимо от его даров, способностей и знания Торы, стремится хранить единодушие, защищая себя и ближних от различных ветров учений. Совместное стремление верующих вместе принести плод Мессии распростирает над нами шатёр Божьей милости. В этом и состоит наше счастье, когда мы имеем надёжную опору в Мессии и в ближнем, чьё сердце вполне предано Ему. Суккот самеах!