Потомки лысых болотных обезьян (Идеологический антисемитизм и его мифы)
Раздел: История Антисемитизма Дата: 01/07/2008

Вячеслав Лихачев

     Известно, что евреев любят далеко не все. Однако многие "жидоненавистники" причину своей ненависти не могут внятно объяснить даже себе. Именно такой, стихийный антисемитизм называют "бытовым" или "кухонным". Этот вид антисемитизма весьма интересен и опасен. Рассуждения бытовых антисемитов спонтанны и нелогичны. Однако эти убеждения существенно влияют на поведение, симпатии и антипатии человека, который может даже не осознавать своих предрассудков.

     В результатах социологических опросов, исследующих уровень антисемитизма в массовом сознании, известен даже довольно распространенный феномен "отрицания ксенофобии". Респондент отказывается признавать свой антисемитизм, утверждает, что нормально воспринимает евреев и людей других национальностей вообще. Более того, он уверен, что он лично и все русские относятся к евреям лучше, чем евреи к русским. При этом в ходе "глубокого" опроса, выявляющего настроения, которые сам респондент не осознает, выясняется, что человек вполне способен продемонстрировать весьма высокий уровень подсознательного антисемитизма.

     Причины подобной завуалированной фобии - тема для отдельной статьи. В этой же речь пойдет о тех людях, антисемитизм которых рационально мотивирован, которые могут логически обосновать свою ненависть к евреям.

     Идеологический антисемитизм, в отличие от антисемитизма бытового, базирующегося на предрассудках, основывается на том или ином мировоззрении, он как бы вытекает из идеологической позиции человека. Мы рассмотрим некоторые мифы идеологического антисемитизма.

     Чаще всего антисемитизм проявляется в своем социальном аспекте. В таком случае фигура мифического "еврея" в качестве врага располагается в социальной плоскости. Этот мотив эксплуатируется в самых разнообразных вариациях: евреи не занимаются производительным трудом, они - паразиты на теле здоровой нации. Евреи способны только к воровству и финансовым махинациям, с помощью самых бесчестных способов. Они не останавливаются ни перед ложью, ни перед преступлением, евреи карабкаются наверх социальной пирамиды и становятся продажными журналистами, лицемерными политиканами, бесчестными бизнесменами.

Опутав все общество своими щупальцами, евреи начинают безжалостно эксплуатировать население. Однако такая версия - это социальный аспект антисемитизма в наиболее разработанном виде. Гораздо чаще встречаются отдельные утверждения, базирующиеся на восприятии евреев как социально-чуждого элемента, вредного и эксплуататорского, который никогда не будет воспринимать страну проживания как свою Родину. Эта идея выражается в различных частных утверждениях: евреи-бизнесмены - бесчестны, евреям-журналистам лишь бы облить грязью все святое для русского человека, во время Великой Отечественной войны евреи "воевали в Ташкенте" и т.п. В рамках этого идеологического комплекса "еврей" мыслится как негативная фигура именно как представитель определенной социальной корпорации, а не в силу собственно этнического происхождения или религии.

Скрытый аспект антисемитизма связан с идеей всемирного заговора. Как правило, в основу антисемитской конспирологии положены тезисы "Протоколов сионских мудрецов" и обильной вторичной литературы на эту тему. Иногда мифический враг обозначается не как еврей, а как представитель некой "темной силы" ("сионисты", "сиономасоны", "мировая закулиса", "богоизбранные" и т.п.). Однако это не должно вводить в заблуждение - речь идет о противостоянии мифологическому монстру, агрессивному и хитроумному ткачу сети мирового заговора, члены которого - это именно евреи, хотя, может быть, и не все представители этого народа, а только "посвященные". Идея конспирологии понятна - это попытка объяснить ход мировой истории, не вникая в хитросплетения социо-экономических, культурных, геополитических и иных глобальных процессов.

Логика проста: все, что происходит, случается потому, что это кому-то выгодно. Поскольку причинно-следственная связь явно не просматривается, то понятно, что основные события творятся "за кулисами" Большой Истории. Весь мир, таким образом, является ареной действия невидимых, таинственных, но почти всесильных сил, действующих, как хитрый кукловод. Естественно, что всерьез подобную модель может воспринять только человек, уровень мифологизированности сознания которого значительно выше среднего. Однако надо отметить, что для дезориентированного постсоветского сознания характерны подобные псевдонаучные концепции, легко объясняющие ход мировой истории. После распада советско-марксистской макроисторической формационной модели подобные теории (от гумилевского этногенеза до фоменковского гиперкритицизма) приобрели бешеную популярность у читающей публики, которая интересуется историей. Роль конспирологии для современной российской ментальности можно понять только исходя из общего контекста массового исторического сознания россиян.

     Отдельный срез антисемитской идеологии носит ярко выраженный религиозный характер. Часто негативные эмоции вызывает именно иудаизм, и еврей как таковой воспринимается в качестве негативной фигуры только настолько, насколько он является носителем религиозной традиции или ее стереотипов в секулярном виде. Критика иудаизма может вестись с самых разных позиций. Наиболее распространены антииудаистские высказывания, базирующиеся на христианской догматике: евреи распяли Христа, они пьют кровь христианских младенцев и ждут своего Машиаха, который тождественен Антихристу. Еврей для массового христианского сознания - не просто представитель одной из альтернативных вероисповеданий. Фигура еврея в христианском менталитете (особенно в православии, конфессии, наименее подверженной инновациям) в значительной степени демонизирована, еврей воспринимается как сознательный проводник воли Дьявола и противник Бога.

 Важное место антиеврейские материалы занимают в православно-патриотической печати, более того: для СМИ с ярко выраженной религиозной спецификой антисемитизм не является маргинальной темой, он концептуален, для православных публицистов естественно постоянно обращаться к еврейской тематике, освещая ее с ярко выраженной негативной эмоциональной окраской. Этот аспект антисемитизма имеет важное значение для большинства современных ультраправых, так как этот лагерь традиционно религиозен. Если же говорить о массовом сознании, то здесь картина несколько иная.

Религиозный аспект антисемитизма в логически завершенном виде значим только для небольшой части населения - консервативной части паствы православной церкви, сторонников праворадикальных фундаменталистских или языческих идеологий. Однако поскольку даже в современном, секулярном виде наша культура все же несет в себе основные элементы христианского мировоззрения, то важность стереотипов религиозного сознания не стоит недооценивать. Кроме того, в нашей стране на традиционное христианское предубеждение наложилась атеистическая пропаганда, бичевавшая лживую и бесчеловечную ветхозаветную религию. Сегодня не только православные, но и многие неверующие, или смутно верующие "во что-то" люди в силу традиционных предрассудков могут всерьез интересоваться, а правда ли, что "жиды в мацу кровь добавляют". Также они рассказывают о том, какие у "этих евреев и их жестокого бога" отталкивающие праздники - то по поводу смерти египетских первенцев, то в память об избиении персов.

     Расовый аспект антисемитизма в чистом виде, с полным идеологическим основанием (идеей неоднородности человечества, множественности центров происхождения человека и различных путей эволюции приматов, принципиальных различий между человеческими расами и т.п.) встречается довольно редко. Все-таки для постсоветского сознания ортодоксальный расизм вполне оправданно ассоциируется с гитлеризмом, в идеологии которого славяне тоже были обозначены в качестве неполноценной расы. Однако в умеренном, эклектичном и логически не за вершенном виде в отношении к евреям антисемитизму этот аспект вполне применим. Для радикально-ксенофобского российского сознания евреи являются негативной фигурой не в силу своей религии, профессии или социального положения, а просто по факту своего происхождения.

Наиболее распространенные в массовом сознании антисемитские мифы - евреям нельзя доверять в силу изначальной лживости и порочности этого народа, евреи нечистоплотны, они обладают от природы скверным запахом, или врожденными отрицательными чертами характера - все эти этностереотипы являются вырванными из контекста элементами именно расистской методологии. В наиболее умеренном идеологически законченном виде эта идея выражена в концепции несовместимости различных этнических цивилизаций (вклад евреев в русскую культуру скорее негативный, евреи размывают культурный фонд окружающих наций и т.п.).

Например, по Л.Гумилеву этнически и культурно гетерогенная цивилизация нежизнеспособна и губительна для смешивающихся народов (такую "гибридную" общность Гумилев с явно негативной интонацией называет "химерой").

     Последним из заметных отдельных аспектов можно упомянуть "антисионизм". Антиизраильский аспект пропаганды вполне может держаться в корректных рамках - никому не запрещено высказывать свое мнение и поддерживать ту или иную сторону в ожесточенных международных конфликтах. Однако антиизраильским публицистам (не в последнюю очередь в силу стереотипов позднесоветской пропаганды) довольно трудно удержаться от соблазна скатиться с критики политики Израиля по отношению к палестинцам на оккупированных территориях к рассуждениям об изначальной порочности иудаизма и жестокости и аморальности евреев. Сложно, конечно, как иногда это делают некоторые публицисты, автоматически записывать в антисемитов всех, кто не поддерживает Израиль в затянувшемся ближневосточном конфликте. Но нельзя не заметить и то, что с одной стороны, антиизраильская позиция зачастую означает скрытую или явную юдофобию автора, а с другой стороны - антисионизм является неотъемлемой частью антисемитской идеологии. Однако в силу ряда причин мы не будем подробно рассматривать антисионизм. Было бы утрированием любую критику Израиля квалифицировать как "антисемитизм". Тема это столь сложна и деликатна, что требует отдельного пристального изучения и достойна отдельной статьи. В тех же случаях, когда за антиизральской риторикой стоит ярко выраженная ненависть к еврейскому народу, при внимательном рассмотрении очевидно, что палестино-израильский конфликт - только повод для выражения своей религиозной, расовой и т.п. ненависти к евреям. Конечно, выделенные нами аспекты антисемитизма носят довольно условный характер. В реальности они часто встречаются не сами по себе, они переплетаются, образуя сложный узор антисемитской мифологии. Однако для того, чтобы проникнуть в ее логику, необходимо рассмотреть по отдельности означенные аспекты.

 

Социальный аспект антисемитской пропаганды

     Подход к социальной проблематике у националистов-антисемитов своеобразен. Антисемиты, принимая в общем (хотя и не все), с оговорками, идеологическую систему перманентной классовой борьбы "верхов" и "низов", утверждают, что "угнетение" как таковое возможно только в национально неоднородном обществе, в котором представители меньшинства, порочные носители чуждого народу духа, занимают главенствующее положение. В подлинно национальном государстве угнетение и противоречие между интересами различных социальных групп невозможны. Антисемиты активно эксплуатируют корпоративистскую (т.е., изначально фашистскую) идею солидарности различных слоев общества в условиях национального государства как единого организма.

     Однако, с точки зрения антисемитов, современная ситуация требует от русского народа национально-освободительной борьбы; он угнетаем национально и социально "крупными корпоративными структурами, то есть объединениями ворующих и жирующих за счет всей нации так называемых "новых русских"". Правящая верхушка - это не просто финансовые олигархи и управляемые ими продажные политиканы; все они, вне зависимости от их национальности, являются "ставленниками" реальных правителей мира сего (инородных, естественно), антинациональными "агентами влияния" прозападных сил.

     Социальные идеи антисемитов заключаются не только в том, что фигура классового и национального врага примитивно сливаются. Многие националисты уверены, что капитализм как таковой, как модель устройства общества, не только несправедлив, но и национально чужд славянскому (или шире - индоевропейскому, "арийскому") менталитету, противоестественен. Миф "национального менталитета" и вытекающие из него спекуляции общераспространены в среде антисемитов.

 Поскольку естественным строем для русского этноса якобы является справедливый общинный социализм, само "насаждение" капитализма не может производиться людьми "плоть от плоти" народной; все активные "агенты Капитала" или кровно, или (если национальную чужеродность в каком-то конкретном случае доказать не удается) духовно принадлежат к иному национально-ментальному типу. И здесь уже открывается широкое поле для ксенофобских, и в первую очередь антисемитских спекуляций. Антисемитизм в рамках этой позиции обуславливается помимо прочей аргументации еще и тем, что еврей в первую очередь наделяется функциями "первобуржуя", воплощения отвратительного "отчужденного" Капитала.

Одно из общих мест антисемитской пропаганды - утверждение, что евреи - это паразиты, никогда не занимавшиеся производительным трудом, но только присваивавшие обманом то, что делали другие народы, среди которых евреи обитали. Из этого положения логично вытекает следующее - иудейство породило капиталистические отношения, чуждые "арийским" народам, как еще одно средство для тайной войны за мировое господство. Истоки капитализма видятся в еврейском духе ("Талмуд - это Торговый Кодекс, помогающий наживаться за счет ближнего"; "Капитализм - чудовищное порождение жидовизма - бездушный Голем, оживленный раввином-каббалистом". Из особенностей иудейского менталитета вытекают порочные характеристики капитализма, дух наживы, бесчеловечность и т.п.

     При этом, опять-таки следуя традиции исторического фашизма, современные российские антисемиты могут утверждать, что сама коммунистическая идеология искусственно порождена евреями для подрыва национальной солидарности "гоев": "Коммунисты - это люди, признающие догматы импортной сатанинской идеологии, созданной представителем международного кагала сатанистом Марксом и внедренной на нашу территорию шайкой международных тяжких уголовников-иудеев, под предводительством Сатаны в человеческом облике, кровавым обер-погромщиком, агентом мирового сионизма, картавым сифилитиком Ульяновым-Бланком". Только враг государства и нации мог придумать учение, раскалывающее единокровное и, что более важно для русских консерваторов, единоверное общество на враждующие лагеря, учение, легитимизирующее насилие в социуме.

Евреи рассматриваются как основные носители и распространители коммунизма, который по своей губительности для русского народа ставится в один ряд с Сионизмом, Сатанизмом и Новым Мировым Порядком (т.е. идеологиями, предназначенными для порабощения нации, в конечном итоге, опять-таки еврейством). С точки зрения антисемитов, любая социалистическая риторика в устах евреев в действительности является лишь прикрытием для подлинных планов разрушения национального строя. Рабочие и крестьяне являются жертвами заговорщиков в не меньшей степени, чем духовенство и дворянство. Естественно, согласно этой логике, на глубинном уровне еврейские революционеры и "плутократы" осознают свое единство и общность целей. В качестве аргументации часто приводятся факты - реальные и мнимые - финансовой помощи американских банкиров русским революционерам и т.п.

Согласно традиционной националистической схеме, народ является неким подобием патриархальной семьи - во главе его стоит законный царь-батюшка (или Вождь), заботливо о тносящийся ко всем своим подданным, в обществе царит гармония сословного строя, в котором каждая группа выполняет свои функции по некой аналогии с органами тела. Эта лубочно-патриархальная идиллия, правда, не предусматривает появления обособленной от социума группы. Естественно, только этим чужакам, "внедряющимся" в общество, но при этом сохраняющим свою собственную (тайную) иерархию, может быть выгоден развал такого стабильного и процветающего социума. Тем более что движет этими чужаками (евреями, естественно) стремление к захвату власти, в чем антисемиты ни на минуту не сомневаются.

     На современном российском материале антисемиты легко находят, как им кажется, все новые подтверждения своей теории. Среди т.н. "олигархов", крупных банкиров и биржевиков евреи составляют значительный процент. Это значит, что евреи, манипулируя демократическими институтами (чуждыми русскому сознанию), реально управляют государством. С помощью медиа-холдингов "плутократы" формируют выгодное им общественное мнение. Зачастую современные СМИ напрямую ассоциируются с еврейством, в не меньшей степени, чем, допустим, ЧК первых годов советской власти. Например, показ на канале НТВ фильма "Последнее искушение Христа" трактуется как сознательное надругательств евреями над чувствами православных, "оболванивание и растление" русских людей, не стойких в вере и провокация антисемитских выступлений. Резюмировать описание социального аспекта антисемитизма можно цитатой из одного нацистского листка: "В социальном смысле фигура "еврея" отождествляется с ростовщичеством, капиталом, циничными и продажными журналистами, с клановой круговой порукой, с презрением к "гоям", с неправедным богатством, с готовностью предать и продать, одним словом, с Системой".

 

Конспирологический аспект антисемитской пропаганды ("теория заговора")

 

     Наиболее распространенная модель идеологического антисемитизма - это идея всемирного еврейского заговора. Однако эта идея в рамках различных идеологий преломляется в разном, зачастую противоречивом ключе. Несложно заметить, что различные версии конспирологического антисемитизма противоречат друг другу. Православный фундаменталист уверен, что еврейство плетет заговоры против христианства; неоязычники же утверждают, что само христианство - продукт заговора евреев против остальных народов. Необходимо заметить, что хотя неоязычество, как осознанный конфессиональный выбор, довольно экзотично и малораспространено, элементы неоязыческой мифологии довольно широко разошлись в массовую культуру по различным каналам. Среди них, в частности, художественная литература жанра "фэнтази", популярные исторические и религиозно-эзотерические сочинения и т.п. Поэтому конспирологический антисемитизм не является идеологией, обеспечивающей популярность, он скорее разобщает, чем объединяет антисемитов.

     Теория заговора завораживает, она объективно обладает определенной привлекательностью, потому что делает историю более захватывающей, "живой" и "объемной". Многие издания просто специализируются на раскрытии все новых и новых аспектов антисемитского заговора. В антисемитской политической идеологии именно идея заговора "сионских мудрецов" играет основную роль. Согласно наиболее "кондовой", и одновременно - наиболее распространенной идеологеме, все негативные события, происходящие в мире и у нас в стране - следствие деятельности подрывных сил, причем естественно подразумевается, еврейских. "Сионские мудрецы" стоят практически за всеми революциями и войнами, шаг за шагом все приближающими абсолютное господство закулисных хозяев. С момента опубликования "Протоколов сионских мудрецов" этот миф претерпел мало изменений; все происходящее в ХХ веке, с точки зрения последователей этой идеологии, только подтверждает их правоту.

     Схема этого еврейского заговора, согласно традиционному антисемитскому мифу, с незначительными вариациями, такова. Начиная с древнейших времен (согласно некоторым теориям - со времен легендарных, к примеру, с Атлантиды) на Земле действует некая изначально порочная цивилизация, полюс абсолютного Зла в этом мире. Согласно одним вариантам, это изначально были евреи, согласно другим - евреи были искусственно "выведены" метафизическим Врагом с оптимальными для "агентов влияния" качествами, заложенными в них генетически. На всем протяжении древней, средневековой и новой истории евреи с помощью коварных заговоров, используя подставные лица и экономические каналы влияния, захватывали все больше власти, безжалостно расправляясь с наиболее принципиальными и проницательными врагами.

К новейшему времени "последним оплотом арийского духа была Россия", "она стояла на пути претендующих на мировое господство левитов, плацдармом которых была Англия (позднее - США), а передовым авангардом - масонство и иудеохристианство". Однако все попытки "левитов" подчинять своей власти русский народ по накатанному на почве западной Европы и США "мягкому сценарию" заканчивались плачевно. "Имея мощный и устойчивый генотип, будучи многочисленным и расселенным на огромной территории, Русский Народ, несмотря на все длившиеся столетиями ухищрения, практически не поддавался разложению изнутри". Тогда был приведен в действие сценарий Октябрьской революции - усилиями инородцев, ловко втянувших Россию в войну и инициировавших экономический кризис, к власти пришли "жидо-комиссары". Против русского народа был развернут геноцид, продолжающийся до сих пор (все политические потрясения с 1917 года - фикция, поверхностные процессы, власть по-прежнему находится в руках у ставленников Врагов, продолжающих антинациональную политику).

     Для православных антисемитов очевидно, что движущей силой истории является еврейская ненависть к "гойскому", особенно христианскому миру, стремление подчинить его себе и тем самым приблизить свой национальный эсхатологический триумф - пришествие Машиаха, в котором христиане-фундаменталисты угадывают Антихриста. В любом случае, тень еврейского заговора просматривается за всеми значимыми событиями истории - все революции, войны, экономические кризисы являются следствием деятельности тайных еврейских сил, рвущихся к мировому господству. Наличие заговора подтверждается многочисленными документами. Самый известный из них - "Протоколы сионских мудрецов". Антисемиты уверены, что "более ста лет назад иудеи-сионисты (сатанисты) выработали программу-максимум по захвату власти над всем миром. Столь уникальные тайные еврейские документы были добыты русскими патриотами и опубликованы под названием "Протоколов Сионских Мудрецов". Подлинность "Протоколов" для антисемитов бесспорна. Как писал покойный митрополит Иоанн Санкт-Петербуржский и Ладожский, "важно не то, кем они ("Протоколы") были составлены, а то, что вся история ХХ века с пугающей точностью соответствует амбициям, заявленным в этом документе".

     Антисемитская конспирология пессимистична. Она провозглашает, что к Новому времени щупальца еврейского заговора уже оплели весь мир, вызывая выгодные евреям социальные катаклизмы. Единственное, на что можно уповать в борьбе против всесильных заговорщиков - это апокалиптические картины торжества веры и прихода Спасителя после тяжелого периода Антихристова правления (которое то ли уже началось, то ли вот-вот начнется).

     Некоторые антисемиты, в противоположность православным фундаменталистам, утверждают, что и христианство, как религия, "придуманная жидами", является частью заговора. Согласно этой схеме, господство евреев было установлено уже к Х веку. На это время приходится крещение Руси и Исландии, последних оплотов древней арийской духовности в Европе. Помимо распространения христианства, евреи "стремились получить мировую власть через овладение финансами и торговлей, чего они и добились к Х веку, опутав весь мир невидимой финансовой паутиной". С тех пор силами мирового еврейства осуществляется только все большее и большее закабаление народов. Все кажущиеся глобальные перемены, войны и революции - только смена методов этого за кабаления, не меняющая принципиально реальное положение вещей.

     Как и христиане, расисты-неоязычники видят современное положение дел тяжелым, но не безнадежным. Они постоянно выражают надежду, что в русском народе еще остались здоровые национальные силы, благодаря которым он еще сможет "освободиться от жидовских пут, наладить себе справедливо организованную жизнь, стать объектом для подражания всех народов мира, и нигде не оставить места для паразитического существования жидов". Этой постоянной опасностью для еврейского мирового правительства и объясняется постоянная мимикрия правящего слоя, когда "жиды решают на словах пойти навстречу желаниям народа, а на деле продолжать решать свои, чисто жидовские задачи". Этой моделью объясняются и потрясения 1917 года, и падение коммунистического режима. Казалось бы, такое видение ситуации не дает ни малейших оснований для оптимизма; однако выход был найден в концепции, согласно которой с наступлением астрологической эры Водолея закончится эпоха еврейского владычества (астрологическая эра Рыб). Зодиакальный знак Водолея отождествляется с Россией, знак Рыб - с Иудеей. Таким образом, согласно неоязычникам, в начале ХХI века закончится почти двухтысячелетний период планетарного доминирования еврейского народа и наступит "эра России".

 

Религиозный аспект антисемитской пропаганды

 

     Как несложно заметить, религиозный антисемитизм вытекает из конфессиональной ориентации националистических идеологов, и в связи с этим в рамках различных идеологически-конфессиональных схем возможны различные подходы к "еврейскому вопросу". Поэтому представляется оправданным последовательно рассмотреть основные праворадикальные идеологии и роль религиозного антисемитизма в них.

     Современный религиозный (православный) антисемитизм в основных своих положениях заимствован у черносотенцев еще начала века. Основными антииудаистскими мифологемами православного фундаментализма являются тезис о народе-богоубице, "кровавый навет" и утверждение метафизической противоположности христианству иудаизма, сатанинской сущности последнего. Иудеи, которым был дан завет нести слово о Боге другим народам, приняли вторичную идею об их национальной избранности за основную, и не выполнили завет. Поэтому благословение Всевышнего было с них снято, и в мир пришел Сын Божий. Евреи же не признали в Иисусе Мессию, так как опьяненные идеей собственного избранничества ожидали кого-то, кто возвысит их над народами, а не придет спасти все человечество. С тех пор иудеи продолжают упорствовать в своем заблуждении. Логичным завершением этой идеологемы является отождествление ожидаемого евреями Мессии и христианского Антихриста. Иудейство рассматривается как коллективный "вечный жид", находящийся в немилости у Всевышнего по причине собственной порочности и преступлений. Таким образом, еврейство предстает полюсом метафизического зла, богоборчества, и, следовательно, сатанизма; еврейство не только враг человечества, но и является сознательным врагом Божьим.

     Русский же народ, в отличие от еврейского, подлинный народ-богоносец, полюс Добра в явленном мире; еврейский народ "руководствуется в своей национальной жизни иными принципами". Сознательными усилиями последнего, "при помощи философии, разрушающей религиозный фундаментализм", многие народы мира (в том числе и русский народ при советской власти) пришли к атеизму и материализму, от которого "остается один, последний шаг до сознательного, ритуального поклонения абсолютному злу - дьяволу". Как правило, в рамках религиозного антисемитизма такая "метафизическая" сторона "еврейского вопроса" ставится выше любой другой - экономической, культурной и т.п. Это следует из общей логики мышления православных антисемитов: "Наша тяжба с евреями - за Обетования Божьи, а не за то, кто урвет кусок пожирнее или займет более теплое место под солнцем в этом мире".

     По логике христианского антисемитизма, иудеи - сознательные богоборцы, ненавидящие христианство (особенно православие, как наиболее чистую по форме и содержанию его ветвь), понимая его правоту. Евреи не приняли Христа, хотя о его появлении им говорили пророки. В этом смысле иудейские пророки являются скорее предтечами христианства, нежели талмудического иудаизма. Иудаизм после Христа нелегитимен, он держится только на ненависти к христианству: "Слово "жид" означает такого человека, который лично ненавидит Христа", утверждает один православный священник, "можно абстрагироваться от современного иудаизма и представить себе такого иудея, который ничего не знает о Христе: такой иудей не будет жидом".

     Практически все "старые правые" уверены, что Мессия, которого ожидают евреи, должен быть полной противоположностью Христу - т.е., евреи ждут Антихриста. Следовательно, иудаизм, по большому счету, тождественен сатанизму. Соответственно, и христианство имеет в глазах православных фундаменталистов антииудаистическую направленность: "Православие - это единственная вера, которая не просто не имеет ничего общего с иудаизмом, но и прямо противопоставляет себя жидовству".

     Естественно, что, так как иудаизм считается религией "от Сатаны", то его учение должно быть порочно, жестоко и аморально (например, постоянно утверждается, что религиозные заповеди велят евреям обманывать, грабить, убивать нееврев). До сих пор в антисемитской пропаганде всплывают многократно опровергнутые обвинения в ритуальных убийствах. Однако заметим, что если связь "иудаизм - Антихристова религия" - "иудаизм - аморальная религия" однозначна, то обратная связь необязательна. Возможно описание иудаизма как человеконенавистнического мировоззрения и с атеистической позиции (что встречается в "лево-патриотической" печати), и с неоязыческой (которая предполагает также порочность христианского мировоззрения). Подобные модели уже являются относительным новшеством по сравнению с традиционной антииудаистической схемой. Модель нехристианского (или даже антихристианского) "разоблачения" иудаизма была характерна и для гитлеровской идеологии, и для советского антисемитизма.

     Неоязычники, весьма активные в своей антисемитской пропаганде, в отличие от вышеприведенной позиции уверены, что христианство и иудаизм - близкородственные и одинаково вредные религии (монотеизм вообще оскорбителен для человека, он воспитывает психологию раба, он лишает человека радости жизни и приучает варварски относиться к природе). Согласно их концепции, "арийцы" (в первую очередь, славяне, а также прочие индоевропейские народы) в дохристианский период обладали высокоразвитой государственностью, скрепленной "родной" религией и высокой нравственностью. Но евреи, по определению стремящиеся к мировому господству, своей хитростью положили конец "Золотому Веку". "Жиды поняли, что силой оружия им другие народы не одолеть и не подчинить себе. Тогда : задумали одолеть и подчинить себе нежидовские народы не оружием на поле боя, а хитростью и обманом, обволакивая сознание ложью. Так возникла христианская религия, которая до сих пор висит камнем на шее доверчивого русского народа".

Принятие христианства на Руси, согласно "ведическим" разработкам, было драматизировано предшествовавшим этому событию разгромом языческими русскими воинами иудаизированного Хазарского Каганата. Согласно наиболее распространенной неоязыческой модели, "князь Владимир - незаконнорожденный сын Святослава (именно так! - В.Л. ) от наложницы-жидовки Малки, не имел законных прав на Киевский престол и захватил его путем братоубийства". Таким образом, с точки зрения язычников христианство - это религия, искусственно созданная евреями и ими же хитростью и обманом внедренная в нееврейские народы. Однако если к христианству неоязыческие идеологи могут иногда относится снисходительно (мотивируя это тем, что народы "переработали" вредное учение), то к иудаизму такое отношение невозможно.

Иудаизм в рамках этой логики является "монотеизмом в квадрате", все отрицательные черты мировых религий в нем гипертро фированы, поскольку именно он является "первоисточником" порочного отношения к миру: "Религия жидов, в силу того, что они в принципе никогда не могли трудиться, не желали трудиться и не трудились, стала квинтэссенцией эксплуататорского общества, ее идеей. Оставив далеко позади себя другие монотеистические религии, жидовизм определил к ХХ столетию лицо мирового сообщества всех людей, развил до высшей степени все пороки хищнического капиталистического общества, культивирующее бесконечное развитие материальных потребностей людей в ущерб их духовного развития". Иудаизм для неоязычников - это первоидеология человеконенавистничества, тоталитарная идеология, не признающая иных позиций (язычество подчеркнуто веротерпимо), и все "грехи" христианства объясняются именно еврейским наследием. При этом, изобретя для "гоев" христианство ("главная суть которого сводилась к идее покорности завоеванных народов, терпимости к власти и жестокой расправе с непокорными и инакомыслящими") - сами евреи крепко держатся своей национальной (и более того - этноцентристской) религии.

 

Расовый аспект антисемитской пропаганды

 

     Расизм в его гитлеровской (т.е., в первую очередь антисемитской) форме не пользуется особой популярностью в современной России. Только в радикально-антисемитских изданиях утверждается, что еврей является врагом рода человеческого в силу самого факта рождения евреем, в основу антисемитизма кладется фактор, не подлежащий сознательному изменению - фактор крови. Религию можно сменить (крещеный иудей будет выглядеть подозрительно, но не более того); сферу занятий банковскими операциями можно сменить на сельское хозяйство; но с происхождением поделать нельзя ничего. Вина за "еврейские преступления" ложится не на "изуверскую секту хасидов" или тайных правителей, а на весь народ - по определению. Именно расовый подход отличает антисемитизм Нового и Новейшего времени (в том числе, нацистский антисемитизм) от традиционного средневекового христианского религиозного подхода, и именно он, с его безжалостным и бескомпромиссным подходом, сделал возможным Холокост.

     Именно в рамках ортодоксального гитлеризма данный аспект антисемитизма имеет наиболее разработанное идеологическое обоснование. Логика его примерно нижеследующая. История есть глобальное противостояние нордической "гиперборейской" расы "арийцев", прекрасных антропологически и духовно, и южной "гандванической" расы "недочеловеков", среди которых наиболее уродливы и аморальны евреи. При этом именно последние являются не просто "нижестоящими" по отношению к "арийцам", но сознательным и подлым именно расовым их врагом. Согласно этой идеологеме, не последнее значение евреи придают намеренному смешению с "высшей расой" именно в качестве средства противостояния.

     Сами же евреи, согласно наиболее распространенной концепции, являются помесью нордического арийского человечества, дошедшего с севера до Египта, и черного человечества. При этом считается, что белое и небелое человечество - это принципиально разные "виды людей"; а со ссылкой на дарвинизм утверждается, что "при межвидовом скрещивании получаются ублюдки - неполноценные существа, нарушающие законы саморазвития природы". Существуют и более экзотические и точки зрения. "Последователи Моисея" были "искусственно и целенаправленно выведены пришельцами с неба для порабощения человечества". Или евреи являются потомками "лысых болотных обезьян". Таким образом, вся порочность еврейства, выразившаяся в дальнейшем в иудаизме и других учениях, им порожденных, объясняется самим происхождением евреев. "Исправить" генетический код никто уже не в состоянии, поэтому расовый подход к "еврейскому вопросу" - наиболее безжалостный.

Биологический антисемитизм претендует на научность (характерны рубрики и заголовки пропагандирующих его изданий: "кафедра социальной генетики и евгеники русского университета"; "компиляция учебников генетики"; и т.п.), но при этом отличается просто патологическими формами. Так, в одном издании на пяти страницах расписаны внешние признаки евреев "настоящим русским читателям для применения в особых условиях". Среди этих признаков: "3. Глаза. 3.1. Выпуклые глаза - один из основных признаков большей части иудеев. Существует гипотеза, объясняющая происхождение выпуклоглазости. Нормально посаженные глаза были у мужчин, которые сражались с дикими зверями. Паразиты же из поколения в поколение не рисковали ни жизнью, ни глазами и быстрее плодились, распространяя ген пучеглазости". Таким образом, мы видим тесно увязанное идеологическое представление: евреи-физические уроды как результат расового смешения - евреи-моральные уроды - евреи-изобретатели наиболее порочных и аморальных доктрин; евреи-паразиты, не занимающиеся производительным трудом - евреи-хитрые и беспринципные преступники, ростовщики, обманщики - евреи -тайные мировые правители.

     В современном российском идеологическом пространстве эта идеологема в чистом виде встречается только в среде совсем маргинальных расистских группировок. Чаще же проявления расово-биологического антисемитизма слабо обосновывается рациональными доводами. Это наиболее шовинистическая антисемитская идея, но, как правило, она трактуется как нечто второстепенное и не принципиальное, максимум на уровне "вдобавок ко всему, евреи еще и некрасивы". Тем не менее, провозглашение антропологического отвращения к евреям распространено широко, особенно в устной речи. Фразы типа "уродлив, как еврей", "по-жидовски косноязычный" можно услышать и на улице, и в транспорте, однако употребляющие подобные выражения люди, как правило, не владеют тонкостями расовой теории, а просто следуют расхожему ксенофобскому штампу массового сознания.

     Даже после беглого рассмотрения основных элементов антисемитской идеологии кажется излишним их разоблачение - настолько абсурдно, противоречиво и неправдоподобно выглядит этот эклектичный набор предрассудков и фобий. И на самом деле, это очевидно подавляющему большинству россиян. Опыт новейшей российской политической истории показал, что население довольно устойчиво к такой то*****й и нездоровой пропаганде. За политиков, делающих акцент в своей идеологии и пропаганде на эксплуатацию антисемитских мифов, голосует ничтожный процент избирателей. Однако идеологический антисемитизм опасен тем, что подпитывает стихийную ксенофобию, являясь как бы камнем, упавшим в воду массового сознания, и порождающим расходящиеся круги. Именно поэтому важно показывать абсурдность его мифологии, чтобы стала очевидна смехотворность и всех предрассудков бытовой юдофобии.

Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека
(Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР)
103045 Москва, ая 18
e-mail mucsj@rambler.ru






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=194