Статья из Краткой Еврейской Энциклопедии
Еврейские погромы - нападения окружающего населения на евреев с целью убийств, насилий над личностью, грабежей, уничтожения имущества, поджогов. Хотя погромы сопровождали всю жизнь евреев в галуте, в новой истории они получили особенное распространение в России, поэтому рус. слово "погром" вошло в большинство европ. языков. В статье рассматривается гл. обр. история погромов в России в 1881-1921 гг. (О погромах в др. странах см. соответствующие статьи, а также краткий обзор в конце этой статьи).
Первые в России погромы произошли в 1821, 1859, 1871 в Одессе и в 1862 в Аккермане (Белгород-Днестровский). Их осн. участниками были местные греки. Погромы 1881-83 гг. впервые приобрели массовый характер, охватив большую терр. на юге и юго-востоке Украины. Погромы начались в ночь с 15 на 16 апр. 1881 в Елисаветграде (Кировоград) во время православной Пасхи. В них участвовали мещане, деклассированные элементы и крестьяне окрестных сел, прибывшие в город после начала погромов для грабежа евр. имущества. Было разграблено большое кол-во евр. домов и магазинов, один еврей убит. Погром был подавлен 17 апр. войсками, стрелявшими в толпу громил. Вслед за Елисаветградом погромы произошли в ряде окрестных деревень и местечек, после чего перекинулись в Херсон, губ. (Березовка, 25 апр., Ананьев, 27 апр.). 26 апр. вспыхнул погром в Киеве, к-рый по кол-ву разгромленных евр. домов и магазинов (более тысячи) и по числу жертв (неск. евреев было убито и ок. 20 женщин изнасиловано) был самым жестоким из погромов 1881. В кон. апр. - нач. мая 1881 погромы произошли в 50 мест, и селах Киев, губернии. Наиболее разрушительным был погромы в мест. Смела, во время к-рого в близлежащей деревне был убит семилетний евр. мальчик за отказ осенить себя крестным знамением. Погромы произошли в Жмеринке Подольской губ., в ряде нас. пунктов Чернигов, губ.; наиболее разрушительным из них был погром в Конотопе (27-29 апр.; один еврей был убит), где евреи предприняли попытку организовать самооборону. Антиевр. беспорядки вспыхнули в ряде нас. пунктов Волынской губ. В нач. мая произошли погромы в г. Александровске Екатеринославской губ. (1 мая), в г. Ромны Полтав. губ. (3 мая), в г. Орехове (4-5 мая) и в неск. деревнях Таврической губ. Были совершены нападения на евр. с.-х. колонии в Екатеринославской и Таврической губ. (4-5 мая). Три дня (3-5 мая) продолжался погром в Одессе; здесь погромщикам противостояли отряды евр. самообороны (в осн. из студентов Новороссийского унта), к-рым удалось защитить ряд евр. кварталов в центре города. В июне-июле погромы охватили Полтав. губ.: Борисполь (12 июня), Переяслав (30 июня и 2 июля), Нежин (20-22 июля). В погромах кроме местных жителей активно участвовали крестьяне. В Нежине войска остановили погромы, открыв огонь по толпе крестьян-погромщиков; неск. человек было убито и ранено.
13 дек. 1881 в день католич. Рождества начался погром в Варшаве, явно инспирированный рус. властями. Отмечалось, что среди руководителей погромов были люди, говорившие по-русски, а разгромом евр. домов и магазинов занимались рус. солдаты. Из поляков в погромах участвовали в осн. низы общества, в то время как представители польской интеллигенции резко его осуждали, а ксендзы ходили по улицам и уговаривали погромщиков разойтись. Только на третий день погромы был остановлен войсками (разгромлено ок. 1,5 тыс. евр. квартир и др. помещений, ранено 24 чел.).
В 1882 погромы вновь произошли в неск. нас. пунктах Подольской и Херсонской губ.; наиболее кровавый из них разразился на Пасху в Балте, где к погромщикам присоединились солдаты. Представители гражд. и военных властей отдали войскам приказ прекратить погромы только на третий день (неск. евреев было убито, сотни ранены, мн. женщины изнасилованы).
Погромы 1881-82 разразились на фоне нестабильной политич. ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881). Неравноправие евр. нас., застарелая юдофобия и недовольство православного гор. населения экономич. конкуренцией со стороны евреев способствовали в этой ситуации широкому распространению слухов о том, что царь был убит евреями и что в связи с этим власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы. Пассивность местной администрации, войск и полиции во время погромов убеждала нас. в правдивости этих слухов. Во мн. деревнях Чернигов, губ. крестьяне были уверены, что сам царь приказал громить евреев, и потребовали от местного начальства письменного удостоверения, что они не будут отвечать перед высшей властью за исполнение этой "повинности", причем такое удостоверение было им выдано. В нек-рых деревнях священники с трудом убедили крестьян, что "приказа бить жидов не было". Есть многочисленные доказательства того, что организаторами большинства погромов были приехавшие из др. городов шайки деклассированных элементов (т.наз. босоногая команда) под рук-вом неизвестных лиц, у к-рых были списки всех помещений, принадлежавших евреям (напр., в Елиса-ветграде погромщиков возглавлял статский советник, прямо заявивший полицмейстеру, что погром должен затронуть лишь евреев). Власти действовали в тесном контакте с приехавшими, евр. самооборону разоружали, погромы прекращали, как правило, только на третий день. Созданная в 1883 Верховная комиссия по пересмотру законов о евреях отмечала, что в тех районах страны, где местные власти решительно выступили против погромов, их не было, напр., в Северо-западном крае, где ген.-губернатором был Э.Тотлебен.
Немалую роль в разжигании юдофоб, настроений сыграли статьи на страницах рус. печати - в правом "Новом времени" А.Суворина, в славянофильской "Руси" И.Аксакова, а также в ряде газет и журналов левого направления. Погромы приветствовали и рев. орг-ции: "Народная воля" и "Черный передел", к-рые утверждали, что погромы носят справедливый характер, т.к. направлены против эксплуататоров трудящегося населения. Подпольная газета "Народная воля" (N 6, 1881) в статье, посвященной погромам, писала: "Мы обязаны выражать общую формулу всех сил, справедливо недовольных и активно протестующих, и сознательно направлять эти силы". В подпольной типографии была напечатана тиражом в 2 тыс. экз. прокламация ("К украинскому народу...") исполнительного к-та "Народной воли", в к-рой одобрялись погромы и звучал призыв к их продолжению, а Александр III именовался "жидовским царем". Хотя нек-рые народовольцы были против этой прокламации (напр., В.Фигнер уничтожила все присланные ей экземпляры), листовка широко распространялась, способствуя разжиганию погромных настроений. Представители властей весной и летом 1881 утверждали, что погромы - дело рук анархистов (об этом заявил и Александр III на встрече с евр. депутацией). Но вскоре в высших правит, кругах стали доказывать, что причина погромов - нек-рые виды экономич. деятельности евреев, к-рые "имеют вредное влияние на быт коренного населения". Появился тезис о "евр. эксплуатации" как о гл. причине погромов. Осн. его сторонником был граф Н.Игнатьев, мин. внутр. дел с мая 1881 по май 1882. Для прекращения "евр. эксплуатации" были изданы "Временные правила" (май 1882), запрещавшие евреям селиться в сельской местности и вводившие для них др. ограничения.
В результате погромов 1881-82 началась эмиграция евреев из России (см. Миграции); за короткий срок страну покинуло неск. десятков тыс. чел. Мн. представители евр. интеллигенции, в т.ч. такие известные писатели и публицисты, как Л. Пинскер, М. Лилиенблюм, П.Смоленскин, Л. Леванда, выступавшие ранее за ассимиляцию или отстаивавшие идею культурной автономии евреев в диаспоре, коренным образом пересмотрели свои позиции и стали убежденными сторонниками нац. возрождения евр. народа на его ист. родине - в Эрец-Исраэль. Во мн. городах России, Польши, Румынии и др. стран возникли кружки Ховевей Цион (см. также Сионизм), члены к-рых провозгласили своей конечной целью переселение в Эрец-Исраэль. Нек-рые из
них осуществили это намерение на практике (см. Билу), положив тем самым начало первой в новое время массовой алие.
Граф Д.Толстой, назначенный в мае 1882 мин. внутр. дел, был решительным противником погромов и в правительственном циркуляре от 9 июня 1882 заявил, что вся ответственность за прекращение антиевр. беспорядков возлагается на губернаторов. Кол-во погромов сократилось; когда в 1883 они вспыхнули в Екатеринославе, Кривом Роге и Ростове-на-Дону, власти приняли решительные меры для их подавления (в Ростове казаки открыли стрельбу по погромщикам вскоре после начала погромов). 7 июня 1884 произошел погром в Нижнем Новгороде (см. Горький), где евр. нас. было немногочисл.; хотя осн. целью этого погрома были грабежи, в ходе его погибло 9 чел. По заявлению губернатора "... в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев".
В 1890-х гг. погромы возобновились. В Стародубе (Чернигов, губ.) 29 сент. 1891 произошел погром, основными участниками к-рого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1897 в мест. Шпола Киев. губ. (18-19 фев.) и мест. Кантакузенка Херсон, губ. (16-17 апр.) местное нас. разгромило магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Нек-рые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, но губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19-21 апр. 1899 во время православной Пасхи произошел трехдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погромы в Ченстохове в 1902 была решительно подавлена рус. войсками; погромщики понесли суровое наказание. 6-7 апр. 1903, в дни православной Пасхи, произошел погром в Кишиневе, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими юдофобскими статьями в газ. "Бессарабец", редактировавшейся П.Крушеваном. В орг-ции этого погрома прямо обвиняли также В.Плеве, неоднократно заявлявшего, что "евреев надо проучить". Погромщики совершали зверства, невиданные со времен средневековья; кол-во жертв (убито 49 и ранено 586 чел.) было беспрецедентным. Евр. орг-ции России и др. стран оказали пострадавшим от погромов значительную материальную помощь. Х. Бялик, посетивший Кишинев для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму "Бе-'ир ха-харега" ("Сказание о погроме"). Кишиневские погромы осудили также мн. представители рус. интеллигенции (напр., Л.Толстой, В. Короленко).
После Кишинев. погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды евр. самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 авг. - 1 сент. 1903. В авг.-сент. 1904 в ряде городов и мест. Украины и Белоруссии погромы учиняли новобранцы, призванные на русско-японскую войну. Особенно жестоким был погром в Г.Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Иом-Киппур и зверски избила молящихся (ок. 20 евреев погибли).
В период рус. революции 1905-07 первый погром произошел в Мелитополе 18-19 апр. 1905. Самооборона, состоявшая из представителей евр. и рус. молодежи, остановила погромщиков, к-рые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апр. прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апр. 1905 в Симферополе послужил слух об осквернении евр. мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен евр. самообороной и войсками. Трехдневный погром в Житомире по своим размерам (ок. 20 евреев убито в самом Житомире, 10 - в Троянове, неск. - в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом якобы стреляли в царский портрет; солдаты защищали громил и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов в окт. 1905. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске (см. Брест) солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах. 30 июня солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, ок. 50 чел. было убито. Поводом к погромам послужила бомба, брошенная анархистом-боевиком в военный патруль. Погром, начавшийся вечером 20 июля в Екатеринославе, был прекращен евр. самообороной (один чел. погиб). В кон. июля произошел погром за пределами черты оседлости, в г.Макарьеве Нижегород. губ. В Керчи 31 июля патриотич. демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в евр. погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них - русский православный гимназист П.Кирилленко). В погромах наряду с портовыми рабочими и др. местными жителями активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа евр. имущества. Вслед за Керчью произошел погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.
После опубликования царского манифеста от 17 окт. 1905 крупнейшие в истории царской России евр. погромы, продолжавшиеся до 29 окт., охватили 660 нас. пунктов, в основном в южных и юго-западных губерниях черты оседлости. В Польше и Литве погромов не было, в Белоруссии зарегистрированы единичные случаи. 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против всех прогрессивных элементов об-ва. Наибольшее число погромов произошло в Чернигов, губ. Во время октябрьских погромов 1905 было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн. рублей. В Одессе погибло св. 400 евреев, в Ростове-на-Дону - св. 150, в Екатеринославе - 67, Минске - 54, в Симферополе - св. 40, в Орше - св. 30. В нек-рых городах, напр., в Юзовке (ныне Донецк), Киеве, Саратове число жертв было очень велико, но точные сведения отсутствуют. Во многих местах избиения и убийства евреев носили зверский характер. В Юзовке участников демонстрации, пришедших сообщить рабочим о Манифесте 17 окт., живыми бросали в доменные печи. В Одессе малолетних детей выбрасывали с верхних этажей на мостовую или убивали, размозжив голову о стену. Под Тирасполем на ж.-д. станции рабочие и солдаты выволакивали евреев из поезда; было убито 12 чел., в т.ч. трое детей.
Погромы, как правило, происходили по одному сценарию. 18 окт., сразу же после прочтения Манифеста, стихийно начинались демонстрации сторонников левых партий и движений, праздновавших получение свобод (в районах черты оседлости большинство демонстрантов были евреями). В противовес им полиция организовывала патриотич. шествия с нац. флагами и портретами царя. В них в основном участвовали чернорабочие, мелкие лавочники, хулиганы, к-рые направлялись на разгром демонстраций; затем избиение перерастало в погром. Поводом к ним часто служили намеренно распускавшиеся ложные слухи (напр., в Киеве евреев обвинили в том, что они разорвали царские портреты в здании гор. Думы, в Екатеринославе - в том, что они ходили по улицам и собирали деньги на гроб царя).
В организации и проведении погромов важную роль сыграли власти, как военные, так и гражданские, как местные, так и центральные. В департаменте полиции была оборудована типография, печатавшая погромные прокламации, обращенные к армии и населению. Руководитель типографии ротмистр М.Комиссаров откровенно говорил: "Погром устроить можно какой угодно, хотите - на 10 человек, хотите - на 10 тыс." Погромные воззвания печатались и на местах. Из представителей центр, властей наиболее отличился в орг-ции погромов Д.Трепов, любимец Николая II, зав. полицией и командующий отд. корпусом жандармов, а с 26 окт. 1905 дворцовый комендант; кн. С.Урусов в речи в Первой Думе государственной прямо назвал его погромщиком. Мн. местные начальники советовались по поводу устройства евр. погромов непосредственно с Д.Треповым, минуя пр-во С.Витте. В Одессе ген.-губернатор А.Каульбарс, приказавший войскам использовать для подавления евр. самообороны все виды оружия вплоть до артиллерии, в речи к офицерам полиции заявил: "Нужно признать, что все мы в душе сочувствуем этому погрому". В Киеве начальник одного из отделов охраны города, на глазах к-рого происходил погром, напутствовал его уча
стников: "Громить можно, но грабить не следует", а полицмейстер города Цеховский кричал с балкона здания Киевской гор. Думы: "Бей жидов, грабь, ломай!". Полицмейстер Орши Модзалевский приказал крестьянам явиться в город с холодным оружием для погромов и грозил им в случае отказа штрафом в 30 руб. В Кременчуге полицмейстер Иванов указывал, какие дома громить, а какие нет, говорил христианам: "Не прячьте евреев в своих домах, выдавайте их. С жидами нужно раз и навсегда расправиться". Мн. офицеры и рядовые полицейские не только не препятствовали погромам, но принимали в них участие. Сенатор А.Кузминский, проводивший расследование действий одесских властей во время погрома, принял решение об отдаче под суд за участие в погромах 41 полицейского, в т.ч. мн. офицеров. Нек-рые полицейские чины откровенно говорили во время погрома, что "лучше было бы вырезать всех евреев". Войска, присутствовавшие на улицах во время погромов, как правило, не мешали погромщикам. Они обстреливали только дома, откуда вела огонь евр. самооборона, а затем принимали участие в разгроме таких домов (Киев, Одесса, Ростов). Как доказали отчеты сенатской комиссии, в Киеве и Одессе полицейские и погромщики часто сами стреляли из евр. домов, чтобы спровоцировать солдат громить их. В Орше солдаты составляли большинство участников погрома, а в Минске войска расстреляли мирный евр. митинг на терр. вокзала. Отряды самообороны не могли противостоять регулярным войскам, но там, где они не помогали погромщикам, самооборона быстро останавливала погром (Борисоглебск, Витебск). Если войска действовали против погромщиков, погром также удавалось быстро прекратить ('Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Херсон).
Организуя погромы, рус. власти стремились показать всему миру, что в революции участвуют только евреи, а широкие нар. массы поддерживают самодержавие. Власти хотели физически уничтожить как можно больше евреев, а также своих противников из числа рабочих и интеллигентов. Этот замысел удался во многом потому, что широкие массы нас. в рус. и укр. городах и селах были юдофобски настроены и охотно приняли участие в погроме. В то же время в самом пр-ве были решительные противники погрома: гл. пр-ва С.Витте и мин. внутр. дел П.Дурново, и их мнение поддерживали мн. представители местных властей. Против погромов выступали мн. рус. рабочие, интеллигенты, в ряде мест они участвовали в самообороне, создавали вооруженные дружины, защищавшие евреев (Ростов-на-Дону, Челябинск, Житомир, Одесса, Воронеж). В нек-рых местах формировались совместные отряды из русских и евреев. Нек-рые православные священники, иногда даже церк. иерархи, пытались предотвратить или остановить погромы, но, как правило, безуспешно. В Киеве Платон, епископ Чигиринский, совершал крестный ход по улицам Подола, умоляя толпу прекратить погромы, неск. раз он даже становился на колени; к нему подошел один из погромщиков и с угрозой сказал: "И ты за жидов". В Орше протоиерей Львов, напротив, призывал толпу уничтожить "изменников".
Погромы вызвали волну негодования, но в осн. за пределами России. Внутри страны наиболее решительными были протесты самих евреев. Резолюции рев. партий, советов, профсоюзов носили абстрактный характер и осуждали погромы как проявление контрреволюции. Лишь нек-рые либеральные политики и деятели культуры (М.Горький, Л.Андреев, П.Милюков и др.) выступили против погромов как крайнего проявления нац. и религ. вражды. Евр. орг-ции России и др. стран (в первую очередь, США, Германии и Великобритании) оказали жертвам погромов помощь на общую сумму около 5,6 млн. руб. Следствием погромов 1903-06 была массовая эмиграция в США и страны Зап. Европы: только в Сев. Америку в 1906 переселилось 125 тыс. евреев, в 1907 - 115 тыс. Началась вторая алия в Эрец-Исраэль, выросла популярность сионист, и рев. партий.
В 1906 в России произошло еще неск. погромов: в янв. - в Гомеле, в июне - в Белостоке (ок. 80 убитых), в авг. - в Седльце (ок. 30 убитых). Осн. участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 погромы прекратились.
С началом 1-й мировой войны рус. военное командование по инициативе нач. штаба Верховного главнокомандования ген. Н.Янушкевича стало осуществлять ряд антиевр. мероприятий. Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже (распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что они прячут в бородах телефоны для связи с немцами). Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям, ничем не отличавшимся от погромов; мн. евреи были убиты солдатами или казнены по приговорам военно-полевых судов. В 1915-16 десятки тыс. евреев были высланы из прифронтовой полосы во внутр. р-ны страны. В сент. 1917 уходившие с фронта солдаты грабили евр. имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губ.), как правило, не сопровождались убийствами. Для оказания помощи жертвам погромов и выселений в 1915 был создан Еврейский комитет помощи жертвам войны (Екопо), финансировавшийся Джойнтом, ОЗЕ и др. евр. орг-циями.
Наиболее кровавые и разрушительные погромы происходили в годы гражд. войны (1918-21) на Украине, а также в отд. нас. пунктах России и Белоруссии. По разл. оценкам, погибло от 70 до 180-200 тыс. евреев; ок. 300 тыс. детей остались сиротами; более чем в 700 городах, местечках и деревнях вся или почти вся евр. собственность была разграблена или уничтожена. Столь широкие масштабы убийств и разрушений, а также тот факт, что во мн. местах погромщикам (петлюровцам, белогвардейцам) в течение длит, времени принадлежала вся полнота власти, сближают погромы периода гражд. войны с нацист, геноцидом. Особый характер этих погромов был подчеркнут в меморандуме евр. общин, представленном ген. А.Деникину: "Во всех местах... произошло и сейчас происходит более или менее окончательное уничтожение еврейского населения".
Весной 1918 погромы под лозунгом "Бей жидов и буржуев" устраивали отряды Красной армии, отступавшие с Украины под натиском немцев: в Новгород-Северском было убито 88 чел., в Середина-Буде - 25 чел. В дек. 1918, после установления на Украине власти Директории во главе с С. Петлюрой, погромы возобновились. Один из первых крупных погромов был учинен полком им. Петлюры в г. Сарны. С дек. 1918 по авг. 1919 петлюровцы устроили десятки погромов, в ходе к-рых, по данным комиссии Международного Красного Креста, было убито ок. 50 тыс. чел. Крупнейший погром произошел 15 февр. 1919 в Проскурове (см. Хмельницкий), где после неудачной попытки большевист. переворота (гор. стража, состоявшая в большинстве своём из евреев, не приняла в нем участия) регулярные отряды петлюровской армии по приказу своего командующего, атамана Семесенко, за четыре часа вырезали 1650 евреев; при этом убийцам было запрещено грабить.
В пр-ве Директории существовало Мин-во по евр. делам, к-рое возглавлял А.Радуцкий; был принят закон о нац. автономии евреев, и члены пр-ва не раз высказывались в пользу их полного равноправия. Однако это пр-во не имело никакой реальной власти: она находилась в руках группы атаманов, настроенной крайне юдофобски и игравшей осн. роль в организации погрома "Информационное бюро Укр. нар. республики" и правительств, орган - газ. "Видродження" вели погромную агитацию. Пр-во и воен. власти время от времени выпускали антипогромные приказы и воззвания, но они не имели никакого воздействия на армию, т.к. никого из погромщиков не наказывали.
В 1919 все большую роль в гражд. войне на Украине начали играть многочисл. крест, банды. Их главари (Григорьев, Струк, Зеленый, Тютюнник, Козырь-Зырка, Соколовский и др.) ненавидели евреев и при любой возможности устраивали погромы. Весной 1919 Григорьев издал "универсал", в к-ром откровенно призывал к поголовному уничтожению евреев; после этого число погромов резко возросло. 15-20 мая в Елисаветграде отряды Григорьева уничтожили от 1,3 тыс. до трех тыс. евреев; 16-20 мая в Черкассах было убито ок. 700 чел. В Радомысле в ходе погрома, учиненного бандой Соколовского, погибло ок. 400 чел. В По
гребище в авг. 1919 банда Зеленого уничтожила ок. 400 чел., в т.ч. 200 женщин. Убийства сопровождались жестокими истязаниями и повальными грабежами; атаманы нередко требовали от евр. общин громадных "контрибуций", уплата к-рых, впрочем, не всегда предотвращала резню. Нек-рые банды продолжали действовать и в 1920-21, после установления на Украине сов. власти. Их налеты на незащищенные местечки неизменно выливались в кровавые погромы: так, в Тетиеве бандиты вырезали сотни евреев, после чего все местечко было сожжено.
Летом-осенью 1919 на Украине действовало сразу неск. противоборствующих сил: петлюровцы, Добровольческая армия А.Деникина, Красная армия, крест, банды, анархисты во главе с Н.Махно. Все они в большей или меньшей степени участвовали в погромах. В ряде случаев погром, начатый одной из сражающихся сторон, продолжали войска другой. Напр., в Белой Церкви в кон. авг. 1919 погром начали петлюровцы, после их ухода банда атамана Зеленого превратила погром в резню, а затем его продолжили терские казаки из Добровольческой армии.
Осенью 1919 и зимой 1919-20 большинство погромов на Украине было учинено войсками А.Деникина. 22-27 сент. 1919 казаки терской бригады Добровольческой армии бесчинствовали в Фастове, убивая, насилуя, грабя и глумясь над религ. чувствами евреев (ворвавшись в синагогу во время Иом-Киппура, казаки избили молящихся, изнасиловали женщин и разорвали свитки Торы). Погибло ок. тысячи чел. Почти в каждом занятом белогвардейцами нас. пункте (за искл. неск. крупных городов, где находились органы центр, власти и иностранные представительства) все евр. нас. подвергалось систематич. ограблению, причем в ряде мест грабежи повторялись многократно: в Черкассах каждый дом грабили в среднем семь раз, в Томашполе (Подольской губ.) - три-четыре раза, в Короле (Полтав. губ.) - десятки раз. В дек. 1919 - марте 1920, при отступлении Добровольч. армии с Украины, погромы приобрели особенно ожесточенный характер. В дек. 1919 в мест. Смела погром, продолжавшийся два часа, унес жизни 107 евреев, в мест. Александровка (Киев, губ.) погибли 48 чел., в Мясткове (Подольск, губ.) - 44 чел. Погромщики насиловали всех евр. женщин, от 12-летних девочек до 75-летних старух, не щадя даже больных тифом. За пределами Украины белогвардейцы устроили погромы в 11 нас. пунктах. Так, во время рейда кавалерийского отряда К.Мамонтова по тылам Красной армии (авг.-сент. 1919) погромы произошли в Балашове (Саратов, губ.), Белгороде (Курск, губ.), Ельце (Орлов, губ.), в Козлове (Тамбов, губ.), где из тысячи евреев более ста было убито.
Хотя сам А.Деникин считал погромы бессмысленными и понимал, что они разлагают армию, он и его подчиненные не принимали почти никаких мер для предотвращения или прекращения погромов. Для оправдания погромов в ряде случаев бездоказательно обвиняли евреев в том, что они при отступлениях добровольцев стреляли им в спину (такое обвинение выдвигалось в Фастове, Белой Церкви, во время т.наз. "тихого" погрома в Киеве в нач. окт. 1919 и в др. местах). Официальное информационное Осведомительное агентство (Осваг) и мн. органы печати вели на терр., занятой армией А.Деникина, погромную пропаганду, распространяя, напр., ложные сведения об особых "евр. частях", якобы сражающихся в составе Красной армии. Многочисл. просьбы евр. делегаций прекратить погромы оставались без ответа. Отдельные мероприятия против погромов проводились лишь для того, чтобы успокоить обществ, мнение Англии и Франции, откуда Добровольческая армия получала помощь. Англ, представитель при штабе А.Деникина требовал прекратить погромы, объясняя это тем, что в противном случае Добровольческая армия может "потерять сочувствие всей Европы". Когда в нач. окт. 1919 в результате вмешательства представителей иностр. держав и страха перед разлагающим влиянием погромов командование этой армии стало применять к погромщикам различные меры наказания, вплоть до расстрела (было казнено ок. 10 чел.), погромы на время прекратились. 23 янв. 1920, когда Добровольческая армия уже ушла почти со всех терр., где проживали евреи, А.Деникин издал приказ о борьбе с насилием и грабежами (где погромы не упоминались). Благодаря давлению иностр. гос-в погромов не было на терр. Сибири, где действовали войска А.Колчака, настроенные не менее юдофобски, чем армия А. Деникина. А.Колчак не допускал погромы, понимая, что они могут разложить его армию и произвести плохое впечатление в США, откуда он получал помощь.
И деникинцы, и петлюровцы, и атаманы крестьянских банд объясняли погромы тем, что все евреи - коммунисты или все коммунисты - евреи. Командир Первой кубанской дивизии Добровольческой армии ген. Шифнер-Маркевич заявил евр. делегации, умолявшей остановить погромы в мест. Смела: "Все коммунисты - евреи, и мы не можем допустить жидовского царства в России". Особую ненависть у белогвардейцев и петлюровцев вызывало имя Л. Троцкого; почти каждый погром сопровождался лозунгом: "Это вам за Троцкого". При погроме в Екатеринославе делегациям евреев, жаловавшимся властям на погромщиков, заявляли: "Идите жаловаться Троцкому, а на это правительство жаловаться нечего". Даже конституционные демократы (кадеты), ранее всегда осуждавшие все виды юдофобии и, тем более, погромы, утверждали на своей конференции в Харькове в нояб. 1919, что белогвардейские власти делают все для борьбы с погромами, и потребовали от евреев "объявить беспощадную войну тем элементам еврейства, к-рые активно участвуют в большевистском движении". Представление о том, что все евреи тесно связаны между собой и что существует какое-то единое евр. руководство, к-рое может повлиять на большевиков-евреев, было широко распространено, несмотря на всю его абсурдность. Ген. А.Деникин заявил евр. делегации в ответ на просьбу о прекращении погромов: "...вследствие существующей сплоченности между евреями, евр. представители могли бы повлиять на евр. большевистские дружины". В.Винниченко (премьер-мин, пр-ва Директории до февр. 1919) говорил, что погромы не могут быть прекращены, пока евр. молодежь и евр. рабочий класс поддерживают большевиков.
Отдельные погромы на Украине были совершены красноармейцами: в Россаве (февр. 1919), в Умани (май 1919), в Любаре (май 1920) погромы устроили Богунский и Таращанский полки Первой конной армии. Особенно жестокие погромы Первая конная армия устраивала при отступлении из Польши в кон. авг. 1920. Как правило, сов. власти сурово наказывали погромщиков, чаще всего расстреливали их. Напр., в сент. 1920 член Рев. военного совета Первой конной армии К.Ворошилов расформировал за погромы шестую дивизию И.Апанасенко; 153 погромщика были расстреляны. Неск. погромов совершили на Украине махновцы; самым кровавым из них был погром в Александровске (ныне Запорожье) летом 1919. Н. Махно и др. главари движения решительно боролись с погромами и расстреливали погромщиков.
В ряде нас. пунктов Украины в годы гражд. войны активно действовала евр. самооборона; в нек-рых случаях ей удавалось отразить нападения погромщиков. "Евр. милиция по борьбе с погромами" способствовала предотвращению антиевр. эксцессов в Одессе. Погром в Погребище произошел лишь после того, как петлюровцы разоружили отряд самообороны. Однако чаще всего евр. самооборона не могла противостоять гораздо более многочисленным и лучше вооруженным погромщикам. После установления сов. власти на Украине отряды евр. самообороны сыграли важную роль в ликвидации крест, банд.
В 1919-20 гг. в Белоруссии погромы (в осн. - грабежи) устраивали солдаты польской армии. В 1920-21 гг. кровавые погромы в Белоруссии были организованы отрядами С.Булак-Балаховича, действовавшими в 1920 в составе рус. частей польской армии под общим командованием Б.Савинкова, а в 1921 - самостоятельно. В мест. Копаткевичи 9 июля 1921 они убили ок. 120 чел., в мест. Ковчицы 16 июля - 84 чел., в мест. Большие Городятичи 23 нояб. - 72 чел.
В Забайкалье и 'Монголии евреев уничтожали белогвардейские части Р. Унгерн фон Штернберга. С окончанием гражд. войны погромы повсеместно прекратились.
В 1919 - нач. 1920 помощь жертвам погромов оказывали в основном зарубежные евр. орг-ции, прежде всего Джойнт. В июле 1920 сов. власти создали Идгезком (Евобщестком; Евр. обществ, к-т помощи погромленным); в 1921 в него влились Екопо, ОЗЕ и ряд др. орг-ций. Социальная помощь евреям, пострадавшим в годы гражд. войны, была передана в исключительное ведение Идгезкома; он же получал средства, поступавшие из-за рубежа, гл. обр. от Джойнта.
Юдофобская кампания в Сов. Союзе, начавшаяся в 1948 как борьба с "космополитами" и достигшая своего апогея в нач. 1953 в связи с врачей делом, привела к возникновению погромной обстановки, к нападениям на евреев (особенно на железных дорогах) и даже к отд. убийствам. По нек-рым сведениям, после предполагаемой казни врачей в Москве и в др. центр, городах устроили бы погромы, после чего евреев должны были депортировать в отдаленные районы страны. 4 окт. 1959 на неск. подмосковных станциях Казанской ж.д. распространялись листовки с призывом к погромам, а на станции Малаховка были подожжены синагога и домик смотрителя евр. кладбища (погибла жена смотрителя).
Угроза евр. погромов вновь возникла в кон. 1980-х гг. в связи с активизацией юдофобских организаций. Слухи о возможных погромах активно распространялись в разл. городах Сов.Союза накануне празднования 1000-летнего юбилея крещения Руси в мае 1988 г., а также летом 1989 и в 1-й пол. 1990 (назначались даже конкретные даты). В нач. мая 1990 произошел погром евреев и армян в Андижане (Узбекистан), неск. женщин подверглись насилию. Угроза погромов - одна из причин массовой эмиграции евреев из СССР в кон. 1980 - нач. 1990-х гг. Погромы в других странах. Первый погром произошел в Александрии в 38 г. в царствование рим. императора Калигулы. В 115 погром в Александрии учинили римские войска. Известно о погромах в Вавилонии в 5-6 вв., в Византии в 6-10 вв., в захваченном византийцами Иерусалиме в 629 г.
Волна кровавых погромов обрушилась на евреев Европы во время крестовых походов (особенно первого). В 11 - нач. 14 вв. многочисл. погромы происходили в Англии (см. также Йорк), Германии, Франции, Чехии. В сер. 14 в. новая волна погромов охватила Европу в связи с эпидемией чумы (см. "Черная смерть"): разразились погромы в Испании, Швейцарии, Фландрии (Бельгия), в Германии (наиболее кровавые). В 1389 произошел погром в Праге. В 1391 погромы прошли по всей Испании, наибольшее кол-во жертв было в г. Севилья. В 15 в. погромы многократно вспыхивали в Испании (часть из них была направлена против новых христиан), Португалии, Провансе. В 16 в. в Португалии произошло неск. погромов новых христиан (наибoлее кровавый - в 1506 в Лисабоне). В кон. 15 в. вспыхнули погромы в Алжире.
В 1491 в результате кровавого навета разразился погром в г.Тирнау в Венгрии (ныне Трнава, Чехо-Словакия). В 14-18 вв. десятки погромов произошли в Польше. Во 2-й пол. 16 в. погромы происходили в Румынии; они возобновились в 1710 (в результате кровавого навета) и во время русско-турецких войн во 2-й пол. 18 в.
В 1806 во время русско-турецкой войны евреев избивали румыны и турецкие солдаты. В 1819 погромы охватили всю Германию и перекинулись в Данию, Чехию, Австрию, Польшу (см. Хеп-хеп). Восстание греков против Османской империи в 1821 сопровождалось в Греции и Румынии массовыми погромами. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. погромы в Румынии значительно участились. В 1882 в связи с кровавым наветом прокатилась волна погромов в Венгрии. В 1918 польские войска учинили погром во Львове, в 1919 - в Вильно (см. Вильнюс). Падение Венгерской сов. республики сопровождалось многочисл. Погромами. В 1927 произошли погромы в Трансильвании. Уничтожение евреев в странах Центр, и Вост. Европы в годы 2-й мировой войны (см. Катастрофа) часто начиналось с погромов, к-рые устраивало местное нас. В 1945-47 в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы (см. Кельце). Сходная картина была и в Венгрии.
В 1790-92, 1853 и 1859 погромы происходили в Марокко, в 1840 - в Сирии (в связи с Дамасским делом), в 1805 и 2-й пол. 19 в. - в Алжире (они усилились во время Дрейфуса дела, к-рое вызвало также юдофобские беспорядки во Франции, принимавшие иногда форму погромов). В 20 в. погромы происходили в ряде мусульманских стран: в Марокко - в 1907 (см. Касабланка), 1912 (см. Фес), 1942, 1948, 1967; в Египте - в 1945, 1952; в Ливии - в 1941, 1945, 1948, 1967; в Тунисе - в 1917, 1932, 1967.
В 1919 погромы прокатились по терр. Аргентины (т. наз. Трагическая неделя). В Нью-Йорке в 1960-80-х гг. нередки были нападения радикальных элементов негритян. нас. на евреев; в авг. 1991 негритян. волнения в Краун-Хайтс (квартал Нью-Йорка) приняли форму погрома.
По своим масштабам за пределы понятия погромы выходят: массовая резня евреев Польши и Украины, учиненная укр. казаками Б. Хмельницкого и польскими войсками С.Чарнецкого в 1648-58 гг.; массовые убийства евреев гайдамаками в 18 в.; Катастрофа европейского еврейства в 20 в.