БЕССЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ
Раздел: История Антисемитизма Дата: 25/07/2008

Эллан Пасика

 

( К столетию Кишиневского погрома)

 

    

     Pogrom организованная резня (первоначально-евреев в России). [из русского]
     Оксфордский словарь*

 

    
Известно, что не только русский язык напичкан чужеродными словами, но не избежали этого и другие языки. По разным причинам русские слова проникали и закреплялись в иностранных языках. Иногда, это произходило настолько давно, что нужны специальные исследования для обнаружения, когда и как это произошло, например, слово царь. Иногда сравнительно недавно, как, например, спутник, или совсем уж недавно как перестройка. Широко известному во всём мире слову большевик в этом году также исполняется сто лет(мазлтов!, если бы не всё, что они натворили), а вот слово казак в другие языки перекочевало на 90 лет раньше, когда русские войска освобождали Европу от Наполеона. Так, что это слово в переводе на английский язык не нуждается. Казак и есть казак.

И погром есть погром.** И этому слову, как иностранному, тоже сто лет. Хотя впервые, оно было услышано на Западе на 22 года раньше, во время еврейских погромов, последовавших за убийством Александра П. Несмотря на то, что среди народовольцев, участвовавших в покушении, была только одна еврейка, выполнявшая второстепенную роль, в народе прошёл слух , что убийство царя-освободителя-дело рук евреев. Погромы, сопровождавшиеся уничтожением и разграблением имущества евреев, а иногда и убийствами, прокатились тогда по всей черте оседлости, а кое-где и за её пределами и продолжались в течение 1881 и 1882 годов. Ответом на первую волну погромов в России стала начавшаяся эмиграция русских евреев в Америку, активное участие одной части евреев России в зародившемся вскоре сионистском движении, и участие (не менее активно) другой её части в революционном движении внутри Россиии.
Широко же стало применяться слово погром, войдя в словарный состав других стран, только после Кишинёвского погрома. Да, как Берлинская стена или Сиднейская опера, мы его упоминаем с большой буквы. В Кишинёве вообще- то погромов было за его историю много, но Кишинёвский погром был один.
В Кишинёве тогда существовала газета "Бессарабец", что-то вроде нынешней тульской газеты "День". Редактором её был некто П. Крушеван(Его лавры не дают теперь покоя редактору "Дня" А. Проханову.). Так вот Крушеван в своей газетёнке день за днём публиковал антисемитские статьи, одна чернее другой, и в народе по этому поводу происходило брожение. Бездарный был литератор этот Крушеван и иной славы кроме геростратовой ему не суждено было иметь. А геростатова слава ему досталась громкая: во многие энциклопедии попал. И не только на русском языке написанные.
Надо сказать, что еврейская община в Кишинёве была крепкая, в небольшом Кишинёве 60тыс., почти половина всего населения города. Больше чем молдаван. И в несколько раз больше чем украинцев и русских вместе взятых. Тогда ещё не было "дружбы народов" и молдаване, хотя тоже православные, не очень- то дружили с русскими. И украинцы со старшим братом тогда взасос не целовались. Но тут объединились. Знаете шуточный вопрос:-" против кого вы дружите?"
Конечно, как всегда, и среди православных порядочных и добрых людей было много больше чем подонков. Да что с того... Я вот не люблю поэта Станислава Куняева(от него попахивает Прохановым), но его строчка "Добро должно быть с кулаками" мне нравится. И мне нравятся нынешние израильские парни, может и не такие эрудированные в своей массе, как кишинёвские ишиботники, но плечистые и сильные, и умеющие хорошо драться; и воевать, кстати, тоже.
Большинство добрых и порядочных православных в Кишинёве тогда оказались без кулаков. А о кишиневских евреях тогда-и говорить нечего. Но об этом позже.
В накалённой обстановке межэтнической розни, подогреваемой "интеллектуалами" типа Крушевана черни нужен был повод. И он нашелся.
В конце марта 1903 г., перед еврейской пасхой в посёлке Дубоссары, недалеко от Кишинёва исчез, а затем был найден убитым христианский мальчик ( позже выяснилось, что он был убит родственниками). И в "Бессарабце" одна за другой стали публиковться статьи, что это дело рук евреев, которым нужна дескать кровь младенца для мацы. Масла в огонь подлило и сообщение о смерти в еврейской больнице молодой христианской женщины. И хотя оказалось, что она покончила самоубийством по причинам, не связаннм с евреями, и эту смерть молва приписала евреям.
Погром начался 6 апреля, в последний день еврейской и накануне русской пасхи. В погроме кроме местного населения участвовало несколько сот подонков, приехавших специально для этого в Кишинёв из других городов и селений. В результате 2-х -дневной вакханалии было убито 49 евреев и более 500 ранено. Было разграблено и разрушено 700 домов, где жили евреи, разграблены общественные здания евреев и синагоги, 600 банков, производств,магазинов и мастерских. 2000 семей осталось без крова.
В своей книге "200 лет вместе" Александр Солженицин много усилий тратит на доказательство непричастности Царя, Правительства России и Русской Православной церкви к организации этого страшного погрома. На мой взгляд нет оснований обвинять прославленного писателя в антисемитизме. Нет также возможности доказательно показать здесь непосредственную виновность царской власти. Вместе с тем вряд ли смог бы начальник охранного отделения г.Кишинёва Левендаль публиковать в "Бессарабце" свои погромные статьи, если бы это противоречило официальной политике. Наивными кажутся попытки Солженицина защитить тогдашнюю центральную власть фразами типа: "А в Правитественном Вестнике от 29 апреля(1903г.-Э.П.) был опубликован циркуляр министра внутренних дел Плеве, возмущённого действиями кишинёвских властей. Он указывал всем губернаторам, градоначальникам и оберполицмейстерам-решительно пресекать насилия всеми мерами."
Может быть тогда и разнос Сталиным его подручных на Январском пленуме ЦК ВКП(б) 1938г. за репрессии по отношению к семьям "изменников и предателей" и его знаменитую фразу "Cын за отца не отвечает" нужно принимать всерьёз?
Еще наивнее попытка отрицать, что главным виновником и организатором погрома был Левендаль, по распоряжению которого полиция и войсковые части явно помогали убийцам и грабителям, на том основании, что "...в России даже и полиция никак не была подчинена Охранному отделению, а тем более войска." Известно, что в России, как во всяком деспотическом государстве, охранка обладала гораздо большей фактической властью, чем это было предусмотрено различными уложениями.
Либеральная общественность и в России и за рубежом очень остро реагировала на происшедшие в Кишинёве ужасные события.
В коллективном протесте на имя городского головы Кишинёва ряда общественных деятелей , которое написал Лев Толстой, было сказано: "Глубоко потрясённые совершённым в Кишинёве злодеянием, мы выражаем наше болезненное сострадание невинным жертвам зверства толпы...и безмерное негодование против попустителей этого ужасного дела." Ужасы погрома ярко описал в своём рассказе Дом №13 Вл. Короленко.
Напуганное прокатившимися по всей России протестами правительство запретило публикации материалов на эту тему. Кампанию на Западе против разгула антисемитизма в России, подвергли замалчиванию, а протест американской общественности, посланный президентом США Теодором Рузвельтом царю, принят им не был. Всё же судебные власти вынуждены были начать расследование причин и привлекло к суду ряд активных участников погрома, которые в конце- концов получили сравнительно мягкие наказания.
Погром оказал огромное воздействие на евреев, живших на территории царской России.. В Одессе в строках поэмы "Город смерти" рождается великий еврейский по эт Хаим Бялик, который не только гневно осуждает убийц, но и стыдит самих евреев за их непротивление насилию. После этого погрома перестает существовать блистательный русский журналист Владимир Жаботинский, и, вместо него, появляется пламенный сионист и еврейский литератор Зеев Жаботинский. Он организует отряды самообороны в Одессе и призывает к этому евреев в других городах.. Когда через полгода начался еврейский погром в Гомеле, там уже были отряды самообороны. Отряды самообороны были созданы и в Кишинёве. Только поэтому , когда в августе 1905г. в Кишинёве произошёл другой погром, жертв со стороны евреев было в несколько раз меньше, зато значительное число жертв оказалось среди погромщиков
Опыт создания отрядов самообороны потом был использован Жаботинским при формировании во время 1-й мировой войны еврейского палестинского полка, предназначавшегося для освобождения Палестины от турецкого господства, а потом- для организации первых отрядов самообороны в Иерусалиме.
От первых отрядов самообороны в России, соданных после Кишинёвского погрома тянется прочная нить к отрядам саообороны Хаганы и Эцел в Эрец-Исраэль. А от них-к Армии Обороны Израиля.
Добро должно быть с кулаками.

 

     * Перевод автора
**С ударением на первом слоге






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=274