Евреи, иудаизм, Израиль
Раздел: История Антисемитизма Дата: 25/07/2008

Антисемитизм

 
V I I
Катастрофa

«Преступление немцев по истине самое отвратительное, что только можно обнаружить в истории так называемых цивилизованных наций»
Альберт Эйнштейн (Письмо Отто Гану, 1949 г.)

Не все жертвы нацизма были евреями,
Но все евреи были жертвами нацизма
Эли Визель

Катастрофа европейского еврейства, называемая также Холокостом, что по–гречески значит «всесожжение» (впервые использовано Эли Визелем для обозначения гибели 6 миллионов евреев) — не первая катастрофа нашего народа, если понимать под этим словом гибель почти третей части народа. Сюда следует отнести и гибель евреев во время Иудейской войны с Римом в 65–69 годах н. э., и гибель евреев во время восстания Бар–Кохбы в 132–135 годах, и уничтожение Богданом Хмельницким по крайней мере трети восточно–европейских евреев в 1648–49 годах.

Почему Б–г допускает катастрофы избранного им народа — никто не знает ответа. «Мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, — слово Г–спода. Ибо, как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших», сказал Он пророку Исайе, 55: 8–9. Поэтому «давать ответы по поводу Катастрофы — это ребячество», — сказал рав Цви Иегуда ха–Коэн Кук, сын великого рава Авраама–Ицхака ха–Коэна Кука.

Вместо этого рассмотрим историю Катастрофы европейского еврейства в 30–40–х годах ХХ века.

7.1 Расовая теория

В 1738 году знаменитый шведский ученый Карл Линней опубликовал книгу «Система природы», в которой на основании цвета кожи разделил всех людей на 4 расы: белых, черных, желтых и красных. 90 лет спустя английский врач У.Ф.Эдвардс пришел к выводу, что главным признаком расы является размер и форма черепа (книга «О физиологических свойствах человеческих рас, рассматриваемых в связи с их историей», 1829 г.). К этому времени уже была достаточно развита френология — наука о человеческом черепе, — утверждавшая, что способности человека связаны с формой его черепа.

В 40–х годах ХIХ века швед Рециус ввел «cephalix index» — отношение длины черепа к его ширине, умноженное на 100. Однако наука о расах еще не была «расовой теорией», для этого было необходимо появление так называемого «социального дарвинизма».

Книгу «Происхождение видов» с ее «борьбой за существование и выживание наиболее приспособленных» — как законом эволюционного развития всего живого — Чарльз Дарвин опубликовал в 1859 году. Но еще в 1850 году вышла книга Герберта Спенсера «Социальная статистика», в которой утверждалось, что «борьба между людьми биологически неизбежна», ибо все усилия Природы направлены на то, чтобы избавиться от социально слабых (слоев населения) и освободить место для лучших». Из книг Спенсера и Дарвина и вырос «социальный дарвинизм», способствовавший превращению расовых различий в «расовую теорию» — теорию превосходства одних рас над другими. Вскоре затем Ренан заявил, что арийская раса является наиболее одаренной («эссе о неравенстве рас»). Англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен, зять Рихарда Вагнера, провозгласил в книге «Основы XIX столетия» (1899) германскую расу наиболее созидательной и ответственной в отличие от паразитической семитской расы. «Я не могу не содрогаться при мысли о злой, непоправимой ошибке, которую сделал мир, когда принял традиции этой (еврейской) нации... за основу своей веры», — писал он.

Расовая теория подвела биологическую базу под антисемитизм, она решительно осуждала смешанные браки, ибо «кровь низшей расы всегда доминирует и портит кровь высшей расы». «Не нужно мешать Природе, пусть высшая раса естественным путем уничтожит низшую». Гитлер решил не ждать милости от Природы.

7.2 Германия накануне прихода Гитлера к власти

На рубеже ХХ века антисемитизмом были заражены все страны Европы, ведь «антисемитизм — тень еврейского народа» (А. Эйнштейн). Но вряд ли он был в Германии сильнее, чем, например, во Франции в период «дела Дрейфуса». Однако съезд Германских социал–демократов в 1893 году решил, что «несмотря на реакционную сущность антисемитизма он, в конечном счете, станет революционным движением вопреки себе... потому, что мелкобуржуазные группы в городе и деревне, поднятые антисемитскими вождями против капиталистов–евреев, поймут в конце–концов, что их враг не только капиталист–еврей, но весь класс капиталистов...» (Ш. Эттингер «Истоки современного антисемитизма. В книге «Еврейская история и религия», Библиотека «Алия», 1982 г.). Профессор истории в Берлинском университете Генрих фон Трёнчке утверждал без обиняков: «Евреи — наше несчастье». А евреев в это время в Германии проживало около 600 тыс., и все они считали Германию своей родиной, а себя — «немцами моисеева вероисповедания». Большинство принадлежало к среднему классу общества: врачи, торговцы, юристы, преподаватели школ и университетов, журналисты. Евреи–социалисты члены Рейхстага проголосовали за военные кредиты: глава социал–демократической партии Гуго Гаазе и Эдуард Бернштейн — главный оппортунист всех времен и народов (согласно «Краткому курсу ВКП (б)). Около 100 тыс. немецких евреев участвовало в Первой мировой войне, 31500 были награждены Железными Крестами.

После окончания войны по условиям Версальского договора Германия оказалась в тяжелом положении. Жизнь в Веймарской республике прекрасно описана в романах Э.М.Ремарка «Возвращение», «Черный обелиск», «Три товарища».

Евреи — причина всех бедствий народа в этой «еврейской» республике. (Конституцию ее написал еврей Гуго Прайс). В 1918 году Гитлер говорил, что «Лютер (отец протестантства Мартин Лютер, 1483–1546) — это великий человек, это гигант... Мы лишь сейчас начинаем понимать еврея так, как он понимал его тогда». Как же он понимал еврея? Лютер предлагал сжечь все синагоги, разрушить все еврейские дома, конфисковать все еврейские священные книги, запретить раввинам учить, запретить евреям переезжать с места на место, привлечь евреев к принудительному физическому труду, изгнать из тех мест, где проживают христиане (Д. Прейстер и Д.Телушкин «Почему евреи? О причинах антисемитизма» Санкт–Петербург, 1992 г.). Не иначе, как программа действий. Гитлер не упустил из нее ни одного пункта, понимая, однако, что практическим действиям должно быть предпослано фундаментальное обоснование, и оно уже существовало — это расовая теория. Гитлер писал в 1918 году: «Иудаизм несомненно раса, а не религия. Еврей, живущий среди чужого народа, воспринимает только его язык... Деятельность евреев ведет к деградации наций, среди которых они живут. Отсюда вытекает следующий вывод: антисемитизм носящий чисто эмоциональный характер, находит свое выражение в погромах... Но антисемитизм рациональный должен приять формы законной борьбы, конечной целью которой должна быть, несомненно, тотальная депортация евреев». (А. А.Бовин «Записки ненастоящего посла».) «Антисемитизм, — говорил Гитлер, — это без сомнения наиболее важное оружие в моем пропагандистском арсенале» (Э. Фланнери «Муки евреев»). Именно на базе антисемитизма Гитлер сумел в 1919 году соединить небольшую социалистическую рабочую партию с движением ветеранов войны против Версальского мира, создав национал–социалистическую рабочую партию — НСДРП. Обладая искусством гипнотического воздействия на толпу, он говорил слушателям именно то, что они хотели услышать и в первую очередь о том, кто повинен в бедах Германии. Он знал, «кто виноват», «что нужно делать» и «с чего начать». В 1922 году он обещал некоему майору Геллу (Поль Джонсон «Популярная история евреев», М., 2000 г.), что когда он придет к власти, то «поставит на Марсовом поле в Мюнхене столько виселиц, сколько позволит уличное движение, и на них будут вешать евреев одного за другим, и они будут висеть, пока не провоняют. Как только снимут одного, сразу же на его место повесят другого, и так до тех пор, пока в Мюнхене их не останется ни одного... Точно то же самое произойдет и в других городах, пока Германия от них не очистится». Год спустя Гитлер устроил в Мюнхене путч против Баварской республики и угодил в тюрьму, где написал «Майн Кампф» («Моя борьба», 1924 г.). В ней он изложил свою программу завоевания мирового господства, обязательным элементом которой являлась расправа с мировым еврейством.

Начало 20–х годов в Германии сочетало в себе рост всеобщей озлобленности с усилением антисемитских настроений. В 1923 году был злодейски убит министр иностранных дел Веймарской республики еврей Вальтер Ратенау, и один из его убийц заявил на суде, что «Ратенау было необходимо уничтожить, ибо он один из сионских мудрецов». («Протоколы сионских мудрецов» были опубликованы в Германии в 1921 году, и Гитлер широко цитировал их в своей книге). В 20–е годы в Германии были осквернены 128 еврейских кладбищ и более 50–ти синагог. В 1930 году гитлеровская партия получает 107 мест в Рейхстаге, однако, евреи не принимают его всерьез. И, когда в 1932 году Владимир Жаботинский в Варшаве и Кракове предупреждает евреев о грозящей катастрофе и призывает уезжать в Палестину, ему не верят ни польские, ни немецкие евреи. Они обвиняют его в подстрекательстве против властей и смеются над предрекаемой им Варфоломеевской ночью.

 

7.3 12 лет Третьего Рейха

30 января 1933 года Адольф Гитлер (1889–1945) становится рейхсканцлером. 12 лет его правления придали антисемитизму новые черты. Уже отмечалось, что он положил в основу нацистского антисемитизма расовую теорию. Евреи — недочеловеки, их нельзя исправить, они паразиты и микробы (терминология, заимствованная Гитлером у другого зоологического антисемита Рихарда Вагнера). «Их всех необходимо уничтожить, ибо, — писал Гитлер в «Майн Кампф», — на любом языке (еврей) будет выражать старые идеи... Его внутренняя природа не изменилась... Сущность его характера осталась прежней. Это все тот же еврей... Еврей говорит по–немецки, но думает по–еврейски…» И поэтому если в предыдущие века евреям предлагалась альтернатива «смерть или крест», «смерть или ислам», то лозунг нацизма был «смерть и никаких или». Другой особенностью нацистского антисемитизма была масштабность уничтожения евреев, индустриальная основа «окончательного решения еврейского вопроса». Наконец, третьей отличительной чертой являлась глубина ненависти к евреям, превышавшая даже инстинкт самосохранения. Когда до гибели третьего Рейха уже оставалось несколько месяцев, сотни эшелонов продолжали доставлять евреев в лагеря смерти в ущерб обеспечения армий боеприпасами и продовольствием. 29 апреля 1945 года за пару дней до смерти Гитлер пишет в своем политическом завещании: «Превыше всего я требую от руководителей и народа неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравителем всех народов — мировым еврейством» (Л. Крейдлина «Дорога в четыре тысячи лет», Нью–Йорк, 2002 г.).

Антиеврейская программа Гитлера включала четыре этапа: остракизм (1933–38 гг.), разорение (1938–39), изгнание (1939–41) и тотальное уничтожение (1941–45). «Для поэтапного подхода имелось несколько причин, — отмечает Э.Фланнери в книге «Муки евреев». — Слишком поспешная атака могла задеть немецкое общественное мнение и вызвать международную реакцию, которых новый режим пока еще опасался. Поспешные действия могли также вызвать экономические трудности».

Первый этап своей программы Гитлер начинает сразу же по приходе к власти. Евреям запрещается занимать общественные должности и заниматься адвокатской деятельностью. 1–го апреля 1933 года проводится бойкот всех еврейских магазинов и предприятий. Перед входом в каждый стояли вооруженные молодчики, а рядом люди с плакатами и щитами призывали к бойкоту. Руководил операцией Юлиус Штрайхер, редактор злобной антисемитской газеты «Дер Штюрмер». В мае немцы начинают сжигать на площадях городов множество книг и в первую очередь книги еврейских авторов. Через 2 года в сентябре 1935 года, когда, по мнению Гитлера, немцы и остальные народы привыкли к дискриминации евреев, публикуются так называемые «Нюрнбергские законы». В соответствии с первым законом только немцы являются гражданами Третьего Рейха, евреи — граждане второго сорта. Второй закон запрещал смешанные браки с евреями; немцам до 45 лет запрещалось работать в еврейских домах и оставаться там на ночь. (Так от сердечного приступа скончалась мать Стефана Цвейга: медсестра отказалась остаться в ее доме на ночь.) Евреям запрещалось поднимать флаг Рейха. Позднее им запретили сидеть на общественных скамейках, детям — посещать общественные школы. Вскоре евреев начинают изгонять с работы, вводятся специальные удостоверения личности, в которых каждому мужчине добавляется второе имя — Израиль, а женщинам — Сара. В дальнейшем Нюрнбергские законы периодически пополняются новыми указами против евреев. В том же 1935 году Гитлер выступает с предложением переселить всех евреев на остров Мадагаскар, принадлежащий Франции, обязуется предоставить немецкие суда. Франция отмалчивается.

13 марта 1938 года происходит аншлюс Германии и Австрии. На 200 тысяч австрийских евреев немедленно распространяются Нюрнбергские законы. Гитлер объявляет о предоставлении евреям свободного выезда и о готовности перевезти их в другие страны на немецких судах. Таким образом, открыто провозглашала лозунг Германия — Judenfrein (свободна от евреев). В ответ на заявление Гитлера, по инициативе американского президента Франклина Рузвельта, 6 июля 1938 года на юге Франции в городе Эвиане Лига Нации проводит конференцию. В ней участвуют 32 представителя стран — членов Лиги Наций и еще 41 представитель различных организаций. Все страны решительно отказались принять евреев, исключение составили Доминиканская республика (готова принять 100 тыс. евреев) и Бельгия с Голландией (выразившие желания принять каждая 1–2 тысячи (!) евреев. «Мы не верим, что евреям что–то угрожает в Германии», — заявил американский представитель. Франция отказалась впустить евреев на Мадагаскар, а Англия издала очередную «Белую Книгу» (май 1939 года), в которой ограничила еврейскую иммиграцию в Палестину 15 тысячами в год, и усилила блокаду побережья от незаконного проникновения в Палестину еврейских беженцев. Всех задержанных, а их уже набралось 5328, англичане отправляли в лагеря на Кипре и в Эритрее (Северная Африка). По окончании конференции Гитлер заявил: «Миф о еврейском заговоре окончательно развеялся». (Как все юдофобы он относился к евреям серьезнее, чем они сами к себе).

28 сентября 1938 года Гитлер, Чемберлен (Великобритания) и Деладье (Франция) подписали в Мюнхене соглашение, в соответствии с которым Гитлер получил сначала Чешские Судеты, а позднее и всю Чехословакию. Именно на Мюнхенскиой встрече министр иностранных дел Германии фон Риббентроп выступил с формулой «Земля за мир». Это нацистская формула не работала ни тогда, ни теперь спустя более, чем пол–века: основанные на ней «Ословские соглашения» являются элементарным обманом и тяжелым преступлением против еврейского народа. «Гитлер поторопился начать войну с Польшей, иначе быть бы ему лауреатом Нобелевской премии мира на троих с Чемберленом и Деладье», — написал Фридрих Горинштейн в трактате «По ком звонит колокол», NY, 2002 г. Далее последовала «Хрустальная ночь». 17–летний еврейский юноша Гершель Гриншпан, узнав о преследовании его семьи, совершил в Париже покушение на секретаря немецкого посольства Эрнста фон Рота, который умер он ран 9 ноября. В ответ на это по распоряжению Геббельса фашистские молодчики в ночь на 10 ноября 1938 года совершили по всей стране еврейский погром (он кончился по команде вечером 10 ноября). По немецким данным были убиты 81 человек, более 1000 ранены, разрушено 7500 еврейских магазинов и предприятий, сожжено более 600 синагог и арестовано 3600 евреев — владельцев недвижимостью. В качестве условия освобождения им было предложено «пожертвовать» все имущество в пользу государства. Рейх получил 1,25 млрд. марок. Уж не тогда ли запели немцы «Хорста Весселя»:

Всадив еврею в горло нож,
Мы снова скажем «Мир Хорош!»

Только теперь немецкие евреи окончательно очнулись от спячки и начали покидать Германию и Австрию в массовом порядке. К 1939 году 215 тыс. евреев покинули Германию. Но было уже поздно: «мир разделился на два лагеря: страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впустить их к себе» (Хаим Вейцман, будущий первый президент государства Израиль). О том как метались евреи по довоенной Европе прекрасно описал Э.М.Ремарк в романах «Возлюби своего ближнего», «Триумфальная арка», «Тени в раю». «Единственное существо, которое продолжало меня любить и не боялось проявить свои чувства, была моя собака» (Э. Севела «Продай свою мать», Жизнь, 1992 г.).

30 января 1939 года Гитлер заявляет в Рейхстаге, что «если международное еврейство сумеет ввергнуть народы Европы в мировую войну, то ее результатом будет не победа большевизма и иудаизма, но уничтожение еврейской расы в Европе». Позднее он внесет уточнение: «Как бы ни окончилась война, в Европе не останется ни одного еврея».

Нападением на Польшу 1–го сентября 1939 года Гитлер начал третий этап своей антиеврейской программы — изгнание и частичное уничтожение евреев. В Польше проживало более 2 миллионов евреев, нацисты называли их «биологической базой» еврейства. Евреев изолируют в гетто, большие гетто (до полумиллиона и более) организуются в Лодзи, Кракове, Варшаве. (История краковского гетто показана в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера», 1993 г.). Под видимостью самоуправления евреев обязали абсолютно исполнять все приказы немецкого командования. Евреям предписывалось обязательное ношение Звезды Давида, у них было конфисковано все имущество, не оставлено никаких средств к существованию. Все жители в возрасте от 16 и до 60 лет были обязаны выполнять принудительные работы вблизи гетто или в трудовых лагерях. Так тяжелым трудом, голодом, холодом и полной антисанитарией жители гетто обрекались на «естественное» вымирание.

За период от 1 сентября 1939 года и до 22 июня 1941 года (нападение на СССР) Германия оккупировала почти всю континентальную Европу: Францию, Голландию, Бельгию, Данию, Норвегию, Венгрию, Румынию, Югославию, Грецию. Болгария подчинилась добровольно. По оценкам немцев в оккупации оказались 6–8 миллионов евреев.

Успешные военные действия против СССР в первые полгода войны позволили Гитлеру приступить к четвертому этапу антиеврейской программы — к «окончательному решению еврейского вопроса». При этом во всех документах Рейха использовались исключительно эвфемизмы: «переселение», «особое обращение», «окончательное решение» и нигде никогда не употреблялись слова: умерщвление, ликвидация, расстрел, газовые камеры и т.д. «Мы вписываем в нашу историю страницу славы, но она никогда не должна оказаться на бумаге» (Генрих Гиммлер).

20 января 1942 года в Берлине в особняке на улице Ванзее 56/58 состоялась конференция, вошедшая в историю как «Совещание в Ванзее». Рейхсмаршал Герман Геринг потребовал от шефа главного управления безопасности (РСХА) рейха Рейнхарда Гейдриха представить основные предложения по «окончательному решению еврейского вопроса». (Гейдрих был назначен Гитлером координатором «окончательного решения».) С целью выработки этих предложений и была проведена конференция в Ванзее, руководил ею Гейдрих, протокол вел Эйхман. (Было отпечатано 30 копий протокола, одну удалось обнаружить в 1945 году в архиве министерстве иностранных дел. Она–то и фигурировала на Нюрнбергском процессе). Открывая совещание, Гейдрих сказал: «Я только что от рейхсмаршала. Фюрер отдал приказ о физическом уничтожении евреев». (Позднее на суде в Израиле Эйхман покажет, что все подобные приказы отдавались исключительно устно.) С докладом выступил сам Гейдрих. Он сказал, что этап очистки Рейха от евреев — Judenfrei, представлявший собой добровольную эмиграцию (лишенных всех прав и собственности) евреев завершен. Всего из Германии и Австрии эмигрировало 537 тыс. евреев. Эмиграция была проведена исключительно на деньги местных и иностранных евреев и принесла Рейху 9,5 млрд. марок. По его оценке Германии предстоит иметь дело с 11 миллионами «неохваченных» евреев. (Видимо сюда были включены также все евреи СССР, Испании, Португалии и Англии). «Необходимо, — заявил Гейдрих, — немедленно перейти к новому этапу — эвакуации всех евреев на восток, где и будет осуществлено «окончательное решение». На совещании было уделено большое внимание технической стороне «окончательного решения» — созданию безотходного производства умерщвления людей (с производством мыла, волосяных матрацев, удобрений, с извлечением золотых зубов и т.д.). Обсуждались вопросы отношения к лицам смешанной крови, к евреям, награжденным Железными крестами в годы Первой мировой войны, к незаменимым евреям, работающим в военной промышленности и т.д. (Награжденных железными крестами отправляли в чешский лагерь Терезин (Богемия), условия содержания в котором были менее истребительными. Этот лагерь посещали иногда представители Красного Креста. Всего в нем побывало 140 тыс. евреев. Из него 624 транспорта было отправлено в Освенцим. Но 1700 евреев дожили до освобождения. Американский генерал Гровс, руководивший в 1945 году захватом немецких ученых, писал в воспоминаниях, что до конца войны в Германии работали 5000 «экономически полезных евреев» — так значилось в их документах.

Познакомившись с протоколом Ванзейской конференции, Геббельс записал в дневнике: «Настало время окончательно решить еврейскую проблему. У последующих поколений не будет уже ни смелости, ни охранительного инстинкта... Евреи причинили нам так много страданий, что самое жестокое наказание, которому они могут быть подвергнуты, все еще будут слишком мягкими». В июле 1942 года чехи Иосиф Габчик и Ян Кубаш совершили покушение на Гейдриха. После его смерти все руководство по «окончательному решению еврейского вопроса» было возложено на выдвиженца Гиммлера 36–летнего оберштурманнфюрера (полковника) Адольфа Эйхмана, возглавлявшего с 1938 года бюро по еврейским делам сначала в Австрии и Чехословакии, а потом уже во всей оккупированной Европе. Как только завершался захват очередной страны Эйхман устраивал там перепись еврейского населения и запирал евреев в гетто. За этим следовали аресты и депортация на восток. Пересылка из гетто в лагеря уничтожения всегда осуществлялись поэтапно, начиная с более слабых: детей, стариков и больных, чтобы у оставшихся на месте после очередной высылки создавалась иллюзия, что к ним это не относится.

Всего в оккупированной Европе было создано 1634 концентрационных лагеря и еще 900 трудовых лагерей. (Поль Джонсон «Популярная история евреев», Москва, 2000 г.). Все они были истребительными, заключенные умирали от голода, непосильного труда, болезней, расстрелов. Десятки тысяч евреев были расстреляны в «Бабьем Яру» под Киевом, в «Минской яме», в Форте №9 под Каунасом, в Понырях, в Змиевской балке под Ростовом. Кто перечислит все места расстрелов евреев? В Польше, Прибалтике, Белоруссии и на Украине местное население в лучшем случае относилось безразлично к уничтожению евреев, в худшем — принимало активное участие, входя в составы зондер–команд, неся службу охранников в концлагерях. Поэт Юлиан Тувим делил всех поляков на антисемитов и антифашистов, полагая, что в этих категориях не может быть совмещений.

Но было еще шесть специализированных лагерей смерти — индустриальных заводов по умерщвлению людей. Это — Хелмно, Белжец, Сабибор, Треблинка, Майданек и Освенцим. Руководство лагерей осуществляли офицеры СС, служба в них приравнивалась к службе на передовой, вспомогательный персонал — главным образом украинцы. Вывозом трупов, сортировкой одежды и т.п. занимались несколько сот евреев, прекрасно осознававших, что их также неизбежно ждет смерть в казовых камерах и печах крематориев. В лагерях уделялось большое внимание дезинформации прибывающих, им сообщалось, что они прибыли в трудовые лагеря. Кругом были фальшивые подписи: «синагога», «душевая» и. т.д.

Лагерь в Хелмно располагался в 60 км от Лодзы, он действовал с декабря 1941 года до лета 1943 года. Газовой камерой служил фургон грузовика, за один «сеанс» — 40 умерщвленных, 12 «сеансов» ежедневно. Всего было умерщвлено 250 тыс. обитателей лодзинского гетто.

Лагерь в Белжце функционировал с мая по декабрь 1942 года. Здесь было 6 газовых камер, в день умерщвлялось 500 человек, всего — свыше 600 тыс.

Лагерь Собибор находился вблизи польско–советской границы 1939 года. Он существовал до октября 1943 года и был закрыт после восстания заключенных, из которых более 30 человек спаслось. Всего в лагерях было уничтожено более 250 тыс.

Треблика — самый большой по площади лагерь. Он располагался в 100 км от Варшавы и действовал с июля 1942 года. В нем имелось 10 казовых камер, работавших, как и камеры всех предыдущих лагерей смерти, на окиси углерода. Каждая камера площадью в 50 квадратных метров вмещала 200 человек. После восстания в Варшавском гетто в апреле 1943 года еврейские служебные команды лагеря также подняли восстание. 50 евреям удалось спастись, часть из них в 1949 году организовала в Израиле киббуц «Воины гетто» — «Лохамей Гагетаот». Общие число уничтоженных в Треблинке — 700 тыс.

Майданек — первоначально (1941 год) — это был трудовой лагерь на 1500 человек. Осенью 1941 года в нем от голода и ужасных условий умерло 5000 советских военнопленных. Летом 1942 года в нем были установлены 2 газовые камеры, использующие циклон Б.В Майданеке погибло 1,3 млн. человек.

Освенцим — находился в Силезии. Он существовал с 25 января 1940 года по 27 января 1945 года. Сначала это был трудовой лагерь для поляков, под него отвели казармы артиллерийского полка. Крупп и И.Г.Фарбен построили здесь свои заводы. По приказу Гиммлера комендант лагеря Рудольф Гусс превращает его летом 1941 года в лагерь уничтожения. Здесь сооружаются 5 газовых камер, каждая на 2000 человек. Из Гамбурга прибывают два специалиста для обучения персонала работе с циклоном Б. Первые опытные умерщвления проведены в сентябре. Жертвами были 200 больных евреев и 600 советских военнопленных. Затем началась работа в Биркенау (Освенцим–2) — основном центре умерщвления. Были построены гигантские крематории, позволявшие сжигать в сутки до 12 тыс. трупов. Регулярное уничтожение людей началось 19 июля 1942 года (Поль Джонсон «Популярная история евреев», Москва, 2000 г.). Все эшелоны прибывали в Биркенау, тот же производилась селекция: около 25% молодых и наиболее здоровых отбирались для работы, остальные сразу же направлялись на уничтожение.
Комендант Гесс показал на суде (он был судим и повешен), что его обслуживающий персонал был приучен весело шутить с прибывшими, убеждать, что им просто необходимо пройти санобработку. Каждый получал кусок мыла, на стенах газовых камер были вешалки для одежды с номерами. Кало велели каждому хорошенько запомнить его номер. В Освенциме было несколько оркестров. Гесс называл себя гуманистом: «Если в Треблинке каждый прибывший знал, что его ожидает, то к нам все относились с доверием». В Освенциме был детский барак. В нем специально отбирались близнецы, над одним из пары доктор Йозеф Менгеле (описано Наумом Коржавиным в «Дети Освенцима») производил свои изуверские эксперименты, второго держал для контрольных наблюдений. Все эксперименты — операции над детьми и женщинами производились без наркоза.

Мужчины мучили детей.
Умно, намеренно, умело
Творили будничное дело,
Трудились — мучили детей

7 октября 1944 года в Освенциме произошло восстание. Долгое время работавшие на заводах Круппа девушки–еврейки по крупицам приносили в лагерь динамит, из него были сделаны несколько гранат и бомб. Восстание подняли члены зондеркоманд, обслуживающие 3–й и 4–й крематории. Они взорвали 3–й крематорий и убили нескольких эссесовцев. 250 евреев были убиты, но 27 удалось бежать. Четырех девушек, приносивших динамит, долго пытали и убили. (Тим Блейк Нельсон поставил фильм «Серая зона», описывающий этот эпизод. Это фильм о вере. Его главные персонажи — 12 венгерских евреев зондеркоманды — жертвы, выступавшие в роли привратников ада, чтобы отдалить свою собственную экзекуцию).

По подсчетам Гесса 2,5 млн. евреев были удушены в газовых камерах и еще 500 тыс. умерло от голода и болезней. Таким образом, всего в Освенциме погибло 3 млн. человек.

Не нужно удивляться тому, что восстания в лагерях смерти были исключительно редки. Нужно удивляться тому, что они вообще были, ибо «мы, евреи были лишены малейшей возможности для успешного восстания. Мы были одиноки не только перед нацистами, но и перед всеми другими. Нацисты жестоко преследовали людей, относившихся к нам по–человечески. Таких ждала смерть» (Саймон Визенталь. Повесть «Макс и Елена», Нью–Йорк, 1999 г.)

Разумеется союзники прекрасно знали о тоталитарном уничтожении евреев в оккупированной Европе. 11 января 1943 года англичане перехватили и расшифровали донесение штурмбанфюрера СС Германа Гефле о том, что к этому моменту в 4–х лагерях польского генерал–губернатора Треблинке, Белжеце, Собиборе и Люблине было уничтожено (в тексте используются эвфемизмы) 1 274 166 евреев. Когда поляк Ян Карбете рассказал Черчиллю, а позднее и Рузвельту о полном уничтожении евреев на территории Польши, они сделали вид, что не доверяют этой информации (Об этом написано в разделе 5 «Американские евреи”). Более того, союзники разбомбили заводы Круппа и И.Г.Фарбена на территории Освенцима, но не бомбили ни подъездные пути, ни газовые камеры и крематории.

Лев Поляков во 2–м томе «Истории антисемитизма» (Москва, 1999 г.) приводит данные американского историка Джекоба Робинсона, опубликованные им в 1970 году о числе евреев, умерщвленных нацистами в разных странах Европы в период Второй мировой войны. Вот они (в таблице отсутствуют Дания и Болгария):
№        Страны          Число уничтоженных         
1          Польша и СССР       4,565,000       
2          Германия       125,000          
3          Австрия         65,000
4          Чехословакия (в до мюнхенских границах)        277,000          
5          Венгрия         402,000          
6          Франция        83,000
7          Бельгия          24,000
8          Люксембург  700     
9          Италия           7,500  
10        Нидерланды  106,000          
11        Норвегия       760     
12        Румыния (без Трансильвании и Бесарабии)        40,000
13        Югославия    60,000
14        Греция           65,000
Всего  5,820,960       

Существует множество источников, показывающих, что приведенные в таблице данные в ряде случаев явно занижены. Более того, рассекреченные недавно в Англии и США документы дают основание увеличить общее число умерщвленных гитлеровцами евреев до СЕМИ миллионов, включив сюда ДВА миллиона детей. Будем помнить слова писателя Григория Бакланова: «Пуля, убившая солдата, летит дальше. Она убивает его не родившихся детей, внуков и правнуков...» Она летит и летит. А здесь семь миллионов безоружных и среди них 2 миллиона детей.

Поиск и предание суду нацистских преступников стал смыслом жизни многих бывших узников. Назовем одного: Семен Визенталь, человек проведший в концлагерях 4 года с 6 июля 1941 года по 5 мая 1945 года. Он прошел четыре лагеря: Яновичи, Треблинку, Освенцим и Маутхаузен. Погибли все его родственники, 90 человек. Созданный им Центр (функционирует и поныне) передал в руки правосудия более 1100 нацистских преступников. Он сыграл важную роль в поимке Адольфа Эйхмана, Хермины Браунштайнер, убивавшей детей в Майданеке, коменданта лагеря Маутхаузен, арестовавшего 12–летнюю Анку Франк, Карла Зильбербауэра... Симон Визенталь сказал недавно: «Мне говорят: оставьте нацистов в покое, они уже старые, а я всегда отвечаю: среди тех, кого они убивали, тоже были старики. И дети, и женщины. Пусть отвечают. Они до последнего дня должны дрожать от страха, что их найдут». (Газета «Вести», Израиль.)

С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Нюрнберге происходил суд над главными нацистскими преступниками. (Позднее происходили еще 12 судов, один из них стал сюжетом знаменитого фильма Стенки Крамера «Нюрнбергский процесс», 1961 г.). Из 12 нацистов, приговоренных к смертной казни, 16 октября были повешены 10. Геринг отравился накануне казни, Борман был приговорен заочно. Перед самой казнью зоологический антисемит Йозеф Штрайхер, издававший газету «Дер Штюрмер» выкрикнул: «Не делайте из нас Пурим». Он знал о чем говорил: в книге Эстер рассказывается о событиях, случившихся в 3404 году АМ (от сотворения мира), т.е. Более 23–х веков назад, когда были казнены 10 сынов злобного Амана. (Но вот чего он возможно и не знал, это то, что год 1946 предсказан в книге Эстер. В тексте приводятся имена всех сынов Амана, причем 3 буквы написаны мельче, чем все остальные. И в течение 23 веков сойферы (переписчики) строго следовали оригиналу. Каждая буква ивритского алфавита имеет числовое значение — гиматрию. Эти три отличные буквы «тав» = 400, «шин» = 300 и «зайен» = 7. В сумме 707. Тысячелетия в еврейском календаре традиционно не указываются (подразумеваются по смыслу), поэтому получаем год 5707 АМ, что соответствует 1946 году нашего григорианского календаря. 16 октября 1946 года соответствует 21 тишри 5707 года, это 7–й день праздника Суккот — Хошана Раба).

Палач еврейского народа Адольф Эйхман избежал Нюрнбергского суда. Суд над ним состоялся в Израиле в 1960–61 годах, куда он был тайно доставлен из Аргентины, где жил с семьей в пригороде Буэнос–Айреса с 1952 года и был служащим филиала немецкой компании Мерседес–Бенц. Его выследил и захватил израильский Массад, руководил операцией глава Массада Исер Харель. Он рассказал об этом в книге «Улица Гарибальди», Лондон, 1975 г. «Было трудно поверить, что этот обыкновенный человек был повинен в гибели шести миллионов. Особенно потрясло поймавших и охранявших его сотрудников Массада, когда однажды на прекрасном иврите он стал читать «Шма Исраэль...» «Меня учил ивриту один раввин», — объяснил Эйхман остолбеневшим израильтянам» — читаем мы в книге Д.Айзенберга, У.Дана и Э.Ландау «Массад», Москва 1993 г. Суд над Эйхманом начался 11 апреля 1961 года. Речь главного прокурора Гидеона Хаузера опубликована отдельной книгой: «6,000,000 обвиняют» (3–е издание Б–ка Алия, 1990). Признавая, что Катастрофа была «самым большим преступлением в истории человечества», Эйхман пытался выставить себя одной из лошадок, которые тащат повозку». 15 декабря в Иерусалимском окружном суде был объявлен приговор. Вот его заключительные слова: «Суд приговаривает Адольфа Эйхмана к смертной казни за преступления, в которых он признан виновным — преступлениях против еврейского народа, против человечности и за военные преступления». До сего дня это единственный смертный приговор, вынесенный судом государства Израиль. В ночь на 1 июня 1962 года Адольф Эйхман был повешен, труп его сожжен и пепел развеян над Средиземным морем вне территориальных вод Израиля.

Долгие годы в Израиле пытались забыть о катастрофе, многие полагали, что память о ней мешает созданию нового еврея в Израиле. «Как это шесть миллионов дали убить себя? — возмущаются те, кто ничего не знает о жизни в оккупированной Европе. Им неведомо, что, несмотря на невыносимо тяжкие условия существования, на полную изолированность от местного населения и явную враждебность с его стороны, евреи оккупированной Европы боролись с нацизмом. Эта борьба проявлялась в вооруженных восстаниях в гетто и концентрационных лагерях, в побегах их гетто и в участии в движении сопротивления оккупантам во всех странах Европы. Согласно Д.Мельцеру (ЕМ, №533), только на территории Белоруссии восстания имели место в 140 гетто, три наиболее известных из них — это восстания в Минском гетто и в гетто городов Слоним и Белосток. Ицхак Арад (Изя Рудницкий), 16–летний участник восстания в Минском гетто, впоследствии многолетний директор музея «Яд ва–Шем» в Иерусалиме писал: «Люди должны знать. Мы не шли на смерть покорно и безропотно. Мы оборонялись как могли, часто голыми руками и почти всегда без чьей–либо помощи». В Белоруссии и Украине бежавших их гетто евреев, за редким исключением, не принимали в партизанские отряды. На этот случай действовал строгий приказ Пантелеймона Пономоренко, начальника центрального штата партизанского движения (М. Штейнберг «Евреи в войнах тысячелетий», изд.5, 2001). Более 30 тыс. евреев боролись с немцами в еврейских партизанских отрядах. Вот имена некоторых командиров: Тувья Бельский, Шалом Зорин, Г.Смоляр, Н.Фельдман, Израиль Лапидус, Соня Примак, Моше Гиндельсман, Эфраим Бокальчук, Максим Масюра, Семен Юлович (Л. Крейдлина «Дорога в четыре тысячи лет», Нью–Йорк, 2002). Десятки тысяч евреев сражались в рядах сопротивления в рядах Западной Европы.

В войне против гитлеровской Германии участвовало не менее 1,5 млн. евреев: в Красной Армии 501 тыс., 550 тыс. в армии США, более 60 тыс. в английской армии. 198 тыс. евреев —бойцов и командиров Красной Армии — пали в боях, более 150 — были удостоены звания Героя Советского Союза. Около 35 тыс. евреев — солдат и офицеров американской армии погибли в боях, свыше 100 тыс. награждены за воинскую доблесть. В составе британских войск сражалась еврейская бригада, в ней находилось специальное подразделение «Ханокмин» («Карамели»), занимавшиеся поиском нацистов, главным образом из СС, служивших в концлагерях. Вместе с другими частями «Еврейская бригада» вступила в Рим и под своим бело–голубым флагом со звездой Давида 5 тыс. евреев прошли через Триумфальную арку Тита, сооруженную за 18 веков до того, когда его легионы возвращались после захвата Иудеи в 69 году н. э.

Потребовалось почти 60 лет после окончания Второй мировой войны, почти 10 лет ословского псевдомирного процесса, и двух лет интифады Аль Акса, чтобы в Израиле поняли, как это 6 млн. человек позволили себя уничтожить. В апреле 2002 года премьер–министр Ариэль Шарон, рассказав, как живо интересовались лидеры европейских государств состоянием здоровья и бытовыми условиями Ясира Арафата, запертого ЦАХАЛом в компаунде «Муката» и, как ни один из них не задал ни одного вопроса о судьбе евреев–жертв террора, заявил: «Теперь можно понять, почему евреи Европы оказались беззащитными во время Катастрофы и только одиночки приходили к ним на помощь. Совсем не удивительно, — заключил он, — что антисемитизм в Европе набрал такую силу».

Уже много лет, как молодые евреи Израиля и многих стран мира, совершают поездки в Польшу, чтобы пройти «маршем жизни» по местам, связанным с Катастрофой. В 2002 году Израильскую молодежную делегацию возглавляла министр просвещения Лимор Ливнат. Ее слова передавало израильское радио и телевидение: «Я говорю с вами из Освенцима, и вы слышите меня в Иерусалиме... Сегодня у еврейского народа есть силы защитить себя... У него есть своя страна и свой флаг...»

7.4 Вина немецкого народа

«А мы ничего не знали (об уничтожении евреев)», — говорит немка — героиня Марлек Дитрих в фильме Стенли Крамера «Нюрнсергский процесс», 1961 г. Это очевидная ложь: 900 тыс. немцев служили в СС, они не могли не знать. Более миллиона немцев были железнодорожниками, поезда с евреями шли на восток днем и ночью, они не могли не знать. А десятки тысяч пар мужских и женских часов, миллионы единиц верхней одежды взрослых и детей, комплектов белья, которые фюрер дарил немецкому народу, откуда они? Наконец, 400 тыс. немцев состояли в смешанных браках с евреями, у каждого из них были родственники, друзья, просто знакомые, могли ли они не знать? Напомним: Гитлер разделил все смешанные семьи на 2 категории: «привилегированные» — ариец и еврейка и «простые» — еврей и немка. Еврейки из «привилегированных» семей и их дети преследовались в меньшей степени и не носили Звезду Давида. Евреи из «простых» семей и их дети практически приравнивались к «обыкновенным» евреям. Их немецких жен всячески принуждали к разводам, после чего еврейская половина распавшегося брака вместе с детьми немедленно отправлялась в лагеря уничтожения.

Нобелевский лауреат писатель Эли Визель, бывший узник лагеря смерти, сказал как–то в Германии: «Когда я вижу пожилого немца, всегда спрашиваю себя: «А что он делал во время войны?» Конечно не все немцы участвовали в «окончательном решении», но все знали о нем, хотя, возможно, и не осознавали до конца масштабы уничтожения. И, тем не менее, «немцы, как народ, ответственны за массовые убийства и, как народ, должны быть за это наказаны... За нацистской партией стоит немецкий народ, который выбрал Гитлера, после того как тот недвусмысленно довел до всеобщего сведения свои позорные намерения в своей книге и в речах», — писал в 1944 году Альберт Эйнштейн в «Обращении к героям Варшавского гетто».

И до Гитлера немцы не любили евреев, не признавали их равноправными гражданами, но не испытывали к евреям той животной ненависти, которой наделил их нацизм. «Слова уподобляются мизерным дозам мышьяка, их проглатывают незаметно для себя... и через некоторое время отравление налицо», — писал Виктор Клемперер, известный философ, еврей, переживший катастрофу, автор знаменитых «Дневников». Вековой немецкий антисемитизм Гитлер трансформировал в истребляющий. «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью... Меня не удерживают никакие соображения теоретического и морального порядка», — провозглашал Гитлер. И миллионы немцев кричали в ответ: «Хайль Гитлер!» Немцы хорошо усвоили, что евреи отравляют и разъедают арийскую расу. «Не очистившись от еврейского яда, Германия не смогла бы так долго вести войну», — утверждал адмирал Дениц. Гарвардский профессор Даниэль Гольдхаген в книге «Добровольные пособники Гитлера: рядовые немцы и Холокост», 1996 г., показал на ряде примеров, что у Гитлера были сотни тысяч энтузиастов — исполнителей, с готовностью участвовавших в «окончательном решении еврейского вопроса».

Ну а те, что не были палачами, что стояли в стороне и молча наблюдали за происходящим, понимали ли они, что являются по меньшей мере соучастниками? Пастор Немюллер понимал:

В начале пришли за евреями,
И я ничего не сказал —
Я не был евреем
Потом пришли за коммунистами,
И я ничего не сказал —
Я не был коммунистом
Затем пришли за членами профсоюзов,
И я ничего не сказал —
Я не был членом профсоюза.
Наконец пришли за мной.
Но уже некому было
Замолвить за меня слово.

Один посетитель музея «Холокост» написал: «Когда депортировали евреев, мне было 4 года. Я не перестаю стыдиться».

7.5 Отношение народов мира к тотальному уничтожению евреев

Сразу после аншлага с Германией 13 марта 1938 года австрийцы приступили к полному ограблению еврейского населения. «С марта по сентябрь 1938 года они наворовали больше, чем немцы за 6 лет», — пишут Тина Вальзер и Стефан Темпл в книге «Наша Вена» (2001 г). — 65 тыс. австрийских евреев были отправлены в лагеря, остальные бежали из страны, продав за бесценок или просто бросив свое добро». [Их книга явилась откровением для молодого поколения, ибо еще недавно (до разоблачения в 1986 г. нацистского прошлого Курта Вальдхайма, генерального секретаря ООН, а затем и австрийского президента) австрийцы гордо называли себя «первой жертвой нацизма»].

В мае 1938 парламент Венгрии принял законы, ограничивающие права евреев, а в 1941 правительство адмирала Хорти привело их в полное соответствие с Нюрнбергскими законами. После вступления в Венгрию немецких войск в марте 1944 года 434 тыс. евреев были отправлены в Освенцим. Именно здесь, в Венгрии Рауль Валленберг пытался воспрепятствовать полному уничтожению евреев.

В Румынии после прихода к власти в августе 1940 г. Иона Антонеску были приняты антиеврейские законы. Евреев лишили гражданства, за этим последовали грабежи и аресты. 29 июня 1941 года в городе Лессы был учинен погром, убито более 10 тыс. евреев. Оставшихся в живых 4330 человек погрузили в вагоны для скота и без еды и питья отправили в 8–дневный путь в Калараси вблизи Бухареста. 2650 человек умерли в дороге (Лейб Плинер «Соседи в Восточной Европе», Форверте, 15–21 июня 2001 г.)

В июне 1940 года герой Первой мировой войны маршал Филипп Петек подписал капитуляцию Франции. (По настоянию Гитлера подписание состоялось в том самом железнодорожном вагоне, в котором 11 ноября 1918 г. Германия подписала свою капитуляцию). Северная Франция стала оккупированной зоной, южная — формально свободным союзником Гитлера. Марионеточное правительство южной Франции расположилось в городе Виши. Его возглавили Филипп Петен — президент и Пьер Лаваль — премьер–министр. Большинство французских евреев и, оказавшихся во Франции евреев из других стран Европы, были схвачены и отправлены на восток в лагеря смерти. Сначала из северной зоны — 165 тыс., затем и из южной — более 70 тыс. Первый эшелон в Освенцим ушел из Дранси и Компьена в марте 1942 года, в нем было 1112 французских евреев. Выжили и вернулись домой — 22. За первым эшелоном последовало еще 80, последний прибыл в Освенцим 20 августа 1944 года. Серджиу Кларсфельду и его ассоциации «Сыновья и дочери евреев» удалось восстановить и опубликовать имена всех 76 тыс. депортированных евреев. Был издан альбом фотографий 3300 депортированных из Франции детей. (Роберт Белларе «Первый эшелон Освенцима», ЕМ, №518, 2002 г.). Глядя на сегодняшнюю Францию 2002 года, в которой национал–исламизм, не уступающий в своей ненависти национал–социализму Гитлера, располагает прочной поддержкой правительства, невольно задумаешься над тем, что правительство Виши назвали после войны не преступниками и предателями, а всего лишь коллаборационистами, что по–французски значит «сотрудниками». Вся их вина была в... сотрудничестве с Третьим рейхом, и наказанием Филиппу Петену был домашний арест.

21 государство Европы было «юденрайн». «Добровольцы Гитлера», — энтузиасты «окончательного решения» были во всех этих странах. Особенно усердствовали поляки, украинцы и литовцы. Недавно стало известно о массовом убийстве евреев в польском местечке Едвабне в 100 км от Белостока. Об этом рассказал американский историк Ян Томаш Гросс в книге «Соседи: история уничтожения еврейского местечка», 2002 г. Опираясь на документы и свидетельские показания, он рассказал как 10 июля 1941 года поляки — жители Едвабки — заживо сожгли в сарае 1600 своих еврейских соседей, с которыми жили до этого бок–о–бок на протяжении веков. В ноябре 2002 года в Польше опубликован 2–томный отчет «Вокруг Едвабка». В нем сообщается, что проведенное в последние два года расследование показало, что зверства, подобные Едвабне, поляки учинили еще как минимум в 24 районах северо–восточной Польши, сразу после того, как туда вошли немцы в 1941 году. В 1942 году поляки писали в газете «Каруд»: «Не будем силиться, высказывая искусственное сожаление по гибнущему народу, который никогда не был близок нашим сердцам». И ничего удивительного, что поляки не пришли на помощь восставшим героям Варшавского гетто, продолжавшегося 2 недели с 19 апреля по 2 мая 1943 года. Через полвека Александр Аронов написал стихи, которые В.Берковский положил на музыку:

Когда горело гетто, когда горело гетто,
Варшава удивлялась четыре дня подряд.
И было столько треска, и было столько света,
И люди говорили: «Клопы горят!»

А через четверть века два мудрых человека
Сидели за бутылкой хорошего вина.
И говорил мне Януш, мыслитель и коллега:
У русских перед Польшей есть своя вина.

Зачем вы в сорок пятом стояли перед Вислой?
Варшава погибает, кто даст ей жить?!
А я ему: «Сначала силенок было мало,
И выходило с помощью нельзя спешить».

«Варшавское восстание подавлено и смято,
Варшавское восстание подавлено в крови.
Пусть лучше я погибну, чем дам погибнуть брату», —
С отличной дрожью в голосе сказал мой визави.

А я ему на это: «Когда горело гетто,
Когда горело гетто четыре дня подряд,
То было столько пепла и было столько света,
И все вы говорили: «Клопы горят».

И все же мы — евреи — не будем забывать и других поляков. Мы помним, что поляк Ян Карский дважды тайно пробирался в Варшавское гетто, что именно он встречался в 1943 году с Черчиллем и Рузвельтом и, как очевидец, рассказывал им о тотальном уничтожении евреев. Прав польский поэт, еврей Юлиан Тувим: «Все поляки делятся на антисемитов и антифашистов». Однако мы также не забудем, что уже после войны 4 июля 1946 года поляки устроили еврейский погром в городе Кельцы, убив 42 чудом уцелевших в Катастрофе еврея. Их обвинили в «Кровавом навете»: исчез польский ребенок. Среди убитых были беременные женщины с распоротыми животами. Оправдывая свое бездействие, министр безопасности Станислав Радкевич кричал евреям: «Может быть вы хотите, чтобы я сослав в Сибирь 18 миллионов поляков?» Вместо поляков Польшу покинули евреи, этому активно способствовал первый секретарь партии Гомулка. Польша стала почти что «юденрайн» (Ада Шлаен, «Панорама», №918, 1988 г.).

Из года семидесятого
Я вам кричу: «Пан Корчак!
Не возвращайтесь!
Вам стыдно будет в этой Варшаве!
…Вы будете чужестранцем
В вашей родной Варшаве.
                                                А.Галич

Однако не все народы оккупированной Европы активно поддерживали геноцид еврейского народа. Дания смогла спасти 7000 своих евреев, переправив их в сентябре 1943 года на рыбацких лодках в нейтральную Швецию. Болгария противостояла депортации своих евреев в лагеря смерти, и из 64 тыс. местных евреев войну пережили 50 тыс. В 1934–36 годах Муссолини высмеивал расизм Гитлера, но после подписания «Стального пакта», в 1938 году ввел в стране антисемитское законодательство. Тем не менее, пока он был у власти не было и речи о депортации евреев. Только осенью 1943 года, когда Италия капитулировала, люди Эйхмана начали облавы на евреев. Несмотря на все требования Гитлера, генерал Франко не выдал своих и «приблудших» евреев, утверждая, что все они потомки маранов 1492 года. Категорически отказался выдать 5000 своих евреев и финский маршал Маннергейм.

7.6 Праведники мира

То, что не сделали для евреев очень многие государства Европы, делали простые люди. Рискуя своими жизнями и жизнями своих близких, они спасали и спасли десятки тысяч евреев. Израильский национальный институт памяти Катастрофы и Героизма — Яд ва–Шем присвоил звание «Праведники мира» 19141 человеку более, чем 30 национальностей, включая 358 немцев. (Данные на 1 января 2002 года). Вот имена некоторых из них:

Рауль Валленберг, шведский дипломат, граф. Находясь в Венгрии, он был посредником в секретных контактах Гиммлера с союзниками. При этом в течение последних 6 месяцев войны он спас более 10 тыс. венгерских евреев, выдав им шведские (валленберговские) паспорта. Контакт с ним Адольф Эйхман пытался позднее представить на суде в Израиле как доказательство своей лояльности по отношению к евреям. 17 января 1945 г. Валленберг был арестован офицерами СМЕРШ и исчез в ГУЛаге. Имя Рауля Валленберга — самое знаменитое в ряду праведников мира. В Иерусалиме вблизи музея «Яд ва–Шем» располагается аллея праведников мира.

Немец Отто Шиндлер спас 1200 евреев из Краковского гетто, приведя в действие зимой 1941 года фабрику эмалированной посуды, принадлежащую одному из узников гетто. В начале 90–х годов Стивен Спилберг поставил фильм «Список Шиндлера», рассказывающий эту героическую историю. В 1999 году был обнаружен человек с 19 страницами списка «евреев Шиндлера», в ноябре того же года газета «Штутгарт цайтунг» опубликовала его в 9 номерах газеты. Сейчас список находится в Израиле в музее Яд ва–Шен.

Джордано Перласко был итальянским фашистом. В 1944 году он находился в Венгрии и познакомился с Раулем Валленбергом и другими дипломатами из нейтральных стран. Зная испанский язык, он стал выдавать себя за испанского дипломата и спас 5000 евреев будапештского гетто.

Аристид де Сауза Мендес, генеральный консул Португалии в Бордо (Франция) в 1940 году. Игнорируя все служебные инструкции, он в течение 3–х недель с 16 июля и вплоть до прихода немцев, выдал около 30 тыс. (!) въездных виз всем желающим. Он спас 10000 евреев! Последнюю группу евреев он перевез через испанскую границу на своей большой машине, вмещавшей 15 пассажиров (у него было 14 детей и машина, сделанная на заказ). По возвращении в Португалию он был уволен со службы, лишен пенсии и умер в глубокой бедности. Англичанин Фрэнк Фоули, разведчик, работавший «под крышей» отдела паспортов и виз британского консульства в Берлине с конца 20–х годов. Несмотря на строгие указания выдавать визы только «полезным Британии евреям», он выдавал их всем. Фрэнк Фоули работал по 14 часов в сутки и выдал более 10000 въездных виз. Утром 10 ноября 1938 года (после «Хрустальной ночи») он прятал евреев у себя дома.

Тиунэ Сугихара, японский консул в Каунасе (Литва) выдал более 6000 транзитных виз на остров Кюрассао через Японию (О нем рассказано в разделе 4 «Избранный народ»). По возвращении в Японию он был уволен со службы и лишен пенсии. Не иначе, как чудом, можно объяснить тот факт, что Советская власть разрешила всем обладателям его виз проезд через всю страну, не отправив их вместо этого в ГУЛаг.

Поль Грюнинг, начальник полиции в Швейцарском пограничном городе Санкт Гален разрешил австрийским евреям въезд в страну в полное нарушение инструкций. Он был уволен, судим, лишен каких–либо средств к существованию.

Георг Фердинант Дуквиц, морской атташе немецкого посольства в Копенгагене. Это он оповестил нескольких датских социал–демократов за 3 дня о намеченных на 1 октября 1943 года арестах и депортации в лагеря смерти всех датских евреев. И 29 сентября 7200 евреев были доставлены на побережье, и в течение 2–х ночей рыбаки перевезли их в нейтральную Швецию. Дуквиц говорил: «Если так много евреев могут страдать из–за одного католика Гитлера, то нет ничего шокирующего в том, что другой католик может пострадать во имя такого большого количества евреев». И еще: «Я предпочитаю быть с Б–гом против человека, чем с человеком против Б–га».

Николас Уинтон сумел перед самым вступлением немцев в Чехословакию переправить в Англию 669 еврейских детей из пражского лагеря для беженцев. (Об этом стало известно совсем недавно, в 2002 году). Ему нужно было заплатить за каждого ребенка 50 фунтов стерлингов и еще найти семью, готовую принять ребенка. Это потребовало огромных усилий и выдержки. Сегодня в мире проживают 5000 человек, обязанных Николасу Уинтону своим существованием. Центр Симона Визенталя в апреле 2002 года наградил его медалью «Праведников народов мира». Уинтон жив, сейчас ему 93 года.

Вскоре после того, как фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» прошел по экранам большинства стран мира (1993 год), Спилберг организовал фонд визуальной истории Катастрофы (Шоа — на иврите), где на видеопленках на 32 языках записаны 50 тыс. свидетельств очевидцев из 57 стран мира. Вся запись занимает 116 тыс. часов. Это призыв будущим поколениям: «Люди, будьте бдительны» (Юлиус Фучек).

Фильм Спилберга в основном черно–белый. В одном из черно–белых кадров в толпе евреев гетто видна маленькая девочка в красном пальтишке. Когда Роума Лигока посмотрела этот фильм, она увидела себя 4–летнюю. В трущобах краковского гетто ее знали именно как девочку в Красном пальто. Она встретилась со Спилбергом и рассказала свою историю. Когда ликвидировали гетто, ей с матерью удалось бежать через подземный ход. Мать сумела купить фальшивые документы, и она стала Лигока, ее еврейская фамилия Либхинт. Сейчас она опубликовала книгу воспоминаний «Девочка в красном пальто».

Ежегодно 27 нисана (по еврейскому календарю) в Израиле отмечается «День Катастрофы и Героизма европейского еврейства во Второй мировой войне» (Йом ха–Шоа» — на иврите). По решению Кнессета это день памяти 6 миллионов евреев, погибших во время Катастрофы, и одновременно день героизма восставших в гетто. Он приурочен ко дню окончания восстания в Варшавском гетто — 2 мая 1943 года (восстание началось 19 апреля, т.е. 14 нисана в Канун праздника Песах). В этот день мы склоняем головы перед миллионами жертв, государственный флаг Израиля приспускается наполовину, и в синагогах всего мира читается Поминальная молитва: В память о погибших в Катастрофе Европейского Еврейства». Вот ее начало: «Да вспомнит Г–сподь все души общин дома Израиля в изгнании в Европе, которые были преданы пламени в годы Катастрофы 5700–5705 гг. (от сотворения мира). Шесть миллионов мужчин и женщин, девочек и мальчиков, юношей и девушек, стариков и младенцев, которые были убиты и уничтожены с ужасной жестокостью...»

Сидур «Врата молитвы», Маханаим, Иерусалим, 1999 г. 






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=284