Заповеди и традиции праздника Рош а-Шана
Раздел: Еврейские праздники Дата: 30/09/2008



 

Наш Новый год, Рош а-Шана, (точный перевод: начало года, точное написание: Рош hа-Шана) - это день сотворения первого человека - Адама, шестой день творения. В Торе - Книге, которую Всевышний даровал евреям после исхода из Египта, - рассказывается о сотворении Вселенной - природы и всего живого в ней. Там рассказано и о сотворении Адама, и о жизни первых поколений людей.

• Как и все еврейские праздники, Рош а-Шана начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник.

 

• Вечерняя служба в синагоге — особая, ее слова настраивают на внутреннее содержание этого дня.

 

• Затем — праздничная (вечерняя) трапеза. Как и каждую субботу и в другие праздничные дни, она начинается с "освящения дня" — делается "Кидуш" — в переводе: освящение) — произносится специальное благословение над бокалом вина.

(Бокалы для кидуша)

   
• После — омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека — хлебом. В субботу это обычные халы, в Рош а-Шана — круглые, символизирующие цельность, которую мы желаем себе и всему народу Израиля в Новом году.

Netilat Yadaim (чаша для омовения рук)

• Кидуш, нетилат ядаим, благословение на хлеб — так начинается любая субботняя и праздничная трапеза. После этого принимаются за еду. В Рош а-Шана мы по традиции берем яблоко, обмакиваем его в мед и желаем присутствующим и всему Израилю хорошего и сладкого года.

 

• Завершается трапеза (как, впрочем, любая, частью которой был хлеб) благословением — (биркат га-мазон) — благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что мы ежедневно от Него получаем.

• Утром — особо торжественная (и довольно продолжительная) служба в синагоге. В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош а-Шана места, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

 

• Дневная праздничная трапеза в Рош а-Шана по своим традициям и обычаям не отличается от вечерней. Рош а-Шана продолжается два дня, и оба дня считаются за один длинный день.

От Рош а-Шана к Йом Кипуру.

Рош а-Шана, как и все еврейские праздники, заканчивается с появлением первых звезд. Однако его атмосфера не исчезает. Первые десять дней года "от Рош а-Шана до Йом Кипура" называются , "десять дней Тшувы" (тшува - раскаяние и исправление, дословно "возвращение"), и завершаются они Йом Кипуром — самым торжественным и ответственным днем года.

 

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

Ключевой момент подготовки к Рош а-Шана - просьба о прощении, с которой человек обращается ко всем, кого он мог обидеть в течение заканчивающегося года. По мере возможности мы должны начать новый год с «чистого листа», так, чтобы никто из окружающих не таил на нас злобу. Кроме того, человек должен быть готов с легким сердцем прощать тех, кто в свою очередь попросит извинения у него.

Многие после полудня накануне Рош а-Шана идут в микву (бассейн для ритуального омовения). Миква, обладающая силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, может стать важной частью процесса тшувы.

(Sacred bathing place of Judaism called "Mikvah")

Современная миква

Существует обычай утром в Рош а-Шана посещать кладбище и молиться на могилах праведников. Разумеется, мы молимся не самим добродетельным и благочестивым усопшим, а Всевышнему, Который внимает нашим просьбам в честь этих праведников.

Утром, накануне Рош а-Шана, освобождаются от обетов. Для этого существует особая процедура, которая называется - ѓатарат недарим.

По законам Торы, даже обычная фраза - «Не буду больше есть сладкое» считается полноценной клятвой. Поэтому перед Рош а-Шана мы отменяем все без исключения обещания - данные намеренно и случайно, без умысла.

Для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, среди которых хотя бы один знает правила проведения это процедуры, и попросить их освободить вас от данных обетов. Полный текст можно найти в сборнике молитв (сидуре) или - в Махзоре на Рош а-Шана.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ

Во время праздников принято использовать круглую халу - олицетворение полноты и завершенности. После благословения на хлеб, его макают в мед, что символизирует надежду, что новый год будет сладким.

Хала

Хлебный нож (дерево и серебро)

Доски для нарезания халы

и покрывала для халы ручной работы

Когда большая часть куска хлеба съедена, берут кусок яблока и тоже обмакивают его в мед.

Перед тем как съесть этот кусок яблока, следует сказать благословение. А после того надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы новый год был для нас добрым и сладким».

Зачем нужен этот «повтор»? Разве слово «добрый» не подразумевает - «сладкий»?

Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все - часть Замысла Всевышнего. Даже то, что может показаться нам «плохим», на самом деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам «сладкий» новый год - чтобы добро, ожидающее нас впереди, было «явным» и «сладким» на вкус.

Принято также есть в первый день Рош-Гашана гранаты, финики, рожки, красную свеклу и порей. Из плодов в день Нового года не едят орехов, ввиду того, что сумма цифр букв слова орех (эгоз) равна сумме цифр букв в слове хет - грех.

Очень важная заповедь - слушать в Рош а-Шана звуки шофара. В него трубят утром - после чтения Торы.
Шофар для Рош а-Шана делают из загнутого бараньего рога (в длину - не менее 10 сантиметров).
В Рош а-Шана мы обязаны пробудиться от сна, честно и объективно взглянуть на собственную жизнь: кто мы, откуда мы пришли и куда направляемся. Резкий звук рога напоминает будильник, стряхивающий с нас остатки духовной дремы. Шофар несет ясность, бдительность и сосредоточенность.
Выработайте в себе привычку не терять связь с самим собой. И когда наступит Рош а-Шана, звук будильника не покажется вам таким резким. :-))

  

ТАШЛИХ

После полудня в Рош а-Шана, произносится молитва Ташлих. Ее читают около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.

Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что, вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание изменить себя к лучшему. В сущности, идея Ташлиха частично связана с Мидрашем, в котором говорится об Аврааме. Когда Авраам поднимался, чтобы вознести Ицхака в Небеса, перед ним внезапно возникла река, и ему пришлось перейти ее вброд, хотя вода доходила ему до самого подбородка.

Стоя на берегу моря, мы ощущаем величие Создателя мира сотворившего его в Рош а-Шана.

Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, Ташлих произносят на следующий день. Если Ташлих не был совершен в Рош а-Шана, его можно прочесть в любое время - в течение Десяти Дней Покаяния.

И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы. Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.

Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что «глаза» Всевышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.

(Rosh Hashanah Tashlikh Ceremony)

Текст Ташлиха:

Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.

Даруй же верность Яакову, милость - Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен.

Из теснины воззвал я к Превечному, и Он ответил мне привольем. Творец со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на знатных.

Многие так же читают псалмы 34 и 131.

 

Традиционные блюда на РОШ а-ШАНА (кроме них, готовят ещё разные блюда):

- Хала круглая
- Хала из полной муки
- Яблочная хала
- Фаршированная рыба
- бульон куриный
- креплах (куриные пельмени)
- шкварки
- тейглах (медовые шарики)
- лейках (медовые пряники)
- печёные яблоки с орехами и изюмом






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=344