Огни Хануки - свет заповедей
Раздел: Еврейские праздники Дата: 30/09/2008

Беседы Любавичского ребе


 

В настоящей беседе, объясняющей мицву огней Хануки, рассмотрены две их особенности. Во-первых, они должны быть расположены у двери дома, которая выходит на улицу, то есть на общественные владения. Во-вторых, их следует располагать с левой стороны от двери. Эти особенности имеют глубокий символический смысл. И "левая сторона", и "общественные владения" символизируют царство непосвященных. Располагая там огни Хануки, мы несем, так сказать, Б-жественный свет в ту сферу жизни, которая обычно меньше всего поддается его воздействию. Беседа объясняет различие между разрешающими заповедями с точки зрения их влияния на мир. Наконец, в беседе дано сравнение мицвы огней Хануки с мицвой тфиллин.
Огни Хануки и мезуза

 

Мицва огней Хануки в двух отношениях подобна мицве мезузы. И огни, и мезуза размещаются у двери дома (или внутреннего дворика) и обязательно с наружной стороны. Он они имеют и два существенных различия. Мезузу прикрепляют по правую сторону от двери (к ее косяку), а огни Хануки располагают по левую сторону от нее. Находясь, как и огни Хануки, на наружной стороне двери, мезуза указывает на место, где начинается дом (внутренний дворик), то есть на вход. Что касается огней Хануки, то они специально предназначены для освещения наружной стороны дома, общественных владений. Мезуза указывает внутрь дома, тогда как Ханукия освещает внешний мир.

Можно связать эти два момента различий. "Общественные владения" связаны с идеей множественности, отсутствия единства, а "левая сторона" ассоциируется с источником той жизни, в которой присутствуют разобщение, разлад. Поэтому понятия "общественные владения" и "левая сторона" связаны между собой и являются символическими названиями, соответствующими степени сомнения в Б-ге и отдаления от Него.
Мицва Мезузы и другие заповеди

 

Существует мнение, что мицва мезузы равноценна по своему значению всем другим мицвот вместе взятым. Предполагается, что эта мицва включает в себя все остальные. Таким образом, можно было бы ожидать, что все они отличаются теми двумя особенностями, которые характеризуют мезузу, - представлением о правой стороне и направленности внутрь, а не в сторону внешнего мира.

Практически всем мицвот свойственны эти особенности. Большинство из них должны выполняться с правой стороны. Действительно, сожженные жертвы не принимались, если их приносили с правой стороны. Кроме того, некоторые предписания следует выполнять в помещении, а те, которые можно выполнять вне его, не имеют тесной связи с понятием "общественные владения", так как их выполнение возможно также в помещении. Очевидно, что они совершенно не связаны с местом. Отсюда следует, что огни Хануки (которые занимают левую сторону и предназначены для внешнего мира) имеют характерную особенность, отличающую их почти от всех других заповедей иудаизма.
Разрешающие и запрещающие заповеди

 

Различие между мицвой мезузы и огнями Хануки аналогично другому различию - между разрешающими и запрещающими заповедями.

Разрешающие заповеди могут выполняться лишь в случае объектов, которые принадлежат к области разрешенного. Запрещающие заповеди относятся к области запрещенного.

Любая мицва несет миру духовную жизнь в форме "Б-жественного света". Природа света, который возникает благодаря выполнению разрешающей заповеди, такова, что он может воплотиться в действие, содержащееся в нем. Это действие "одевает" свет точно так же, как тело человека "одевает" его душу. Но Б-жественный свет, который может содержаться подобным образом в действии, конечен и принимает характер того, что его содержит. Он не может снизойти в царство оскверненного или запретного, ибо отличительный признак запретного есть признак отрицания Б-жьей воли, не способный принять на себя свет, исходящий от Б-га.

С другой стороны, свет, выделяемый вследствие выполнения запрещающей заповеди, бесконечен. Его не может вмещать (содержать) запрещающее (или какое-либо иное) действие, он лишен отличительного признака этого действия. Таким образом, указанный свет способен выделяться не вследствие выполнения этой заповеди, а лишь в результате воздержания от запрещенного действия. Конечно, лишь такой бесконечный свет может опуститься так далеко в нечестивость и остаться "не затуманенным", чистым там, где он светит.

Свет Хануки характеризуется бесконечностью, потому что освещает "левую сторону" и "общественные владения", а оба эти понятия символизируют нечестивость и отдаление от Б-га.

Действительно, свет Хануки проникает дальше запрещающей заповеди - он сам по себе является разрешающей заповедью. Воздержание от запрещенного действия может отрицать его. Однако огни Хануки не отрицают, а освещают и очищают мир с "наружной стороны" так же, как разрешающая заповедь очищает мир с "внутренней (разрешенной) стороны".

И это является связью между огнями Хануки и Торой, которая сама называется светом, поскольку она рассматривает все запрещенные действия и все нечестивые дела, точно их определяя. Через изучение Торы искры святости, скрытые в царстве запретного, освобождаются и проявляются.
Огни Хануки и тфиллин

 

Известно, что семь заповедей, установленных Мудрецами, в том числе и касающиеся огней Хануки, вытекают в конце концов из заповедей, которые можно найти в Торе. Среди этих заповедей Торы должна быть одна, аналогичная предписанию зажигать огни Хануки, заповедь, приносящая Б-жественный свет на "левую сторону" и в "общественные владения". Это заповедь надевать тфилин. Ибо наручный тфиллин носят на более слабой, левой руке. Как объясняет Зогар, так принято делать потому, что "дурные наклонности" ("левая сторона сердца", голос эмоционального несогласия с Б-жьей волей) должны быть "направлены" на служение Б-гу. А головной тфиллин следует носить неприкрытым, незащищенным, чтобы "все люди земли видели, что имя Г-спода обращено к вам, и они должны испытывать благоговейный страх перед вами". В этом случае назначение тфиллин заключается в том, чтобы показать Б-жественность "всем людям земли" и заставить их испытывать "благоговейный страх". Таким образом, тфиллин, подобно огням Хануки, направлены к "левой стороне" и к "общественным владениям", то есть к тому, что находится "вне признания Б-га".

Изложенное позволяет понять высказывание Мудрецов о том, что "...вся Тора сравнима с (заповедью носить) тфиллин". Как и Тора, тфиллин обладают способностью осуществлять очищение даже в царстве непосвященных.
Мицва тфиллин

 

В Хануку уделяют особое внимание благотворительности, оказывают помощь нуждающимся "как деньгами, так и личным участием", то есть занимаются как материальной, так и духовной благотворительностью.

Поскольку предписание надевать тфиллин, как мы видели, особым образом связано с огнями Хануки, сама Ханука является весьма подходящим временем для развертывания" кампании за ношение тфиллин", что способствует участию в этой заповеди по возможности большего числа евреев.

И если благодаря одному еврею заповедь надевания тфиллин начинает выполнять другой еврей, то это значит, как сказано в Мишне, что "одна мицва приводит с собой другую мицву". Это справедливо для любой мицвы, особенно для мицвы тфиллин, к которой приравнивают все остальные мицвот. Со времени соблюдение одной заповеди повлечет за собой соблюдение всех остальных заповедей. Чудо Хануки заключается не только в том, что "для Твоего народа Израиля Ты сотворил в это день великое освобождение и спасение", освобождение от людей, которые были "нечестивы", "злы" и "надменны". Освобождение произошло несмотря на то, что они (эти люди) были "сильны" и "многочисленны". Чудо Хануки проявляется также в том, что"...впоследствии Твои сыны вошли в Твой самый святой Храм, очистили Твой Храм, совершили очищение Твоего Святилища и зажгли огни в Твоих святых дворах".

То же самое происходит с мицвой надевания тфиллин. При выполнении этой мицвы достигаются не только "освобождение и спасение" от "всех людей земли", ибо они будут испытывать "благоговейный страх перед вами"; они не будут больше противостоять Израилю, а будут пребывать в таком состоянии, словно "наши сердца смягчились, и благодаря вам ни у одного человека не осталось мужества". Кроме того, как следствие выполнения этой мицвы "Твои сыны (придут) в Твой самый святой Храм", в Третий Храм, который появится на земле как символ эры Машиаха.






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=347