ИСТОРИЯ ХАНУКИ
Раздел: Еврейские праздники Дата: 30/09/2008

ПОДРОБНАЯ ИСТОРИЯ ХАНУКИ


 

Птолемеи и Селевкиды. Греческое влияние

После смерти Александра созданная им империя была поделена между его военачальниками. Птолемей I правил в Египте и распространил свое царство на Палестину и часть Сирии. Примерно через десять лет после смерти Александра он одержал большую победу в битве около Газы, которая значительно укрепила его державу. В это же время другой греческий военачальник, Селевк, также укреплял свою власть в Малой Азии и северной части Сириии, со временем образовав там династию греческих царей. Год 3448-й от с.м., ровно через тысячу лет после исхода евреев из Египта и сорок лет спустя после постройки Второго Бейт-Амикдаша, знаменует собою начало новой эры - эры греческого владычества и распространения эллинистического влияния на весь мир. Отмечалась новая эпоха и в еврейской жизни - ею определялись даты, проставляемые в важных документах, письмах и деловых бумагах. Она известна как Миньян штарот (Дата контрактов), которая начала исчисляться от начала эры Селевкидов в указанном выше году и применялась еще долго после того, как греческое владычество уже кончилось (сейчас еврейский календарь ведет свое начало исключительно от даты сотворения мира).

Птолемей Египетский был настроен к евреям благосклонно и обходился с ними хорошо. Он был совершенно уверен в их верности и предоставлял им возможность участвовать в его административных делах. Некоторые евреи занимали в царстве Птолемея высокие посты.

Именно благодаря влиянию Птолемеев евреи Святой земли стали подражать греческим обычаям и культуре, и многие евреи отошли от обычаев и традиций предков.

Религиозные преследования
Антиох Епифан

В молодости Антиох Епифан, имя которого стало символом жестоких притеснений, провел много лет в Риме в качестве заложника. Там он ознакомился с древнегреческими религиозными культами, которые были популярны в среде римских нотаблей. Несколько лет он прожил и в самих Афинах.

Когда его брат, царь Селевк, был убит своим казначеем, Антиох был на пути домой, потому что в Рим был прислан его племянник, чтобы заменить его в качестве заложника. Антиох поспешил в Антиохию и, блестяще использовав полученную в Риме науку коварства и жестокости, занял царский трон. Едва утвердившись, он начал править своим народом железной рукой. Антиох был хорошим полководцем и доказал свои военные таланты во многих битвах, в которых он лично участвовал во главе своих войск. Недюжинные знания продемонстрировал он в искусстве и науках, распространяя греческую культуру по всем своим землям. А еще питал он особую ненависть к подданным-евреям. После совершения всевозможных преступлений в Иерусалиме, он уничтожил все укрепления и разместил постоянный военный отряд в городской крепости, возвышавшейся над горой, на которой стоял Бет-Амикдаш.

Осквернение святыни

Антиох всерьез принялся уничтожать остатки еврейской религии. Таким образом, он оказался первым в истории извергом, явившим миру отвратительное зрелище религиозных гонений, доселе не известных. Ибо ранее греческая культура насаждалась мирным путем, без применения насилия. Антиох же под страхом смертной казни запретил евреям выполнять религиозные предписания. Отныне смерть угрожала еврею за соблюдение Субботы, за чтение и обучение Торе, за собрания в молитвенных домах для совместной молитвы.

Здание Бет-Амикдаша* было официально превращено в храм высшего греческого божества Зевса, и перед святым жертвенником был установлен идол. Одновременно были воздвигнуты алтари для Олимпийских богов во всех городах и селах еврейского государства, и царские воины принуждали евреев приносить жертвы идолам. Евреи были вынуждены подражать греческим обычаям всякого рода и любым видам безнравственности.

Было не только запрещено изучать Тору, но и сами свитки ее были уничтожены, а их владельцы, как и изучающие Тору евреи, сжигались заживо. Родители, совершавшие обряд обрезания, также подлежали смерти, а учителя Закона Б-жьего подвергались истязаниям за попытку сохранить запрещенную еврейскую религию.

Одного не предвидел Антиох - того, что жестокие попытки искоренить еврейскую религию будут иметь совсем обратные последствия. Многие евреи, которые в обычное время были равнодушны к некоторым традициям и законам Торы и соблюдали их не всегда, теперь, перед лицом варварских попыток запретить еврейскую религию, лишь укреплялись в своей вере. Верующие собирались тайно для молитвы и изучения Торы с риском для жизни, и многие действительно платили за это мученической смертью. Однажды, например, большая группа евреев собралась в пещере возле Иерусалима для субботней молитвы. Об этом донесли властям, которые послали отряд воинов, чтобы арестовать или убить упорствующих. Захваченные врасплох молящиеся даже не пытались защищаться, не желая нарушать святость субботнего дня. Одним из мучеников этого периода был Элеазар, знаменитый тогда мудрец. Его схватилив тот момент, когда он обучал еврейских детей Торе, и замучили насмерть на глазах учеников.

Большую известность приобрела история Ханы и ее семи сыновей. Когда воины царя Антиоха окружили группу евреев, заставляя их поклоняться идолу, каждых из сыновей Ханы, повинуясь указаниям матери, гордо и мужественно отказался сделать это - все были убиты один за другим прямо на ее глазах. Затем умерла во славу имени Б-жьего и сама мужественная женщина .

Война Хашмонеев
Маттатия

Согласно царскому приказу, воины армии Антиоха должны были посетить каждый еврейский населенный пункт, воздвигая там языческие алтари, устанавливая идолов и заставляя евреев поклоняться им. Отказавшиеся безоговорочно подлежали смерти.

Обойдя большую часть Святой земли, солдаты появились в маленьком городке Модиин, что в нескольких милях к северу от Иерусалима. Здесь жил Маттатия, глава священнической семьи из рода Хашмонеев, и пятеро его сыновей - Иоханан, Шим'он, Иуда, Элеазар и Ионатан. Их сердца были полны печали при виде великой катастрофы, постигшей их народ. Хотя борьба против регулярной и хорошо обученной греко-сирийской армии представлялась делом безнадежным, они все же никогда не отчаивались.

Когда Апелл, один из сирийских надзирателей, явился в Модиин со своими воинами и начал убеждать население отказаться от своей веры и стать идолопоклонниками, Маттатия и его сыновья вышли из своих укрытий, чтобы выступить перед собравшимися.

"Если даже весь народ греко-сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья все же останемся верующими и истинными евреями", - смело заявил старый священник Маттатия. Один из бывших там евреев выступил вперед, чтобы принести жертву Юпитеру на алтаре, воздвигнутом на базарной площади. Маттатия не смог больше удерживать свой гнев. Он напал на изменника и убил его. Сыновья Маттатии, вооруженные длинными ножами, напали на Апелла и его отряд, убили многих из них и прогнали остальных, после чего разрушили алтарь.

Этот мужественный поступок и оказался поворотным пунктом в борьбе против насильников, явив пример смелого сопротивления захватчикам. Первый шаг был сделан.

"Все, оставшиеся верными Б-гу, за мною!" - воскликнул Маттатия.

Маленький отряд отважных еврейских повстанцев бежал в Иудейские горы, где они попрятались в пещерах и тайно обучались военному делу. Они знали, что следует ожидать появления царских карателей. Однако их число все увеличивалось за счет присоединявшихся к ним евреев. Они делали вылазки под прикрытием темноты, время от времени появляясь неожиданно в городах и селах, занятых сирийскими войсками, убивая сирийцев и разрушая их языческие алтари с идолами.

Таким образом, горсточка подпольных борцов непрерывно преследовала врага, не давая ему возможности отплатить им тем же. Евреи по всей стране были ободрены этими успешными действиями сопротивления сирийцам и укреплялись в своей вере, что придет помощь от их Небесного Отца.

Когда эти переживания и великое напряжение начали сказываться на здоровье престарелого Маттатии и он почувствовал приближение смерти, он созвал своих сыновей и передал им свой последний наказ, призвав объединиться в своей борьбе и не успокаиваться, покуда враг не будет уничтожен, Бейт-Амигдаш очищен от идолов и имя Б-жье опять станет превыше всего на Святой земле. Маттатия назначил своего сына Шим'она духовным вождем и советником, а Иуду, самого отважного, командующим военными силами.

Смерть Маттатии горько оплакивали не только его сыновья и их маленький отряд, но и весь еврейский народ. Теперь тлевшая в их сердцах искорка сопротивления возгорелась в пламя восстания против сирийских угнетателей.

Иуда Маккавей

 

Третий сын Маттатии, Иуда, полностью оправдал доверие отца. Он все смелее нападал на сирийские гарнизоны, а вскоре встретился с небольшими вражескими отрядами в открытом бою и, разгромив их один за другим, умело воспользовался их оружием.

Не считаясь с опасностью, Иуда всегда находился в первых рядах своих бойцов и вскоре заслужил прозвище "Маккаби" (слово, состоящее из начальных букв еврейских слов: "Ми камоха боэйлим Ашем" ("Шемот", XV:11), что означает: "Кто равен Тебе, о Б-же"; считают, что эта аббревиатура была начертана на его знамени.

Поскольку регулярные греко-сирийские войска на Святой земле были, по-видимому, слишком слабы, чтобы подавить открытое массовое восстание евреев, Антиох прислал из Сирии регулярные армейские подразделения под командованием Аполлония и Серона.

Иуда Маккавей не хотел подвергать опасности свои отряд в открытом бою с численно превосходящим противником. Поэтому каждую ночь устраивал атаки на врага, в ходе которых гибло множество сирийцев, а остальных охватывао страх.

Наконец он получил секретные сведения, давшие ему возможность составить план внезапного нападения на главные силы врага. Несмотря на большое численное и качественное превосходство противника, Иуда и его последователи полностью уничтожили армию Аполлония и Серона.

Победоносная война

 

Занимаясь подавлением восстаний в других частях своей державы, Антиох поставил во главе новой огромной армии лучшего из своих полководцев, Лиссия, на которого была возложена задача разбить еврейских партизан, осмелившихся выступить против его власти. Под началом Лиссия было более сорока тысяч человек пехоты, семитысячная кавалерия и большой обоз со вспомогательными подразделениями - вся эта сила противостояла шести тысячам воинов, возглавляемых Иудой Маккавеем. Трем опытным полководцам - Никанору, Горгиасу и Птолемею - было поручено провести карательную операцию против евреев. Армия Маккавеев, теперь уже хорошо обученная и закаленная в боях, ждала их в боевой готовности. В то время как языческие армии оглушали себя перед битвой алкоголем, воины Иуды Маккавея молились и постились перед встречей с врагом. Ибо знали, что лишь чудо может помочь им в этой неравной схватке.

Как и во времена пророка Шмуэля, еврейские патриоты собрались в маленьком городке Мицпе, чтобы провести день в посте и молитве за победу. После поста Иуда Маккавей обратился к своим воинам со следующими словами: "Будьте мужественны в бою против язычников, которые намереваются лишить нас того, что для нас дорого и свято. Куда лучше умереть в бою, чем стоять опустив руки и видеть наш народ в беде и печали, а наш Бейт-Амикдаш - оскверненным. И да исполнится воля Б-жья!".

Ободренные и воодушевленные своими вождями, еврейские воины пошли в атаку в середине ночи, напав на своих врагов, расположившихся лагерем в Эммаусе. Сирийские войска во главе с Никанором разбежались в панике, многие были убиты, а лагерь сожжен. Легионы Горгиаса, приблизившиеся с другой стороны, постигла та же участь. Они были полностью уничтожены маленькой, но мужественной еврейской армией, которой очень пригодились захваченные в бою трофеи бежавшего противника. Ибо евреи знали, что им нужно собрать как можно больше оружия и снаряжения, чтобы быть готовыми к неминуемому контрнаступлению противника.

Придя в ярость от постыдного поражения своих полководцев, Лиссий немедленно снарядил новую, еще более крупную армию и лично повел ее против войск Иуды Маккавея, наступая на Иерусалим с юга. Он был задержан у Бейт-Цура, в нескольких милях от Хеврона и, как и ранее его полководцы, был окончательно разбит.

Этой большой победой над главными силами сирийской армии (3622 г. от с.м.) закончилась первая успешная фаза борьбы еврейского народа под предводительством Хашмонеев против тирании Антиоха, возжелавшего искоренить еврейскую религию. Главные силы врага были отброшены за пределы страны, Иерусалим был освобожден, и только небольшой вражеский отряд держался еще в крепости, возвышавшейся над Иерусалимом.

Иуда Маккавей принялся за восстановление оскверненного сирийцами Бейт-Амикдаша. При виде неслыханного святотатства в Доме Б-жьем глаза освободителей затуманились горькими слезами и сердца их преисполнились праведным гневом. Они немедленно принялись сокрушать обнаруженных здесь многочисленных идолов. Они отставили оскверненный жертвенник и поместили его в отдельное помещение, ожидая указаний Б-жьего мудреца. Вместо него был установлен и освящен другой жертвенник. Вместо украденной золотой меноры была изготовлена и установлена железная.

Чудо Хануки

Усиленные поиски священниками святого масла (опечатанного печатью коhен-гадола*), пригодного для применения в святой меноре, позволили обнаружить всего один небольшой кувшин с маслом, который не попал в руки осквернителей Бейт-Амикдаша. Этого масла хватило бы всего на одни сутки горения в лампаде. Все остальное масло было осквернено, а чтобы приготовить новое святое масло для меноры в соответствии с предписанными правилами, требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли лампады и вновь освятили Бейт-Амикдаш благоговейной церемонией молитв, жертвоприношений и веселья. Это было в двадцать пятый день кислева, в 3622 году от с.м.

Радость еврейского народа сопровождалась великим чудом - небольшое количество масла продолжало гореть в меноре в течение всех восьми дней, пока не было приготовлено новое святое масло! Это чудо показало всем, что Б-г охраняет еврейский народ, и это вселило во всех новую уверенность и мужество, дало им возможность смотреть на будущее с верой и надеждой на Б-жью помощь. В память об этом чуде, знамении, свидетельствующем о явлении Б-жьем и Его помощи, евреи празднуют восемь дней ХАНУКИ, то есть ОСВЯЩЕНИЯ Бейт-Амикдаша (от 25 Кислева до 3 Тевета), путем зажигания ханукальных огней и чтения специальных молитв. Одна из этих молитв - "Аль hа-Нисим" - является выражением благодарности Б-гу за Его чудеса, за помощь Хашмонеям в их героической борьбе в защиту своей веры. Ибо "в те дни в это время" иудаизм и еврейство были, конечно же, спасены от одной из величайших опасностей, угрожавших существованию нашего народа.

Это была борьба не только "немногих против многочисленных и слабых против сильных", но и "праведников против нечестивцев", иудаизма против эллинизма, - и сила Торы победила.

 

* Бейт-Амикдаш - (ивр.) Храм
* Коhен-гадол - (ивр.) Первосвященник

 

Яков Изакс. "Наш народ" ,"Мерказ Линьёней Хинух", Бруклин, 1990 г






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=362