ПРАЗДНИКИ МЕСЯЦА ТИШРЕЙ
Раздел: Еврейские праздники Дата: 30/09/2008



Пособие для учителя
Экспериментальное издание

Составители - рав д-р Д. Эпштейн, д-р И. Шнайдер

Программа и основы преподавания темы

Предлагаемая нами программа учитывает имеющиеся у воскресной еврейской школы возможности и основана на разрабатываемым нашим институтом подходе к преподаванию традиции.

1. Еврейские источники – фундамент еврейского образования

Важный элемент нашей программы – изучение источников. Тора и другие источники всегда были фундаментом еврейского образования, поэтому мы не представляем себе уроки традиции без чтения Торы. И хотя задача введения источников в программу преподавания сама по себе имеет принципиальное значение и необычайно сложна, она неотделима от освоения способов их изучения, выработанных традицией и соответствующих всему строю ментальности, образу жизни евреев. Особенностью традиционного метода изучения источников является прямое, непосредственное обращение каждого ученика к тексту и комментариям. Поэтому значительное место в предлагаемой нами программе занимает изучение фрагментов Танаха и комментариев к ним, связанных с праздниками.

2.  Ориентация на еврейские ценности

Постепенное освоение традиции имеет для еврейского образования особенно важное значение. Но обучение ритуалам и обрядам независимо от ценностей, представляемых ими, сводит их к лишенным смысла и актуальности церемониям. Это может привести к тому, что ученики не захотят принять богатейшее духовное наследие нашего народа, оставаясь по отношению к нему сторонними наблюдателями, чей интерес к традиции подобен поверхностному любопытству посетителей этнографического музея. Знакомя евреев с традицией, мы ставим их перед выбором, который требует определенного мужества: остаться прежними или измениться, стать не такими, как все. Если единственная разница между евреями и неевреями только в том, что мы зажигаем ханукальные свечи, а они – свечи на елке, или в том, что мы (часть из нас) не едим свинину, а они едят, то достаточно зрелый человек может спросить: «Ну и что?» Только поняв, что различие связано не с одной  лишь демонстрацией принадлежности к этнической группе, но речь идет о принципиальных вопросах, касающихся взаимоотношений с людьми, миром и Б-гом, - можно на самом деле гордиться традициями своего народа, его верой и попытаться увидеть в них основу и собственной жизни.

3. Роль школы в возрождении еврейской традиции

Мы исходим из того, что традиция – это не обычный учебный предмет; урок традиции не может быть сведен к передаче определенных знаний, к развитию каких-либо умений учеников и т. п.. Уроки традиции в условиях России можно определить как очень сложный и тонкий процесс постепенного воссоздания национальной самобытности, образа жизни, общинности и всего того (часто трудно поддающегося словесному выражению), что определяет принадлежность человека к еврейству.

Трудно, а скорее всего и невозможно в наших условиях, научить в классе быть евреем, преподать традицию. Но можно и необходимо всем вместе – учителям и ученикам, детям и взрослым – искать свой путь к ней. Можно и нужно попытаться, помогая друг другу, найти свое место в еврейском мире, в еврейской истории.

Мы убеждены, что следует не столько рассказывать о наших традициях и обычаях, сколько пытаться воспроизвести их, следовать им. Разумеется, это не отнюдь не исключает, наоборот -  предполагает передачу знаний. Но знания сами по себе – не цель, а средство для выполнения того или иного действия, поступка. Так, например, нам представляется, что рассказ о каком-либо еврейском празднике имеет смысл как необходимая часть его празднования учениками, их родителями и учителями. Причем оно должно соответствовать законам и обычаям праздника. Только при этом условии его участники сами будут  включены в еврейскую традицию. Итак, мы видим в уроках традиции опыт ее осуществления в жизни взрослых и учеников.

 Изучение традиции включает:

Подготовку к проведению праздников, которую, в свою очередь, можно поделить на две взаимосвязанные части:

а) изучение в классе обрядов, символов, обычаев, истории праздника;

б) проведение обрядов и осуществление других практических действий, которые предваряют праздник.

Изучение фрагментов Торы и других источников, связанных с данным праздником.

Проведение праздника в школе (семье, общине) в соответствии с еврейской традицией.

4. Структура программы

Программа преподавания традиции в воскресных школах, как правило, соответствует еврейскому календарю, годовому циклу. Хотя в еврейском календаре праздники месяца тишрей - Рош а-шана, Йом-Кипур, Суккот, Шмини ацерет, Симхат-Тора - по сути являются логическим завершением праздничного цикла, начавшегося еще в Песах, в сложившейся практике школы выпадающим на осень праздникам месяца тишрей посвящается, как правило, первая тема учебного года. Учитывая, что между этими праздниками и следующей за ними Ханукой два месяца, можно посвятить им два первых месяца учебного года – сентябрь и октябрь, примерно восемь уроков (исходя из того, что в воскресных школах обычно уделяют традиции один час в неделю).

В основе предлагаемой структуры программы лежит принцип соответствия времени проведения праздника в школе, семье или общине с его календарной датой. Это означает, что если учитель организовал пасхальный седер, то его нужно проводить именно в тот вечер, на который он приходится по еврейскому календарю, а не в  другое, более удобное по каким-либо причинам время. Еврейские памятные даты не переносятся. Соответственно, уроки в классе, посвященные знакомству с обычаями и обрядами праздника, необходимо провести заранее, чтобы использовать полученные знания в подготовке к нему.

В преддверии праздника максимальное количество уроков посвящается усвоению его обрядовой стороны и изучению символических значений, а по прошествии его переходят к более углубленному рассмотрению материала. Тогда, возможно, удастся выделить время на изучение традиционных источников, перейти к выяснению смыслового содержания праздника, привить ученикам навыки в работе с текстом. Если перед памятными днями остается много времени, то учитель может начать с углубленного изучения источников, а затем перейти к урокам об обрядах и подготовке к праздникам.

Наше пособие включает методические рекомендации к восьми урокам, которые объединены  в два цикла: а) четыре урока посвящены изучению обрядов, символов и подготовке к проведению осенних праздников; б) четыре урока посвящены изучению фрагментов еврейских источников, связанных с этими днями.

К главному меню

Методические рекомендации к урокам

Урок 1. РОШ А-ШАНА

Центральная воспитательная задача темы – введение учеников в особую духовную атмосферу Рош а-шана и других осенних праздников, связанную с подведением итогов года, самоанализом, исправлением проступков. С Рош а-шана начинаются «Десять дней трепета», которые завершаются в Йом-Кипур. Это время предназначено для тщательного анализа прожитого за год, раскаяния в проступках, совершенных по отношению к другим людям, по отношению к Творцу и даже по отношению к самому себе. Только после этого мы можем просить у Всевышнего доброго  и счастливого года.

К такой сложной духовной работе мы должны подвести и наших учеников. Несмотря на понятную трудность задачи, которую мы ставим перед детьми, надо объяснить им, что не стоит предаваться унынию. Нужно обратить их внимание на необходимость изменения самих себя к лучшему, расставить акценты на новых возможностях и перспективах.           

Вот некоторые принципы самоанализа.

Он не должен приводить к подавленности или ощущению неполноценности. Осознание того, что нам дана сама способность самоанализа, подтверждает возможность исправления.

Что сделано - сделано; но это вовсе не значит, что и впредь можно совершать нежелательные действия.

Запрещено анализировать в этом контексте чужие поступки. Это не время для разоблачений. Самоанализ индивидуален, поскольку затрагивает внутренние, интимные проблемы.

В иудаизме нет публичных исповедей.

Это подходящее время для улучшения отношений с близкими. Следует простить тех, кто искренне просит у нас извинений.

Беседа с родителями

Если есть возможность, следует привлечь родителей к подготовке праздничной трапезы и других дел, связанных с праздником, и/или помочь им провести его у себя дома.

Можно начать беседу с краткого введения в тему.

Праздники месяца тишрей связаны с творением мира и человека и исходом евреев из Египта. Рассказывается в Торе: в Песах евреи вышли из Египта, в Шавуот  получили Тору. Через сорок дней после этого они совершили грех, изготовив для себя золотого тельца.  После этого начался длительный период покаяния, который завершился в Йом-Кипур. Следующий за этим праздник Суккот напоминает нам об особом  характере связи Творца с еврейским народом в течение сорока лет скитаний по пустыне.

Знакомим родителей с симаним - продуктами, которые едят в Рош а-шана. Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году. Например, едят гранат и произносят: «Да будет Твоя воля, чтобы умножились наши заслуги, как зерна граната». Когда едят голову рыбы, то при этом произносят: «Да будет Твоя воля, чтобы мы были во главе, а не в хвосте». Принято также есть в Рош а-шана финики, красную свеклу, морковь. Симаним выбирают в зависимости от свойств продукта или от его названия, ассоциативно связанных с чем-то положительным. Например, разного рода сладости, такие, как яблоки и мед, выражают нашу надежду на то, что предстоящий год будет «сладким». В некоторых общинах на стол ставят яства, названия которых на языках идиш, ладино, арамейском и т.д. отвечают этому принципу.

Разъясняем их смысл: симаним - не магические предметы, это своеобразное продолжение молитвы. Наши мудрецы объяснили, что в Рош а-шана мы обращаемся к Всевышнему лишь с просьбами о духовной поддержке, не касаясь обычных, «земных» проблем и эти продукты – символы как бы восполняют пробел. Вместе с тем, они призваны еще раз напомнить нам, что мы предстоим перед Судом и что, прежде чем попросить Творца о благе, нам стоит вспомнить об обязанности исправиться.

Можно предложить родителям подготовить заранее список продуктов для новогодней трапезы, придумать свои симаним в соответствии с русскими названиями продуктов.

С детьми родители могут поговорить об итогах прошедшего года и их надеждах на будущий, о том, что следует изменить и исправить, чтобы добиться осуществления надежд.

На уроке

Рассказ учителя

1. Еврейский календарь

Демонстрируем календарь, принятый в данной стране, и еврейский календарь и просим учеников сравнить их и назвать различия.

Еврейский календарь отличается от большинства других тем, что он не лунный и не солнечный, а лунно-солнечный. Месяц – не формальная единица времени, он реально связан с циклами обновления луны. В течение веков месяцы именовались по их порядковому номеру – от первого и до двенадцатого. Затем им были даны названия: первый месяц - нисан, второй -  ияр, третий - сиван и т. д.

Календарь тесно связан с еврейской историей. Одно из самых первых важнейших событий в ней произошло, когда Всевышний вывел нас из Египта и сделал свободными людьми. Сразу же после освобождения из рабства началось складывание нового календаря. Пока мы были рабами, за нас   решали, когда нам ложиться спать, когда просыпаться, когда отдыхать и когда работать. После исхода из Египта все изменилось. В Торе сказано («Шмот», 12:2): “Месяц этот для вас - начало месяцев, первый он у вас из месяцев года”. С появлением своего календаря появилась возможность записывать важные события нашей истории, фиксировать их историческую последовательность.

  Как и первоначальные названия месяцев, названия дней недели представляют собой их порядковые номера, причем отсчет ведется от шабата - субботы. Поэтому у  самого шабата нет своего номера. Слово «шабат» (шават) означает прекратил работу, покоился. Это название связано со сказанным в Торе о шести днях творения мира и о седьмом дне – дне покоя. В субботнем благословении (кидуше) мы говорим: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля, сделав ее днем отдыха для [всех] поколений своих, - [таков] вечный завет, она – данный мною сынам Израиля вечный знак того, что шесть дней созидал Г-сподь небо и земля, а в седьмой день не совершал никаких деяний и пребывал в покое».

Воскресенье

Йом ришон

Первый день

Понедельник

Йом шени

Второй день

Вторник

Йом шлиши

Третий день

Среда

Йом рвии

Четвертый день

Четверг

Йом хамиши

Пятый день

Пятница

Йом шиши

Шестой день

Суббота

Шабат

Седьмой день

 

 

 

 

Календарь содержит информацию, связанную с шабатом: время зажигания свечей, названия паршийот а-шавуа – еженедельных глав Торы, которые читают в синагогах,  время окончания шабата. В календаре отмечены еврейские праздники. Они всегда выпадают на одни и те же даты, их нельзя переносить. Этим календарем пользуются евреи во всем мире. Мы отмечаем одни и те же праздники и живем в едином ритме годового круга. В этом проявляется наше единство, в какой бы стране мы не жили.

2. Что такое Рош а-шана?

Год начинается с Рош а-шана – “главы года”. Это двухдневный праздник, который отмечают 1 и 2 числа месяца тишрей. Он имеет еще несколько названий:

Йом а-зикарон - День памяти.

Йом а-труа - День трубных звуков (шофара).

Йом а-дин  -  День суда.

Учитель объясняет смысл каждого из названий.

Дни с Рош а-шана и до Йом-Кипура (который наступает в десятый день месяца тишрей) называются «Десятью днями трепета». В эти дни мы оцениваем свои поступки за прошедший год, отдаем себе отчет в том, что именно нам необходимо в себе исправить, и с надеждой смотрим вперед.

В соответствии с принципами иудаизма, человек должен постоянно стремиться изменять себя к лучшему. Поэтому мы вспоминаем о людях, которым намеренно или невольно нанесли обиды, и просим у них прощения. Полагается также не таить в душе зло и прощать людей, которые просят вас извинить их.

3. Обряды и обычаи праздника

Праздник начинается вечером с праздничной вечерней молитвы и  зажигания свечей. Произносятся благословения (см. махзор - молитвенник). Затем приступают к трапезе, перед которой произносят кидуш  - благословение над вином. Во время утренней трапезы принято ставить на стол и есть яблоки с медом, выражая надежду на то, что наступающий год будет ”сладким”.

В первый день праздника выполняют обряд ташлих (буквально – “выбрасывание”). Идут на берег реки или иного водоема, там отряхивают полы одежды, как бы избавляясь от грехов, и произносят соответствующие псалмы и пиютим – поэтические тексты, смысл которых – «Пусть вода унесет все наши грехи…». Обряд ташлих символизирует намерение человека исправиться в предстоящем году.

В синагоге трубят в шофар – бараний рог.

Приветствуют друг друга словами ле-шана това тикатев, что означает: «Пусть тебе будет записан (в Книге жизни) хороший год!»

Задания

Игра  «Бросок к цели»
(для учеников младших и средних средних классов)

Игра содержит в себе аллегорию. Ее задача - показать, что малейшее отклонение от пути  может привести к удалению от цели. Но есть и возможность улучшения и возвращения на верный путь. Порой нужно внести в нашу жизнь незначительные поправки, иногда же требуются кардинальные изменения в образе жизни.            

Необходимый материал: картон для изготовления «тоннелей»,  теннисные шарики.        

Организация и условия игры:

* Перед игрой приготовьте «тоннели» (прим. ниже).

* Разделите класс на четыре команды.

* Цель каждого игрока - провести шарик через «тоннель» к обозначенной цели. После того, как первый игрок после броска (или серии бросков) достигнет ее,  за ним следует второй, и так по очереди, пока последний играющий не попадет в цель. После того как был пройден первый «тоннель», команда переходит к следующему.

В случае отклонения от намеченного пути игрок в очередной раз начинает движение с того места, в котором остановился шарик и продолжает свои броски до тех пор, пока не достигнет цели.

* Учитель фиксирует, сколько времени было потрачено командой на прохождение каждого «тоннеля». При подведении окончательных итогов время суммируется.

* Побеждает команда, которая быстрее других пройдет все четыре тоннеля.

Изготовление «тоннеля»:

Изготовьте из картона продолговатые цилиндры с поперечником, несколько превышающим размер шарика. Сделанные цилиндры соедините таким образом, чтобы возможность ввести шарик в ведущий к цели тоннель не превышала шанс попасть в другой тоннель.  Тоннели прикрепляют к картону, соединяя так, чтобы они вели к четырем целям. Эти цели можно нарисовать на картоне.

Виды цели:

а) цель не защищена (брусками, камнями), можно достичь ее дополнительными путями, не обязательно по «тоннелю»;

б)  цель защищена, но есть и дополнительный путь;

в) цель полностью защищена. В случае попадания в «тоннель», который к ней не ведет, можно продолжить попытку, но только после того, как вернется по «неправильному тоннелю» к точке, откуда началось ошибочное движение;

г) в случае попадания в «тоннель», который к цели не ведет, нужно начать вновь, со стартовой точки.

(Если шарик достиг цели, но выкатился за отмеченную зону, - попадание засчитывается).

Беседа с учениками

Игра отражает нашу повседневность, каждый из «тоннелей» олицетворяет собой одну из возможностей исправления ошибок (грехов). Поначалу в каждом отдельном случае возможность отклониться от правильного пути минимальна.

Возможность 1. Начальное отклонение невелико, но в дальнейшем оно может привести к значительному отдалению от намеченной цели. Существует возможность достижения цели другими способами, а не только по легкому пути, намеченному изначально.

Возможность 2. И в этом случае вероятность отклонения от правильного пути невелика. Но если на это вовремя обратить внимание, в дальнейшем можно исправить испорченное и достичь цели, изменив направление.

Возможность 3. В этом случае, если отклониться от правильного пути, нет иного выбора, кроме возвращения к стартовой точке и повторения попытки.

Возможность 4. Если произошло серьезное отклонение, нужно искать совсем иной путь достижения цели.

Мы надеемся, что учащиеся получат удовольствие от игры. Однако сама по себе она не заключает в себе никакой морали. Поэтому после нее необходимо вместе с учащимися подвергнуть разбору предлагаемые нами аллегорические ситуации. Желательно, чтобы учащиеся сами привели примеры из жизни, сходные с четырьмя возможностями, возникшими в игре. Мы же приведем по одному примеру для иллюстрации каждой. Они могут послужить основой для других случаев, которые преподаватель может предложить в качестве примера для активизации мышления и воображения учеников.

Ситуация 1.  Лева провел два часа, сидя у телевизора, вместо того, чтобы сделать уроки. Упущенное время пропало даром. Все, что требуется от него, -  потратить еще два часа на выполнение стоящей перед ним задачи: закончить уроки. 

Ситуация 2. Лева - отличник, умный и прилежный ученик. Но он использует свои успехи, чтобы гордо продемонстрировать превосходство над одноклассниками. Он тратит свои силы попусту ради нежелательных целей. Чтобы исправиться, ему нужно направить свои способности на помощь другим. Он должен осознать, что поскольку его способности - дар свыше, ему не пристало горделиво возвышаться над другими, но надлежит благодарить наделившего его этими способностями, тех, кто воспитывал его и помогал ему в учебе, - Творца и родителей, учителей. Это означает, что Лева должен всего лишь направить усилия в нужное русло, и тогда все его способности и достижения поведут к желаемой цели.

Ситуация 3. Лева подтрунивает над отстающими учениками, всячески стараясь насмешить друзей. Чтобы достичь требуемой цели, он должен попросить прощения у тех, над кем смеялся. Это означает, что ему надо вернуться к исходной точке. Он должен принять решение, что отныне не будет вести себя подобным образом. Может быть, ему стоит помочь «аутсайдерам» занять достойное место среди товарищей, или, по крайней мере, защищать их, если кто-то им в этом препятствует и обижает их. Это будет  означать, что теперь Лева движется в верном направлении.

Ситуация 4. Лева подчас передает сплетни о друзьях. В действительности ему не хватает выдержки, а несдержанность в высказываниях приводит к тому, что и в собственных глазах он выглядит не очень хорошо. Лева должен научиться сдерживать себя, строить свое общение с товарищами на основе более достойных тем и интересов. Иначе говоря, он должен найти кардинально иные пути для достижения намеченной цели.

К главному меню

«Мое свободное время»
(для учеников старших классов)

Цель задания - заставить учащихся задуматься над тем, как они используют свое личное время: для положительных целей, в соответствии с их собственными ценностями или же нет.

Учитель: «Представьте себе, что вы можете свободно распоряжаться своим временем. За исключением завтрака, обеда и ужина, а также, по меньшей мере, шести часов на сон, у вас нет никаких других ограничений. При этом вы располагаете достаточными материальными средствами и всем необходимым для того, чтобы осуществить все, что вам хочется, сохраняя разумные пропорции между развлечениями и занятиями. В соответствии с этой воображаемой ситуацией, напишите, что вы хотели бы сделать в течение двадцати четырех  ближайших часов, указав, сколько времени вы бы потратили на каждое из занятий».

Ниже приведен пример, наглядно иллюстрирующий то, что от вас требуется.  

8.00 -   8.15

Завтрак

8.15 -   9.30

Чтение книги «Война и мир»

9.30 - 11.00

Игра в футбол с друзьями

11.00 - 13.30

Покупка аудиокассет

13.40 - 14.00

Потасовка со старшим братом, постоянно нервирующим меня

14.00 - 15.00

Занятия математикой

15.00 - 16.00

Игра на фортепиано

16.00 - 16.15

Обед

16.15 - 17.30

Чтение газеты

17.30 - 18.30

Просмотр телепередачи «Джентльмен-шоу»

18.30 - 20.00

Занятия  математикой

20.00 - 20.15

Ужин

20.15 - 21.30

Рисование

21.30 - 22.30

Прослушивание аудиозаписей

22.30 -   7.15

Сон

7.30 -     8.00

Подъем

После того, как все ученики закончат составление своих индивидуальных распорядков дня, учитель просит составить перечень сделанного ими за последние двадцать четыре часа. Но на этот раз требуется упоминать только то, что действительно произошло.

После того как работа завершена, преподаватель предлагает сравнить «идеальный» распорядок дня с «реальным».

1) Все ли пункты «идеального» распорядка присутствуют в списке реальных событий? Эксперимент показывает: кое-что из того, что ты хотел сделать, по той или иной причине не осуществлено. Почему? О чем говорит разница между желаемым  и  действительным?

2) Что из перечня реальных событий не появляется в «идеальном» списке? Эксперимент показывает: не все из того, что ты совершил, ты действительно хотел бы сделать. Почему же ты так поступил? О чем говорит в этом случает разница между желаемым и действительным?

3) Сравнивая перечни, находишь ли ты, что в некоторых случаях ты хотел бы поступить иначе? Почему?

4) Отметь в «идеальном» списке рядом с действием соответствующий знак или букву:

знак

действие

1.

$

требует материальных затрат

2.

Д

проводится совместно с другими людьми         

3.

Я

не требует посторонней помощи

4.

Б

требует, чтобы ты оказал помощь ближнему

5.

П

тебе требуется посторонняя помощь

Разумеется, учитель и ученики могут предложить и другие подобные задания. Главное, чтобы они осмыслили, как проводят время, получают ли от этого удовлетворение. И если нет, как бы они изменили сложившееся положение.

Желательно в течение учебного года время от времени возвращаться к составленным спискам, чтобы проверить: а) совпадают ли происшедшие изменения с желаниями самих учеников; б) удалось ли им изменить то, что они хотели исправить.

Подготовка и проведение праздника

Устройте в школе праздничную трапезу с симаним. Пусть ученики приготовят к ней поздравительные открытки для родителей, не подписывая их. В открытках нужно отразить общие моменты праздника (пожелания к Рош а-шана, просьбы о прощении), связав их по форме или содержанию с чем-то, что связано с семьей. Во время трапезы можно организовать выставку открыток и предложить родителям отгадать “свои” открытки.

Открытки, разумеется, можно сделать и в том случае, когда общая трапеза в школе не организуется.

 Традиционное пожелание, которым мы приветствуем друг друга в Рош а-шана, уже было приведено выше: ле-шана това тикатев!






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=375