*****
Человек упал в глубокий колодец. Так как он не мог выбраться оттуда сам, он стал кричать изо всех сил и звать на помощь. Один ученый, проходя мимо, нагнулся над колодцем и крикнул несчастному:
"Мне очень жаль, что ты попал сюда, милый друг! Как же это случилось? Советую тебе в будущем быть осмотрительнее".
Через некоторое время проходит мимо колодца китайский священнослужитель.
"Скорблю вместе с тобою о постигшем тебя несчастии, - крикнул он упавшему в колодец человеку, - попытайся подняться до половины колодца, а я постараюсь вытащить тебя окончательно".
Человек приложил все старания, но не мог подняться, а потому и остался на дне.
Тогда пришел Некто. Услышав крики, Он подошел к краю колодца, спустился в него с большим трудом и, взяв несчастного утопающего, вытащил его. Потом, посмотрев на него с любовью, сказал:
"Сын Мой, иди с миром и не греши больше".
*****
Одна женщина, которая была ревностной христианкой, ехала однажды на пароходе. По своему обыкновению по пути она распространяла между пассажирами листки и книжки духовного содержания. На пароходе находился один католические священник. Когда женщина предложила ему книжку, то он, вежливо отказавшись, сказал:
"Благодарю, сударыня, у меня уже есть религия".
"А у меня - Христос", - ответила женщина и тихо удалилась.
Через два года та же женщина опять встретилась на пароходе с тем же священником. Он узнал женщину и сказал:
"Помните, однажды вы предложили мне книжку, а я отказался ее принять, говоря, что у меня уже есть религия. Вы тогда ответили: "А у меня - Христос".
"Да, хорошо помню", - ответила женщина.
Священник сказал:
"Я не мог забыть ваших слов... вы пронзили мне сердце. По благодати Божьей теперь и я могу сказать: "Я имею Христа".
И действительно: теперь он имел мир с Богом, мир, которого не мог прежде приобрести, равнодушно исполняя постановления своей религии.
Любезный читатель, спрашиваю тебя:
"Имеешь ли ты только религию или - Христа?"
*****
Церковный писатель Августин написал много сочинений в объяснение веры и жизни и задумал книгу о Боге. Принялся за работу. С утра сел за стол, написал заглавие: "О Боге" и стал думать, как лучше объяснить людям, кто такой Бог. Думал он долго и напряженно, но не выходило ничего. Устал Августин от напряженной думы. Разболелась голова. Пошел на берег моря освежиться.
Идет по песку, думает о своем замысле и видит: сидит ребенок, выкопал ямку, достает куском битого горшка воду из моря и переливает в ямку.
"Что ты тут делаешь, милое дитя?" - спросил Августин.
"Я сделал ямку и хочу перелить сюда всю воду из моря", - сказал ребенок, продолжая свое дело.
Августин улыбнулся и пошел дальше, думая:
"Какие наивные бывают дети! Как они мало понимают! Вот, например, это дитя думает маленьким черпачком перелить все море в крохотную ямку".
Думы Августина вернулись к прежнему, и он спохватился тогда:
"А разве я не такой же ребенок? Своим слабым умом хочу охватить и другим передать раскрытую всю сущность бесконечного существа Божья. Малому не вместить Великого, и для Него достаточно, если оно, малое, преклонится пред Великим, отдаст себя воле Его, будет стараться познать эту волю и в жизни исполнить ее".
*****
"Однажды пришлось мне познакомиться с одним выдающимся духовным деятелем", - пишет Др. Т., - Я узнал от него, что он считал своим самым великим духовным достоянием свое неизменное сознание действительного присутствия Господа Иисуса Христа. Ничто так не поддерживало его, говорил он, как ощущение постоянного, действительного присутствия с ним Господа Иисуса Христа, и что это было совершенно независимо от его чувств, достоинств и независимо от его собственных представлений относительно того, каким образом проявляет Иисус Свое присутствие.
Помимо того, пояснил он, Христос был его мыслью. Всегда, когда ум его был свободен от посторонних предметов, мысли его возвращались ко Христу и он вслух беседовал с Господом, когда бывал наедине, на улице, где бы то ни было - так непринужденно и естественно, как с любым человеком. Таким реальным было для него действительное присутствие Господа Иисуса".
*****
В книге Левиса "Письма из ада" описывается, как один человек проходил бесконечную серую и мрачную пустыню. Повсюду сидели в отчаянии люди, которые держали свои головы в руках и о чем-то глубоко думали. Наконец путник спросил:
"О чем вы все напряженно думаете?"
"О имени", - был ответ.
"О имени, о каком же имени?"
"В том-то и дело, что мы не знаем, о каком имени. Но мы знаем, что когда мы были еще на земле, то там мы слышали об одном великом имени, которое способно было спасти людей. Но тогда мы не придавали тому значения, теперь же, находясь в аду, мы не можем вспомнить это имя. Ибо мы знаем, если кто и был бы способен нас спасти, то только обладатель того имени, которое мы не можем вспомнить".
Наконец путник сказал им:
"Это имя - Иисус Христос".
Но его никто не расслышал. Путник все громче называл имя Христа. Наконец, он, подобно грому, произнес это имя, но никто опять не расслышал. Эти люди не обладали таким органом, который был бы способен расслышать имя Христа или хотя бы Его вспомнить.
*****
Великий древнегреческий философ Платон в 347 г. до н. э. писал:
"Мы будем ждать Его, будь Он Богом или исполненный Божественного Духа человек. Который научит нас исполнять наши религиозные обязанности и устранит тьму от глаз наших".
*****
Одна индуска, принявшая христианство, будучи неграмотной, просила миссионерку научить ее читать хотя бы одно слово "Бог". Миссионерка исполнила ее желание. Индуска радостно стала перелистывать Библию и другие духовные книги, и глаза ее каждый раз сияли, когда она встречала это дорогое для нее слово - "Бог".
А ты, дорогой читатель, бываешь ли так же рад, когда встречаешь великое имя "Бог"?
*****
Гордись, гордись человек своим высоким назначением, но не забывай, что божественная идея, тебя родившая, справедлива и правосудна, что она дала тебе ум и волю, которые ставят тебя выше всего творения, что она в тебе живет, а жизнь есть действия, есть борьба; не забывай, что твое бесконечное, высочайшее блаженство состоит в уничтожении твоего я, в чувстве любви...
Отрекись от себя, жертвуй всем во благо ближнего, люби истину и благо...
С Богом - бессмертие, которое должно состоять в уничтожении своего я в чувстве любви. (В. Г. Белинский)
*****
Как это важно в наше время детям Божьим проводить жизнь свою свято, потому что наша жизнь, друзья, находится под постоянным зорким наблюдением окружающих нас людей. И от их взгляда не ускользнет ни одно наше движение, ни одно наше слово.
Известно, что индейцы обладают несравненно зорким зрением. Однажды встретился белому человеку на тропинке такой индеец и спрашивает:
"Ты видел здесь одного маленького ростом старого белого человека с короткоствольным ружьем и с маленькой собачкой с коротким хвостом? Он украл у меня ночью тушу пристреленного мною дикого козленка".
Белый человек сказал, что не видел такого. Но удивился, откуда, уже индеец так хорошо знает приметы вора, если это было ночью. Тот объяснил:
"Что он был мал ростом, я знаю из того, что видел его следы на камнях: ему пришлось встать на них, чтобы снять мясо, подвешенной на гвозде. Что он был белый, я знаю из следов. Он ходит, ставя ступню под углом наружу, а мы, индейцы - наоборот, а по глубине следа и расстоянию я определил, что это старый человек. Свое ружье он прислонил к пыльной стене, оставшийся отпечаток дал мне ясность, что это короткое ружье. А что собачка маленькая с коротким хвостом, это было видно по тому месту в песке, где она лежала".
Это были те приметы, которые заметил зоркий глаз индейца.
*****
Это было в тяжелое военное время на Украине. В селе была разрушена единственная на десятки селений церковь. Прихожане рассеялись: кто на фронт, кто в далекую Сибирь. Лишь один старичок приходил каждый вечер на развалины бывшей церкви, склонялся на колени и со слезами шептал:
"Все разбито, разрушено, опустошено, но верю Твоему Слову, Спаситель, что врата ада не одолеют святой церкви Твоей".
Так приходил он на это место в течение трех лет. А когда старческие ноги уже не смогли его носить, остался лежать там, на груде камней, да так и умер, шепча едва внятно:
"Не одолеют врата ада, не одолеют Тебя".
Сегодня в тех местах несколько больших церквей.
Врата ада не одолели церковь Божью!
*****
В Китае в старину полагалось по закону отрубить руки человеку, которого уличат в краже. Попался раз в краже один вельможа, любимец царский. Царь не мог отступить от закона и велел наказать преступника. На дворе поставили плаху с кольцами, и завтра рано утром палач должен отрубить вельможе руки.
Но вот является во дворец дочь опального вельможи, со слезами прося допустить ее к царю. Хотя и с большим трудом, но исполнили ее просьбу царедворцы. Ниц пала девочка перед грозным владыкой.
"Великий государь, - сказала она в страхе, - отец мой присужден остаться без рук, так вот, отрубите мои руки, они тоже его, но не умеют прокормить нашу большую семью, как это делают его руки".
У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца.
"Пусть будет так, как ты просишь; но я представляю твоей воле отказаться от казни, хотя бы в самую последнюю минуту".
На другой день привели девочку на двор казни.
Среди двора стоит на козлах обрызганная кровью плаха, а возле нее палач с обнаженным мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту, но скоро овладела собою, подошла к плахе, просунула руки в кольца. Палач крепко привязал руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, а она закрыла глаза. Меч сверкнул и опустился, не задев и края пальцев.
"Царь прощает отца твоего за великую твою любовь", - объявил царский наперсник.
Отворились двери тюрьмы. Бежит к дочери отец, целует ее руки и слезами обливает их.
На другой день объявили народу указ об отмене навеки жестокого старого закона. А на дворе казней по царскому приказу поставлен столб с мраморной доской и на нем золотыми буквами написали, что дочь готова была отдать свои руки за руки отца; а в конце добавлены такие слова:
"Счастливы отцы, у которых есть дети, и счастлива земля, где есть такие семьи".
*****
Имя первого епископа, умершего за веру в Бога в Уганде, было Ганнингтон. Это было в 1885 году. Он был послан туда от англиканской церкви, и находился в пути к Акватории (вост. и центр. Африка), где он должен был стать епископом.
Христианство было ввезено в Уганду в 1877 году.
Ганнингтон предпринял длинную поездку вверх от Кении и перешел со своим караваном через восточную границу Уганды.
По приезде Ганнингтона, король Уганды забеспокоился. Он верил преданию и словам мусульманских советников, что все белые люди, приезжающие с востока, опасны и хотят занять Кению, и потому он дал приказание убить Ганнингтона прежде, чем тот перейдет Нил.
По его приказу один главарь низверг Ганнингтона на землю. Смертельно раненый, лежа в одной маленькой хижине, он сказал главарю:
"Я теперь умру от твоей руки, главарь... Но я хочу, чтобы ты одно передал твоему царю: моя кровь открыла путь в Уганду".
И правда, эта дорога стала сегодня в Уганде воротами в мир. Здесь проходят построенные дороги с Востока. Один за это заплатил, и это была высокая цена.
*****
В этом же году, когда произошел случай с Ганнингтоном, в Уганде трое юношей погибли за веру во Христа. Царь приказал взять в плен этих троих домашних слуг, так как хотел искоренить все христианство.
Старшему из этих мальчиков было 15 лет, младшему 11 лет. Они остались верными и тогда, когда их привязали к столбам, чтобы сжечь. Большинство присутствующих плакали, а родители умоляли их, чтобы они отказались от веры. С места казни мальчики просили передать царю весть:
"Скажите его величеству, что он наше тело предал огню, но мы не будем долго находиться в огне. Скоро мы будем у Иисуса, это лучше, чем все другое. И еще просите его, чтобы он изменил свои мысли, а то он окажется на месте, где будет в муках вечного огня".
Затем они запели гимн мучеников, который и сегодня очень любим в Уганде. Первая строка гласит:
"О, если бы я крылья имел,
К Иисусу бы я улетел,
И вечно с Ним пребывал".
*****
В 1977 году в Уганде намечался сотый юбилей христианства в стране. Для этого готовились шесть юношей, исполнившие роли первых христиан - мучеников.
Незадолго до этого всех шестерых нашли замученными и сожженными недалеко от места гибели первых трех христиан-юношей.
В этом же году погиб так же старший епископ местного происхождения Лувум.
*****
Передают, что в незапамятное древнее время жил некий монарх, который время от времени приглашал за свой царский стол всех бедняков своей столицы. Монарха окружали богато разодетые придворные, в то время как нищие сидели за тем же столом, покрытые своими грязными рубищами.
Случилось, что один из придворных нечаянно замарал свой богатый шелковый наряд, так что уже не решался его надеть, и он почувствовал, что не может быть на царском пире в замаранном наряде. Сидел он дома и плакал, пока не осенила его мысль, что на предстоящем пиру одни будут присутствовать в качестве придворных, а другие будут в отрепьях.
"Нет, - сказал он, - я все же смогу увидеть царский лик".
И больше уже не горюя, он облачился в рубище нищего и мог сидеть за царским столом, как если бы на нем была богатая одежда царедворца.
Итак, если вы чувствуете, что вы не можете прийти ко Христу в качестве спасенного святого, придите как грешник, но только придите с простой детской верой во Христа, чтобы принять от Него прощение, мир и радость!
*****
Жил-был в Париже самый обычный еврей. Он жил во французском квартале, и поэтому совсем "офранцузился", перестал исполнять субботу, праздники забыл, в общем - француз французом. И только одно напоминало о его национальности - его фамилия: Кацман. Самая обычная фамилия. И решил еврей сменить свою фамилию, раз только она одна от его национальности осталась - просто перевести ее на французский язык. Кац - по-еврейски "кошка" - по-французски будет "ша" (chat), ман - по-еврейски "человек" - по-французски будет "лом" (l'homme). Вместо Кацман получилось Шалом - от судьбы не уйдешь.