РАЗВОД И ПОВТОРНЫЙ БРАК
Раздел: Общие документы Дата: 03/10/2008

Служение «Благословение Отца»
2004


 

 

Развод - одна из главных современных социальных проблем. Трагично, но развод стал почти обычным явлением среди Церкви, называющей себя христианской, также как и в нехристианском мире. И в этой области окончательным последствием неизбежно должен стать распад Церкви.
Что открыло путь тому, чтобы развод стал таким частым явлением среди христиан? Можно выделить две главные причины.
Первая - это неправильный взгляд на брак, из-за которого Церковь отошла от Божьих и Библейских стандартов. Вместо них она приняла мирские стандарты. Кто-то проиллюстрировал это следующей притчей: «Корабль в море - это абсолютно нормально, море в корабле - это абсолютно ненормально». Церковь в мире - это нормально, мир в Церкви - это ненормально.

Вторая главная причина всплеска разводов среди христиан заключается в том, что многие получили, в лучшем случае, неадекватную подготовку к браку. Они вступили в брак без четкого понимания его природы и своих обязанностей. Очень часто, кроме того, они не получили обучения и наставления, которые позволили бы им выполнить эти обязанности. В результате возникает пара, похожая на двоих в лодке, находящейся в море, которые не знают ни как грести, ни как обращаться с рулем.

 

Период до закона Моисеева.
В Израиле до Моисея наказанием за прелюбодеяние была смерть. Это иллюстрируется случаем в жизни Иуды. Однажды у Иуды были сексуальные отношения с женщиной, которую он принял за блудницу, но которая на самом деле была его невесткой Фамарью. Фамарь в то время была обручена младшему сыну Иуды, Шеле. Взаимоотношения при помолвке рассматривались настолько же обязующими, как и в браке, и их нарушение считалось блудодеянием.
Три месяца спустя обнаружилось, что Фамарь беременна. Мгновенной реакцией Иуды было: «Выведите ее, и пусть она будет сожжена» (Бытие 38:24). Когда он обнаружил, что он сам был виновен в беременности Фамари, он больше не требовал, чтобы ее умертвили. Тем не менее, этот инцидент показывает, что признанным наказанием за блудодеяние в те времена была смерть.

Таким образом, смертельный приговор виновной стороне в браке автоматически освобождал невиновную сторону для нового брака.

 


Период под законом Моисеевым.
Под законом Моисеевым предписываемым наказанием за прелюбодеяние, совершенное или мужчиной, или женщиной, была смерть (см. Второзаконие 22:22-24). И опять же, смертельный приговор для виновной стороны автоматически освобождал невиновную сторону для нового брака.

Люди часто цитируют слова Павла в Римлянам 7:2: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу...» Но они забывают добавить, что тот же закон, который привязывал жену к ее мужу на всю жизнь, вынесением смертельного приговора стороне, виновной в прелюбодеянии, автоматически освобождал невиновную сторону для нового брака.

Более того, Новый Завет постоянно подчеркивает, что закон Моисеев всегда должен применяться как единая, всеобъемлющая система, все требования которой одинаково значимы. Например:
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Иакова 2:10)
Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
(Галатам 3:10)
Принимать требование закона, привязывающее женщину к ее мужу на всю жизнь, и игнорировать требование того же закона, которое автоматически освобождает ее через смертельный приговор, если ее муж совершает прелюбодеяние, противоречит и логике, и Писанию.

Период, введенный Иисусом через Евангелие.
В Новом Завете Иисус конкретно санкционировал развод из-за супружеской неверности.
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной,
тот прелюбодействует.
(Матфея 5:32)
Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот
прелюбодействует...
(Матфея 19:9)

Греческое слово, переводимое как «любодеяние» - порнейа. Традиционно это слово переводится как «блуд», ограничивая его, таким образом, сексуальным грехом, совершаемым лицами, не состоящими в браке. Но во всем греческом Новом Завете слово «порнейа» используется для описания любой формы незаконного или неестественного секса. Вот некоторые определения «порнейа», данные признанными авторитетами.
Оно обозначает, или включает прелюбодеяние.
Словарь новозаветных слов Ч. Е.Вайн
Проституция, нечистота... любые незаконные сексуальные отношения... супружеская неверность, проявляемая в половой форме... Сексуальная неверность замужней женщины...
Греко-английский лексикон Нового Завета Арндта и Джингрича
Незаконный половой акт в целом...
Греко-английский лексикон Тейера

В Новом Завете «порнейа» вместе с производным глаголом «порнео» употребляется в следующих случаях (кроме других), которые обозначают больше, чем сексуальный грех неженатых людей.

В Деяниях 15:20, 29, христианам из язычников приказано воздерживаться от «порнейа» - несомненно, не только от сексуального греха между людьми, не состоящими в браке.

В 1 Коринфянам 5:1, Павел описывает человека, живущего с женой своего отца, как «порнейа». Здесь это включает и кровосмешение и прелюбодеяние.

В 1 Коринфянам 5:9-11, Павел приказывает верующим не сообщаться с называющими себя христианами, которые виновны в «порнейа». Несомненно, он не ограничивает их число только состоящими в браке. Павел использует «порнейа» и «порнео» подобным образом в 1 Коринфянам 10:8, и во 2 Коринфянам 12:21.

В стихе 7 своего послания, Иуда применяет «порнейа» к сексуальному поведению Содома и Гоморры. Главным грехом этих городов был гомосексуализм, и нет никакого повода считать, что он практиковался только неженатыми.

Итак, становится ясным, что «порнейа» включает прелюбодеяние, гомосексуализм, скотоложство, кровосмешение и блудодеяние, и что Иисус санкционировал развод (соответственно) при любом из всех этих случаев.

 


Таким образом, и закон, и Евангелие пришли к одному заключению в отношении «порнейа»: это освобождает невиновного партнера от его брачных обетов.

Существует, однако, разница. Под законом освобождение обеспечивается обязательным смертельным приговором виновному партнеру. Под властью Евангелия невиновный партнер может либо потребовать освобождения от брака через развод, либо предложить виновному партнеру альтернативу прощения и примирения при условии удовлетворительного доказательства и плода покаяния.

Свободен ли опять вступать в брак человек, который получил развод на библейском основании? Ни язык, ни культура Библии не дают нам никакого основания считать, что человек может быть законно свободен только разводиться и несвободен опять вступать в брак. И, напротив, на свободу вновь вступать в брак ясно указывается и в Ветхом, и в Новом Завете.

Под законом Моисей говорит, что если муж законно разводится с женой и отпускает ее, она свободна выходить за другого мужа (Второзаконие 24:1-2). Конечно, Моисей не исключает прелюбодеяния.

Во Второзаконии 24:3-4 Моисей говорит, что если второй муж этой женщины разведется с ней или умрет, ее первому мужу не разрешается вновь брать ее в жены. Называя человека, за которым она была замужем раньше, «первым» мужем, Моисей ясно показывает, что первый брак был законно завершен.

В Новом Завете Павел говорит:
«Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься не согрешишь» (1 Коринфянам 7:27-28).

Это указывает на то, что человек, который освобождается от супруга (в соответствии с Писанием) и позже опять вступает в брак, не согрешает. Поэтому никакое чувство вины или неполноценности не должно посещать человека, который получает развод на законном, библейском основании и позже пользуется своим правом вновь вступить в брак. Такой человек не является «второсортным
христианином».

На человеческом уровне вопрос развода обычно решается в суде, религиозном или светском. Но за всеми подобными человеческими решениями лежат неизменные Божественные принципы справедливости. Один из таких принципов прослеживается через всю Библию: к невиновному нельзя относиться как к виновному, а к виновному - как к невиновному.

 


Во Второзаконии 25:1, Моисей сжато суммирует двойную ответственность судей - оправдать невиновного и осудить виновного. В Притчах 17:15, Соломон указывает, что любое отступление от этого принципа будет очень неугодно Богу: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом». Также, перечисляя, кто навлекает на себя Божий гнев, Исайя говорит: «Горе тем... которые... оправдывают виновного и правых лишают законного!*
(Исайя 5:22-23).

Применение этого принципа к вопросу развода очевидно. Применять одно и то же наказание к супругу, виновному в «порнейа», и к невиновному супругу нарушает саму суть справедливости.

Иногда люди спорят, что при крушении брака участвуют две стороны и невозможно узнать, кто из супругов виноват на самом деле. Но это затемняет суть вопроса. Дело не в том, была ли эгоистичность, или бесчувственность, или ссоры с обеих сторон. Вопрос состоит только в следующем: совершил ли один супруг «порнейа», а другой нет? Во многих случаях сегодня один из супругов открыто признает свою вину.

По крайней мере, Бог явно констатировал возможность того, что вина одного супруга, в отличии от другого, может быть установлена, ибо под законом Моисеевым Он установил смерть уличенному в прелюбодеянии.

В определенном смысле, брак - это законный контракт, в который вступают через обет. Границы этого контракта определяются произносимыми обетами. Брачный обет, обычно используемый сегодня, звучит примерно так: «Я обещаю... соблюдать себя только для тебя (имеется в виду, в сексуальных отношениях)... пока смерть не разлучит нас».

В этом обете есть два важных элемента: обязательство («соблюдать себя только для тебя») и срок действия («пока смерть не разлучит нас»). Эти два члена предложения связаны друг с другом и не могут рассматриваться отдельно. То есть, если один из супругов нарушает обязательство, совершив «порнейа», то другой супруг автоматически освобождается от срока действия «пока смерть не разлучит нас».

Позвольте мне привести вам простой пример из жизни. Смит дает имущество Брауну в аренду на пять лет, с 1986 до 1991 года. Но он включает одно дополнение: «Браун не может использовать эту недвижимость для магазина спиртных напитков. Если Браун будет соблюдать это обязательство' и воздержится от использования этой недвижимости для магазина спиртных напитков, тогда Смит должен пребывать в соблюдении срока действия аренды;

он не может аннулировать аренду до 1991 года. Но если Браун нарушит обязательство, использовав недвижимость для магазина спиртных напитков, тогда Смит автоматически освобожден от срока действия и может мгновенно аннулировать аренду».

Подобно этому, когда одна сторона брака нарушает обязательства, совершая «порнейа», другая сторона, таким образом, освобождается от срока действия («пока смерть не разлучит нас»).

В установлениях Нового Завета существует еще одна ситуация, «при которой христианин может быть освобожден от брачных уз. Она описана Павлом в 1 Коринфянам 7:10-15:
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
В стихах 10-11 Павел говорит о случае, когда в браке состоят два верующих. Фраза, «не я повелеваю, а Господь» указывает, что этот случай уже был рассмотрен Иисусом в Его учении, записанном в Евангелиях. Эта позиция ясна и недвусмысленна: ни одна из сторон не свободна разводится с другой, кроме как из-за супружеской неверности. (Так как Иисус сказал об этом ограничении в Евангелиях, Павлу не было необходимости повторять это здесь). Но если они все-таки разводятся, они должны оставаться безбрачными или опять вступить в брак друг с другом.
В стихах 12-15 Павел рассматривает случай, когда верующий состоит в браке с неверующей. Слова «я говорю, а не Господь», указывают, что этот случай не был рассмотрен Иисусом в Евангелиях. Во-первых, Павел обязывает верующую сторону стремиться сохранить мир в браке и завоевать неверующую сторону для веры во Христа. Но когда неверующая сторона отвергает этот подход и отказывается оставаться в браке, но оставляет верующего, тогда верующий освобождается от брачных уз и, таким образом, свободен вступить в новый брак.
Однако необходимо при этом соблюсти два условия. Во-первых, все требования гражданского закона должны быть соблюдены и, во-вторых, новый супруг должен быть верующим во Христа.

Мы рассмотрели два случая, о которых ясно сказано в Новом Завете: когда один из супругов виновен в супружеской неверности и когда верующий оставляется неверующим из-за веры первого во Христа. В этих случаях, когда все соответственные требования были исполнены, верующий имеет право получить развод и, следовательно, вновь вступить в брак.

Также существуют другие случаи, при которых допустим развод, но о которых не говорится полно в Новом Завете. С одной стороны, нереалистично игнорировать такие случаи. С другой стороны, немудро быть догматичным в отношении того, о чем Библия не говорит конкретно. Возможно, лучшая позиция для искреннего христианского служителя - сказать вместе с Павлом:
«..я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» (1 Коринфянам 7:25).

А как насчет тех, у кого был неудачный брак и развод в прошлом, и кто затем пришел ко Христу за спасением? Как Бог смотрит на них?

Относительно вопроса прощения Библия абсолютно недвусмысленна (слава Богу!). В Ев. от Матфея 12:31, например, Иисус говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам». «Всякий грех», включает прелюбодеяния и все другие сексуальные отклонения. Единственным исключением является хула на Святого Духа.

В Деяниях 13:39, Павел говорит еврейской аудитории: «И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им (Иисусом) всякий верующий». Заметьте, как это всеобъемлюще! Всякий оправдывается во всем. Это включает прелюбодеяние и все формы сексуального греха.
Опять в 1 Коринфянам 6:9-11, Павел пишет коринфским верующим:
...ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но святились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Этот ужасный список преступников включает прелюбодеев и сексуальных извращенцев. Через веру во Христа они не только прощены, но и оправданы, им была вменена Божья праведность. В Божьих глазах это так, как будто они никогда и не согрешали. Несомненно, это дает им возможность абсолютно нового начала во всех областях жизни, включая брак. Никакая темная тень вины или осуждения из их прошлого не может следовать за ними в новую жизнь.

Однако воздействие развода идет гораздо дальше сферы чистого закона. Почти неизбежно оно включает глубокие, даже кровоточащие эмоциональные раны.

В Исайе 54:6, Господь изображает молодую разведенную женщину:
«Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом... как жену юности, которая была отвержена...» Такие страдания не ограничиваются прошедшими через развод женщинами. Мужчины тоже часто страдают так же глубоко, как и женщины.

Если из-за разрыва в браке вы испытали боль отверженности, вы можете получить исцеление благодаря трем простым шагам.

Во-первых, признайте свою боль: не стремитесь покрыть вашу рану. Стремитесь открыть ее для любящего взгляда вашего Небесного Отца.

Во-вторых, свою веру в исцеление сконцентрируйте исключительно на заместительной жертве Иисуса. Примените слова Исайи лично к себе: «Ранами Его я исцелен». Каждый раз, когда вы начинаете чувствовать боль, повторяйте слова: «Ранами Его я исцелен». Повторяйте это, пока исцеление не станет реальнее боли.

В-третьих, отложите всякое ожесточение и неприязнь к вашему бывшему супругу. Прощение приходит благодаря решению, а не эмоциям. Вам не нужно чувствовать это, вам нужно захотеть этого. Призовите помощь Святого Духа при принятии решения прощать и следовании ему. Помните, прощение, получаемое вами от Бога, соотносится с прощением, которое вы предлагаете другим (см. Матфея 6:14-15).

Однажды я служил женщине, муж которой делал ее жизнь несчастной в течение пятнадцати лет, а затем бросил ее и детей. Я сказал, что ей необходимо простить его. Он испортил пятнадцать лет моей жизни, - воскликнула она с возмущением, - и вы просите меня простить его?» «Ну, если вы желаете, чтобы он испортил и остаток вашей жизни, - ответил я, - продолжайте испытывать к нему неприязнь». Я напомнил ей, что испытывающий неприязнь страдает больше, чем тот, к кому она испытывается.

Рассматриваемое в таком свете прощение человека, который ранил вас, не является ни сентиментализмом, ни веской духовностью. Это просто просвещенная личная заинтересованность.

Когда вы прошли через эти шаги, повернитесь спиной к прошлым ранам. Заново посвятите всю вашу жизнь и будущее Господу. У Него есть план для вашей жизни, который не может быть расстроен злобой людей и бесов. Следуйте примеру Павла: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия в Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13-14).

Позвольте мне уверить вас, что я лично служил многим разведенным, которые, последовав этим шагам, получили исцеление своих ран и обновленную веру для плодоносной и полноценной жизни.






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=449