Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
ЭЛЛИНИЗМ Термин Э. обозначает особый тип культуры, сложившийся в Средиземноморье после завоевательных походов Ал. Македонского (кон. 4 в. до н.э.).
Основные черты эллинистич. культуры были обусловлены взаимодействием греч. и вост. культур. Походы Александра и власть его преемников распространили греч. цивилизацию далеко за пределы Балкан. Ее воздействие сказалось не только на Бл. Востоке и в сев. Африке, но и в Ср. Азии и Индии. В свою очередь происходила ориентализация греч. обычаев и верований; возникали различные формы религ. *синкретизма, сочетавшего элементы зап. и вост. культов (и соответственно культового искусства). Именно в эпоху Э. греч. и вост. верования проникли в Рим, к-рый стал преемником эллинистич. держав. Периоду Э. свойствены возрождение античных мистерий и развитие языческих вариантов *эсхатологии. Философия Э. (стоицизм, кинизм, скептицизм, эпикурейство) имела не метафизич., а преимущ. этич. направленность. В рамках этой философии впервые возникла идея *«универсальной религии». Для Э. характерно преобладание городской цивилизации, рост просвещения (создание библиотек, музеев, популярной лит-ры). Одновременно в период Э. наблюдается развитие оккультизма, астрологии, суеверий. Лит-ра Э. несет на себе черты эпигонства и декаданса. Наиболее выдающиеся произведения эллинистич. лит-ры относятся к области этики и историографии. Научная мысль Э. была сосредоточена на практической, инженерной сфере.
Библия и Э. Широкое распространение идеи единства человечества началось в эпоху Э. Этому способствовал ряд факторов, в частн., то, что греч. язык (см. ст. Койнэ) стал международным. Слово «эллин» теряет этнич. характер и превращается в понятие, связанное с культурной принадлежностью. Универсалистское мышление сказывается в появлении трудов на греч. языке, написанных вавилонскими (Берос) и египетскими (Манефон) авторами. В эллинистич. контексте осуществляется и пep. BЗ на греч. язык (Септуагинта). Тогда же начинается обращение многих «эллинов» в иудейство (см. ст. Прозелиты). В Палестине и *диаспоре среди иудеев возникает течение грекофилов, к-рое пропагандирует зап. обычаи, моды и образ жизни. Однако эта тенденция, свойственная всем регионам эллинистич. культуры, поставила под угрозу само содержание библ. религии. Против этой опасности выступили *хасиды; а когда сир. царь Антиох IV Епифан попытался насильственно насадить язычество в Иудее, вспыхнуло Маккавейское восстание, положившее конец эллинизации иудеев. С этого времени в ветхозав. Церкви усиливается стремление к обособленности (что вызывает ответную реакцию в виде античного антисемитизма). Тем не менее элементы эллинистич. культуры продолжают просачиваться в *иудейство. Наиболее ярко это проявилось в иудейском богословии Александрии, нашедшем завершение в творчестве *Филона Александрийского. Воздействие Э. заметно в *неканонических книгах ВЗ (особенно в 1-4 Макк и Прем). В частн., автор Прем излагает учение о бессмертии души в том же ключе, в каком его рассматривали мн. греки. Восточные элементы Э. отразились в *апокалиптической лит-ре (см. ст. Апокрифы). Многие иудеи диаспоры говорили на греч. языке и назывались «еллинистами». К их числу принадлежал первомуч. Стефан и первые проповедники Евангелия среди язычников (Деян 11:20). Основную массу обращенных в христианство вначале составляли прозелиты.
Книги НЗ были написаны в эллинистич. среде. Это давало повод экзегетам *религиозно-историч. школы искать в них влияние языческих мистерий (*Буссэ, *Райценштайн и др.). Однако работами многочисл. исследователей (*Глубоковский, *Швейцер А. и др.) было доказано, что в НЗ под эллинистич. оболочкой сохранялась исконная библ. традиция, не угасшая и в *языко-христианских общинах.
l *А в е р и н ц е в С.С., Греч. лит-ра и ближневост. «словесность», в кн.: Типология и взаимосвязь лит-р древнего мира, М., 1971, т.1; *А р с е н ь е в Н., Эллинистич. мир и христианство, Варшава, 1933; Б а у м г а р т е н Ф. (и др.), Эллинистическо-римская культура, СПб., 1914; Б о н н а р Ш., Греч. цивилизация, пер. с франц., М., 1962, т. 3; *Г э т ч Э.,
Эллинизм и христианство, в кн.: Общая история европ. культуры, СПб., [1911], т.6; Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу, в его кн.: «Евангелие» св. Ап. Павла и теософия Филона, кн. Премудрости Соломоновой, эллинизм и рим. право, СПб., 1910, т.2; З е л и н с к и й Ф.Ф., Религия эллинизма, Пг., 1922; Л о с е в А.Ф., История античной эстетики. М., 1979-80, т.5-6; М о м м з е н Т. История Рима, М., 1949, т.5; Р а н о в и ч А.Б., Эллинизм и его историч. роль, М.-Л., 1950; С в е т л о в Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (с библиогр.); *Т а р н В., Эллинистич. цивилизация, М., 1949; *Т у р а е в Б.А., История древнего Востока, т.1-2, Л., 1936, т.2; *Ф р э з е р Дж., Золотая ветвь, М., 1980; Ш л ю м б е р ж е Д., Эллинизированный Восток, М., 1985; Ш т э р к В., Иудейство и эллинизм, в кн.: Христианство в освещении протестантских теологов, СПб., 1914; *D а n i № l o u J., Message №vang№lique et culture hell№nistique aux II et III si–cles, P., 1961; *H е n g е l M., Judentum und Hellenismus, Tub., 1969 (англ. пер.: Judaism and Hellenism, Phil., 1974); *Т о у n b е е A., Hellenism, L., 1959; W e n d l a n d P., Hellenistisch-Romische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum, Tub., 1912; проч. библиогр. cм. в yк. трудах, а также в ст.: Второго Храма Период; Междузаветный период; Премудрости Соломоновой Книга.
Из словаря 1992 года:
ЭЛЛИНИЗМ
1.Содержание и применение термина.
2.Исторический и культурный фон.
3.Эллинизм и иудаизм.
4.Эллинизм и Евангелия.
1. Содержание и применение термина
Слово «эллинизм» происходит от греческого глагола hellenizo, означающего «говорить по-гречески», а отсюда «делать греческим» и «вести себя по-гречески». Сегодня оно имеет два широких значения: (1) греческая цивилизация в целом, в особенности расцвет культуры и гуманистический дух классической Греции и (2) культура обширного региона Средиземноморья и Ближнего Востока, который попал под сильное греческое влияние в эллинистический период, наступивший после смерти Александра Македонского. Это влияние включало в себя распространение греческого в форме койне (см. Языки Палестины). Оно продолжалось и во время римского завоевания этой области и после его завершения.
В Евангелиях слово «эллинизм» не встречается ни разу (оно обнаруживается в 2 Макк 4:13 на вершине эллинизации, то есть распространения языческих обычаев в Палестине при Антиохе IV). Но присутствуют тесно связанные с ним термины с разнообразным значением: (1) в Мк 7:26 слово Hellenis, буквально «гречанка», относится к сирофиникиянке, дочь которой исцелил Иисус. Здесь это слово, по-видимому, обозначает говорящего по-гречески язычника из района подвергшихся греческому влиянию городов Тир и Сидон; (2) в Ин 7:35 евреи спрашивают, не намерен ли Иисус в диаспоре учить «греков» (Hellenes). Здесь этот термин, по-видимому, опять же обозначает принадлежащих к греческой культуре язычников, а не грекоязычных евреев или прозелитов; (3) в Ин 12:20 тем не менее «греки», искавшие Иисуса, - это почти наверняка прозелиты, язычники, обращенные в иудаизм* и собравшиеся на праздник в Иерусалим (см. Праздники). Они также, вероятно, говорили по-гречески; (4) в Ин 19:20 надпись на кресте на еврейском (= арамейском?), латинском и греческом. Здесь термин Hellenisti, несомненно, применен к греческому языку. Итак, в Евангелии эпитет «греческий» относится как к языку, так и к культуре (включая религию).
2. Исторический и культурный фон
2.1.Древнейшая Греция. Корни греческой цивилизации и первые известные нам свидетельства греческого языка восходят к бронзовому веку, когда владыки дворцов крито-микенской культуры пользовались так называемым линейным письмом В, покровительствовали искусствам и вели торговлю по всему Ближнему Востоку. Эта ранняя культура сменилась темными веками безграмотности и относительной нищеты, однако некоторые виды искусства уцелели. Непрерывная традиция устной поэзии достигла великолепной кульминации в эпосах Гомера, «Илиада» и «Одиссея» которого оказывали глубочайшее влияние на греческую религию и образование вплоть до эпохи Э. и даже после нее. К гомеровским временам (ок. VIII в. до н.э.) возобновилась торговля с Востоком, вновь появилась письменность с использованием финикийского алфавита (приспособленного к греческому языку) и началась новая волна заморской колонизации.
2.2.Классическая Греция. За геометрическим веком (ок. 900-700 до н.э.)[1] последовала эпоха архаики (ок. 700-480 до н.э.) и великая эпоха классики (480-323 до н.э.). В это время Греция состояла из множества небольших независимых городов-государств, называвшихся «полисами», признававших общность греческого языка и религии, но говоривших на собственных диалектах (напр., в Афинах - аттический, в Спарте - дорический) и имевших местные религиозные культы и отчетливо различавшиеся стили в скульптуре, вазописи и других искусствах. В эпоху архаики во главе большинства этих государств стояли автократические правители, «тираны» (tyrannoi), но «тирания» сменялась либо олигархией (правлением элиты), либо демократией -таким был строй Афин в V в., где все свободное мужское население имело право голоса и непосредственно участвовало в управлении городом. Эпоха классики стала золотым веком для греческой литературы и искусства: Эсхил, Софокл и Еврипид ставили свои трагедии; работали историки Геродот и Фукидид. Это была эпоха великих философов Платона и Аристотеля, ораторов, подобных Демосфену, и скульпторов, подобных Фидию; эпоха строительства прекрасных храмов, в том числе храма Зевса в Олимпии и Парфенона в Афинах. Но это также было время соперничества, а порой и войн, между городами-государствами. Объединившись, чтобы отразить вторжение персов (490-479 до н.э.), греки затем раскололись во время Пелопонесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой.
2.3.Александр Македонский. IV век до н.э. стал свидетелем возвышения новой власти на северной окраине Греции, в Македонии. Македоняне состояли в родстве с прочими греческими племенами, однако не воспринимались ими в качестве полноценных греков. Их диалект имел заметные отличия, и монархия здесь сохранялась еще долго после того, как другие греческие государства перешли к иным формам правления. Однако правители Македонии желали утвердиться именно в качестве греков. Они установили отношения с Афинами и уже примерно с 500 до н.э. принимали участие в Олимпийских играх (предназначенных исключительно для греков). Пердикка II (правил ок. 450-413 до н.э.) основал новую столицу в Пелле и пригласил к своему двору выдающихся греческих художников и поэтов. Филипп II (правил в 359-336 до н.э.) достиг большего - он вторгся в Грецию и нанес афинянам поражение при Херонее, положив тем самым конец существованию независимых греческих городов-государств. Филиппу наследовал его сын Александр, отличавшийся великим умом, отвагой, рыцарством и искусством полководца, в юности воспитывавшийся Аристотелем. Его вторжение в Малую Азию и покорение Финикии, Палестины, Египта и Вавилона превратились в легенду (см. 1 Макк 1-4). Он умер в 323 до н.э. в возрасте 33 лет. Александр довел свою армию вплоть до Индии, разрушил древнюю Персидскую империю, основал новые города (в том числе Александрию в Египте) и заложил новые возможности для совместной жизни греков и «варваров».
2.4.Эпоха эллинизма
2.4.1. Космополитизм. Империя Александра была слишком велика, чтобы долго сохранять целостность. Вскоре она была разделена на три части во главе с могущественными династиями: потомки Антигона в Македонии, Селевкиды - в Сирии и Птолемеи - в Египте. Но еще более важным последствием этих завоеваний стало распространение греческого языка и эллинистической культуры по всему Ближнему Востоку. Старинные независимые города-государства Греции с их разнообразием диалектов и стилей и недоверием к варварам навсегда ушли в прошлое. Их сменила космополитическая культура, объединившая представителей множества различных этносов, для которых языком общения (lingua franca) стал аттический диалект греческого.
2.4.2.Искусство и литература. Эпоху Э. порой принижают, как период упадка по сравнению с веком классики. Следует подчеркнуть, что с точки зрения искусства это была творческая эпоха, когда скульпторы и художники достигали высот в развитии техники и мастерства. Идеализирующее искусство классики уступило место цветущему реализму, интересовавшемуся, наряду с мощными изображениями физической красоты, и такими темами, как старость, бедность и страдание. Архитектура уделяла внимание преимущественно планировке городов и стремилась к драматическим эффектам; с большим размахом осуществлялось строительство общественных зданий - театров, портиков и т.д.; создавались новые виды искусства, в частности мозаика. В литературе то был век учености, а не оригинальности - типичным примером могут служить поэмы Каллимаха и Арата и процветавшие в Александрии исследования Гомера. Однако в ту же эпоху творили такие изысканные писатели, как эпический поэт Аполлоний Родосский, буколический поэт Феокрит и автор романов Харитон. Среди историков выдающееся место занимает Полибий, среди авторов биографий (новый, приобретший популярность жанр) - Плутарх.
2.4.3.Наука и философия. Медицина, наука и техника шагнули далеко вперед, как видно из трудов таких ученых, как Гален и Архимед. Главным событием в области философии стало создание различных школ, как то: академиков, следовавших Платону; перипатетиков - последователей Аристотеля; стоиков и эпикурейцев. Эти философы, изучавшие и развивавшие логику и естествознание, преимущественно интересовались этикой, в особенности природой добродетели и подобающим для индивидуума поведением.
Стоики подчеркивали необходимость жить в гармонии с природой (physis). Они верили в божественное Провидение, давали аллегорическое истолкование древним мифам о богах и утверждали существование логоса, или божественного «разума», коим пронизан весь мир.
Эпикурейцы славятся и сейчас как создатели первой теории атомизма, утверждавшие, что все имеет материальную причину. Они учили, что боги не вмешиваются в дела людей и что удовольствие (hedone) и спокойное бесстрастие (ataraxia) являются основой добродетельной жизни. (Они понимали эти идеалы скорее в духовном смысле, нежели как чувственное удовольствие или легкомысленное отношение к жизни.)
Еще существовали киники, отстаивавшие личную свободу, презиравшие собственность и предпочитавшие простую аскетическую жизнь. Они так и не организовали школу, подобно другим философам, и в период позднего Э. многие из них становились странствующими проповедниками и нищими.
2.4.4. Религия. В период Э. одновременно наблюдался упадок веры в старинных гомеровских богов среди интеллектуалов и распространение, в особенности среди необразованных слоев населения, магических ритуалов и новых, экзотических, эмоционально насыщенных, культов - результат контакта греков с так называемыми оргиастическими религиями Востока. В число этих культов входило поклонение Изиде и Серапису (Египет); Кибеле, Великой матери, и Аттису (Фригия). Вновь оживились старинные греческие культы природы, вроде элевсинских и дионисийских мистерий. То был век синкретизма, когда боги разных народов ассимилировались с чужеземными божествами, и греческие боги отождествлялись со своими римскими и восточными двойниками, приобретая при этом новые черты (напр., Зевс Высочайший и Дионис Сабазий). На эллинистическом Востоке развивался также культ правителей: правителям еще при жизни воздавались почести, словно божествам. В Риме первые императоры обожествлялись только посмертно, но во многих областях империи они почитались уже при жизни.
2.4.5. Возвышение Рима. Для эпохи Э. характерна постоянная борьба за власть. Город Пергам, изначально входивший в состав царства Селевкидов, добился независимости и под властью могущественной династии Атталидов занял ведущее положение в эллинизированной Малой Азии. В 201 до н.э. Пергам объединился с Родосом и просил у римлян помощи в борьбе против Македонии, дав тем самым римлянам предлог для вмешательства в дела греков. Пергам, расширившийся и украшенный амбициозным зодчеством, превратился в центр искусств и литературы, соперничавший с Александрией. В 133 до н.э. последний царь, Аттал III, завещал свое государство римлянам.
Под властью Птолемеев Палестина в течение примерно столетия подвергалась постепенной и мирной эллинизации, но в 198 до н.э. с завоеванием Палестины (и Финикии) Антиохом III из династии Селевкидов началась гораздо более стремительная и насильственная эллинизация, особенно при Антиохе IV Епифане. Он построил в Иерусалиме греческий гимнасий и до глубины души потряс иудеев, установив в самом Храме* алтарь Зевсу Олимпийскому. Насильственное внедрение греческих обычаев и преследование тех, кто оставался верным религии иудаизма, привело к восстанию Маккавеев и независимости иудеев под властью династии Хасмонеев. Но даже в этот период эллинизация исподволь продолжалась, что отразилось и в греческих именах правителей, например Александра Янная (103-76 до н.э.), и в их отчеканенных по греческому образцу монетах (на некоторых из них стоит греческое слово basileus, то есть «царь»). Спор о порядке престолонаследия побудил обратиться в Рим, и в результате Палестина и Сирия были завоеваны Помпеем. Его вторжение в Святая Святых иерусалимского Храма (в 63 до н.э.) стало еще одним ужасным кощунством в глазах евреев (см. Рим).
2.4.6. Экономика и социальная структура. В разных греческих государствах условия складывались неодинаково. Экономика древности основывалась преимущественно на сельском хозяйстве, и в эпоху Э. в области земледелия произошло много нововведений, в особенности в Египте, где сельское хозяйство и связанные с ним производства находились под контролем правительства. Существовала государственная монополия на растительное масло, ткани (за исключением шерсти) и папирус - бумагу античного мира. Действовала высокоразвитая система налогов, существовала бюрократическая администрация. Иностранцы, в особенности греки, пользовались большими привилегиями, нежели туземцы-египтяне.
В государстве Селевкидов экономическая система не достигла такой унификации, налоги перепоручались откупщикам, которые приобретали это право на аукционе - эта система сохранилась и при римлянах. Прямыми налогами, как правило, облагали только иностранцев, а граждане платили косвенные подати* в виде таможенных сборов, налогов с продаж и т.д. Все большее применение находил рабский труд, в эпоху Э. численность рабов возрастала благодаря войнам, пиратству и похищению людей. В ремеслах и профессиях наступил век специализации; большую роль играли купеческие гильдии и другие добровольные организации (см. Roestler, Walbank).
Социальные различия зашли далеко. Наиболее привилегированное положение занимали цари, их семьи и «друзья»; далее следовали высшие администраторы, богатые независимые горожане - к примеру, купцы; ниже располагались ремесленники, свободные крестьяне и служащие, работавшие на бюрократию; на самом дне - рабы. Социальный статус женщин определялся по мужу, им были доступны лишь немногие профессии, и большинство из них ограничивалось хлопотами по хозяйству и надомной работой. У них было мало гражданских прав, и, за исключением представительниц высших привилегированных классов, образование женщин и их участие в общественной жизни было крайне ограниченным.
3. Эллинизм и иудаизм
3.1. Диаспора. Ко времени Иисуса многие евреи расселились вне Палестины в диаспоре (рассеянии), преимущественно в больших городах - Александрии, Антиохии и Риме. Под властью римлян они были освобождены от участия в государственном богослужении и от военной* службы. Они старались поддерживать монотеистический иудаизм и связанные с ним этические нормы, соблюдать Субботу* и пищевые запреты. Не имея доступа к храмовому культу, они превратили синагогу* в центр богослужения* и религиозного образования. Некоторым удавалось попасть на праздники в Иерусалим, но ассимиляция с эллинистическим окружением была неизбежной, особенно в случае смешанных браков. Греческий сделался основным языком для большинства евреев диаспоры, тем языком, на котором они читали и изучали Писание. Многие знакомились также с греческой философией, риторикой и литературой; бурно развивалась еврейская литература на греческом языке, включая такие характерные литературные формы, как история, трагедия, эпос и роман. Филон и другие авторы старались примирить учение Платона и философию стоиков с иудаизмом. Такие произведения, как Прем и 4 Макк также обнаруживают сильное греческое влияние. В народе распространялись эллинистические представления о роке и фортуне, астрология и магические обряды.
3.2. Эллинизированный иудаизм Палестины. Прежде ему в диаспоре противопоставлялся палестинский иудаизм, якобы сохранивший свою чистоту. Однако Мартин Хенгель (Hengel) и другие ученые убедительно доказали искусственность подобного разделения. К периоду римского владычества Палестина и соседние с ней области также подверглись заметной эллинизации. Кесария Приморская, где сосредоточивалась римская администрация, украшалась величественными общественными зданиями, в том числе цирком, театром и ипподромом. Во дворце Ирода в Иерихоне находилась богато декорированная римская баня, двор с колоннадой, мозаики и другие приметы роскошного эллинистического особняка. Иерусалимский Храм приобретал черты греческой архитектуры. Города Десятиградья были великолепно украшены портиками, храмами, театрами и другими общественными зданиями. Даже Сепфорис в Галилее* (возле Назарета) со времен Ирода имела свой театр. Далее к северу в Кесарии Филиппа находилось древнее святилище Пана и храм Августа.
Насколько глубоко проникла эллинизация? Мы знаем, что греческие имена были широко распространены, и вполне вероятно, что гораздо больший процент населения говорил по-гречески, нежели предполагалось ранее. Э. имел, разумеется, большее влияние в городах, в особенности там, где располагались административные центры Ирода и римлян, и в греческих городах Сирии и Десятиградья. Остается неясным, насколько широко греческое образование и мировоззрение распространились в сельской местности Галилеи и Иудеи (см. Sevenster; Hengel).
4. Эллинизм и Евангелия
4.1. Язык Евангелий. Наиболее очевидная примета Э. в Евангелиях - сам факт, что они написаны по-гречески. Это относится и к остальным частям НЗ и к большому корпусу еврейской литературы периода Э., включая произведения Филона, Иосифа Флавия, еврейского трагика Иезекииля и множество апокрифов и псевдоэпиграфов. Вероятно, для такого выбора языка были три причины: 1) греческий был наиболее распространенным и общедоступным языком в том мире, в котором должны были циркулировать Евангелия; 2) этот язык традиционно использовался для большинства литературных произведений на эллинизированном Ближнем Востоке; и 3) вполне вероятно, что и сами евангелисты были лучше всего знакомы именно с этим языком (at. Языки Палестины).
Хотя во всех четырех Евангелиях отчетливо видны следы лежащей в их основе семитской традиции, включая речи Иисуса на арамейском, неясно, в какой мере их авторы были знакомы с древнееврейским (большую часть цитат из ВЗ они приводят по греческим переводам; см. Ветхий Завет в Евангелиях). Высказывалось предположение, что автор Мк одинаково свободно владел греческим и арамейским.
4.2. Литературная форма Евангелий. Евангелия часто сопоставлялись с античными биографиями (at. Евангелия (жанр). Так Тальберт (Talbert) утверждал, что они подпадают под определенный тип, предназначенный для утверждения авторитета первооснователя, для того чтобы рассеять ложные мнения о нем или представить его истинный образ (а также его последователей). В особенности двухчастное произведение Луки, Евангелие и Деяния, рассматривалось как подражание классическому образцу историографии, с формальным посвящением Феофилу, тщательной датировкой рождения Иисуса и сочиненными речами персонажей в Деян. Обнаруживались также параллели между Евангелиями и эллинистическими ареталогиями (гимнами, восхваляющими добродетели богов).
Но, несмотря на общее сходство, Евангелия не соответствуют вполне ни одному литературному жанру античности. Марк, скорее всего древнейший из авторов, не проявляет интереса к родословной Иисуса, Его рождению, воспитанию, внешности, характеру и подвигам; его хронология крайне сбивчива. Даже Лука, с его интересом к греческому миру, не дает систематической хронологии жизни Иисуса, и, по-видимому, на него гораздо сильнее влияет ВЗ и еврейская историография, нежели классическая. Задачей всех евангелистов было сообщить Благую весть (euangelion; см. Евангелие (Благая весть) о спасении* через посредство Иисуса Христа; соответственно значительная часть текста Евангелий посвящена Страстям Иисуса (см. Повествование о страстях). При этом не следует отрицать влияния классики на риторические приемы (см. Риторическая критика), словарь, форму повествования и даже на саму мысль. Некоторые из совершенных Иисусом исцелений* (напр., Мк 7:31-37) кажутся похожими на деяния эллинистических кудесников, хотя в большинстве случаев тема волшебства сведена к минимуму. Кажется невероятным, чтобы Марк пытался представить Иисуса в виде греческого theios aner (Божественного мужа*) или даже чтобы он противопоставлял их. (Относительно этой сложной фигуры эпохи Э. существует немало разногласий. См. раздел 4.6.)
4.3. Мир Евангелий. Учитывая, как долго Иудея, Самария, Галилея и прилежащие к ним области находились в сфере Э., можно было бы ожидать, что в Евангелиях обнаружатся достаточно частые намеки на эллинистическую культуру. На самом же деле ни театр, ни цирк, ни гимнасий, ни какое-либо другое предназначенное для общественного развлечения заведение не упоминаются за пределами посланий ни разу, даже в метафорах. Нет упоминаний и о греческой литературе или о греческих культах (хотя некоторые отмечали дионисийские параллели для чуда* в Кане). Однако мы находим указания на социальную структуру эпохи Э. (напр., роскошь обитателей больших особняков, Мф 11:8) и на архитектурное великолепие Храма Ирода (Мк 13:1). Автократическая власть династии Ирода запечатлена в изображении Ирода Великого в Мф 2 и в истории о том, как Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя* (Мк 6:14-29; см. Ирода династия). Упоминаются римский император и некоторые характерные черты римской администрации (см. Рим), однако отсутствует систематическое описание политической ситуации.
Иногда путь последователей Иисуса противопоставляется эллинистическому миру: в Лк 22:25 Иисус говорит о том, как цари язычников правят своими подданными и называются «благодетелями»*, а с Его учениками не должно происходить подобного. «Благодетель» (Euergetes) - хорошо известный титул эллинистических царей, например, Птолемея III и Антиоха VII, а также императора Августа и других правителей. В Ин 18:35 Иисус противопоставляет свое царство военизированным государствам. Изображение царей и их дворов в Евангелиях, в том числе в притчах Иисуса, опирается скорее на популярное представление об эллинистических владыках, нежели на воспоминания об израильской монархии. В Лк 19:11-27 знатный человек отправляется в путь в далекую страну, чтобы получить титул царя (basileus) - это соответствует обычаю местных восточных князьков добиваться статуса вассалов Рима. В качестве замечательного примера можно рассмотреть случай с Архелаем, сыном Ирода Великого, который отправился в Рим за титулом «царя», но получил лишь звание «этнарха». Тем не менее в целом Евангелия рисуют не жизнь царей и богатых горожан, а повседневные дела палестинских крестьян - сельскохозяйственные работы, скотоводство, рыбную ловлю, приготовление пищи и домашние хлопоты.
4.4. Контакты Иисуса с миром эллинизма. Степень знакомства Иисуса с эллинистическими городами остается невыясненной. Большая часть Его служения прошла в сельской местности Галилеи*. Эллинизированная Сепфорис, административный центр, где некогда размещалась резиденция Ирода Антипы, находилась всего в 6 км от Назарета, однако нигде не упоминается о Его путешествии туда. Евангелия сообщают о периодических посещениях территории язычников*: Мк 7:24-30 рассказывает о встрече с сирофиникиянкой неподалеку от Тира и, возможно, о путешествии в Сидон (7:31). Марк также рассказывает о том, как Иисус путешествовал по Десятиградью, исцелил там глухонемого (7:31-37) и бесноватого - в районе Герасы (5:1-20, другие версии говорят, что это событие произошло в области Гадары или Гергесы). В Мк 8:27 Иисус проходит по деревням возле Кесарии Филиппа, но мы не знаем, входил ли Он в сам город. В Капернауме Он общался с римским центурионом (Мф 8:5-13; Лк 7:1-10) и с царедворцем, скорее всего - язычником (Ин 4:43-54, возможно, это вариант той же истории). Обедая в доме богатого мытаря Закхея в Иерихоне (Лк 19:1-10), Иисус, конечно, соприкоснулся с эллинистической роскошью. Мы уже упоминали о «греках», которые стремились увидеть Его в Иерусалиме (Ин 12:20). Тем не менее очевидно, что Иисус предназначал свое служение в первую очередь иудеям, а не их соседям, будь то греки или семиты (Мф 10:5-6; Мк 7:27; см. Язычник).
4.5.Следы эллинизма в повседневной жизни, изображенной в Евангелиях. Очевидный пример - это использование греческих имен (напр., Филипп, Андрей) и эллинизированных форм еврейских имен (напр., Мария, Симон, Варфоломей - арамейско-греческие гибриды). Многие города и географические местности названы их греческими (или латинскими), а не семитскими именами (напр., Тир, Кесария, Десятиградье (Декаполис), Тивериадское озеро, Галилея). Часты упоминания греческих монет, от дорогостоящего таланта (напр., Мф 18:24; 25:15), мины («фунта», Лк 19:12-26), статира (Мф 17:27) до драхмы (монета, потерянная женщиной в Лк 15:8) и мельчайшей монеты, лепты (пожертвование вдовы в Мк 12:42; ср. также Лк 12:59). Не всегда ясно, где в самом деле подразумеваются греческие монеты, а где евангелисты дают греческие названия вместо римских, еврейских или финикийских эквивалентов. Евангелия также используют греческие единицы измерения (напр., стадий). Иногда мы отмечаем греческие юридические термины, такие как archon (начальник) и praktor (тюремщик, палач) в Лк 12:57-59 - эти выражения адресуют нас скорее к эллинистическому суду, нежели к иудейскому. Само слово synednon (Синедрион*), означающее высший суд Иудеи, - также греческого происхождения.
4.6.Эллинизм и мировоззрение Евангелий. Более проблематичен вопрос о влиянии Э. на мировоззрение Евангелий. Тот факт, что этот текст составлен на греческом, подразумевает использование греческих, а не еврейских терминов для основных понятий. Иногда это не вызывает никаких осложнений (напр., когда Лука заменяет греческим epistates («наставник») еврейское rabbi). В других случаях это приводит к тому, что читатель воспринимает важные категории скорее с греческой, нежели с семитской точки зрения (напр., Сын Божий*, Спаситель* и Господь*).
Иногда евангелисты могли намеренно привлекать коннотации греческого слова или использовать слова с разными уровнями значения. Важный пример -логос* в Ин 1:1, 14, означающий Христа как Слово. При том, что этот термин многое заимствует из ветхозаветного представления о динамичном и творящем Слове Божьем и из иудейского учения о Мудрости, едва ли он мог не напомнить образованным грекам о стоическом учении о логосе (см. раздел 2.4.3). Резкие противопоставления плоти и духа, верха и низа, земного и небесного в Ин могут быть отчасти связаны с распространившимся учением Платона (это влияние могло быть опосредованным, прошедшим через эллинистический иудаизм); много обсуждалась возможность гностического влияния на евангелиста (см. Евангелие от Иоанна). Греческие представления о природе души могли проникнуть даже в синоптические Евангелия: в Мф 10:28 иудаистская концепция единой человеческой личности, по-видимому, подменяется греческой дихотомией души и тела.
Писатели Евангелий принадлежали к обществу, являвшемуся составной частью античного мира, и, несмотря на уникальность их Вести, у них оставалось много общего с современниками. С греками, римлянами и другими народами эллинистического мира их объединяли некоторые исходные предпосылки, как, например, многоуровневая социальная структура с подчиненным положением женщин и экономикой, основанной на рабском труде. Можно проследить сходство между некоторыми моментами в этическом учении Иисуса (см. Этика Иисуса) и этикой греческих философов. В особенности мы отмечаем представление о Боге Отце, ценность индивидуума и безразличие к собственности. Ф. Даунинг (Е G. Downing) в своей увлекательной работе привлек внимание к параллелям между Иисусом и киниками. И все же, вопреки всему этому, учение Иисуса отличается сосредоточенностью на Царстве Божьем, радикальным призывом к следованию за Христом и учением о любви*.
Писатели НЗ разделяют со своими современниками в целом донаучный подход к таким вопросам, как физическое строение вселенной, болезни и чудеса*. Это значит, что можно подобрать эллинистические соответствия для многих элементов Евангелий, например, для представления об одержимости бесами* (включая уверенность, что бесы могут переходить из одного «носителя» к другому) и о таких природных явлениях, как землетрясение и затмение Солнца. Иногда трудно решить, имеем ли мы дело с непосредственным эллинистическим влиянием или же с независимым развитием сходных идей. Так, мотив хождения по воде (Мк 6:47-51) напоминает легенду об аргонавтах (Аполлоний Родосский Аргонавтика I. 179-184), но на самом деле может быть теснее связан с представлением ВЗ о Яхве, укрощающем буйное море.
Некоторым событиям вокруг рождения и смерти Иисуса можно было бы подобрать параллели в греко-римских героических мифах - сюда относятся повествования об астрономических знамениях и снах*, возвещающих рождение знаменитого человека или сопровождающих его смерть. Есть классические истории о героях и славных мужах, рожденных смертной женщиной и божеством (напр., Персей, Платон, Александр). Существуют также мифы о возвращении умерших к жизни и о восхождении героя на небеса (ср. Дионис и Геракл). Однако мы должны подчеркнуть, что можно лишь в общем и целом говорить о греко-римских параллелях, но не о точных соответствиях; кроме того, некоторые мотивы прослеживаются и в еврейской традиции.
См. также Иудаизм; Языки Палестины; Рим.
Библиография. D. E. Aune, The New Testament in Its Literary Enviroment (LEC; Philadelphia: Westminster, 1987); M. Avi-Jonah and E. Stern, eds., Encyclopedia of Archaelogical Excavations in the Holy Land (4 vols., London: Oxford University and Jerusalem: Israel Exploration Society and Massada Press, 1975-78); W. D. Davies and L. Finkelstein, eds., The Cambridge History of Judaism II: The Hellenistic Age (Cambridge: University Press, 1989); Ε G. Downing, Jesus and the Threat of Freedom (London: SCM, 1987); P. E. Easterling and B. M. W. Knox, eds., The Cambridge History of Classical Literature I: Greek Literature (Cambridge: University Press, 1985); E. Ferguson Backgrounds of Early Christianity (Grand Rapids: Eerdmans, 1987); M. Hengel, Judaism and Hellenism (London: SCM, 1974); idem, Jews, Greeks and Barbarians (Philadelphia: Fortress, 1980); idem, The «Hellenization» of Judaea in the First Century After Christ (Philadelphia: Trinity, 1990); H. Koestler, Introduction to the New Testament I: History, Culture and Religion of the Hellenistic Age (Philadelphia: Fortress, 1982); R. H. Nash, Christianity and the Hellenistic World (Grand Rapids: Zondervan, 1984); J. J. Pollitt, Art in the Hellenistic Age (Oxford: University Press, 1986); J. N. Sevenster, Do you know Greek? (NovTSup 19; Leiden; Brill, 1968); С. Н. Talbert, What Is a Gospel? (Philadelphia: Fortress, 1978); V. Tcherikover, Hellenic Civilization and the Jews (Philadelphia: Jewish Publ. Soc. of America, 1961); A.J. Toynbee, Hellenism (New York, Cambridge: University Press, 1981); F. W. Walbank et al., eds; The Cambridge Ancient History VII, Pt. 1: The Hellenistic World (Cambridge University Press, 1984); H. Windisch, «έλλην κτλ», TDNT II.504-16.
R. B. Edwards
[1] Имеется в виду период, когда в древнегреческом искусстве господствовал так называемый геометрический стиль, предполагавший использование в орнаменте различных геометрических фигур. - Прим. ред.