Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина
Раздел: Язычество Дата: 07/10/2008

РУДОКВАС Антон Дмитриевич

Заключение



Подводя итог рассмотрению проблем, связанных с различными аспектами религиозной политики Константина, представляется необходимым сформулировать основные положения и выводы данной работы.

По нашему мнению, Константин считал себя христианином, что доказывается прежде всего его собственными письмами, а также радикальным характером и мотивацией правовой реформы, имевшей место во время правления этого императора. Его мировоззрение было весьма своеобразным и несло в себе черты языческого религиозного сознания, и, кроме того, соприкасалось со взглядами новациан. Противоречивость наших источников относительно времени Константина объясняется влиянием идеологического "римского мифа", оказавшего доминирующее влияние на формирование позиции языческой аристократии в отношении этого императора.

Позиция Константина Великого по отношению к арианскому расколу во многом продиктована политическими мотивами, по крайней мере в той же степени, как и мировоззренческими, а так называемые гонения Лициния являются фальсификацией Евсевия Кесарийского, пытавшегося скрыть истинные причины этих событий.

Арианство и православие в первые годы своего существования были достаточно расплывчатыми идейными течениями, и их оформление непосредственно в церковные партии произошло после введения на Никейском соборе термина omoousio".

В заключение нашей работы также хотелось бы сказать несколько слов по поводу общего характера взаимоотношений церкви и императорской власти при Константине Великом. Важность этого вопроса несомненна, так как уже сами византийцы осознавали, что основа социально-политической структуры их государства была заложена во время правления этого императора. Мы уже затронули ряд аспектов этой проблемы, и теперь хотелось бы сделать несколько общих выводов. Как отметил Г.Л. Курбатов: "В современной историографии все более активно ставится проблема своеобразия позднеантичной церкви как "городской", ее зависимости, на локальном уровне, от полисных традиций и институтов, интересов гражданской городской общины, в немалой степени превращавшей местную церковь, епископскую власть в инструмент защиты ее интересов."290 Эпоха Константина Великого является хорошим подтверждением этого тезиса. Благодаря признанию юрисдикции епископского суда равной юрисдикции суда гражданского, церковь становится в определенном смысле параллельной властью в каждой конкретной епархии. В условиях христианского города церковь оказывается выразительницей интересов не только специфически церковных, но и муниципальных. Практическим выражением этого процесса становится строительство нового типа церкви - basilica291. Закрытие языческих храмов осуществляется местными христианами, а решение об этом принимается на муниципальном уровне. Смещение того или иного епископа вызывает общегородской бунт и необходимость специальных посланий императора к населению города.

 

Все это особенно ярко проявилось в период арианского и донатистского расколов, и показало, что новые социальные связи, возникшие в связи со становлением церкви как реальной политической силы "мира сего", на востоке империи значили едва ли не больше, чем привычная социальная стратификация римского общества.

Таким образом, если западная часть империи при Константине сохраняла в основном черты общества античного, то более развитый и динамичный восток уже имел большее сходство с последующим, византийским периодом, чем с традиционным античным греко-римским миром. Как пишет А. Момильяно: "Церковь стала привлекательной для ярких и образованных людей из высших классов. Лидерство в церкви обеспечивало некоторую автономию от светских властей, возможность собственной инициативы, больший почет и стабильность, чем при светской карьере... Церковь начала брать на себя функции, с которыми не справлялось государство - организацию строительства и общественной и муниципальной жизни, защиту своих приверженцев от произвола местных чиновников, а при необходимости и вооруженную защиту городов от варваров"292.

В самом деле, среди епископов имелось все больше знатных и влиятельных людей. Так, Евсевий Никомедийский мог похвастаться родством с императорской фамилией (et agnoscebat (Julianus) quosdam ibidem ab Eusebio educatus episcopo, quem genere longius contingebat - Amm. Marcell. XXII.9).

Таким образом, именно при Константине церковь стала ведущей силой не только в идеологической, но и политической жизни империи, постепенно принимая на себя ту ношу, которую традиционные социально-политические институты были не в силах удержать на своих плечах.

Рассмотрение вопросов религиозной политики императора Константина Великого также дает возможность понять сущность того культурного переворота IV века н.э., который получил в западной историографии наименование "христианской революции"293, или "революции Константина"294, и обозначить его основные этапы.

Начальной фазой данного процесса являлось жесткое противостояние христианства с языческим миром, когда восприятие новой религии прозелитами означало для них полный разрыв с традиционной культурной традицией во всех ее формах, а для языческого окружения вера христиан представлялась пустым суеверием.

Второй ступенью в этом движении оказывается признание Бога христиан в качестве духовной силы столь же реальной, как и другие боги.

Причиной подобной трансформации может считаться практический успех христианства, поскольку сам факт выживания и упрочения этого течения во враждебном окружении de facto делал для языческого сознания действительным существование той потусторонней, внемирной силы, которая этому течению покровительствует. В этом смысле правы христианские апологеты, считавшие причиной успеха христианской проповеди стойкость исповедников этой религии во время гонений. Признание Бога христиан в качестве реальной духовной субстанции, способной влиять на события в земном мире, делает неизбежным для язычника стремление обезопасить себя путем установления контакта и с этой силой в числе других. Христос и пророки, наряду с языческими богами начинают упоминаться в магических заклинаниях295, начинаются акты поклонения им со стороны язычников296. Эти процессы облегчаются наличием такого явления, которое получило в научной литературе наименование "синкретизма", и которое, в самом общем виде, может быть охарактеризовано как устранение деления богов на своих и чужих, стремление к умилостивлению всех духовных сил, чье реальное бытие подтверждается наличием устойчивых групп их приверженцев. Такая всеядность являлась следствием превращения римского государства из орудия господства "римлян" над другими народами в наднациональную империю. Наличие церкви как устойчивого сообщества, члены которого ассоциировали себя именно с Христом, и считали невозможным поклонение иным богам, не дало христианству раствориться в этом море разнородных культов.

С другой стороны, когда в силу ряда объективных и субъективных причин, которые мы постарались хотя бы отчасти осветить в нашей работе, христианство стало господствующей религией, для большинства нехристианского населения империи фактическое торжество церкви стало ясным знаком преобладающей силы Бога христиан, до того рассматривавшегося как одна из равноправных небесных сил. Это сделало возможной высокую степень социального конформизма, когда вчерашние язычники моментально становились христианами по названию, и, возможно, по самоидентификации. Как мы попытались показать, "обращение" Константина являлось одним из вариантов такого, хотя и искреннего, но весьма далекого от подлинного христианства по своим мотивам религиозного акта. Качество такой веры было весьма невысоким. Признавая главенство Христа, неофиты часто не желали ссориться и с другими богами, будучи христианами по названию, но язычниками по мировоззрению297.

Cо своей стороны церковь, воздействуя через социальные институты, постепенно внедряла в сознание масс свой, свойственный христианству способ миросозерцания, свои навыки мышления. Это не было процессом одностороннего "обмирщения" церкви или, наоборот, тотальной ломки всего античного наследия. Ряд явлений, подобно императорскому культу или изобразительному искусству, переосмысливался и наполнялся новым содержанием, что-то, совсем уж неприемлемое, постепенно изживалось, как это случилось с гладиаторскими боями или институтом конкубината. Таким образом, третьей фазой религиозного переворота стала христианизация уже не только по форме, но и по существу.

В.О. Соколов был безусловно прав, указывая, что: "Всегда и везде язычник, принявший христианство, еще долго в душе остается язычником, и только постепенно приводит свою внутреннюю жизнь в соответствие с внешним обращением. А общество состоит из отдельных людей, и потому в его жизни в увеличенных размерах происходит то же, что и в жизни каждого отдельного человека"298. Очень поэтичную и меткую характеристику этого процесса дал французский филолог А.Пюэш, который писал:" История установления христианства - что это такое, если не медленное приспособление верований, семитических по своему происхождению, к требованиям греко-латинского духа, который завладевает ими, развивает их и модернизирует, но затем проникается ими и кончает тем, что живет исключительно ими"299. Великий французский медиевист Л.Февр справедливо отмечает, что эта формулировка слишком узкая, поскольку отражает лишь явления "высокой культуры". Между тем, вера масс населения всегда и во все эпохи далека от классических образцов, полна языческих пережитков и суеверий, а постулаты библейского учения занимают в народном сознании весьма скромное место300. Учитывая это, можно сказать, что предложенная нами схема христианизации отражает лишь общие тенденции, что не исключает одновременного сосуществования тех или иных черт, свойственных различным этапам этого процесса. С другой стороны, без выявления соотношения преобладающих факторов невозможно понять явление в целом.

Красноречивым аргументом в пользу предложенной нами схемы христианизации может служить замечательное наблюдение отечественного исследователя А.В.Подосинова относительно особенностей церковной архитектуры на различных этапах церковной истории301. Имеется в виду вопрос об ориентации культовых сооружений по странам света. Считается само собой разумеющимся, что христианские храмы обычно имеют вход на западе, а апсиду с алтарем - на востоке. Именно в этом направлении должна возноситься молитва Богу. В то же время многие древнейшие христианские храмы, построенные в Риме и других областях Римской империи Константином Великим и его непосредственными преемниками в IV веке, ориентированы на запад, то есть имеют алтарную часть на западной стороне здания.

Между тем, западная ориентация алтаря в церквях IV века создавала практические трудности для богослужения, среди которых основной была необходимость пастве каждый раз обращаться на восток для молитвы. При этом, насколько можно судить по скудным археологическим данным, древнейшие церковные сооружения доконстантиновского времени имели ориентацию на восток, как и современные церкви. В то же время ориентация языческих культовых сооружений хотя и была восточной, но являлась прямо противоположной привычной нам ориентации христианских храмов - на восток был обращен фасад с входом в храм, через который лучи восходящего солнца должны были освещать культовые изображения божества. Иудейские же синагоги вообще были ориентированы ситуативно, то есть, в какой бы географической точке мира они не находились, молитва всегда должна была обращаться в сторону Иерусалима, поэтому именно с этой стороны находилась стена, которая символизировала направление, куда следует молиться. Ситуативная ориентация синагог в сторону Иерусалима не могла устроить христиан, так как собственная христианская традиция устанавливала твердое направление молитвы на восток и, следовательно, ориентацию храма по оси восток-запад.

"Можно предположить, что, сооружая новые (восточно-ориентированные) храмы в честь новой религии, архитекторы на первых порах едва ли могли избежать влияния традиции возведения (также восточноориентированных) языческих храмов, и устраивали вход в церковь с восточной стороны, что автоматически приводило к расположению алтаря и креста на западной стороне, что, в свою очередь, вело к неудобствам литургических действий, замеченным, впрочем, позже"302. Начиная с V века, по мере укоренения христианства, новая традиция возведения храма с входом на востоке и алтарем в западной части здания пресекается, сначала в восточных, а потом и в западных областях империи. Учитывая засвидетельствованную церковными авторами персональную активность Константина в деле возведения ряда новых крупных христианских храмов, можно с полным основанием принять мнение Дж. Дэвиса, с которым солидаризируется и А.В.Подосинов, о том, что именно Константин, под влиянием ориентационных принципов возведения языческих храмов инициировал на первых порах утверждение западноориентированного типа базиликальных церквей303.

Эти наблюдения тем более ценны, что они отражают неотрефлексированные, неосознанные изменения ментальности, процесс перехода от хотя и искреннего, но формального восприятия нового мировоззрения к его реальному усвоению.

Таковы в общих чертах основные тезисы нашей работы. Конечно, за рамками ее в силу объективных обстоятельств остался ряд важных вопросов, таких как донатистский и мелетианский расколы и отношение к ним Константина, законодательство этого императора относительно еретиков и иудеев, детали его взаимоотношений с такими крупными фигурами как Афанасий Великий и Осия Кордовский, теоретическое осмысление деятелями церкви факта принятия христианства императором в рамках концепции "христианской монархии" и многие другие проблемы. Охватить все аспекты "революции" в рамках одной работы весьма затруднительно. Тем не менее, как кажется, нам удалось осветить ряд узловых проблем в истории этого периода, что позволяет сделать ряд важных, имеющих принципиальный характер выводов о сути социо-культурных изменений в рассматриваемую эпоху.

Библиографическое приложение.

I. Основные источники.

1. Ammianus Marcellinus. Res Gestae. 3 unverand. aufl. von. W.Seyfarth. Berlin, 1986. - Аммиан Марцеллин. История. Пер. Ю.Кулаковского, А.Сонни. Киев, 1906-1908.

2. Decimus Magnus Ausonius Burdigalensis. Opuscula / Ed. S.Prete.Leipzig, 1978. - Авзоний. Стихотворения. Пер. М.Л.Гаспарова и др. / Отв. ред. С.С.Аверинцев. М., 1993.

3. Eutropius. Breviarium ab urbe condita / Ed. F.Ruehl. Lipsiae, 1887.

4. Eusebius Pamphilus. Historia Ecclesiastika / Ed. E.Schwartz. Leipzig, 1908. - Евсевий Памфил. Церковная история. [Без переводчика]. М., 1993.

5. Eusebius Pamphilus. Vita Constantini / Hrsg. von F. Winkelmann. Berlin,1975. - Евсевий Памфил. Жизнеописание Константина. Пер. М.С.Корелина / Сочинения, т.II, Спб., 1858. C.3-312.

6. Eusebius Pamphilus. De Laudibus Constantini / Eusebius' Werke, bd.I / Ed. I.A.Heikel. Leipzig, 1902. S.195-223. - Евсевий Памфил. Хвала Константину. Пер. М.С.Корелина / Сочинения, т.II, СПб., 1858. С.314-332. - Eusebius. In Praise of Constantine. Trans. by H.A.Drake // University of California Publications: Classical Studies, vol.15, Berkeley, 1976. P.83-102.

7. Flavius Vegetius Renatus. De Re Militari / Ed. et correct. a Godescalco Stewechio Heusdano. Antverpiae, MDLXXXV.- Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. Пер. С.Кондратьева // ВДИ, 1940, № 1. С.231-293.

8. Lactantius. De Mortibus Persecutorum / Ed. J.Pesent. Torino,1923. - Лактанций. О смерти гонителей. Пер. Е.В.Корнеева/ Творения, ч.2, СПб., 1848.

9. Libanius. Opera / Ed. R.Foerster, vol. I-XII, Lipsiae, 1903-1927. - Либаний. Речи. Пер. С.П. Шестакова. Казань, 1912-1916.

10. Origo Constantini Imperatoris // Excerpta Valesiana. Pars prior / Ed. J.Moreau, V.Velkov. Lipsiae, 1968. S.1-10.

11. Orosius. Historiae Adversum Paganos / Ed. C.Zangemeister. Lipsiae, 1889.

12. XII Panegyrici Latini / Ed. R.A.B.Mynors. Oxford, 1964.

13. Philostorgios. Ecclesiastika Historia/PGr, vol.65. Col.459-638. - Сокращение церковной истории Филосторгия. [Без переводчика], СПб., 1854.

14. Sextus Aurelius Victor. Liber de Caesaribus / Ed. Fr.Pichmayr. Leipzig,1970.- Секст Аврелий Виктор. О Цезарях. Пер. В.С. Соколова // ВДИ, 1963, №4. С.214-226.

15. Socrates. Ecclesiastika Historia / PGr, vol.67. Col.28-842. - Сократ Схоластик. Церковная история. [Без переводчика], СПб., 1850.

16. Sozomenus. Ecclesiastika Historia // PGr, vol.67. Col.843-1630. - Церковная история Эрмия Созомена. [Без переводчика], СПб., 1861.

17. Sulpicius Severus. Chronica // CSEL, vol.I. Col.3-105.

18. Theodoretus. Ecclesiastika Historia // PGr, vol.82. Col.881-1280. - Феодорит. Церковная история. [Без переводчика], СПб., 1852.

19. Zosimus. Historia Nova / Ed. L.Mendelson. Lipsiae,1887. - Zosimus. New History. Transl. by R.T.Ridley, Canberra, 1982.

II. Научная литература.

20. Абрамзон М.Г. Римский императорский культ в памятниках нумизматики. Магнитогорск, 1993.

21. Бартошек М. Римское право. Понятия.Термины. Определения. М., 1989.

22. [ Без автора ]. По вопросу из истории Константина Великого // ПО, т.1, 1890. С.72-99.

23. Бердников И. Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Казань, 1881.

24. Блок М. Феодальное общество // Апология истории. М., 1986. С. 122-181.

25. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, т.1-4, М., 1994.

26. Брунс К.Г., Ленель О. Внешняя история римского права. М., 1904.

27. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Ми-ланский эдикт 313 г. Пг., 1916.

28. Бриллиантов А.И. К истории арианского спора до I Все-ленского собора//ХЧ, 1913, ч.2.

29. Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. М., 1892.

30. Бычков В.В. Эстетика Поздней Античности. М.,1981.

31. Гарнак А. Церковь и государство до установления государственной церкви // Общая история европейской культуры / Под ред. И.М.Гревса, Ф.Ф.Зелинского, Н.И.Кареева, М.И.Ростов-цева, т.V, СПб., 1907. С.247-269.

32. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи, ч.1, М., 1883.

33. Голиков И.И. Сравнение свойств и действий Константина Великого со свойствами и делами Петра Великого. М., 1810.

34. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

35. Гроссу Н.С. Миланский эдикт // ТКДА, т.30, 1913, кн.10. С.247-278.

36. Давыдов Ю.Н. и др. История теоретической социологии, т.1, М., 1995.

37. Дилигенский Г.Г. Северная Африка в IV-V вв. М., 1989.

38. Донини А. У истоков христианства. М., 1989.

39. Дюмон Л. Модифицированный взгляд на наши истоки: христианские начала современного индивидуализма // Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1, М., 1991. С.76-104.

40. Заозерский Н. Церковный суд в первые века христианства. Кострома, 1878.

41. Каждан А. Судьбы христианства при Константине // ВИ, 1965, №5. С.214-217.

42. Касторский А. Константин Великий, Святой и Равноапо-стольный // ПС, 1913, №9. С.347-358.

43. Кельзен Г. Нормы справедливости // Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов, вып.2 / Отв. ред. В.Н.Кудрявцев, Н.Н.Разумович, М., 1988.

44. Керенский В.А. Литература о св.Константине // ПС, 1913, №9. С. 380-392.

45. Кривушин И.В. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский. Иваново,1995.

46. Курбатов Г.Л. Политическая теория в Ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократической оппозиции // Культура Византии IV - пер.пол.VII в. М., 1984. С.98-119.

47. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.

48. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты (К истории общественно-политической мысли). Л., 1991.

49. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

50. Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880.

51. Курганов Ф.А. Император Константин Великий // ПС, 1913, №9. С.255-304.

52. Лебедев А.П. Обращение Константина Великого в христи-анство // Церковно-исторические повествования. СПб., 1903.

53. Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. СПб., 1904.

54. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М.,1994.

55. Лебедев А.П. Константин Великий, первый христианский император // ХЧ, 1912, №6. C.676-700.

56. Лебедев Д.А. Обращение императора Константина Великого в христианство // Собр.соч., т.9, СПб.,1902. С.30-50.

57. Лебедев Д.А. Первый христианский император на троне римских цезарей // Собр. соч., т.9, Спб, 1902. С.51-68.

58. Лебедев Д.А. Антиохийский собор 324 года и его послание Александру, епископу Фессалоники // ХЧ, 1911.

59. Лебедев Д.А. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и о "Великом и Священном Соборе в Анкире" // ТКДА, 1914-1915.

60. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976.

61. Луковская Д.И. Типы и формы преемственности в развитии политико-правовой мысли // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М., 1986. С.19-32.

62. Майка Ю. Социальное учение католической церкви (опыт исторического анализа). Рим - Люблин, 1994.

63. Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1950.

64. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Сборник статей / Под ред. В.И. Рутенбурга, И.П. Медведева. Л., 1990. С.7-45.

65. Нерсесянц В.С. Правопонимание римских юристов // СГП, 1980, №12. C.83-91.

66. Подосинов А.В. Ориентация по странам света в древних культурах // Одиссей. М., 1994. С.37-53.

67. Покровский А.И. История римского права. Пг., 1916.

68. Попова Т.В. Художественные особенности сочинения Евсевия Кессарийского Vita Constantini // ВВ, 1973, №34. С.122-129.

69. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054 г.). 2 изд. Брюссель, 1988.

70. Пухта Г.Ф. История римского права, вып.III, М., 1864.

71. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

72. Садов А.И. Древнехристианский писатель Лактанций. СПб., 1900.

73. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы исто-рии. М., 1988.

74. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985.

75. Свенцицкая И.С. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II-III вв.). Язычество и христианство // ВДИ, 1992, №2. С.54-71.

76. Сидоров А.И. Арианство в свете современных исследований//ВДИ, 1988, №2. С.86-97.

77. Соколов В.О. О влиянии христианства на греко-римское законодательство // ЧОЛДП, 1877,кн.I. C.53-94; кн. V. C.509-541; кн.XI. C.548-567; 1878, кн.III. C.260-392, кн.IX. C.227-323, кн.XII. C.664-714.

78. Спасский А. Обращение императора Константина Великого в христианство. Сергиев Посад, 1904.

79. Cтоянов А.И. Уголовное право Рима от древнейших времен до Юстиниана включительно // ЗХУ, 1895, N 3. C.99-130.

80. Удальцова З.В. Развитие исторической мысли Ранней Византии // Культура Византии IV - пер.пол. VII вв. М., 1984. С.119-272.

81. Успенский Ф. Миланский эдикт Константина Великого//ПС, 1913, № 9. С.305-346.

82. Фармаковский М. Миланский эдикт // Гермес, 1913, № 20. C. 537-541.

83. Февр Л. Иконография и проповедь христианства // Бои за историю. М., 1991. С.393-413.

84. Флоровский Г.Б. Восточные отцы V-VIII вв. М., 1992.

85. Фролов Э.Д. Русская историография античности (до середины XIX в.). Л., 1967.

86. Цыпин Л. Каноническое право. М., 1991.

87. Шабага И.Ю. Роль культа императоров в конце III-IV вв. по данным галльских панегириков // Проблемы истории античности и средних веков. М.,1982. С.40-55.

88. Шмеман А. Догматический союз // Ретроспективная и сравнительная политология, вып.1. М., 1991. С.105-119.

89. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.

90. Alfoldi A. The Conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxford, 1948.

91. Baker G.P. Constantine the Great and the Christian Revo-lution. New-York, 1969.

92. Barb A.A. The Survival of Magic Arts // Paganism and Christianity. P.99-125.

93. Barnes T.D. Constantine and Eusebius. Cambridge, 1981.

94. Barnes T.D. Constantine’s Prohibition of Pagan Sacrifice // AJP, vol.105, 1984. P.69-72.

95. Barnes T.D. A Correspondent of Iamblichus // GRBS, vol.19, 1978, P.99-106.

96. Barnes T.D. Statistics and the Conversion of the Roman Aristocracy // JRS, vol.LXXXV, 1995. P.135-147.

97. Baynes N.H. Constantine // CAH, vol.XII, 1939. P.678-699.

98. Baynes N.H. Constantine the Great and the Christian Church. London, 1929.

99. Beaujeu J. Les Apologistes et le Culte des Souverains // Le Culte des Souverains dans l’Empire Romain / Entretiens prepares et presides par W. Den Boer, Geneve, 1973. P. 101-136.

100. Bowerson G.W. The Imperial Cult: Perception and Persistence // Jewish and Christian Self-Definition. Self-Definition in the Graeco-Roman World, vol. III, London, 1982. P.171-182.

101. Bruun P. The Consecrational Coins of Constantine the Great // Arctos, №1, 1954. P.19-31.

102. Bruun P. The Christian Signs of the Coins of Constantine // Arctos, №3, 1962. P.5-35

103. Burckhardt J. The Age of Constantine the Great. English transl. by M.Hadas. New-York, 1948.

104. Chastagnol A. Quelques Problems de la Prosopographie Romaine et Byzantine des IVe -Ve Siecles // Proceedings of the VIIth Congress of the International Federation of the Societies of Classical Studies, vol.II / Ed. by J.Harmatta, Budapest, 1984. P.83-92.

105. Cochrane Ch.N. Christianity and Classical Culture. A Study of Thought and Action from Augustus to Augustine. Oxford, 1944.

106. Dagron G. Naissance d’une Capital. Constantinople et ses Institutions de 330 a 451. Paris,1974.

107. Delattre A.L. Inscriptions de Chemtou (Simittu) Tunicie // Revue archeologique,1881, №7. P.19-35.

108. Drake H.A. in Praise of Constantine: Historical Study and New Translation of Eusebius’ Tricennial Orations // University of California Publications: Classical Studes, vol.15, Berkeley - Los Angeles, 1976.

109. Drake H.A. Rewiew of T.D.Barnes. Constantine and Eusebius // AJP, vol.103, 1982, №4. P.465-466.

110. Duruy V. Histoire des Romains depuis les Temps les plus Recules jusqu’a l’Invasion des Barbares, vol.VII, Paris, 1875.

111. Ehrhardt A.A.T. Some Aspects of Constantine’ Legislation // Studia Patristica, vol.II, Berlin, 1957. P. 114-121.

112. Elliott T.G. Constantine’s Conversion: Do We Really Need It?// Phoenix, vol.XLI, 1987, №4. P.420-439.

113. Elliott T.G. Eusebian Frauds in the Vita Constantini // Phoenix, vol.LV, 1991, №2. P.162-171.

114. Errington R.M. Constantine and the Pagans // GRBS, vol.29,1988, № 3. P.309-318.

115. Evans-Grubbss J. Abduction Marriage in Antiquity: A Law of Constantine (CTH, IX, 24,1) and Its Social Context // JRS, vol.LXXIX, 1989. P.59-83.

116. Frend W.H.C. The Donatist Chruch. Oxford, 1952.

117. Guerin M. Voyage Archeologique dans la Regence de Tunis, vol.I. Paris, 1862.

118. Honn K. Konstantin der Grosse. Leipzig, 1945.

119. Isaac J.P. Factors in the Ruin of Antiquity. Toronto, 1971.

120. Jones A.H.M. The Social Background of the Struggle between Paganism and Christianity // Paganism and Christianity. P.17-38.

121. Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602, vol.1-3. Oxford, 1964.

122. Kaegi W.E. Byzantium and the Decline of Rome. Princeton, 1968.

123. King N.Q. The Theodosian Code as a Source for the Religious Policies of the First Byzantine Emperors // NMS, vol.6, 1962. P.12-17.

124. Krautheimer R. The Constantinian Basilica // DOP, vol.21, 1961. P.115-140.

125. Langstadt E. Tertullian’s Doctrine of Sin and the Power of Absolution in "De Pudicitia" // Studia Patristica, vol. II, Berlin, 1957. P. 251-257.

126. Mattingly H. The Later Paganism // HTR, vol. XXXV, 1942, № 3. P. 171-178.

127. Millar F. The Imperial Cult and the Persecutions // Le Culte des Souverains dans l’Empire Romain / Entretiens prepares et presides par W. Den Boer. Geneve, 1973. P. 143-166.

128. Momigliano A. Pagan and Christian Historiograthy in the Fourth Century A.D. // Paganism and Christianity. P. 79-98.

129. Momigliano A. Christianity and the Decline of the Roman Empire// Paganism and Christianity. P. 5-17.

130. Monceaux P. Histoire Litteraire de l’Afrique Chretienne depuis les Origines a l’Invasion Arabe, t.3, Paris,1905.

131. Parker H.M.D. A History of the Roman World A.D. 138 to 337. London,1935.

132. Piganiol M. Histoire de Rome. Paris, 1954.

133. Pichon R. Derniers Ecrivains Profanes, Paris,1906.

134. Ramsay W.M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire // Luke the Physician and Other Studies in the History of Religion. London, 1908. P.141-169.

135. Ramsay W.M. The Church of Lycaonia in the Fourth Century // Luke the Physician and Other Studies in the History of Religion. London, 1908. P. 331-411.

136. Seek O. Licinius // RE, bd.XIII, 1929. S.222-230.

137. Stevenson J. The Life and Literary Activity of Lactantius // Studia Patristica, vol.I, Berlin, 1957. P.661-677.

138. Storch R.H. The Eusebian Constantine // Church History, vol.40, 1971, №2. P.145-155.

139. Straub J.A. Constantine as KOINOS EPISKOPOS. Tradition and Innovation in the Representation of the First Christian Emperors Majesty // DOP, vol.21, 1962. P.39-55.

140. Taubenschlag R. The Law of Graeco-Roman Egypt in the Light of the Papyri 332 B.C. - 640 A.D. New-York, 1944.

141. Tefler W. The Author’s Purpose in the Vita Constantini // Studia Patristica, vol.I, Berlin, 1957. P.151-167.

142. de Villefosse H. Inscriptions de Thala et de Haidrah (Tunisie) // Revue Archeologique, 1878, №7. P.33-41.

143. Vogt J. Pagans and Christians in the Family of Constantine the Great // Paganism and Christianity. P.38-56.

144. Walbank F.W. The Decline of the Roman Empire in the West. London, 1946.

145. Warmington B.H. Constantine and his Age // CR, vol.33, 1983, №2. P.278-284.

146. Wiemer H. Libanius on Constantine // The Classical Quartely. N.S., vol.XLIV, 1994. №2. P.511-524.

Cписок сокращений.

I. Сборники эпиграфических и юридических памятников.

CIL Corpus Inscriptionum Latinarum, vol.I-XVI. Leipzig, 1862-1943.

CJ Codex Justiniani // Corpus Juris Civilis / Ed. A.D.Alberto, D.Mauritio, A. Herrmanni. Lipsiae, 1870.

CTh Theodosiani Libri XVI ***** Constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes/Ed. Th.Mommsen et P.Meyer, vol.I- II, Berol., 1905.

Dess. Dessau H. Inscriptiones latinae selectae, vol.I- III, Berol., 1892-1916.

MAMA Monumenta Asiae Minoris Antiqua / Ed. by W.M.Galder, vol.VII, Manchester, 1956.

PGM Papyri Graecae Magicae / Ed. K.Preisendanz, t.2, Berlin, 1931.

II. Периодические издания и сборники статей.

ВВ Византийский Временник

ВДИ Вестник Древней Истории

ВИ Вопросы Истории

ЗХУ Записки Харьковского Университета

ПО Православное Обозрение

ПС Православный Собеседник

СГП Советское Государство и Право

ТКДА Труды Киевской Духовной Академии

ХЧ Христианское Чтение

ЧОЛДП Чтения Общества Любителей Духовного Просвещения

AJP American Journal of Papyrology

CAH Cambridge Ancient History

CR Classical Review

CSEL Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum /Ed. par l’Academie de Vienne, depuis 1866.

DOP Dumbarton Oaks Papers

GRBS Greek, Roman and Byzantine Studies

HTR Harvard Theological Review

JEH Journal of Ecclesiastical History

JRS Journal of Roman Studies

NMS Nottingham Medieval Studies

Paganism and Christianity. The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Essays ed. by A.Momigliano. Oxford, 1963.

PGr Patrologiae Cursus Completus. Patrologia Graeca/Ed. J.P.Migne. 162 vol. usque ad saec. XV, 1857-1866.

ПРИМЕЧАНИЯ

290. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты... С.10. Подобный взгляд на положение церкви в Поздней империи имеется уже у В.Рамзея: Ramsay W.M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire // Luke the Physician and Other Studies in the History of Religion. London.1908. P.141-169.(назад)

291. Церкви, построенные при Константине, ярко отличаются по своему типу - это тип "базилики", тип общественных зданий, приспособленных для того, чтобы вмещать большие массы людей" - Krautheimer R. The Constantinian Basilica // DOP. Vol.21. 1961. P.128.(назад)

292. Momigliano A. Christianity and the Decline of the Roman Empire // Paganism and Christianity. P.9-10.(назад)

293. Baker G.P. Constantine the Great and the Christian Revolution. New-York. 1969.(назад)

294. Barnes T.D. Constantine`s Prohibition of Pagan Sacrifice // AJP. Vol.105. 1984. P.72.(назад)

295. В нашем распоряжении имеются папирусы с магическими заклинаниями, обращенными к богу христиан (PGM.P.3; PGM.P.5 a; PGM.P.6). Интересно вспомнить в этой связи о категорическом осуждении магии и астрологии Тертуллианом (Tertul.De Idol.IX).(назад)

296. Мы уже указывали на примеры подобного восприятия христианства императорами Гелиогабалом и Александром Севером (SHA.XVII.3; SHA.XVIII.29). В этой связи можно также упомянуть о том, что знаменитый обличитель ересей Епифаний Кипрский осуждает еретиков, отдающих сверхдолжные почести Деве Марии, превознося ее до высоты Бога и принося в честь нее жертвы (Epith. Haer. LXXIX).(назад)

297. Эта особенность религиозных воззрений новообращенных доказывается хотя бы отмеченным А.Б. Рановичем фактом наличия в первые века христианства на несомненно христианских надгробных памятниках языческой аббревиатуры DMS - diis manibus sacrum, то есть посвящений духам предков. - Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.1990.С.109. Прим.1. Примеры подобных надписей см.: Delattre A.L. Inscriptions de Chemtou (Simittu) Tunicie // Revue archeologique. 1881. №7. P.22. №23; Guerin M. Voyage archeologique dans la regence de Tunis. Vol.I. Paris. 1862. P.405. №177; P.406. №178; P.417. №194 и др.(назад)

298. Соколов В.О. О влиянии христианства...// ЧОЛДП. Кн.XII. C.387.(назад)

299.  Puesh A. Prudence: Etude sur la Poеsie Latine Chretienne au IV siecle. Paris. 1888. P.26 - цит. по: Февр Л. Иконография и проповедь христианства // Бои за историю. М. 1991. С.396.(назад)

300. Ibidem.(назад)

301. Подосинов А.В. Ориентация по странам света в древних культурах // Одиссей. М. 1994. С.47-50.(назад)

302. Подосинов А.В. Ориентация... С.49.(назад)

303. Подосинов А.В. Ориентация... С.50.(назад)






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=482